Дополнительная образовательная программа Волшебная кисточка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШКОЛА № 124»
Дополнительная образовательная программа
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Возраст детей – с 6,5 лет
Автор: учитель начальных классов
Маркитантова Д.О.
г. Нижний Новгород
2015 год
2. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» (рисование) имеет художественную направленность.
Новизна программы
Заключается в единстве познавательной и художественной деятельности. В творчестве, наполненном интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально, а также развивают свои художественные навыки.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Всё начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят своё разрешение в условиях кружка «Волшебная кисточка». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.
Цели дополнительной образовательной программы:
Развитие творческих способностей учащихся, их эстетического вкуса, раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке.
Задачи дополнительной образовательной программы
Обучающие:
- Познакомить с видами изобразительного искусства
- Научить создавать эскизы
- Научить навыкам работы с карандашом, технике работы с кистью и фломастерами
Воспитательные:
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности
- Прививать навыки работы в группе.
- Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное изображение
- Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки.
-Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Отличительные особенности программы
Развивающий аспект обучения предполагает всестороннее развитие ребенка: задания развивают творческие способности, художественный вкус, мелкую моторику, коммуникативные умения, формируют познавательную, эстетические потребности, навыки адаптации в коллективе.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Данная программа разработана для учащихся первых и вторых классов начальной школы (с 6,5 лет).
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- сформированный устойчивый интерес к художественной деятельности;
- навыки работы в группе;
- стремление к разумной организации своего свободного времени;
- развитый художественный вкус, фантазия, пространственное изображение;
- обогащённый визуальный опыт, благодаря посещению выставок, выходам на натурные зарисовки.
- Приемы работы гуашью, карандашом, фломастерами.
Форма подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение, тематические, коллективные и индивидуальные выставки.
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«Волшебная кисточка»
№ п\п
Тема
теория
практика
Кол-во
часов
1
Знакомство с королевой кисточкой.
0,5
0,5
1
2
Что может королева кисточка.
0,5
0,5
1
3
Что могут краски.
0,5
0,5
1
4
Радуга над лужайкой.
1
1
5
Листопад.
1
1
6
Грустный дождик.
1
1
7
Цветы и травы.
1
1
8
Весёлый поезд.
1
1
9
Пёрышки для сказочной птицы.
0,5
0,5
1
10
Пёрышки для сказочной птицы.
1
1
11
Золотая рыбка.
1
1
12
Разноцветные шарики.
1
1
13
Снежная птица зимы.
1
1
14
Дом снежной птицы.
1
1
15
К нам едет Дед Мороз.
1
1
16
Портрет Снегурочки.
1
1
17
Кто живет под снегом.
0,5
0,5
1
18
Кто живет под снегом.
1
1
19
Ёлочка красавица.
1
1
20
Зимний лес.
0,5
0,5
1
21
Зимний лес.
1
1
22
Узоры снежинок.
1
1
23
Коврик для котика.
1
1
24
Путешествие-полёт в геометрическую страну.
0,5
0,5
1
25
Мишка очень любит мёд.
1
1
26
Сказочные домики (в карандаше)
1
1
27
Сказочные домики (в цвете).
1
1
28
Дерево чудес.
1
1
29
Волшебная птица весны.
1
1
30
Подготовка к выставке
1
1
Выставка творческих работ.
31
Весеннее дерево.
1
1
32
Лебединое озеро (создание композиции).
1
1
33
Лебединое озеро (в цвете).
1
1
34
Подарок маме.
1
1
35
Цветы и бабочки.
1
1
36
«Такой забавный клоун.»
1
1
37
Предчувствие лета.
1
1
Итого:
3,5
33,5
37
Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы
«Волшебная кисточка»
Дата
№ п\п
Тема
Кол-во
часов
1
Знакомство с королевой кисточкой.
1
2
Что может королева кисточка.
1
3
Что могут краски.
1
4
Радуга над лужайкой.
1
5
Листопад.
1
6
Грустный дождик.
1
7
Цветы и травы.
1
8
Весёлый поезд.
1
9
Пёрышки для сказочной птицы.
1
10
Пёрышки для сказочной птицы.
1
11
Золотая рыбка.
1
12
Разноцветные шарики.
1
13
Снежная птица зимы.
1
14
Дом снежной птицы.
1
15
К нам едет Дед Мороз.
1
16
Портрет Снегурочки.
1
17
Кто живет под снегом.
1
18
Кто живет под снегом.
1
19
Ёлочка красавица.
1
20
Зимний лес.
1
21
Зимний лес.
1
22
Узоры снежинок.
1
23
Коврик для котика.
1
24
Путешествие-полёт в геометрическую страну.
1
25
Мишка очень любит мёд.
1
26
Сказочные домики (в карандаше)
1
27
Сказочные домики (в цвете).
1
28
Дерево чудес.
1
29
Волшебная птица весны.
1
30
Подготовка к выставке
1
Выставка творческих работ.
31
Весеннее дерево.
1
32
Лебединое озеро (создание композиции).
1
33
Лебединое озеро (в цвете).
1
34
Подарок маме.
1
35
Цветы и бабочки.
1
36
«Такой забавный клоун.»
1
37
Предчувствие лета.
1
Итого:
37
4. Содержание программы.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка первого и второго класса необходим определённый уровень графических навыков. Важно научиться чувствовать цвет. Работа с красками расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
5. Методическое обеспечение.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия иллюстраций, репродукций произведений искусства, образцов книжной графики дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности (он может стать объектом любования, обсуждения и критики). В конце каждого занятия проводятся просмотры. Итогом изучения отдельных тем являются выставки творческих работ.
Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и саморазвивающим. Разнообразные формы занятий развивают воображение детей, делают творчество привлекательным. Обучающиеся становятся участниками выставок и проявляют желание в дальнейшем заниматься данном направлении.
Главным итогом программы является социально-педагогическая и психологическая поддержка в объединении, вхождении в микросоциум, развитие творческих и познавательных способностей, самостоятельности.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
фронтальная;
конкурс;
выставка.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
Педагогические приемы:
Формирование взглядов (пример, разъяснение);
Организации деятельности (приучение, упражнение, показ):
Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д. );
Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Методы проведения занятия:
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
- альбомы с образцами, фотографиями, репродукции
- таблицы-памятки,
Организация рабочего места. Педагог проверяет готовность детей к занятию. Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и принадлежности, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены.
Организация и проведение учебных занятий
Включает следующие структурные элементы:
Инструктаж;
Теоретическое объяснение;
Практическая работа;
Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку каждого ребенка;
6. Список использованной литературы:
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина Изобразительное искусство М.; Дрофа, 2013
Н.В. Гросул Студия изобразительного творчества М.; Просвещение, 2013
Ж. Кастерман Живопись. Рисуй и самовыражайся М.; Просвещение, 2013
Заголовок 1Заголовок 215