ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОПЫТА ВОСПРИЯТИЯ СЕРЬЁЗНОЙ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
г. Мегион
ПРОЕКТ
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОПЫТА ВОСПРИЯТИЯ СЕРЬЁЗНОЙ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Автор: Артемова Надежда Игнатьевна
г. Мегион 2013
Свирель в моём звучала голосе
Несла любовь и мыслям всем сердцам.
Но видно в том и Божий промысел,
Чтоб всё отдать ученикам
(И.Николаев)
АКТУАЛЬНОСТЬ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познаётся ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. С другой стороны, как показывают многолетние наблюдения за младшими школьниками, у них возникают затруднения, при восприятии серьезной музыки. Причина этого в том, что у детей отсутствует первоначальный музыкальный опыт, не сформированы эмоционально-слуховые представления и мотивация к познанию.
Для разрешения указанной проблемы определена следующая цель: формирование у младших школьников первоначального музыкального опыта восприятия серьёзной музыки с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на музыкальном инструменте - свирель.
Задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Теоретическое обоснование заявленной темы.
Определение форм, методов формирования первоначального музыкального опыта восприятия серьёзной музыки.
Апробация форм и методов формирования первоначального музыкального опыта восприятия серьёзной музыки через активизацию инструментальной деятельности младших школьников на уроках музыки в школе.
Организация мониторинга успешности проекта.
Подготовка методических рекомендаций.
Гипотеза проекта состоит в предположении о том, что указанная выше проблемная ситуация разрешима, если первоначальное музыкальное воспитание детей будет осуществляться с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.
Объект исследования - процесс формирования первоначального музыкального опыта восприятия серьёзной музыки через организацию инструментальной деятельности учащихся на уроках музыки.
Предмет исследования - педагогические условия формирования первоначального музыкального опыта восприятия серьёзной музыки через организацию инструментальной деятельности учащихся на уроках музыки.
Главной задачей инструментальной деятельности является творческая игра в музыке в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение. Целью этого музицирования является развитие творческих способностей детей и их обучение в действии. Именно поэтому, оно по форме и содержанию, наиболее естественно соответствует природе детей дошкольного и младшего школьного возраста и принципам игровых методик, существующих в мировой практике. Как правило, обучение начинается с простейших шумовых, ударных инструментов, затем подключаются детские клавишные и духовые инструменты.
Говоря о простейших музыкальных инструментах, имеется в виду прежде всего простота овладения учащимися навыками игры на этих инструментах. К детским музыкальным инструментам относят, главным образом, специально созданные для детей инструменты, такие, как металлофон, блок флейты, детское фортепиано и др. В этом ряду термин элементарные музыкальные инструменты, введенный К. Орфом, выступает в собирательном значении, поскольку в созданный им инструментарий для детского музицирования входят как простейшие музыкальные инструменты, в том числе многообразные ударные, так и инструменты, специально созданные для детей: металлофоны, ксилофоны, свирели и т.д.
На уроках музыки в начальной школе используется инструментальная деятельность - включение простейших музыкальных инструментов в процессе исполнения, как фольклорных произведении, так и сочинений композиторов. При этом учителем решаются следующие задачи; развитие интереса к музыкальным занятиям; развитие музыкальности детей, их эмоционального отклика на исполняемые произведения, осмысления жанровой принадлежности сочинения; развитие ритмического и тембрового слуха, чувства ансамбля; формирование навыков и умений дифференцированного "слышания" музыкальной ткани произведения - вычленения из нее характерных интонаций /подчеркивание мелодических, метро ритмических, ладовых, динамических, темповых, тембровых и прочих особенностей/, элементов формы /Фраза, построение, вступление, заключение, разделы частей композиции/, приемов развития; приобретение навыков игры на простерших инструментах - ритмических, звуковысотных, духовых; освоение элементов музыкальной грамоты; развитие координации простейших движений при игре на музыкальных инструментах. Инструментальная деятельность - это прежде всего форма творческого самовыражения ребенка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка. Выбор музыкальных инструментов для детского музицирования на уроке зависит от нескольких факторов:
- наличия определенного набора и количества инструментов в кабинете музыки;
- владения учителем методами и приемами включения инструментальной деятельности в драматургию урока музыки;
- уровня музыкального развития каждого конкретного класса и готовности детей к применению инструментов на уроке.
Таким образом, дети приобретают навыки музицирования в процессе игры на простейших инструментах; осваивают элементы музыкальной грамоты.
