Статья Интерактивные технологии на уроках предметов естественного цикла
Интерактивные технологии на уроках предметов естественного цикла.
Говоруха О., Несторенко С.М.
ЛуганскАннотация. Интерактивные технологии на уроках предметов естественного цикла. На уроках естественного цикла целесообразно применять интерактивные технологии кооперированного обучения (работа в парах, карусель, аквариум), технологии коллективно-группового обучения (микрофон, незаконченное предложение, броуновское движение), и технологии ситуативного моделирования (имитационные игры).
Annotation Interactive technologies of teaching those which are made with student’s active interplay through a process of study.On the lessons of natural history it is helpful to use interactive technologies of cooperative teaching (work in pairs, carousel, aquarium), technologies of collectively-group teaching (microphone, incomplete sentences, brain storm), and technologies of modeling situation (imitation games).
Utilization of interactive methods of teaching on the lessons permit to realize an idea of combined work, motivation to the study.
Стремительное развитие событий в мировой науке и социальной жизни в целом требует от современного учителя высокого уровня профессионализма – понятия, которое включает не только понимание учебного материала, умения подать его ученикам, но и исключительное понимание новых научных достижений.
В последнее время отечественная школа пополнилась знаниями об интерактивных методах обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «inter» - взаимный и «akt» - действовать. Термин «интерактивные методы» ввел в 1975 году немецкий исследователь Ганс Фриц. Таким образом, интерактивный – способный к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предполагаемую цель – создать комфортные условия, в которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальные способности. Такие подходы к обучению не являются полностью новыми для школы, частично они уже применялись еще в первые десятилетия прошлого столетия. В прошлый период применяемые бригадно-лабораторные и проектные методы, работа в парах сменного состава, производственные и трудовые экскурсии были передовым словом не только в советской школе, но и в мировой педагогике.
Внедрение основных положений школьной реформы в практику обучения предметов естественного цикла потребует продолжительной настойчивой работы с усовершенствованием методики преподавания, повышения качества и результативности работы на уроке, полноценного использования его воспитательного потенциала, усиления практической нацеленности. В настоящее время существует достаточно различных форм и методов обучения предметов естественного цикла, которые ориентированы на лучшее усвоение учебного материала и повышение качества знаний и умений. Но для того, что бы достичь этой цели, необходимо построить урок так, чтобы он был интересным и не перегружал учеников. Поэтому учителя-практики стремятся на уроках предметов естественного цикла объединить традиционные и инновационные методы обучения.
На уроках предметов естественного цикла целесообразно использовать интерактивные технологии кооперированного обучения (работа в парах, ротационные тройки, два-четыре-все вместе, карусель, аквариум), технологии коллективно-группового обучения (микрофон, незаконченнее предложения, мозговой штурм, обучая – учусь («Броуновское движение»), ажурная пила («мозаика»), дерево решений, анализ ситуации)), технологии ситуативного моделирования.Интерактивные технологии кооперированного обучения достаточно хорошо зарекомендовали себя на уроках обобщения и проверки знаний учащихся. Например, карусель, позволяет одновременное вовлечение всех участников в активную работу с различными партнерами по обсуждению дискуссионных вопросов. Вообще эта технология может применяться для обсуждения любой острой проблемы с диаметрально противоположных позиций; для сбора информации по какой-либо теме; для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний; для развития умений аргументировать собственную позицию. Интерактивный метод – аквариум – форма деятельности учеников в малых группах, эффективный для развития навыков общения, усовершенствования умения дискутировать и аргументировать свое мнение.
Методы коллективно-группового обучения предусматривают совместную работу всего класса. Цель которых - объяснение некоторых положений, сложных или проблемных вопросов в учебном материале, мотивация познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и прочее.
Использование игры (технологии ситуативного моделирования) в учебном процессе всегда сталкивается с противоречием: обучение является всегда процессом целенаправленным, а игра по своей природе имеет неопределенный результат. Поэтому задание педагога при использовании игры в обучении состоит в упорядочивании игры определенной дидактической цели.
Интерактивное обучение позволяет сделать многовекторной дидактическую цель, учебные задания. Прежде всего, оно развивает умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учениками, приучает работать в команде, прислушиваться мнения товарищей. Применение интерактива снимает нервное напряжение школьников, дает возможность изменять формы их деятельности, перекладывая внимание на узловые вопросы работы.
