Урок физической культуры по волейболу и подготовкой учащихся к сдаче норм ГТО
Физическая культура, 9 класс.
Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. Прием мяча снизу двумя руками, отраженного от сетки. Учебная игра
Чаплыгина Ирина Витальевна
учитель высшей категории МБОУ «СШ № 65».
Пояснительная записка.
Данный урок разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
УМК: В. И. Лях, А. А. Зданевич «Физическая культура 8 – 9 классы»
Цель урока: развитие основные физические качества посредством спортивной игры в волейбол.
Задачи урока:
обучающие:
совершенствовать в технику приёма мяча сверху и снизу;
закрепить прием мяча снизу двумя руками, отраженного от сетки;
развивающие:
формировать основы правильной осанки;
развивать силу мышц рук и брюшного пресса, подготовка к выполнению видов испытаний ГТО;
развивать ловкость и координацию движений, посредством игры в волейбол;
воспитательные:
воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки;
воспитывать терпеливость, целеустремленность, коммуникативность;
формировать положительное отношение к комплексу ГТО.
Тип урока: комбинированный.
Место проведения: спортивный зал.
Используемое оборудование: волейбольные мячи один на пару, сетка, свисток, секундомер.
План урока.
I. Подготовительная часть – 14 мин.:
1. Организационно-мотивационный компонент - 2 мин.
2. Актуализация знаний – 2 мин.
3. Разминка. ОРУ – 8 мин.
ОРУ в движении и упражнения на формирования осанки и коррекции плоскостопия – 4 мин.
ОРУ на месте – 4 мин.
4. Подготовка к выполнению видов испытаний ГТО – 2 мин.
II. Основная часть -31 мин.:
1. Совершенствование техники:
Передача мяча сверху, стоя спиной к цели – 10 мин.
Приема мяча снизу, отскочившего от сетки – 5 мин.
2. Закрепление изученного материала с использованием учебной игры – 11 мин.
III. Заключительная часть – 3 мин.:
1. Упражнение на дыхание – 1 мин.
2. Итоги урока. Рефлексия – 1 мин.
3. Домашнее задание – 1 мин.
Конспект урока.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Подготовительная часть (14 мин.)
1.Организационно-мотивационный компонент (2 мин.)
Цель этапа: обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку Цель этапа: организованно начать урок, выполняя команды учителя
Построение класса в одну шеренгу, приветствие. «Класс! Равняйсь! Смирно! По порядку номеров расчитайсь!» Учащиеся строятся в шеренгу и согласованно выполняют действия.
2. Актуализация знаний (2 мин.)
Цель этапа: создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей деятельности.
Проверка пульса. Обеспечить конкретность, доступность и понимание учащимися задач урока Цель этапа: сформировать положительное отношение к занятиям физической культурой, помочь сформулировать цель урока
Беседа «Влияние физических упражнений на основные системы организма».
- Ребята, а какие системы организма человека вы знаете? Как влияют занятия физическими упражнениями на кровеносную систему организма? Что вы знаете о пульсовом режиме? Какими способами можно определить пульс? Сегодня мы с вами будем наблюдать за изменением пульса в зависимости от физической нагрузки.
- Какой спортивной игрой мы с вами занимались на предыдущих уроках? А как занятия волейболом влияют на ЧСС? Сравните ЧСС спортсмена и ребенка, который не занимается спортом?
С какими приемами игры в волейбол мы ознакомлены? А как вы думаете, какие приемы мы с вами будем совершенствовать сегодня?
Сформулируйте тему урока. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вспоминают на каких еще уроках можно узнать информацию о системах организма.
Подсчитывают пульс за 6 с, умножают на 10, каждый ученик запоминает свою цифру.
Ребята обобщают, анализируют, сравнивают
Учащиеся формулируют тему урока
3.Разминка. ОРУ (8 мин.)
Цель этапа: подготовить мышцы стопы и голеностопные суставы к дальнейшей нагрузке.
Постепенная функциональная подготовка сердечно-сосудистой системы и органов дыхания к повышенным нагрузкам.
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах шейного отдела позвоночника; в суставах рук и плечевого пояса; суставов фаланг пальцев и лучезапястных суставов.
