Игра-викторина по ПДД «Знаем правила движения, как таблицу умножения!»
Игра-викторина «Знаем правила движенья, как таблицу умножения!»
Цели:
снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма в школе;
распространение среди младших школьников знаний правил дорожного движения;
воспитание дисциплинированного пешехода;
формирование навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте;
создать условия для творческого самовыражения личности;
способствовать формированию коллективизма.
Ведущий:
Утро начинается, город просыпается.
По дорогам побежали и мотором заурчали
Автобусы, машины – резиновые шины.
Раз, два – город, три, четыре, пять –
По улицам опять твоим идем гулять
И навык закреплять! Здравствуй, город!
Здравствуйте, дорогие учителя и родители!
Здравствуйте, уважаемые жюри и зрители!
Дорогие друзья, сегодня мы собрались для проведения игры-викторины «Знаем правила движенья, как таблицу умноженья!», где участникам-знатокам дорожного движения нужно пройти испытания. В нашем конкурсе участвуют три команды: "Красные", "Желтые", "Зеленые".
Мы желаем командам успеха. Пусть победит сильнейший. А кто окажется сильнее – определит жюри. (Представление членов жюри.) Сейчас мы проведем разминку и проверим, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли к игре.
Вы позвольте-ка мне лично вам загадки загадать,
Ведь должны вы на "отлично" правила движенья знать –
Хором дружно отвечать или, затаясь, молчать.
Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: "Это я, это я, это все мои друзья!", а если вы не поступаете так, как говорится в загадке, то молчите.
Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?
Знает кто, что красный свет – это значит: хода нет?
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора?
Кто в свои двенадцать лет оседлал велосипед и не растерялся – по шоссе помчался?
Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к игре.
Конкурс Дорожный знак
Должен знать каждый знак рядовой гражданин.
Знак не просто стоит – за порядком следит,
Он подскажет, укажет и предупредит.
Знанье знаков дорожных нам жизнь сохранит!
За каждый верно названный знак команда получает 1 балл
1.Нарисован человек
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь. (Дорожные работы)
2.Вот большой зеленый сквер,
А напротив буква Р.
Непростая буква Р,
А в квадрате буква Р.
Неужели возле сквера
Р нельзя произносить? (Место стоянки)
3.Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами.
Но возле школы сбавьте газ –
Здесь знак, водители, для вас. (Дети)
4.Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали вкруг?
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу.
Что такое, в самом деле,
Словно мы на карусели! (Круговое движение)
5.Замечательный знак –
Восклицательный знак!
Значит, можно здесь кричать,
Петь, гулять, озорничать!
Если бегать – босиком,
Если ехать – с ветерком!
Отвечают люди строго:
«Здесь – опасная дорога».
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно» (Прочие опасности)
6.Вот так знак, глазам не верю:
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Может быть зимою вьюжной
Здесь шоферам греться нужно? (Железнодорожный переезд со шлагбаумом)
7.Вот идем по мостовой.
Отправляемся домой.
Видим: яркий знак висит.
И о чем-то нам гласит.
Красный фон, кирпич на нем.
Отвечаем и не ждем. (Въезд запрещен)
8.Странный знак увидел я
Удивился я, друзья!
В нем и вилка, в нем и нож –
Просто мимо не пройдешь
Подскажите поскорей,
Что за знак в руке моей? (Пункт питания)
9.На дороге пешеходам
Делать нечего сейчас.
Под землею даже площадь
Перейти гораздо проще. (Подземный переход)
10.Что за знак тут? Пешеход
В нем зачеркнутый идет.
Что же это означает?
Может, их здесь обижают? (Пешеходное движение запрещено)
11.Чудо-конь велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак,
Не понять его никак! (Велосипедная дорожка)
12.Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя
Что за место здесь такое? (Место остановки автобуса)
Конкурс «Дорожная ситуация»
Задача команды состоит в том, чтобы в течение минуты разобраться в дорожной ситуации и принять правильное решение. Командам раздаются конверты с описанием различных дорожных ситуаций и вопросами. За верные ответы команда получает один балл.
