Рабочая программа по информатике 10 класс (углубленный уровень) Поляков К.Ю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 города Белово»
Утверждаю Директор школы _______ С.Г. Тимошенко
« 01 » сентября 2015 года
Рабочая программа
по предмету «Информатика»
в 10 а классе (углубленный уровень)
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Уткина Александра Евгеньевна, учитель информатики и ИКТ
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № 1 от «31» _августа_2015 года
Руководитель МО _______ Т.В.Кривошта
Согласовано с МС
Протокол № от « 01» сентября 2015 года
Председатель МС __________О.В. ЖурбичБелово 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………… 3
2. Содержание программы………………………………………………….. 8
3. Учебно-тематический план ……………………………………………… 12
4. Список литературы для учителя. Список литературы для учащихся… 13
5. Календарно- тематическое планирование……………………………… 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Информатика» составлена на основе:
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / Программа для старшей школы. Информатика. 10-11 классы. Углубленный уровень: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
- Авторская программа профильного курса «Информатика» в старшей школе на профильном уровне / Поляков К.Ю, Еремин Е.А. Преподавание курса «Информатика» в старшей школе. 10-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Количество часов в год: 136 часа
Количество часов в неделю: 4 часа
Четверть Количество по плану Проведено фактически Контрольные работы
1 четверть 35 2
2 четверть 29 4
3 четверть 44 3
4 четверть 28 3
Итого: 136 12
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий в 9 классе является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и языка программирования Visual Basic. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов и кратковременных тестов (5-10 мин) с использованием программы MyTest для тематической проверки знаний.
Требования к уровню подготовкиВ результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Информация и информационные процессы (6 часов)
Информатика и информация. Как получают информацию. Формы представления информации. Человек, информация, знания. Свойства информации. Информация в технике. Задачи, связанные с хранением передачей и обработкой информации. Измерение информации. Структура информации. Структурирование: линейный список, иерархия (дерево), графы.
Кодирование информации (14 часов)
Язык и алфавит. Естественные и формальные языки. Кодирование. Двоичное кодирование. Декодирование. Дискретность: аналоговые и дискретные сигналы, дискретизация. Алфавитный подход к измерению количества информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Восмиричная система счисления. Шестнадцатиричная система счисления. Другие системы счисления. Кодирование символов. Кодирование графической информации: растровое кодирование, кодирование цвета, векторное кодирование. Кодирование звуковой и видеоинформации. Оцифровка звука. Инструментальное кодирование звука. Кодирование видеоинформации.
Логические основы компьютеров (10 часов)
Логика и компьютер. Логические операции: операция «НЕ», операция «И», операция «ИЛИ», операция «исключающее ИЛИ», импликация, эквивалентность, другие логические операции. Логические выражения. Диаграммы Венна. Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики. Логические уравнения. Синтез логических выражений. Предикаты и кванторы. Логические элементы компьютера. Простейшие элементы. Триггер. Сумматор. Логические задачи: метод рассуждений, табличный метод.
Компьютерная арифметика (6 часов)
Особенности представления числе в компьютере. Предельные значения чисел. Различие между вещественными и целыми числами. Дискретность представления чисел. Программное повышение точности вычислений. Хранение в памяти целых чисел: целые числа без знака целые числа со знаком. Операции с целыми числами: сложение и вычитание, умножение и деление, поразрядные логические операции, сдвиги. Хранение в памяти вещественных чисел. Операции с вещественными числами: сложение вычитание, умножение и деление.
Устройство компьютера (9 часов)
Как устроен компьютер. История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ (совершенствование элементной базы). Развитие возможностей от поколения к поколению. Принципы устройства компьютера. Основные компоненты машины. Принцип двоичного кодирования. Принципы организации памяти. Выполнение программы. Что называют архитектурой. Магистрально-модульная организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с внешними устройствами. Арифметико-логическое устройство. Устройство управления. Регистры процессора. Основные характеристики процессора. Система команд процессора. Память: внутренняя память, внешняя память. Взаимодействие разных видов памяти. Основные характеристики памяти. Устройства ввода: клавиатура, манипуляторы, сканер, цифровые датчики. Устройства вывода: монитор, печатающие устройства.
Программное обеспечение (13 часов)
Что такое программное обеспечение. Прикладные программы: текстовые редакторы, офисные пакеты, графические редакторы, настольные издательские системы, редакторы звука и видео, ПО для работы в Интернете. Системное программное обеспечение. Что такое операционная система. Современные операционные системы. Драйверы устройств. Утилиты. Файловые системы. Системы программирования. Языки программирования. Трансляторы. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Авторские права. Типы лицензий на использование ПО.
Компьютерные сети (9 часов)
Основные понятия. Что такое компьютерная сеть. Какие бывают сети. Серверы и клиенты. Обмен данными. Структура (топология) сети: общая шина, звезда, кольцо. Локальные сети. Типы локальных сетей. Беспроводные сети. Сетевое оборудование. Сеть Интернет. Адреса в Интернете. IP-адреса. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети. Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. Электронная почта. Другие службы Интернета. Обмен файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Информационные системы. Электронная коммерция. Право и этика в Интернете.
Алгоритмизация и программирование (44 часа)
Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов. Простейшие программы. Вычисления. Алгоритмические выражения и операции. Вещественные значения. Стандартные функции. Случайные числа. Ветвления. Условный оператор. Циклические алгоритмы. Циклы с условием. Вложенные циклы. Процедуры. Процедура с параметром.
Решение вычислительных задач (19 часов)
Точность вычислений. Погрешности измерений. Погрешности вычислений. Решение уравнений. Приближенные методы. Метод подбора. Метод деления отрезка пополам. Использование табличных процессоров. Дискретизация. Оптимизация. Локальные и глобальные минимумы. Метод дихотомии. Статические расчеты. Условные вычисления. Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. Восстановление зависимостей. Прогнозирование.
Информационная безопасность (6 часов)
Основные понятии. Вредоносные программы. Что такое компьютерный вирус. Типы вредоносных программ. Защита от вредоносных программ. Антивирусные программы. Брандмауэры. Меры безопасности. Шифрование. Хэширование и пароли. Современные алгоритмы шифрования. Стеганография. Безопасность в Интернете. Угрозы безопасности. Правила личной безопасности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема Всего часов Контр.раб1 Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы 6 1
2 Кодирование информации 14 2
3 Логические основы компьютеров 10 1
4 Компьютерная арифметика 6 1
5 Устройство компьютера 9 1
6 Программное обеспечение 13 2
7 Компьютерные сети 9 1
8 Алгоритмизация и программирование 44 1
9 Решение вычислительных задач 19 4
10 Информационная безопасность 6 3
Всего:136 часов, из них контр.работ – 17 ч.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
2. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc (дата обращения: 14.07.10).
3. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Преподавание курса «Информатика» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
5. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: http://infcd.metodist.ru (дата обращения: 14.07.10).
6. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2010 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2010, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm (дата обращения: 14.07.10).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Поляков К.Ю., Еремин Е.А.. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011-2013.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока Прим.
сроки
изучения Содержание материала Кол.
часов
по прог. К.р. Пр.р §1. Информация и информационные процессы (6 часов)
Основная цель – сформировать понятие информации и информационных процессов; уметь определять количество бит, необходимых для выбора из заданного количества вариантов.
1 Техника безопасности. Организация рабочего места. Информатика и информация. 1 2 Информация и информационные процессы. 1 3 Измерение информации. 1 1
4 Структура информации (простые структуры). 1 5 Иерархия. Деревья. 1 6 Графы.
Контрольная работа №1 1 1 §2. Кодирование информации (14 часов)
Основная цель- сформировать понятие языка, кодирование, декодирование; уметь определять количество информации, используя алфавитный подход
7 Язык и алфавит. Кодирование. 1 8 Декодирование. 1 9 Дискретность. 1 10 Алфавитный подход к оценке количества информации. 1 11 Системы счисления. Позиционные системы счисления. 1 1
12 Двоичная система счисления. 1 13 Восьмеричная система счисления. 1 14 Шестнадцатеричная система счисления. 1 15 Другие системы счисления. 1 16 Системы счисления
Контрольная работа №2 1 1 17 Кодирование символов. 1 1
18 Кодирование графической информации. 1 19 Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. 1 1
20 Кодирование информации
Контрольная работа №3 1 1 §3 Логические основы компьютера (10 часов)
Основная цель - сформировать понятия «логическое выражение», «предикат», «квантор»; уметь вычислять значение логического выражения при известных исходных данных.
21 Логика и компьютер. Логические операции. 1 22 Логические операции. 1 23 Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности. 1 24 Диаграммы Эйлера-Венна. 1 1
25 Упрощение логических выражений. 1 26 Синтез логических выражений. 1 27 Предикаты и кванторы. 1 28 Логические элементы компьютера. 1 29 Логические задачи. 1 30 Логические основы компьютеров
Контрольная работа №4 1 1 §4. Компьютерная арифметика (6 часов)
Основная цель – ознакомление с особенности хранения целых и вещественных чисел в память компьютера; умение строить двоичное представление в памяти для целых и вещественных чисел.
31 Хранение в памяти целых чисел. 1 32 Хранение в памяти целых чисел. 1 33 Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. 1 1
34 Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. 1 35 Хранение в памяти вещественных чисел. 1 36 Выполнение арифметических операций с нормализованными числами.
Контрольная работа №5 1 1 §5 Устройство компьютера (9 часов)
Основная цель –ознакомление с основными этапами развития вычислительной техники и их характерными чертами; умение получать информацию об аппаратных средствах с помощью операционной системы и утилит.
37 История развития вычислительной техники. 1 38 История и перспективы развития вычислительной техники. 1 39 Принципы устройства компьютеров. 1 40 Магистрально-модульная организация компьютера. 1 1
41 Процессор. 1 42 Моделирование работы процессора. 1 43 Память. 1 44 Устройства ввода. 1 45 Устройства вывода.