Содействие увеличение эластичности мышечной ткани и мышц спины, боковых мышц живота; мышц верхних и нижних конечностей. Цель этапа: выполнение ОРУ в движении и упражнения на формирование осанки и коррекции плоскостопия.
ОРУ в движении и упражнения на формирования осанки и коррекции плоскостопия
Учитель подает команды: «Класс! Налево! В обход по залу шагом марш! На носках, руки в стороны марш! На пятках, руки сзади в замок марш! На внешней стороне стопы, руки на поясе марш! На внутренней стороне стопы, руки на поясе марш!» Учащиеся идут в обход налево в колонне по одному, соблюдая дистанцию. Обращают внимание на сохранение правильной осанки при ходьбе.
Выполнение ОРУ типа зарядка и подготовка организм к двигательным нагрузкам
Учитель подает команды: «Бегом марш!»
Сочетание видов перемещений:
-бег с ускорением;
-бег приставными шагами правым (левым) боком
-бег спиной;
-бег скрестным шагом правым (левым) боком. Выполняют бег, следят за дистанцией, правильностью дыхания при беге.
Выполняют упражнения четко и точно, при движении спиной вперед смотрят через правое плечо.
Упражнения на восстановление дыхания Двигаются по залу, следят за правильностью вдоха через нос и выдоха через рот.
ОРУ типа зарядки
Перестраивает учащихся из колонны по одному в колонну по три одновременно с поворотом
Предлагает выполнить ОРУ на месте
Приложении № 1
Предлагает подсчитать пульса, Сравнить его с начальным значением
Приложение № 2 Выполняют перестроения
Выполняют ОРУ типа зарядки
Измеряют пульса, сравнивают его с начальным значением
4. Подготовка к выполнению видов испытаний ГТО (2 мин.)
Цель этапа: подготовка к выполнению видов испытаний ГТО, воспитание положительного отношения к комплексу ГТО Цель этапа: готовятся к восприятию видов испытаний ГТО, организуют себя к выполнению видов испытаний ГТО
Беседа «Истории возникновения комплекса ГТО».
Сообщает об испытаниях, тестируемых в ГТО, предлагает выполнить одно из упражнений, а именно, сгибание и разгибание рук из положения лежа на полу Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение сгибание и разгибание рук из положения лежа на полу. Сравнивают свои результаты с результатами в таблице комплекса ГТО
II. Основная часть (31 мин.)
Цель: организация учащихся для выполнения основной части урока.
Закреплять навыки верхней передачи в парах.
Содействовать четкости выполнения передачи сверху, приему мяча снизу.
Научить взаимодействию игроков в групповом исполнении, добиваться четкости передачи мяча партнеру. Цель этапа: контролировать техническую грамотность выполнения приемов.
Выполнение подводящих упражнений:
- верхняя передача мяча в парах;
Приложение № 3 Работают в паре, стараются правильно выполнять технику верхней передачи
- передача мяча над собой и партнеру
Приложение № 4 Взаимодействуют с партнером при выполнении верхней передачи
- один партнер выполняет передачу сверху, другой - прием снизу
Приложение № 5 Выполняют упражнения чередуя, после нескольких повторений смена заданий игроков
Работа в парах. Учитель объясняет технику передачи мяча двумя руками, стоя спиной к партнеру: «Встреча рук с мячом происходит над головой, передача выполняется за счет разгибания рук в локтях и движение туловища назад-вверх с одновременным прогибанием в грудной и поясничной области».
Приложение № 6 Работа в парах: один стоит спиной к другому, с собственным подбрасыванием выполняет передачу мяча двумя руками своему партнеру, тот ловит и выполняет это же движение.
Следят за стойкой и положением рук, выполняют задания
Работа в тройках
1. Крайний среднему, тот через голову партнеру, тот посылает мяч длинной передачей партнеру, меняемся позициями;
2. То же самое, но средний поворачивается при каждой передачи. Работают в тройках, выполняют верхнюю передачу мяча на разные расстояния, учатся взаимодействовать с партнерами.
Работа по отделениям:
1 отделение - выполняет нижний прием мяча в парах;
2 отделение – выполняет прием мяча, отскочившего от сетки. Напоминает технику приема мяча снизу, отскочившего от сетки: Объяснение технического приема: «Мяч, попавший в сетку, отскакивает от нее в зависимости от того, в какое место сетки он попадает: чем выше к сетки, тем круче его падение. Мяч принимается двумя руками снизу». Учащиеся работают по отделениям, следят за техникой выполнения приемов в волейболе.