Применение интерактивных технологий предъявляет определенные требования к структуре урока. Как правило, структура таких занятий включает пять элементов:
Мотивация;
Объявление, представление темы и ожидаемых результатов;
Предоставление необходимой информации;
Интерактивное упражнение – центральная часть упражнения;
Подведение итогов, оценивание результатов урока.
Интерактивные технологии обучения дают возможность на основании активного взаимодействия в процессе обучения получить новые знания и организовать общую деятельность от отдельного взаимодействия до широкого сотрудничества.
Неоднозначною является оценка учителей-практиков относительно эффективности интерактивных технологий на уроке. Необходимо сказать, что технологии имеют и определенные недостатки в учебно-воспитательном процессе.
Особенно важным является то, что участие в интеракции способствует формированию и развитию навыков сотрудничества у учеников. Человек как социальное существо беспрерывно функционирует в различных группах, также умение адаптироваться в различных коллективах, ориентироваться в жизненных ситуациях с условием успешной самореализации личности. Существенно и то, что участвуя в интеракции, ученики занимают активную позицию в обучении, становятся субъектами обучающего процесса. Правильно организованная интеракция позволяет привлечь всех учеников класса в работу одновременно, сводит к минимуму возможность пассивности детей или неучастие в работе. Создание благоприятной обстановки для интеракции помогает ученикам преодолеть неуверенность в собственных силах, страх перед диалогом с учителем и одноклассниками, дает возможность тем учащимся, которые обычно не достигают удовлетворительных результатов в индивидуальной работе, реализовать себя во время выполнения интерактивных заданий при поддержке партнеров по группе. Использование интерактивных технологий на уроке повышает эффективность усвоения информации, развивает коммуникативные навыки учащихся, повышает интерес к обучению, учит детей самостоятельного поиска информации, требует от них творческого подхода к решению задач.
Но вместе с тем существуют и определенные проблемы применения интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе. Одной из проблем, которую определяют педагоги, является отсутствие традиционной дисциплины (все учащиеся работают одновременно), что усложняет контроль за выполнением задания. Во- вторых, учащиеся должны усвоить правила работы в группе ( на принятие и осознание необходимости соблюдения этих правил затрачивается некоторое время.
Одним из главных условий достижения успеха в интеракции является выбор соответствующего стиля общения учителя с учениками. Учитель сменяет функцию информатора, контролера на функцию консультанта, фасилитатора, который направляет, поддерживает учащихся помогает достичь им успеха в работе.
Особенностью интерактивного обучения является подготовка молодого человека к жизни и общественной активности в обществе. Это требует активизации учебных возможностей учащегося вместо пересказывания абстрактной информации, оторванной от их жизни и социального опыта.
Литература:
Пометун О.І. та ін. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: Наук.-метод.посібн. / О.І. Пометун, Л.В. Пироженко, За ред.. О.І. Пометун – К.: Вид-во А.С.К., 2004. – 192 с.
Сиротинко Г.О. Сучасний урок: інтерактивні технології навчання. – Х.: Основа, 2003. – 80 с.
Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. – 2000. - №1. – с.25-27.
О.В. Багрова Інтерактивні технології як об’єкт навчання педагогів у системі післядипломної педагогічної освіти.
Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001 – 493 с.
Інновації в сучасному педагогічному процесі: Теорія та практика: Зб. статей за матеріалами Всеукр. наук.-практ. конф./ Луганськ 21-22 груд. 1999 р.)/ Редкол.: С.Я. Харченко (гол.ред.) та ін. – Луганськ, 2000. – 257 с. – Ч.1
Нісімчук А.С., Падалка О.С., Шпак О.Т. Сучасні педагогічні технології: Навчальний посібник. - К.: Видавничий центр "Просвіта"; Пошуково-видавниче агентство "Книга Пам'яті України", 2000. - 368с.
Освітні технології: Навч.-метод. посіб. / О.М. Пєхота, А.З. Кіктенко, О.М. Любарська та ін.; За заг. ред. О.М. Пєхоти. – К.:А.С.К., 2001. – 256 с.
Еделева Е. Форум – театр: Интерактивная техника групповой работы // Школьный психолог. – 1997. - №7. – с. 18-37.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 185 с. Література: