Рабочая программа для внеурочной деятельности «Волшебная бумага»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО:
На заседании ШМО
Протокол №____от________
Руководитель ШМО: __________/Старикова О.А./
Принято
Педагогическим советом
Протокол №____от_________
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_________/Фадеева С.Г./
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «ООШ№2»
_________/Зайцева Е.Е/
Приказ №____от_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА
Автор составитель
Бурова Ольга Владимировна
Учитель технологии
МБОУ «ООШ №2»
Таштагол
2013
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
На основе основной общеобразовательной программы начального образования МБОУ «ООШ №2».
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа «Волшебная бумага» разработана для занятий с учащимися 1 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Одна из задач образования- помочь ребёнку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволяет увидеть прекрасное на каждом шагу: в каждой росинке, в каждой травинке, в каждом древнем рисунке, в каждом узоре орнамента. С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы. Успешное достижение целей эстетического воспитания в школе во многом зависит от хорошей организации внеурочных занятий. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе складывания фигур дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, а затем реконструировать, видоизменять поделки, делать их более нарядными и прочными. Простота и разнообразие приемов обработки бумаги стимулируют творческую активность детей. В ходе занятий они овладевают навыками и культурой труда, у них развивается мелкая моторика пальцев рук, что важно для развития речи и для их подготовки к успешному обучению в школе.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
Цели и задачи программы
- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами;Формировать умение следовать устным инструкциям;
Обучать различным приемам работы с бумагой;
Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
Воспитывать интерес к искусству оригами;
Расширять коммуникативные способности детей;
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Требования к уровню подготовки обучающихсяФормирование представлений:
познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);
Формирование навыков:
овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
овладеют основными техническими приемами макетирования;
изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Учащиеся должны:
Уметь: работать с бумагой (складывать, наносить разметку и т.п.).
Обладать базовыми компетенциями:
умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
для решения простейших задач;
для выполнения различных действий с бумагой.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические:
умения (на пропедевтическом уровне)самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
способности задавать и отвечать на вопросы.
Коммуникативные:
умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Учебно-познавательные:
умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Методические указания:
В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Содержание программы на 33 часа
№ урока Дата Тема урока Кол. часов Вид контроля Пр.р. Коррекция
1 Аппликация и моделирование. 5 5 1/1 Комочки из бумаги. Заяц 1 1 1/2 Комочки из бумаги. Снеговик. 1 1 1/3 Апликация. Аппликация из геометрических фигур (квадраты и треугольники). 1 1 1/4 Апликация. Вырезание и аппликация из геометрических фигур (круги и части круга) 1 1 1/5 Апликация. Аппликация из пуговиц. 1 1 2 Оригами. 3 3 2/6 Оригами. Вводное занятие. Самолётик. Кораблик. 1 1 2/7 Оригами. Деревья. Лес. 1 1 2/8 Оригами. Мои друзья. Гномики. 1 1 3 Бумажное творчество 3 3 3/9 Пластичная полоска. Заяц. Медведь. Лягушка. 1 1 3/10 Пластичная полоска. Фонарик. 1 1 3/11 Пластичная полоска. Гирлянда. 1 1 4 Симметричное вырезание 3 3 4/12 Симметричное вырезание. Зимний лес. Ночной лес. 1 1 4/13 Симметричное вырезание. Рыбки в аквариуме. 1 1 4/14 Симметричное вырезание. Кокосовая пальма. 1 1 5 Шахматное плетение 3 3 5/15 Шахматное плетение. Закладка. 1 1 5/16 Шахматное плетение. Коврик. 1 1 5/17 Шахматное плетение. Корзинка. 1 1 6 Петли. Квилинг (азы) 2 2 6/18 Петли. Ромашка. 1 1 6/19 Петли. Птица. 1 1 7 Модульное оригами. 7 7 7/20 Работа с модулями. Оригами. Елка. 1 1 7/21 Работа с модулями. Оригами. Заяц. 1 1 7/22 Работа с модулями. Оригами. Снежинка. 1 1 7/23 Работа с модулями. Оригами. Бабочка. 1 1 7/24 Работа с модулями. Оригами. Торт. 1 1 7/25 Работа с модулями. Оригами. 1 1 7/26 Работа с модулями. Оригами. 1 1 8 Объемная аппликация. 2 2 8/27 Объемная аппликация. Овощи. Фрукты. 1 1 8/28 Объемная аппликация. Вазочка. 1 1 9 Конструирование 5 5 9/29 Конструирование. Шары сборные. 1 1 9/30 Конструирование 1 1 9/31 Конструирование 1 1 9/32 Конструирование 1 1 9/33 Конструирование 1 1 Итого 33 33 Планируемые результаты:
В результате изучения курса «Волшебная бумага» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы аппликации;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством бумагопластики;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Достижения ребенка:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
Форма учета планируемых результатов:
Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы;
Составление альбома лучших работ.
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Для педагогов:
Гагарин Б.Г.. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988.
Джун Джексон. Поделки из бумаги. – "Росмэн", Москва 1996.
Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998.
Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000.
Полунина В.Н. Искусство и дети. – "Просвещение", Москва 1982.
Врона А.П., Лапина Е.Г., Пузанов В.Н. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985, №4
Данилено В.Я. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. №5
Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.
Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н. Проснякова.
Книга серии «Любимый образ» «Собачки», Т.Н. Проснякова.
Книга серии «Любимый образ» «Кошки», Т.Н. Проснякова.
Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н. Проснякова.
Книга серии «Любимый образ» «Деревья», Т.Н. Проснякова.
«Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
Для родителей:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995
Для детей:
Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
Бортон П., Кэйв В. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" Москва 1996.
Гибсон Р., Тайлер Д. Веселое рождество. – "Росмэн" Москва 1996.
Минервин Г.Б. О красоте машин и вещей. – "Просвещение" Москва 1975.