1 отделение
Выполняет нижний прием мяча в парах
2 отделение
Работа в парах. Один игрок бросает мяч в сетку, другой принимает его снизу двумя руками после отскока от сетки. После приема мяч должен опуститься в зоне нападения.
Следят за своевременным подходом к мячу, в момент приема руки прямые, плечи отклоняются назад, при этом выполняется «подседание» под мяч.
Потом отделения меняются местами
Учебная игра в волейбол. Выполняет деление класса на две команды, напоминает правила игры, выбирает из освобожденных учащихся судейскую бригаду. Играют в волейбол по правилам игры, освобожденные учащиеся выполняют роль судей (Приложение № 7)
III.Заключительная часть (3 мин.)
1. Упражнения на дыхания (1 мин.)
Цель этапа: содействовать быстрому восстановлению дыхания и физическому состоянию организма Цель этапа: восстановить дыхание, проверить самоанализом результативности собственной деятельности на уроке
Релаксация: возьмите коврики, сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза медленно.
Подсчитайте, свой пульс, сравните его с пульсом в начале урока Подсчитывают пульс, сравнивают с начальным, он должен прийти в норму.
Учащихся анализируют результативности собственной деятельности на уроке.
2. Подведение итогов. Рефлексия (1 мин.)
Цель этапа: научить детей анализировать свою деятельность. Цель этапа: осуществить анализ своей деятельности.
Построение в одну шеренгу. Учитель задает вопросы: «Что вам понравилось на уроке? Какие технические действия у вас получались хорошо? Над чем надо еще тренироваться? У кого-то появился интерес к волейболу? Выполнены нами поставленные задачи? Отвечают на вопросы учителя, учатся анализировать свою деятельность на уроке.
Оценивают свою деятельность на уроке
3. Домашнее задание (1 мин.)
Цель этапа: объяснить значимость домашнего задания Цель этапа: планировать свои действия
Выйти на сайт gto.ru и посмотреть технику выполнения упражнения поднимание туловища из положения лежа за 1 мин. Выполнять это упражнение.
По желанию – подготовить рассказ о знаменитых волейболистах Ивановской спортивной школы.
Благодарю за работу, желаю дальнейших успехов в изучении техники и тактики волейбола. До свидания, товарищи учащиеся!
Разойдись! Выбирают домашнее задания для выполнения.
Информационные ресурсы:
1.https://yandex.ru/images/search?text=обучающие%20картинки%20про%20волейбол&stype=image&lr=5&noreask=1&source=wiz
2. Сайт gto.ru
Приложение № 1ОРУ типа зарядка:
1.И.П.- стойка ноги врозь, руки на пояс
-1-4 круговые движения головой вправо-влево.
2.И.П. - стойка руки к плечам
-1-4- круговые движения руками вперед, назад
3.И.П. - стойка ноги врозь, руки в «замок»,
круговые движения вперед, назад
4.И.П. – стойка ноги врозь, руки на поясе:
-1-2-наклон вправо;
-3-4-наклон вперед;
-5-6-наклон влево;
-7-8-наклон назад.
5.И.П. – стойка ноги врозь, руки на поясе:
-1-3- наклон вперед;
-4- И.П.
6.И.П. - выпад правой ногой вперед
-1-3-пружинистые покачивания на правой ноге;
-4-прыжком смена положения ног.
7.И.П.-упор присев
-1-3-выпрямление правой ноги назад;
-2-4-выпрямление левой ноги назад.
8.И.П.-упор лежа
-1-3-сгибание рук
-2-4-разгибание рук.
Приложение № 2
ЧСС (пульс)
Пульс: этот показатель дает важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы.
В норме у взрослого нетренированного человека пульс колеблется в пределах 60-89 ударов в минуту.
В положении лежа частота сердечных сокращений (ЧСС) в среднем на 10 ударов меньше, чем стоя.
У женщин пульс чаще на 7-10 ударов в минуту, чем у мужчин того же возраста.
У детей частота пульса значительно больше, чем у взрослых, так, у новорожденных пульс - в среднем 140 ударов в минуту, у детей до года пульс - 120, в возрасте 2 года — 110, в 5 лет — 100 ударов в минуту. С возрастом ЧСС у детей снижается.
