Методическое пособие Схема проектирования дополнительных образовательных программ

Управление образования администрации г. Чебоксары
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики









СХЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
(методические рекомендации)



Авторы:
Камаева И.В., методист
Мурзуков М.В., зам. директора по УВР













Чебоксары, 2016
Оглавление

13 TOC \o \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc446946243" 14СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. 13 PAGEREF _Toc446946243 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc446946244" 14ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ: 13 PAGEREF _Toc446946244 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc446946245" 14ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 13 PAGEREF _Toc446946245 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc446946246" 14
· СТРУКТУРА ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ («СКЕЛЕТ») 13 PAGEREF _Toc446946246 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc446946247" 14
· С ЧЕГО НАЧАТЬ НАПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc446946247 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc446946248" 14
· КАКИЕ БЫВАЮТ НАПРАВЛЕННОСТИ 13 PAGEREF _Toc446946248 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc446946249" 14
· КАК НАПИСАТЬ НОВИЗНУ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНУЮ ОСОБЕННОСТЬ 13 PAGEREF _Toc446946249 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc446946250" 14
· КАК НАПИСАТЬ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc446946250 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc446946251" 14
· КАК НАПИСАТЬ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc446946251 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc446946252" 14
· КАК НАПИСАТЬ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc446946252 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc446946253" 14
· ВОЗРАСТ, ЗАДАЧИ СТУПЕНЕЙ и УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ 13 PAGEREF _Toc446946253 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc446946254" 14
· ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ 13 PAGEREF _Toc446946254 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc446946255" 14
· РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ 13 PAGEREF _Toc446946255 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc446946256" 14
· КАК НАПИСАТЬ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc446946256 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc446946257" 14
· СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. (ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ) 13 PAGEREF _Toc446946257 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc446946258" 14УЧЕБНЫЙ ПЛАН 13 PAGEREF _Toc446946258 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc446946259" 14СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 13 PAGEREF _Toc446946259 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc446946260" 14МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc446946260 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc446946261" 14
· ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ: 13 PAGEREF _Toc446946261 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc446946262" 14
· ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: 13 PAGEREF _Toc446946262 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc446946263" 14
· ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 13 PAGEREF _Toc446946263 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc446946264" 14
· МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc446946264 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc446946265" 14
· ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: 13 PAGEREF _Toc446946265 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc446946266" 14
· ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ: 13 PAGEREF _Toc446946266 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc446946267" 14
· ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ (ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ): 13 PAGEREF _Toc446946267 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc446946268" 14
· КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 13 PAGEREF _Toc446946268 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc446946269" 14
· ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 13 PAGEREF _Toc446946269 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc446946270" 14КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 13 PAGEREF _Toc446946270 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc446946271" 14ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13 PAGEREF _Toc446946271 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc446946272" 14СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13 PAGEREF _Toc446946272 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc446946273" 14ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc446946273 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc446946274" 14Приложение 1 13 PAGEREF _Toc446946274 \h 14191515
15
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа должна включать следующие структурные элементы:
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Учебный план.
Содержание учебного плана.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Календарно-тематический план.
План воспитательной деятельности.
Список литературы. 

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ:
полное наименование образовательного учреждения и уровень его подчинения;
где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
название дополнительной образовательной программы;
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
срок реализации дополнительной образовательной программы с указанием степеней (1-5) и количеством часов;
Ф.И.О., должность разработчика (-ов) дополнительной образовательной программы;
название города, населенного пункта;
год разработки дополнительной образовательной программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТРУКТУРА ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ («СКЕЛЕТ»)
Направленность.
Актуальность/новизна/отличительная особенность.
Цель.
Задачи.
Срок реализации.
Возраст, на который направлена программа (ступени, уровни).
Основные формы, методы и приемы проведения занятий (согласно ступеням и уровням).
Режим проведения занятий.
Ожидаемые результаты.
Способы и формы проверки выполнения учебного плана (промежуточная аттестация).
С ЧЕГО НАЧАТЬ НАПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сначала пишется 1-2 абзаца (не более) о Вашем направлении, общие рассуждения на поставленную тему.
Например, в эпоху информационного общества роль чтения серьезно изменилась и далее немного из истории и о современном состоянии
КАКИЕ БЫВАЮТ НАПРАВЛЕННОСТИ
техническая,
естественнонаучная,
физкультурно-спортивная,
художественная,
туристско-краеведческая,
социально-педагогическая.
Ранее существующие направленности теперь относятся к следующим:
Спортивно-техническая и научно-техническая к технической;
Военно-патриотическая к социально-педагогической;
Эколого-биологическая к естественнонаучной;
Культурологическая к художественной.

