Билет №2 (материалы для подготовки к экзамену по литературе в 7 классе).
Билет 2
1. Любовь, преданность, верность главных героев в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Связь повести с фольклором.
Повесть написана в 15 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собораСпаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это неединственное, но самое известное произведение. Сохранилось 150 списков "Повести..."
Тема - история любви, преданности, самоотверженности.
Идея - показать идеал праведника, утверждение любви - великого чувства.
Главные герои – Петр и Феврония.
Жизнь Петра и Февронии – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.
Прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских», мы выявили следующие черты сказки:
1. Начало произведения напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»
2. Повесть начинается событием, которое , несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.
3. Первая часть похожа на волшебную сказку о герое- змееборце, вторая- на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках есть сказочный герой – змей- искуситель.
4. По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает Зло: Петр победил змея.
5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например, «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».
6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).
7. Волшебные предметы(например, Агриков меч, от которого гибнет Змей).
8. Постоянные эпитеты: «лукавый змей», «мудрая дева» идр.
Таким образом, выявленные нами черты , характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских» к жанру фольклора.
Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых- государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Житие – это жизнеописание святых. Святой – это человек, посвятивший себя богу.
Жития имели определенную структуру:
1. Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
2. Основная часть - рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.
3. Завершалось житие похвалой святому.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в форме жития –это художественная биография людей, причисленных к лику святых.
Черты житийного жанра:
1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Петр – благочестивый, святой; Феврония –святая, преподобная, блаженная).
2. Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им…
3. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
4.Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали пышными деревьями).
5. Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).
В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.
Но в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал- классический образец жития)
Жанр произведения определен в названии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:
1. Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.
2. Герои повести- реальные люди. Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке такие задания выполняются со сказочной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукаыре задание отвечает не менее лукавым.
3. Детали. Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…остановилась и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала…» Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.
4. На первый план выдвигается личность крестьянки.
5. Тема социального неравенства.
6. История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.
Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.
Это житийная повесть с элементами народно- сказочного характера.
Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь.
8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.
2. Какова основная мысль стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»?
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция, и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Но в жизни каждого не только светит солнце. И хотя поэты той поры были люди востребованными, Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.
Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».
Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».
Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове.
Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.
Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.