В табл. 8 приведены средние величины ЧСС, наблюдаемые у начинающих физкультурников и спортсменов-разрядников.
Пульс (ЧСС) у начинающих физкультурников и спортсменов-разрядниковВозраст, лет Частота сердечных сокращений, уд/мин
начи-нающие спортсмены-разрядники
тренирующиеся в скоростно-силовых видах спорта представители спортивных игр тренирующиеся на выносливость
12 80 79 75 73
13 78 76 74 71
14 76 75 72 70
15 74 73 70 67
16 71 67 63 60
17 67 65 61 57
18 66 64 59 54
19-20 65 63 57 51
21-25 64 61 56 49
26-30 65 62 57 48
Пульс менее 60 ударов в минуту (обозначается как брадикардия) довольно часто регистрируется у спортсменов, особенно тренирующихся на выносливость (лыжников-гонщиков, марафонцев, бегунов на длинные дистанции, велосипедистов - шоссейников и др). К примеру, у лыжников-гонщиков высокой квалификации частота пульса в состоянии покоя составляет обычно 40-50 ударов в минуту, так проявляется экономизация работы сердца.
Если занятия физкультурника не направлены на преимущественное развитие выносливости, то нет и выраженного снижения ЧСС. При регулярной тренировке на выносливость уже через 3-4 месяца можно отметить унижение пульса обычно на 3 удара в минуту.
Частота пульса менее 40 в минуту может быть следствием патологических изменений в сердце. В данном случае необходимо кардиологическое обследование.
Выявленная в условиях покоя тахикардия (пульс выше 90 уд/мин) обычно указывает на патологию сердца или нарушение его нейрогуморальной регуляции.
О соответствии применяемой нагрузки функциональному состоянию занимающихся можно судить по исследованию пульса перед началом очередного занятия. Это помогает выявить остаточное утомление от предыдущего занятия и готовность организма к очередному, начинать которое надо в бодром, деятельном состоянии. Чтобы проверить восстанавливаемость пульса, до начала занятия надо отдохнуть сидя 3—5 минут и сосчитать пульс за 1 минуту. Если перед каждым занятием определяется примерно одинаковая величина пульса, это говорит о восстановлении его к началу очередного занятия. Величину пульса меньше 60 ударов за минуту оценивают как отличную, 60—74 — хорошую, 74—89 — удовлетворительную и более 90 ударов в минуту — как неудовлетворительную.
Степень увеличения пульса зависит от многих факторов, основные из них объем и интенсивность физической нагрузки. Однако эти факторы будут различны на каждом занятии, и было бы ошибкой пытаться определить, пусть даже ориентировочно, нормы сдвигов пульса после занятия, по которым можно было бы судить о функциональном состоянии организма. Здесь можно лишь отметить, что если частота пульса во время занятия будет колебаться в пределах 100—130 ударов в минуту, это свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Пульс 130—150 ударов характеризует работу средней интенсивности, частота пульса 150—170 ударов в минуту говорит о высокой нагрузке, учащение пульса до 170—200 ударов в минуту бывает при предельной нагрузке.
По этим величинам пульса можно оценивать физическую нагрузку до 50 лет, для молодых берется большая величина пульса в указанных пределах, для 50-летних — меньшая. Например, если на занятиях лиц молодого возраста фиксируется пульс 200 ударов в минуту, а на занятиях 50-летних — 170 ударов в минуту, то интенсивность нагрузки для тех и других оценивается как максимальная.
Следует подчеркнуть, что с возрастом снижается способность водителя сердечного ритма (синусового узла) генерировать высокую частоту импульсов возбуждения, поэтому после 25 лет обычно наблюдается снижение ЧСС при выполнении работы максимальной мощности (табл. 10).
Частота пульса при максимальной нагрузке в зависимости от возрастаВозраст, лет ЧСС, уд/мин
25 и младше 200
30 194
35 188
40 182
45 176
50 171
55 165
60 159
65 153
Приложение № 3
Техника выполнения верхней передачи мяча
Приложение № 4
Техника передачи мяча над собой
Приложение № 5
Техника приема мяча снизу
Приложение № 6
Техника выполнения передачи мяча двумя руками, стоя спиной к партнеру
Приложение № 7
Игра в волейбол