КАК НАПИСАТЬ НОВИЗНУ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНУЮ ОСОБЕННОСТЬ
Педагог должен выбрать, что он описывает или новизну, или актуальность, или отличительную особенность. Формулировки описания можно выбирать следующие:

по новизне:
новизна программы находит свое отражение в том, что в ходе ее реализации будет осуществляться
новизна данной образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов
новизна данной образовательной программы заключается в том, что автор предлагает решение таких проблем дополнительного образования, как
новизна данной образовательной программы заключается в том, что представлены новые методики преподавания
новизна данной образовательной программы заключается в том, что используются новые педагогические технологии в проведении занятий
новизна данной образовательной программы заключается в том, что использованы нововведения в формах диагностики и подведении итогов реализации
впервые в программе рассмотрены/ использованы новые технологии обучения
новизна данной образовательной программы заключается в том, что конкретизировано
новизна данной образовательной программы заключается в том, что дополнено
новизна данной образовательной программы заключается в том, что расширено
новизна данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные потребности, помогает реализовать возможности, стимулирует социальную и гражданскую активность, что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков.
новизна образовательной программы отражается в ее комплексности, что обеспечивает единство двух компонентов: художественно-эстетического и физкультурно-спортивного
новизна программы в том, что впервые разработана программа по __________ не для художественной/спортивной/музыкальной, а для учреждения дополнительного образования, реализующее общеразвивающие программы
новизна образовательной программы заключается в построении с требованиями современного общества к дополнительному образованию: обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий развития мотивации учащихся к познанию и творчеству
новизна образовательной программы заключается в изучении личности каждого учащегося и подборе методов, форм, приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся, в разнообразии изучаемых видов _____________ творчества
новизна образовательной программы состоит в специфике ее содержания, образовательных технологиях, учитывающих возраст и индивидуальные особенности детей, их возможности и потребности

по актуальности программы:
актуальность программы обусловлена ее соответствием муниципальному заказу, то есть тем идеям и положениям, которые заложены в законах, положениях, рекомендациях, разработанными органами государственной, региональной и муниципальной власти, Дворца детского (юношеского) творчества
актуальность программы обусловлена тем, что ее реализация будет способствовать пробуждению
актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время (например, компьютерная графика) - одно из самых популярных направлений в
актуальность программы обусловлена потребностями современного общества и образовательным заказом государства в области
актуальность данной программы обусловлена тем, что вызывает необходимость усилить подготовку по теоретическим знаниям (или основам) и практическим опытом детей в
актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей в
актуальность данной дополнительной образовательной программы связана с использованием нового комплексного метода обучения, направленного на развитие
актуальность программы заключается в том, чтобы в процессе творческой практики ребенок мог открывать в себе самом общечеловеческую способность эстетического отношения к миру, что наиболее важно в современном мире
актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для того, чтобы
актуальность этой программы заключается в том, что она позволяет систематизировать и обобщить имеющиеся знания ребёнка, дополнить их
актуальность программы состоит в том, что она способствует формированию социально-активной личности, ориентированной на самоутверждение и самореализацию. Кроме того, содержание программы может способствовать профессиональному самоопределению, так как изучаемые темы дают знания и умения, а также позволяют сформировать навыки организаторской деятельности и лидерских способностей
актуальность программы состоит в том, что в __творческой__ деятельности у подростков формируются знания, умения и навыки, играющие важнейшую роль на протяжении всей жизни человека; развивающиеся способности, психологическая готовность к труду, ответственное и осознанное отношение к выбору профессии
актуальность программы обуславливается несомненной социальной востребованностью обучения, поскольку оно способствует лучшей адаптации учащихся в современном обществе и развитии их творческих, интеллектуальных, коммуникативных и многих других особенностей

по отличительной особенности:
отличительная особенность заключается в том, что она разработана для детей, желающих обучиться исполнительскому искусству, без ограничений, независимо от способностей
отличительная особенность заключается в том, что структура занятий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным
отличительная особенность заключается в том, что позволяет в условиях дополнительного образования расширить возможности ребенка в области
отличительные особенности программы заключаются в том, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем
отличительной особенностью программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности мировой танцевальной культуры, а с другой – установка на развитее творческой индивидуальности ребенка
отличительной особенностью данной программы является то, что она ориентирована на развитие творческого потенциала и ---- (указать способность учащихся) способностей учащихся разных возрастных групп, соразмерно личной индивидуальности;
отличительной особенностью программы является использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность
отличительной особенностью программы является ее содержание, которое может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития умений и навыков, как групп, так и отдельно взятых учащихся
КАК НАПИСАТЬ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель отвечает на вопрос НА ЧТО НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА? Основным (начальным) словом используется существительное. Цель должна быть ОДНА!
Цель – это результат освоения программы, т.е. чего Вы хотите добиться от процесса обучения.
Необходимо начать со слов – использовать из предложенных вариантов или свой вариант):

знакомство
разработка
приобщение

коррекция
изучение
актуализация

обучение
внедрение
содействие

повышение
приобретение
вовлечение

привитие
обогащение
усвоение

развитие
формирование
выявление

КАК НАПИСАТЬ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Задача отвечает на вопрос ЧТО НЕОХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ? Основным (начальным) словом используется глагол.
Задача – это этапы к достижению цели, т.е. какие надо сделать шаги, чтобы достигнуть цель. Начните описание задач со слов (выберите из списка или используйте свой вариант):
воспитать
сформулировать
создать
научить

вычленить
развить
приобщить
содействовать

выявить
дать понятие
организовать
помочь осознать

выяснить
пропагандировать
сформулировать
разработать

исследовать
разработать
вовлечь
укрепить

научить самостоятельно планировать
научить осуществлять контроль
подготовить 
выстроить адекватное представление о

определить
рассмотреть
обеспечить
обогатить

повысить
воспитать
овладеть
выполнить

познакомить
активизировать
познакомить
привить

показать
охарактеризовать
проанализировать
воспитать

показать
достигнуть
привить
обеспечить

раскрыть
изучить
способствовать
разбудить фантазию

создать
укрепить
осознать
внедрить

научить адекватно выражать 
научить эффективно взаимодействовать со
освоить разные способы
освоить стартовые формы

выработать приемы и методы 
овладеть стартовыми методиками
сформировать стартовые представления


Задачи бывают образовательные, развивающие, воспитательные. Можно разбить Ваши задачи на подгруппы.
Например,
Образовательные задачи:
научить детей отдельным приемам, технике и технологии изготовления поделок из различных материалов;
способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества.
Развивающие задачи:
развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.);
развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность.
Воспитательные задачи:
формировать у учащихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;
формировать у учащихся культуру труда.
КАК НАПИСАТЬ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы – это промежуток времени, который необходим для достижения цели программы.
Срок реализации - 1 год, 2 года
Обязательно напишите, что между ступенями и годами обучения должны соблюдаться преемственность и уровни освоения.

ВОЗРАСТ, ЗАДАЧИ СТУПЕНЕЙ и УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ
Нужно помнить, что каждому возрасту ребенка соответствует его психофизическое развитие. Вследствие этого, формы и методы работы должны соответствовать этим характеристикам. Во Дворце творчества выделены 5 ступеней, которые и отражают эти способы познания и преобразования мира.

1 ступень «Мир вокруг тебя», возраст 5-8 лет. Задачи педагогов на этом этапе – раскрыть внутренний потенциал детей, пробудить творческие начала в игровой, практической деятельности и в общении.
2 ступень «Твой выбор», возраст 9-11 лет. Основная задача педагога – помочь ребенку в поиске и выборе, развитие мотивации к избранному виду деятельности.
3 ступень «В школе мастера», возраст 12-15 лет. Задача педагога – освоение воспитанником продуцирования преобразования человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации, адаптации.
4 ступень «Самоопределение», возраст 16-18 лет. Задача педагога – оказание помощи в выборе будущей профессии на основе профессиональной психолого-педагогической диагностики.
5 ступень «Мастерство», возраст от 18 лет. Задача педагога – освоение обучающимся профессиональных навыков, развитие профессионально-важных качеств и творческих профессиональных способностей.

При написании образовательной программы мы должны ориентироваться на указанные ступени, как по возрасту, так и по развитию, поэтому программы могут быть одноступенчатые или многоступенчатые (т.е. на 1 ступень или несколько).
В свою очередь многоступенчатые программы могут иметь срок реализации с учетом каждой ступени или по всем ступеням вместе (т.е. на каждой ступени 1 или 2, или 3 года или в целом, 5 лет).

