Выступление на РМО классных руководителей на тему «Внеурочная деятельность в современном нормативно-методическом поле»
МБОУ «Натальинская СШ»
Выступление на тему
«Внеурочная деятельность в современном нормативно-методическом поле»
Подготовила
руководитель ШМО
МБОУ «Натальинская СШ»
Шишкина Галина Николаевна
2016
Слайд 2. Понятие внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Слайд 3.Цель внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Слайд 4. Основные задачи внеурочной деятельности
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;
обеспечить закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов
Слайд 5. Основные принципы организации внеурочной деятельности
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию.
Слайд 6. Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03»;
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
Программа воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование);
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования);
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования
Слайд 7. Локальные акты ОУ, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО
1. Устав образовательного учреждения.
2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
3. Договор образовательного учреждения с учредителем.
4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.
5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).
6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.
7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и
учреждений дополнительного образования детей.
8. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
9. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин
(модулей).
10.Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда
работников образовательного учреждения.
11. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
12. Положение об учебном кабинете.
Слайд 8. Количество часов, отводимое на организацию внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Слайд 9.Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности?
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
Какова наполняемость групп ?
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп.
В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.)».
Слайд 10. Какие условия организации внеурочной деятельности должны учитываться в ОУ?
Научно-методическое обеспечение (Методический совет, ШМО) и т.д.)
Материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.д.)
Информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет)
Внешние связи и партнерство (сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями)
Слайд 11. Направления внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное
Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки (объединения по интересам), секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно- полезные практики и других. Слайд 12. Основные результаты внеурочной деятельности
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Слайд 13. Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью
Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание.
Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.
Методы диагностики эффективности внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Объекты диагностики:
личность самого воспитанника;
детский коллектив;
профессиональная позиция педагога
Методы диагностики:
наблюдение;
анкетирование;
тестирование
Слайд 14. Требования к разработке рабочих программ внеурочной деятельности
Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844).
Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ по внеурочной деятельности.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации внеурочной деятельности.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.Слайд 15. Особенности организации внеурочной деятельности в сельской школе
Отличительные черты организации внеурочной деятельности:
Формирование разновозрастных групп
Отсутствие сети учреждений дополнительного образования
Ограниченность финансирования
Отсутствие специалистов для организации разносторонней внеурочной деятельности
Необходимость использования ресурсов ближайшего социума
Модели по уровню связей образовательного учреждения со средой:
а) школа использует собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности сельских школьников;
б) школа привлекает специалистов из других образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, специалистов различных организаций;
в) школа объединяет свои ресурсы с ресурсами других учреждений или организаций для проведения внеурочной деятельности детей, взаимно используя кадровые и материальные ресурсы друг друга
Слайд 16. Малочисленные и малокомплектные школы, удаленные от культурно-образовательных центров, других школ, могут рассчитывать только на собственные возможности и ресурсы ближайшего социума
Варианты построения внеурочной деятельности сельских школьников:
- проведение различных ключевых дел, охватывающих всех детей и предоставляющих возможность участвовать учащимся в различных видах внеурочной деятельности на этапе подготовки и проведения этих дел;
- создание творческого коллектива при наличии педагога-специалиста, местного умельца, увлеченного человека, объединяющего весь школьный коллектив, а возможно и жителей, совместным и индивидуальным творчеством в различных видах деятельности;
- проведение проблемно-тематических дней на основе интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей;
- создание детской общественной организации, которая предусматривает включение детей в различные виды деятельности;
- организация внеурочной деятельности детей через общешкольные дела, кружки, руководителями которых являются учителя, жители, родители и др.