Еще в 20-х годах советскими учеными Б. В. Асафьевым, Б Л.Яворским, а в дальнейшем российскими педагогами Н.М.Гольденберг и др. рассматривались психологические предпосылки инструментальной деятельности младших школьников. В формировании музыкальных способностей детей в общеобразовательной школе игра на простейших музыкальных инструментах давно признана плодотворной, что показала практика игры школьников в детских оркестрах 20-30-х годов. Успешное использование некоторых инструментов в современных общеобразовательных школах доказывает как эффективность, целесообразность, так и жизненность этого вида детского музицирования.
Инструментальная деятельность находит определенное отражение как в программе по музыке, подготовленной под руководством композитора Д.Б.Кабалевского, так и в типовой программе по музыке, разработанной под общим руководством Ю.Б.Алиева.
Несмотря на позитивные теоретические и практические предпосылки, проблема использования элементарных музыкальных инструментов в условиях общеобразовательной школы все же остается во многом не разрешенной.
Игра на простейших детских музыкальных инструментах, в частности на свирели, еще не имеет широкого распространения в школах, прежде всего из-за недостаточной разработки методического материала, что обусловило новизну и определило направление данной работы.
Игру на инструментах мы рассматриваем как творческий акт, как процесс, способствующий одновременному усвоению навыков игры и формированию различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся.
Методологической базой проекта являются теоретические исследования Э.Б.Абдуллина, Е.В.Евтух, И.Г.Лаптева, Е.В.Николаевой, Г.П.Сергеевой.
В процессе подготовки в написания данного проекта были использованы следующие методы: анализ литературных источников, сравнение и выявление наиболее актуальных информаций, обобщение и структурирование работы; сравнительный анализ результатов деятельности учащихся, наблюдение, собеседование, создание творческих ситуаций.
Практическая значимость проекта - содержащиеся в работе методические положения и выводы обладают определенной значимостью для дальнейшей работа с младшими школьниками на уроке музыки и кружковой работе /внеклассные мероприятия/.
База исследования- общеобразовательная школа №2 города Мегиона в период с 2003 - 2008 гг.; МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» города Мегиона с 2010 года. Практическая часть данной работы представлена на курсах повышения квалификации учителей музыки г.Нижневартовска при НГГУ 11.05.07, а также на курсах повышения квалификации Ханты-Мансийского ИПК г. Лангепас. 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
В учебном плане общеобразовательной школы есть предмет "Музыка". Однако учитель музыки поставлен в жесткие временные рамки, так как по учебному плану на предмет отводится только 1 час в неделю.
В программе по музыке Д.Б. Кабалевского заложены различные виды деятельности учащихся на уроке. Игра на детских музыкальных инструментах /свирель/ является тем средством, которое способно поднять преподавание музыки на качественно новый уровень.
В программе Д.Б. Кабалевского определены три главные задачи: воспитание, образование, развитие, а игра на свирели дает возможность рассмотреть задачи обучения более глубоко и индивидуально:
- развитие музыкальных способностей учащихся;
- приобщения их к народным инструментальным традициям;
- овладения различными теоретическими знаниями;
- закрепления знаний о пройденных музыкальных произведениях. В соответствии с доставленными задачами определяется содержание инструментальной деятельности. Игра на музыкальных инструментах создает благоприятные условия для освоения учащимися нотной, в том числе, партитурной записи.
К числу основных положений проекта относятся:
1. Необходимость с самого начала занятий живой иллюстрации каждого из имеющихся в распоряжении музыканта-педагога инструмента с тем, чтобы учащиеся имели возможность заинтересоваться этим видом деятельности, и даже выбрать для себя наиболее приглянувшийся инструмент;
2. Сочетание на первом же этапе обучения учащихся игре на музыкальных инструментах, выполнения методически продуманных заданий со свободной игрой-импровизацией детей, развивающей их творческие способности, воображение, фантазию;
3. Особое внимание, в процессе обучения игре на музыкальных инструментах, к изучению элементарной музыкальной грамоты, с целью развития ритмического чувства учащихся, а также понимания ими логики звуковысотного рисунка, осознания лада и музыкальной формы;
4. Осуществление процесса усвоения умений и навыков игры на музыкальных инструментах, а также целенаправленного музыкального развития учащихся непременно на восприятии музыкально-образного материала, a также в сочетании с певческой деятельностью;
5. Широкое применение приемов, способствующих развитию внимания, заинтересованности и творческой потенции учащихся, как, на пример, содеятельностъ музыканта-педагога и учащихся, в том числе своеобразная форма "вопроса /учитель/ - ответа /ученик,/" при непременном соблюдении учеником заданного учителем характера, настроения и формы /досочинение мелодических рисунков, ритмическая импровизация и др./;
6. Продуманный подбор музыкальных инструментов, при создании разнообразных инструментовок, и импровизациях, в основе которого - соответствие тембрального и в определенной мере ритмомелодического характера звучания, того или иного, инструмента характеру исполняемой музыки;
7. Введение в занятия несложных коллективных импровизаций: аккомпанементов мелодии, основанных на постепенном подключении различных элементарных музыкальных инструментов /триоли, металлофоны, треугольники, кастаньеты» румбы, маракасы, бубны и др./ с предоставлением учащимся возможности самим выбирать "модель" аккомпанемента;
8. Отсутствие возрастных ограничений в организации этого вида деятельности;
9. Рассмотрение сочетания классной и внеклассной работы в этом направлении, как определенного циклического процесса, при котором обе эти формы работы обогащают друг друга.