Также надо помнить, что и внутри ступени могут быть уровни освоения образовательной программы. Согласно методическим рекомендациям, принятым в 2015 г., существуют 3 уровня освоения образовательной программы.
Содержание и материал программы дополнительного образования должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Продвинутый уровень. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно, узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

В окончательном виде описание сроков реализации, ступеней и уровней обучения должно выглядеть следующим образом:

1 ступень «Мир вокруг тебя», возраст 5-8 лет.
Далее идет описание, что осваивается на 1 ступени.
Например, раскрыть внутренний потенциал ребенка при занятии хореографическим искусством, используя при этом игровые формы и методы. Обучить основным движениям танца.
Срок реализации: 2 года.
Уровень: стартовый.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Выбор форм и методов занятий определяется педагогической целесообразностью и в полной мере должно раскрываться в методическом обеспечении программы. В пояснительной записке необходимо кратко их указать.

Формы занятий по количеству детей:
Фронтальная (предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе;
Групповая (ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы);
Индивидуальная (предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори»).

Формы занятий по способам коммуникации:
Программа строится на игровой деятельности и носит практический характер. Ведущая форма занятий – игра (игры дидактические, конструирование, практические и творческие задания, иллюстративные упражнения, направленные на формирование знаний учащихся и на развитие их интеллектуальных способностей), занятие-тренинг (кроссворд, ребус, лото, рассказ - задача, логическая задача и т.д.), речевые игры, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений, сочетание всех элементов на одном занятии.



или:
инструктаж
консультация
экскурсия

беседа
круглый стол
практикум

просмотр фильмов
учебная игра, деловая игра
психологическое занятие

мастер-класс
мозговой штурм, мозговая атака
лекция

слушание музыкальных произведений
чаепитие
«конверт вопросов»

дискуссия
семинар
экспериментирование

°дебаты
экспедиция
туристический поход

творческая мастерская
философский стол
спарринг


презентация предмета, факта, события
встречи с известными людьми, спортсменами
просмотр и анализ видеозаписей собственных выступлений

презентация
ролевые игры
конференции

лабораторная работа
тренинг
праздник

суд
КВН
эстафета

турнир
пресс-конференция
творческая встреча

репетиция
поход
путешествие

Например, форма занятий по количеству детей групповая, по способу коммуникации – беседа, практикум, мастерская, экспериментирование.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся
и пр.

Приём - конкретное проявление определенного метода на практике: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения, лабораторные работы и др.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся раз в неделю, . часов в год. (указывается сколько раз в неделю проводятся занятия, сколько предполагается учебных часов в год).






КАК НАПИСАТЬ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
К окончанию учебной программы учащийся должен обладать следующими компетенциями (рассказывается о том, что должен знать и уметь учащийся):
-
-
Сформированы личностные качества:
-
-
Например,
К окончанию учебной программы учащийся должен обладать следующими компетенциями (рассказывается о том, что должен знать и уметь учащийся):
владеть понятиями о классическом танце, его особенностях;
знать базовые шаги в хореографии и уверенно применять их на практике;
правильно исполнять движения при сохранении осанки.
Сформированы личностные качества:
взаимная требовательность,
заинтересованность в совместной деятельности;
уважительно относиться к национальным традициям, фольклору, танцам, костюмам.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Для проверки уровня усвоения программы используются
беседа
контрольный урок
устный опрос

игровые задания
мониторинг
открытые занятия

научно-исследовательские конференции
урок-концерт
тест

устный опрос
творческий проект
текстовые задания

научно-практическая конференция
самоанализ деятельности педагога
педагогическое наблюдение

зачет
отчетный концерт
выставки

фестивали
открытое занятие
тестирование

реферат
викторина
соревнования

выполнение нормативов
оценка подготовленных работ
выполнение и защита проектов

коллоквиум (способ промежуточной проверки)
участие в конкурсах
контрольное упражнение

анализ подготовки и проведения мероприятия (внутренний контроль)
мониторинг удовлетворенности учащихся участием в программе
диагностика эмоционального фона (беседа, отзывы, анкетирование)

В указанном разделе можно отразить зачетные и контрольные требования, а также нормативы усвоения программы.
Например,
Выполнение проекта
или выполнение упражнений
Участие в концерте/конкурсе

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план оформляется в таблицу. Вначале таблицы указывается ступень, уровень, срок реализации, количество часов.
№ раздела и темы
Название разделов и тем
Форма занятия
Количество часов




всего
теория
практика

1.
Вводное занятие. Техника безопасности
беседа, просмотр видеоролика
1
1
0

2.

Знакомство с природным материалом. «Здравствуй, осень!»
беседа, экскурсия, творческая мастерская

3


1


2


3.






ИТОГО
Например, 72 часа

Уважаемые коллеги! Обратите, пожалуйста, внимание – ТЕОРИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ УКАЗАНА, даже если Вам кажется, что Ваши занятия носят только практический характер.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
Название раздела;
Название темы;
Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания);
Практика (примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии);
Форма занятия;
Оборудование и оснащение (если необходимы уточнения);
Литература (если есть);
Место проведения занятия (если занятие выездное);

Например:
Тема 3. Работа с природным материалом. «Здравствуй, осень!»
Теория: отличие осени от других времен года. Что происходит с природой и животными. Пословицы, поговорки и загадки про осень (форма занятия - лекция, беседа.)
Практика: собирание гербария, составление осенней композиции, осенние поделки из природного материал (форма занятия - творческая мастерская, самостоятельная работа).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Формы, приемы, методы зависят от педагогической целесообразности их применения в данной образовательной программе, поэтому сначала в этом разделе необходимо аргументировать и обосновать выбор тех или иных выбранных форм.
Описание методического обеспечения следует начать со слов (выберите подходящий Вам вариант или напишите свой):
реализация данной дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей учащихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств, поэтому целесообразно применение
педагогическая целесообразность методик, приемов и технологий, используемых в процессе реализации программы обусловлено их адаптацией к особенностям физиологии и психологии учащихся данной ступени.
педагогическая целесообразность применяемых методик заключается в том, что знакомясь с _________, дети не только проявляют себя как творческие личности, но и приобретают необходимые в жизни умения и навыки, развивают мелкую моторику
поскольку программа определяется социальной значимостью и направленностью на организации социально полезной деятельности учащимися объединения, соответственно, педагогически целесообразно применять следующие методы и приемы ее реализации
целесообразность применения совокупности приемов и методов определена общей последовательностью изучения программного материала, что позволит педагогам дополнительного образования придерживаться в своей работе единого стратегического направления в учебно-тренировочном процессе.
необходимость формирования у детей здорового образа жизни через занятия __самбо__ и их дальнейшую социализацию в обществе определяет целесообразность применения следующих методов и приемов
педагогическая целесообразность используемых методик заключается в том, что программа позволит заниматься не только одаренным детям, но и учащимся со средними физическими данными и даже детям с ослабленным здоровьем, так как воспитательный потенциал программы направлен на целенаправленное развитие у учащихся таких качеств, как любовь к родителям и Родине, взаимовыручку, помощь младшим, трудолюбие, готовность принимать самостоятельные решения

ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ:
традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, «аукцион», путешествие, поход, экскурсия, мастерская, «гостиная», защита проектов, дискуссия, диспут, «суд», зачет, конкурс, КВН, эстафета, соревнование, турнир, конференция, пресс-конференция, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т.д.
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Метод - способ деятельности.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.);
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (тренинг, упражнения, лабораторные работы и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
в парах - организация работы по парам;
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Приём - конкретное проявление определенного метода на практике: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения, лабораторные работы и др. Возможно использование формы как приема.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В разделе должны быть указаны все необходимые составные реализации программы: сведения о помещении, в котором должны проводится занятия; перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий; сведения о методическом обеспечении (наглядные пособия для педагогов и учащихся, аудио-, видео- средства как типовые, раздаточные материалы, индивидуальные занятия) эскизы, схемы. Необходимо перечислить нужное оборудование, ТСО, инструменты, декорации, костюмы, приборы, станки, химические реактивы, зеркала, грим, микрофоны и т.п.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: 
таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:
станки, музыкальные инструменты, спортивные снаряды и оборудование, швейные машинки, зеркала, приборы, декорации, костюмы, микрофоны, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, графо- и эпипроекторы, мультимедийный проектор, диапроектор, и др.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ (ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ):
опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие для родителей, концерт, экзамен, выставка, конкурс, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, взаимозачет, игра-испытание, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ и др.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
необходимо прописать, какие специалисты, кроме педагога дополнительного образования, необходимы для образовательного процесса (концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, педагоги дополнительного образования других направлений, лаборант и др.). Указать должность и обязанности педагогов, требования к их квалификации.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
составитель должен прописать, какие формы он применяет для достижения воспитательной цели (встречи с известными людьми, праздники, чаепитие, общественные и социально-полезные мероприятия) и какие задачи он решает, применяя эти формы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Календарно-тематический план практически дублирует учебный план. Разница лишь в том, что в календарно-тематическом плане указываются темы ПОМЕСЯЧНО. Тема может быть разбита на весь учебный календарный год. В этом и заключается основное отличие календарно-тематического плана от учебного плана.