Контрольная работа №6 1 1 §6 Программное обеспечение (13 часов)
Основная цель – формирование понятия «драйвер», «утилита»; ознакомление с функциями и составом операционных систем.
46 Что такое программное обеспечение? Прикладные программы. 1 47 Практикум: использование возможностей текстовых процессорах (резюме). 1 1
48 Практикум: использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски). 1 1
49 Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. 1 1
50 Практикум: набор и оформление математических текстов. 1 1
51 Практикум: знакомство с настольно-издательскими системами. 1 1
52 Практикум: знакомство с аудиоредакторами. 1 1
53 Практикум: знакомство с видеоредакторами. 1 1
54 Системное программное обеспечение. 1 55 Практикум: сканирование и распознавание текста. 1 1
56 Системы программирования.
Контрольная работа №7 1 1 57 Инсталляция программ. 1 58 Правовая охрана программ и данных.
Контрольная работа №8 1 1 §7 Компьютерные сети (9 часа)
Основная цель –сформировать понятия «компьютерная сеть», «сервер», «клиент», «протокол»; умение классифицировать компьютерные сети.
59 Компьютерные сети. Основные понятия 1 60 Локальные сети. 1 61 Сеть Интернет. 1 62 Адреса в Интернете. 1 63 Практикум: тестирование сети. 1 1
64 Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. 1 1
65 Электронная почта. Другие службы Интернета. 1 66 Электронная коммерция. 1 67 Интернет и право. Нетикет.
Контрольная работа №9 1 1 §8 Алгоритмизация и программирование (44 часа)
Основная цель – ознакомление с основными типами данных языка программирования, правилами вычислений арифметических и логических выражений.
68 Простейшие программы. 1 69 Вычисления. Стандартные функции. 1 70 Условный оператор. 1 71 Сложные условия. 1 72 Множественный выбор. 1 73 Практикум: использование ветвлений. 1 1
74 Ветвления
Контрольная работа №10 1 1 75 Цикл с условием. 1 76 Цикл с условием. 1 77 Цикл с переменной. 1 78 Вложенные циклы. 1 79 Циклы
Контрольная работа №11 1 1 80 Процедуры. 1 81 Изменяемые параметры в процедурах. 1 82 Функции. 1 83 Логические функции. 1 84 Рекурсия. 1 85 Стек. 1 86 Процедуры и функции
Контрольная работа №12 1 1 87 Массивы. Перебор элементов массива. 1 88 Линейный поиск в массиве. 1 89 Поиск максимального элемента в массиве. 1 90 Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). 1 91 Отбор элементов массива по условию. 1 92 Сортировка массивов. Метод пузырька. 1 93 Сортировка массивов. Метод выбора. 1 94 Сортировка массивов. Быстрая сортировка. 1 95 Двоичный поиск в массиве. 1 96 Массивы 1 97 Символьные строки. 1 98 Функции для работы с символьными строками. 1 99 Преобразования «строка-число». 1 100 Строки в процедурах и функциях. 1 101 Рекурсивный перебор. 1 102 Рекурсивный перебор. 1 103 Сравнение и сортировка строк. 1 104 Практикум: обработка символьных строк. 1 1
105 Символьные строки 1 106 Матрицы. 1 107 Матрицы. 1 108 Файловый ввод и вывод. 1 109 Обработка массивов, записанных в файле. 1 110 Обработка строк, записанных в файле. 1 111 Обработка смешанных данных, записанных в файле. 1 112 Файлы
Контрольная работа №13 1 1 §9 Решение вычислительных задач (19 часа)
Основная цель – сформировать понятия «погрешность вычислений»; уметь оценивать погрешность полученного результата; решать уравнения, используя численные методы.
113 Точность вычислений. 1 114 Решение уравнений. Метод перебора. 1 115 Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. 1 1
116 Решение уравнений в табличных процессорах. 1 117 Дискретизация. Вычисление длины кривой. 1 118 Дискретизация. Вычисление площадей фигур. 1 119 Оптимизация. Метод дихотомии. 1 120 Оптимизация. Метод дихотомии.
Контрольная работа №14 1 1 121 Оптимизация с помощью табличных процессоров. 1 122 Оптимизация с помощью табличных процессоров. 1 1
123 Статистические расчеты. 1 124 Статистические расчеты.
Контрольная работа №15 1 1 125 Условные вычисления. 1 126 Условные вычисления. 1 127 Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. 1 128 Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. 1 1
129 Восстановление зависимостей в табличных процессорах. 1 130 Восстановление зависимостей в табличных процессорах. 1 131 Восстановление зависимостей в табличных процессорах.
Контрольная работа №16 1 1 §10 Информационная безопасность (6 часа)
Основная цель – сформировать понятия «погрешность вычислений»; уметь оценивать погрешность полученного результата; решать уравнения, используя численные методы.
132 Вредоносные программы. 1 133 Защита от вредоносных программ. 1 134 Что такое шифрование? Хэширование и пароли. 1 1
135 Современные алгоритмы шифрования. 1 136 Стеганография. 1 136 Безопасность в Интернете.
Контрольная работа №17 1 1