Такое использование музыкальных инструментов на занятиях, по мнению И.Г. Лаптева, "сближает" возможности учащихся и "превращает класс на определенном этапе в единый музыкальный коллектив, способствуя в то же время проявлению и развитию индивидуальных музыкально-творческих способностей учащихся" (11,20).
Работая со свирелями большое внимание уделяется сказкам и рассказам о инструменте. Так с помощью сказки «Флейта Пана» мы добиваемся бережного отношения к инструменту, к звукам извлекаемым на свирели.
.
Активизация инструментальной деятельности в обучение игре на свирели зависит от творческого направления. Репертуар по обучению основывается как на музыке разных времен и народов, так и на классических образцах. Изученное порождает потребность хотя бы общего знакомства с историей, литературой, архитектурой, живописью, природой разных стран, обычаями живущих там людей. Музыкальный инструмент свирель выступает также в роли источника информации. Обучаясь игре на инструменте, ребята знакомятся с историей его создания, визуально его воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в ее «поле», ощущая себя ее звеном.
Проведенная работа в целом показала, что именно комплектностью урочной и внеурочной работы обеспечивалось насыщение занятий духовно-нравственным, эмоционально-эстетическим содержанием, разносторонне влияющим на формирование ценностных ориентаций подростков. При этом важными позитивными факторами проявили себя также взаимодействие учителя музыки с классным руководителем, родителями и педагогами эстетического направления; стимулирование учащихся к творческой деятельности; создание эмоционального фона в образовательной среде школы, способствующего ситуации успеха (ощущение радости, подъема, стимулируют доброжелательное отношение подростка к другим людям), дружелюбия и взаимопомощи в среде учащихся, атмосферы доверия во взаимоотношениях «ученик-учитель».
Таким образом, определение правильных методов способствует верному подходу к изучению обучения игры на свирели и способствуют активизации инструментальной деятельности обучающихся.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Целевой аудиторией проекта являются обучающиеся начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» города Мегион.
География проекта предполагает тесное взаимодействие учителей, в рамках городского методического объединения учителей музыки.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Практическим результатом проекта стало издание авторских методических пособий: методическое пособие «Мегионские свирельки» (Издательство «ПолиграфистИнвест-сервис», г. Нижневартовск, 2007 год), методическое пособие «Играй вместе с «Мегионскими свирельками» выпуск 1 и выпуск 2. (Издательство ООО «Фаст-Принт», г. Мегион, 2008 год). Для обеспечения учебно-методического комплекса выполнено более 50 переложений для свирели.
Как показывает опыт, игра на музыкальных инструментах для одних детей - это возможность принять участие в музицировании, для других - способ проявить свои творческие способности, для третьих - это просто увлекательное времяпрепровождение.
Организация инструментальной деятельности школьников способствует достижению следующих результатов:
1. Воспитание чувства коллективизма и ответственности через реализацию задачи «класс-хор, класс-оркестр».
Во время классной вокально-хоровой работы и игры на свирелях дети делают одно общее дело, качество и результат которого зависит от каждого ребенка. Осознание коллективного труда приводит к сплочению детского коллектива, радости совместного творчества. Ребенок начинает осознавать ответственность за свое исполнение не только перед учителем, но и перед своими товарищами. Появляется стремление к общению, воспитывается чувство коллективизма.
2. Расширение возможностей становления творческого мировоззрения.