Например,
Название программы: «Умелые руки» (художественная направленность). Ступень 2. Уровень: стартовый. Год обучения: первый. 2 часа в неделю.

Месяц
Название разделов и тем
Форма занятия
Количество часов




всего
теория
практика

октябрь
Вводное занятие. Техника безопасности

беседа, просмотр видеоролика
1
1
0


Знакомство с природным материалом. «Здравствуй, осень!»
беседа, экскурсия, творческая мастерская
3
1
2


Изготовление панно «Дары осени»
лекция,
самостояте-льная работа
3
1
2


Викторина «Осень золотая»
Викторина
1
1
0


Всего часов в месяц:
8 часов








май
Итоговое занятие, или итоги коллективной работы.
(Персональная выставка. Тематическая выставка)




ИТОГО
Например, 72 часа


ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Это часть учебного плана, которая направлена на воспитательную работу. Это и эстетическое воспитание - посещение музеев, театров, концертов, выставок, и социально-гражданское воспитание – субботники, акции, игра «Зарница» и т.п.

Мероприятия детского объединения
Например,
Направления воспитательной работы
Мероприятия
Формы проведения мероприятий
Задачи.
Сроки.
ответственный

Гражданское воспитание
Участие в акции «Молодые граждане России»
флешмоб
Формирова-ние активной гражданской позиции
декабрь
Педагог ФИО

Патриотическое воспитание
Посещения музея воинской славы
экскурсия
Знакомство с историей ВОВ
февраль
Педагог ФИО

Социальное воспитание
Участие во всероссийском субботнике «Зеленая планета»
субботник
Воспитание благотвори-тельного труда на пользу общества
Апрель
Педагог ФИО



Мероприятия, проводимые в рамках воспитательных программ Дворца творчества
Например,
Наименование воспитательных программ Дворца творчества
Мероприятия
Формы участия
Сроки.
ответственный

Указываются воспитательные программы Дворца творчества Например,
«Здоровым быть здорово!»
Конкурс «Формула 1»
очная
Март-апрель
Педагог ФИО


Работа с социальными партнерами
Например,
Группы социальных партнеров
Мероприятия
Формы проведения мероприятий
Задачи
Сроки
ответственный

Родительский актив
Родительское собрание
Собрание
организовать образователь-ный процесс
сентябрь
Педагог ФИО


Консультации по вопросам режима труда и отдыха ребенка
Лекция/
беседа
Обучить здоровье-сберегающим технологиям
В течении года
Педагог ФИО

Школы, классные руководители
Организация праздника ко Дню матери в рамках сетевого взаимо-действия
Праздник/
концерт
Организовать единое образователь-ное пространство
ноябрь
Педагог ФИО

Общественные организации; иные муниципальные и государственные учреждения
Экскурсия в ФСКН
Экскурсия
Провести профилакти-ческую работу с целью предотвращения негативных привычек
февраль
Педагог ФИО

Предприятия
Экскурсия на предприятие «Керек»
Экскурсия
Профилизи-ровать образова-тельное пространство
март
Педагог ФИО