Первая ситуация: Дети (два мальчика и три девочки) вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу, а девочки остались дожидаться следующего сигнала.
Вопрос: сколько детей правильно перешло дорогу? Почему?
(Ответ: три девочки. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что сейчас включится красный. Безопаснее дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.)
Вторая ситуация: Из автобуса вышли шесть человек. Трое перешли дорогу по пешеходному переходу, двое обошли автобус спереди, один остался на остановке.
Вопрос: сколько человек поступили правильно?
(Ответ: трое. Нужно переходить дорогу по пешеходному переходу.)
Третья ситуация: Семеро ребят играли в мяч на проезжей части. Двое ушли. Остальные продолжали играть на дороге.
Вопрос: сколько ребят поступили правильно?
(Ответ: ни одного. Играть на проезжей части запрещено.)
Конкурс «Заморочки из бочки».
Вопросы находятся в бочонках. Каждая команда достает бочонок из мешка и отвечает на вопрос. За правильный ответ 1 балл
– Как должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара? (По левой обочине навстречу движению транспорта.)
– Где пешеходы могут переходить улицу? (На перекрестках, где есть указатели “переход”, по пешеходным дорожкам, нанесенным на проезжую часть белой или красной краской.)
– Как вы должны переходить улицу, если перекресток не регулируется? (Сначала посмотреть налево, а дойдя до середины, посмотреть направо. Приближающийся транспорт надо пропустить. Улицу надо переходить прямо, а не наискосок.)
– Где нужно ожидать трамвай? (Ждать на тротуаре против остановки или на специально отмеченной площадке.)
– Почему нельзя появляться перед близко идущим транспортом? (Потому что шофер не может резко тормозить, чтобы остановить машину. Тормозной путь – 20 м.)
– Каким машинам разрешено ехать на красный свет? (Пожарной, "Скорой помощи", милиции, горгаз.)
– Где можно кататься на велосипедах? (По тротуару, в парках, садах по специально отведенным дорожкам. По улицам города ез
·да на велосипеде разрешается с 14 лет. Ехать можно по проезжей части соблюдая правила движения, не удаляясь от обочины на 1 м.)
– Что означает знак: желтый или белый круг с красной каймой, внутри которого изображен велосипед? (Такой знак предупреждает, что по этой улице ездить на велосипеде запрещено.)
- В чем состоит опасность выхода на дорогу перед стоящим у тротуара автобусом, троллейбусом? (Можно попасть под едущий в этом же направлении автомобиль.)
Конкурс «Блиц –опрос»
Даётся 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 очко.
Вопросы команде 1.
1. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар)
2. В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? (В левую)
3. Какие опасности могут подстерегать тебя во дворе твоего дома? (Задний ход машины, открытый люк, незагороженные ремонтные работы)
4. Что такое перекресток? (Это место пересечения улиц, дорог)
5. По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход? (По правой)
6. Что означает осевая линия? (Осевая линия-это белая линия, которая делит дорогу на две равные части)
7. Что такое обочина? (Это специальная часть дороги, предназначенная для пешехода)
8. Как должен двигаться пешеход на загородной дороге? (Навстречу транспорту)
9. При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом, что должен делать пешеход? (Обязан воздержаться от перехода проезжей части)
Вопросы команде 2.
1. Кого называют пешеходом? (Человек вне транспорта, находящийся на дороге, но не работающий на ней.)
2. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (Нет)
3. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортом)
4. Если человек везёт коляску, кто он, пешеход или водитель? (Пешеход.)
5. А погонщик, ведущий по дороге скот? (Водитель.)
6. Где следует везти детскую коляску или санки? (По тротуару, по правой части.)
7.Что общего между проезжей частью и тротуаром? (Сходство в том, что проезжая часть и тротуар – это дороги для движения.)
8. В чём различие? (Различие: проезжая часть – для транспорта, тротуар – для пешехода.)