Обучение игре на свирели по методике Е.В.Евтух дает детям возможность играть мелодии знакомых песен и попевок уже с первых уроков. Через 2-3 месяца занятий ребенок может сыграть репертуар из 15-20 мелодий. Дети приобщаются к активному музицированию, играют и поют народную и композиторскую музыку, исполняют темы из классических произведений.
Дети погружаются в огромный мир музыки, активно приобщаются к музыкальной культуре. Учащиеся начальной школы с удовольствием исполняют произведения Бетховена и Чайковского, Моцарта и Свиридова и других композиторов. Ребята сами сочиняют свои произведения, посвящая их: своим родителям, своим питомцам, родной земле. Много произведений ребята посвящают своему городу.
Встречаясь вне школы, дети с удовольствием играют на свирели в унисон и двухголосие, в сопровождении фортепиано и каноном. По детским разговорам, дома с ре6ятами занимаются и родители. Они с большим удовольствием играют на свирели, что приводит к возрождению традиций домашнего музицирования, а также к расширению творческого мировоззрения.
3. Развитие музыкальных способностей.
На уроках музыки в начальной школе дети играют на свирели 7-10 минут в течение урока. Ребята любят эти занятия, с нетерпением ждут их. Кружок обучения игре на свирели проводится два раза в неделю по 1 часу. Развитие интонационного слуха всегда было сложной задачей для учителя музыки. Среда детей, поступающих в 1-й класс школы, часто интонируют примерно 20% учащихся, дети с неустойчивой интонацией -35%, а остальные - просто гудошники. Причины фальшивой интонации различны: многих детей просто никто не учил петь, не учили тянуть звук, слушать себя и музыкальный инструмент. Пение других детей, иногда причина кроется в неумении собрать свое внимание, сосредоточиться, или в отсутствии координации между голосом и слухом ребенка. Надо стремиться научить детей чисто интонировать, применяя для этого различные виды работ с учащимися; систему относительной сольмизации, пение по ручным знакам, по болгарской "столбице", игра на детских музыкальных инструментах, элементы музыкального воспитания по системе Карла Орфа и др. Чистого интонирования в классе можно добиться только при использовании в уроке игры на свирели по методике Е.В.Евтух. Большинство учащихся начинают чисто петь уже в конце 3-го класса, а в 4 классе - правильно интонируют практически все учащиеся.
4. Игра на свирели способствует оздоровлению детского организма.
Игра на любых духовых музыкальных инструментах способствует вентиляции легких. Это также активная дыхательная гимнастика. Следовательно, игра на свирели, сокращает восстановительный период после пневмонии, помогает больным астмой, полезна при заболеваниях ОРЗ и ангины. Известно, что в Японии, где большое внимание уделают тренировке дыхания, реже, чем в других странах встречается инфаркт миокарда. Игра на свирели благотворно влияет на сердечную и костно-мышечную системы. Поскольку занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга, то в практике был даже случай снятия диагноза "судорожный синдром", благодаря постоянной и систематической работе.
В 2013г. Ансамбль «Мегионские свирельки» МАОУ «СОШ №9»принял участие в II Всероссийском фестивале-конкурсе «Свирель поет», где и стал победителем, получив звание Лауреат фестиваля I степени.
Опыт организации инструментальной деятельности обучающихся перенят учителями музыки школ города, в которых также созданы и действуют музыкальные ансамбли свирелей:
№
Название учреждения
Название ансамбля
Ф.И.О. руководителя
1
МОУ №5 «Гимназия»
«Веснушки»
Зуева Светлана Григорьевна
2
МОУ №5 «Гимназия»
«Трели свирели»
Зуева Светлана Григорьевна
3
МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Солнечные лучики»
Осокина Екатерина Анатольевна
4
МОУ «СОШ №2»
«Весёлые кузнечики»
Байгутлина-Байчурина Миляуша Маратовна
5
МОУ «СОШ №1»
«КлаССо»
Черемисина Анна Вячеславовна
6
Специализированная школа коррекция VIII вида
«Звёздочки»
Горбатая Елена Александровна
7
Средняя общеобразовательная школа пос. Вата
«Кораблик»
Абдуллина Алсу Ахметовна
8
МОУ «СОШ №9»
«Мегионские свирельки»
Артемова Надежда Игнатьевна
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс Елены Валентиновны Евтух "Игра на свирели" ;
Методическое пособие Артёмовой Н.И. «Мегионские свирельки» (Издательство «ПолиграфистИнвест-сервис», г. Нижневартовск, 2007 год);
Методическое пособие Артёмовой Н.И. «Играй вместе с «Мегионскими свирельками» выпуск 1 и выпуск 2. (Издательство ООО «Фаст-Принт», г. Мегион, 2008 год);
более 50 авторских переложений для свирели;
банк фонограмм «минус».