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 Необходимо оформлять верно. Например:
Тихонов А.Н., Кальнер В.Д., Гласко В.Б. Математическое моделирование технологических процессов и методов обратных задач в машиностроении. М.: Машиностроение, 2013. 244 с.
Фондовый рынок: Учеб. пособие / Н.И. Берзок, Е.А. Буянова, М.А. Кожевников, А.В. Чаленко. Под ред. Н.И. Берзона. М.: Вита-Пресс, 2015. 399 с.
Интернет-ссылки:
Непомящий А.Л. Рождение психоанализа: Теория соблазнения / А.Л. Непомящий. Режим доступа: [http: // www.psychoanalysis.pl.ru 17.05.2000].
Документы:
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрист, 1997.31с.
О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ. М.: Интел-Синтез, 1997. 32 с.
О мерах по оздоровлению государственных финансов: Указ Президента РФ от 11 декабря 1997 г. № 1278 // Российская газета. 1997. 16 декабря. С. 35.
О Государственной комиссии по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей: Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 29. Ст. 3529.
Книги, написанные большим авторским коллективом:
Реформирование и реструктуризация предприятий / Тренев В. Н., Ириков В. А., Ильдеменов С. В. и др. М.: ПРИОР, 2008.318с.
Автоматизация сбора, обработки и представления гелиогеофизической информации / Под ред. С. И. Авдюшина, Ф. И. Дликмана. М.: Гидрометеоиздат, 2015. 95 с.
Учебники и учебные пособия:
Виханский О.С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент». М.: Гардарика, 2008. 288 с.
Савельев И.В. Курс общей физики: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. Т. 1-3. М.: Наука, 2012.
Статьи в сборниках:
Тарасович Е.И. Принципы оценки недвижимости // Тарасович Е.И. Оценка недвижимости. СПб., 2007. С. 27 41.
Никитина А.Е. Эффективность использования солнцезащитных средств при боковом освещении в промышленных зданиях // Современные проблемы охраны труда: Сб. научных статей / НИИ труда. М., 2007. С. 34 37.
Статьи в периодических изданиях:
Антипова О. Регулирование рыночных рисков // Банковское дело. 2014. №3. С. 17 20.
Кадушин А., Михайлова Н. Способы амортизации основных фондов: сравнительный анализ // Финансовая газета. 2009. № 15. Апрель. С. 5.
Райкова Л. Торговля и власть // Торговая газета. 2009. 3 марта.
Источники на иностранных языках:
Smith A.D. The Concept of Social Change. L, 2013.
Wallerstain I. The Modern World-system. V. 1, 2. N. Y., 1974 2006.
 
Так нельзя писать:
- Другие учебники по физике,
- Газета «Жизнь» 205 выпуск,
- Прочие источники,
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ
Основные требования, прописанные в ГОСТе:
Оформление работы производится на листах формата А4.
Текст набирается на компьютере. Печатая содержимое работы, нужно в настройках выбрать шрифт под названием Times New Roman. 
Размер шрифта устанавливается в кеглях, он должен быть либо 12, либо 14. Допустимы оба варианта. Также требуется установить междустрочный интервал – полуторный.
Для отступов, или как их еще называют, полей, также нужно задать требуемые государственными стандартами значения. От верха и снизу нужно отступить на 2 см, слева на 2,5-3 см, справа на 1,5 см. 
После написания каждого абзаца, новый начинается с красной строчки. Ее параметры также задаются в настройках текстового редактора. Значение должно быть равным 1,3 см.
Нумерация страниц – обязательное условие при написании курсовой работы. Для обозначения используют арабские цифры, которые должны быть расположены по центру внизу. 
Название заголовков пишется посередине строки. Ни в коем случае не нужно ставить после названий точки. Подчеркивать их также не следует. 
Приложение 1
Образец титульного листа программы

Управление образования администрации г. Чебоксары
МАОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики


Принято
Решением научно-методического совета
Дворца детского (юношеского) творчества
Протокол № ______
От _____ _______________ 2016 г
Утверждаю
Директор Дворца детского (юношеского) творчества города Чебоксары
_____________________ Г.А. Петрова
______ ____________________ 2016 г.
Приказ №____ от ___________2016 г.




Согласовано
Руководитель структурного подразделения
Дворца детского (юношеского) творчества
______________________________________
от _____ _______________ 2016 г.
Согласовано
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Дворца детского (юношеского) творчества
_______________________М.В. Мурзуков
от ____________________________2016 г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЗОЛОТОЙ КОЛОСОК» (изготовление изделий из соломы)
(художественная направленность)



Возраст детей, на которых рассчитана программа:
2 ступень: 9 - 11 лет (216 ч.)
3 ступень: 12 – 15 лет (216 ч.)
Срок реализации программы: 2 года
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Иванов Иван Иванович












Чебоксары, 2016
 Компете
·нция (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] competere соответствовать, подходить) способность применять [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. 
 Форму занятий смотри в разделе «Основные формы, методы и приемы проведения занятий»)









13PAGE 15


13PAGE 14315




хђ Заголовок 3 Заголовок 815