9. Что означает желтый мигающий знак светофора? (Дождаться следующего сигнала)
Вопросы команде 3.
1. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города? (С 14 лет.)
2. Где обязаны ходить пешеходы? (По тротуару, придерживаясь правой стороны.)
3. На перекрёстке горит светофор и стоит регулировщик. Кого должны слушаться пешеходы и водители? Кто важнее? (Регулировщик главнее, его и должны слушаться пешеходы и водители.)
4. Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки и почему? (Красный круг; красного цвета, т.к. он хорошо виден.)
5. Как надо обходить трамвай, автобус, троллейбус? (Обходить не следует, нужно дойти до ближайшего пешеходного перехода)
6. Где можно играть детям? (В специально отведенных для игр местах)
7. Для пешеходов загорелся зеленый знак светофора. Что нужно делать пешеходу? (Убедиться, что транспорт остановился, и переходить улицу.)
8. Кто это – участник дорожного движения? (Лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.)
9. Что указывает линия «Стоп»? (Место остановки транспорта при запрещающем сигнале светофора)
Конкурс «Регулировщик».
Здесь на посту в любое время
Дежурный – ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Вопрос: О каких сигналах регулировщика идет речь?
Задание командам: выполнить эти сигналы.
– Когда милиционер-регулировщик обращен к приближающемуся транспорту и пешеходам грудью или спиной, то это положение соответствует красному сигналу светофора. При этом положении пешеходам и транспорту запрещается продолжать движение.
– Когда регулировщик обращен к движущемуся транспорту и пешеходам боком с вытянутой рукой вдоль груди, то это положение соответствует зеленому сигналу светофора. При этом положении регулировщика разрешается движение транспорта и пешеходов через перекресток только прямо и поворот направо.
От каждой команды выходит представитель и по сигналу регулировщика выполняют команды. По одному баллу.
Ведущий:
В снег и в дождь, в грозу и в бурю
Я на улице дежурю.
Мчатся “Чайки” и “Победы”,
“Москвичи”, велосипеды
Я проезд им разрешаю
Если ж руку подниму –
Нет проезда никому!
Вопрос: А какие машины могут свободно проехать, если регулировщик поднял руку вверх (согнутая в локте)? (Машина “Скорой помощи” и “пожарная”.)
Конкурс "Коварная викторина"
Команда выбирает лист с вопросами.
1. Для какого важного дела может послужить автомобилисту половинка горошины? (Для замены износившейся шины - горошина)
2. Что шумит на ветру в каждом колесе? (Лес - колесо)
3. В каком слове целый метр букв "о"? (Метро)
4. Какая цифра всегда катается в электричке? (Три - электричка)
5. Что длиннее: поезд или электричка? (Электричка, так как в этом слове больше букв)
6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (Сто «П»)
Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Надеюсь, что вы всегда будете внимательны на проезжей части и будете соблюдать, изучать, повторять правила дорожного движения.
Помните! На дорогах трудностей так много!
Помните! На дорогах тысячи машин!
Помните! Перекрестков много на дорогах.
Помните! Правила движения только нас спасут.
Список используемой литературы:
1. Артёмова Г.Ф., Перерво В.П., Токарев В.А. Тетрадь по правилам проведения на улицах и дорогах. Тула: ИПО «Лев Толстой», 2000.
2. Волков С.Ю. Про правила дорожного движения. Стихи для самых маленьких. М.: Омега, 2002.
3. Внеклассные мероприятия: 4 класс / Авт.-сост. О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева. – М.: ВАКО, 2012. – 224 с.
4. Классные часы: 1-4 классы / Авт.-сост. Т.Н. Максимова, Н.Н. Дробинина. – М.: ВАКО, 2011. – 256 с.
5. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. М.: «Вако».2008.
6. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учеб.–метод. Пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. Ред. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
7. Мастер-класс учителя начальной школы. Разработки уроков, система работы с родителями, разработки внеклассных мероприятий. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета. 2011. – 464 с.
Заголовок 115