Музыкальные инструменты свирели (свирель является инструментом индивидуальным, который каждый ребенок закупает, или пользуется школьным. После игры школьные инструменты проходят тщательную обработку медицинским раствором).
МОНИТОРИНГ УСПЕШНОСТИ ПРОЕКТА
Отслеживание успешности проекта будет осуществляться по следующим направлениям:
Увеличение количества детей занятых инструментальным музицированием на свирели в школе и в городе.
Удовлетворённость детей инструментальным музицированием на свирели и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня владения детьми навыками инструментального музицирования.
Снижение уровня респираторных заболеваний обучающихся.
Положительная динамика в обучении, занятых инструментальным музицированием на свирели.
В 2008 году проведено исследование по влиянию игры на оздоровительный процесс учащихся. Для исследования во внимание взят период респираторных заболеваний: январь, февраль, являющихся пиком заболеваний ОРЗ. Исследования проводились по посещаемости учащихся учебного процесса. В контрольном классе « 5б», где игра на свирели не была организована, посещаемость учащихся составляет-70%; в экспериментальном «5А»классе посещаемость детей составляет -90%.
Следовательно, можно сделать следующий вывод: игра на свирели положительно влияет на оздоровительный процесс учащихся так, как способствует активизации гимнастики дыхательной системы.
Также, логопедической службой школы проведено наблюдение и дано заключение о влиянии инструментальной деятельности на обучающихся «О положительном влиянии на коррекционную работу с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, обучения игре на свирели в МОУ «СОШ № 2» учителем музыки Артемовой Надежды Игнатьевны. У учащихся наблюдается положительная динамика в обучении, так, как систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду со стимулирующем влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. (Учителя-логопеды: Уразаева Р.Н., Филоненко С.Г., Рахмушева А.М.)
С целью исследования продолжительности дыхания и определения умения учащихся распределять дыхание на фразу, школьникам предлагалось произнести детскую скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка....», но перечислить всех Егорок на одном дыхании. Результат тестирования показал, что дети, играющие на свирели, способны произнести на одном дыхании гораздо более длинную фразу, чем учащиеся, не играющие на свирели.
БИБЛИОГРАФИЯ1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования - М.: Академия, 2004. 2. Баренбойм Л. Система музыкального воспитания К.Орфа. - Л.: Му зыка, 1970. 3. Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе К,0рфа. -Л.: Музыка, 1970. 4. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. - Л. 1975. 5. Емельянов В. Развитие голоса, координация и тренаж. - СПб., 2000. 6. Играем на концерте. Сост. Е.Евтух. - СПб., 1999. 7. История русской музыки, т.1, автор тома Ю.Келдыш. - М.Музыка, 1983. 8. Казарян С. В мире музыкальных инструментов. - М.: Просвещение, 1989. 9. Космовская М. Девять уроков игры на свирели. - Курск, 1995. 10.Лаптев И.Г. Детский оркестр - М.: Владос, 2001. 11.Научно-методическое руководство игры на свирели / по методике Э.Я.Смеловой/. - Курск, 1993. 12.Перцовская А. Сольфеджио для 1 класса ДМИ. - Советский композитор, 1989. 13.Музыкальная мозаика. - М.: Музыка, 1994. 14.Начальные уроки игры на блокфлейте /Сост. А.Покровский. - М.; Музыка, 1982. 15.Петрушин В. Музыкальная психология. - М., 1997. 16.Петрушин В. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, 1999. 17.Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых музыкальных инструментах. Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. - М.: Музыка, 1991. 18. Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. 19. Рокитянская Т. Обучение игре на блокфлейте в группе. – Искусство в школе. – 1998.№1 20. Сергеева Г.П. практикум по методике музыкального восприятия в начальной школе – М.: Академия, 1998. 21. Струве Г. Хоровое сольфеджо /1 часть/. – М.: ЦСДК, 1994. 22. Струве. Г. Школьный хор. – М.: Просвещение, 1981. 23. Усов А. Вопросы теории и практики игры на валторне /методика обучения игре на духовых инструментах: Вып.1. – М., 1964/. 24. Цейтлин Б. По ступенькам музыкальных знаний. – М.,1964 25. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1999. 26. Школяр Л.В Музыкальное образование в школе – М.: Академия, 2001.