Здоровьесберегающие технологии на уроках физики.Проектирование учебного занятия на основе современных педагогических технологий
«Проектирование учебного занятия на основе современных педагогических технологий по теме
«Здоровьесберегающие технологии на уроках физики»
Кот Зинаида Александровна, учитель физики ГБОУ ООШ с. Четыровка Данный педагогический проект направлен на обучающихся 7,8 классов общеобразовательной школы. Проект будет реализовываться на уроках физики, он рассчитан на один год. Педагогический проект среднесрочный. Место реализации: ГБОУ ООШ с. Четыровка Кошкинского района
Актуальность проекта
В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья, как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени. Медицинские осмотры показывают, что сегодня совершенно здоровыми является только 1 ученик из 10. Поэтому сохранение здоровья – это потребность не только нашего, но и будущих поколений.
Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся.
Возникает противоречие: для формирования осознанного отношения к здоровью школьников на уроках физики необходимо выполнение задач, упражнений, тестов с содержанием, направленным на понимание физических процессов, происходящих в организме человека. Задания, включенные в школьные учебники, не позволяют сделать это, т.к. они в большей степени абстрагированы от повседневной жизни человека и проблем здорового общества.
Цели, задачи проекта, ожидаемые результаты
Важно, чтобы дети задумались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель, а по внутреннему убеждению, пониманию, необходимости беречь здоровье и почему это важно. Необходимо повышение интереса к собственному здоровью.
Необходимо использование здоровьесберегающих технологий в обучении физике – это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, ролей, идей. Без этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.
Необходим подбор заданий, направленных на практическое усвоение знаний о физических процессах организма.
Это способы решения данного противоречия.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Предмет исследования: применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики. Рассматривая предмет исследования, я ставлю перед собой задачу доказать гипотезу: если использовать здоровьесберегающие технологии на уроках физики, то учащиеся будут заниматься творчески с интересом и хорошим самочувствием.
Отсюда вытекает цель моей работы: показать, что при использовании здоровьесберегающих технологий на уроках физики у учащихся формируется осознанное отношение к своему здоровью.
Чтобы реализовать цель исследования, я поставила ряд задач:
Задачи:
изучить литературу по проблеме здоровьесбережения;
совершенствовать образовательный процесс на уроках физики с позиций здоровьесбережения;
проанализировать содержание задач и упражнений, помещенных в учебниках и сборниках задач по физике;
сделать подборку дидактических материалов, направленных на формирование осознанного отношения к здоровью учащихся;
провести анализ, систематизацию и обобщение результатов работы.
показать эффективность использования здоровьесбережения на на уроках физики.
Ожидаемые результаты: м, при ожогах
Личностные:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение физических процессов, происходящих в организме человека;
Метапредметные:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
- умение работать с разными источниками информации по физике, умение анализировать и оценивать информацию;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Предметные:
- осознание физических явлений живой и неживой природы;
-умение анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
- умение оказывать первую помощь при поражении электрическим током, при ожогах, ушибах.
Основная часть
Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность: - осуществить личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учетом индивидуальных психологических особенностей( восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
- достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определенные сроки с определенным уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика,
- осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении; - организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.
Для формирования осознанного отношения можно условно разбить на следующие виды:
I. Это запланированный « Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы ( урок обобщения, урок закрепления или повторения материала) Такие уроки я продумываю заранее и включаю в тематическое планирование. Например: « Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», « Здоровье и радиация» и другие.
II. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью.
Например, для тем, входящих в программу физики 7 класса:
Тема Вопросы здоровьесбереженияЧеловек -часть природы, зависит от неё Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.
Измерительные приборы Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществления простейших физиологических измерений(вес, рост, частота, пульса)
Инерция Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.
Механическое движение. Скорость. Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.
Масса Умение измерять вес тела. Ожирение- угроза здоровью.
Сила Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.
Диффузия Искусственное дыхание
СмачиваемостьГигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.
Давление Безопасная работа с режущими и колющимися инструментами
Атмосфера Ароматерапия.
Атмосферное давление Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей. Вредное воздействие аромамиксов.
Давление внутри жидкости Дайвинг. Требований безопасности.
Архимедова сила Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.
III. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методический урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как этот урок, на котором учитель: - формирует интерес к своему предмету; - устанавливает доверительные, партнерские отношения; - продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта; - максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.
Главным критерием такого урока, по моему глубокому убеждению, является желание детей, уходя с уроков, прийти вновь на урок физики, где комфорт-но, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.
Технологический блок
В качестве примера рассмотрим урок в 8 классе по теме « Испарение и конденсация», который позволяет рационально организовать творческий поиск учащихся и экспериментальную деятельность с опорой на жизненный опыт ребят. С целью подтверждения ранее выдвинутой гипотезы «Здоровьесберегающие технологии на уроках физики» была проведена серия уроков в 7, 8 классах с использованием данной технологии. Представляю технологическую карту одного из таких уроков.
Технологическая карта урока по теме «Испарение и конденсация»
Предмет, класс Физика, 8 класс
УМК Курс «Физика» 8 класс. Авторы: Перышкин А.В.
Тема урока № урока по теме « Испарение и конденсация» Урок № 18 по теме « Тепловые явления»
Тип урока Форма урока Урок построения нового знания Урок творческого поиска микроисследования
Актуальность использования технологий здоровьесбереженияИспользование данных технологий позволяет обеспечить максимальную наглядность здоровьесбережения на уроке, разнообразить познавательную де-ятельность учащихся, тем самым снизить утомляемость учащихся.
Цели и задачи урока:
Обучающие:
- формирование понятий испарение и конденсации; - обоснование способов ускорения испарения; - значение испарения и для человека, и для Земли.
Развивающие:
- развитие самостоятельности мышления; - развитие навыков и умений: а) наблюдать, сопоставлять, анализировать, обобщать; б)формулировать вывод по итогам экспериментальной работы и изученному материалу; в)развитие навыков экспериментальной деятельности г)развитие грамотной устной речи.
Воспитательные:
- воспитание чувства взаимопонимание и взаимопо-мощи при выполнении микроисследования в малых группах; - формирование мировоззренческих понятий; - воспитание самостоятельности, коммуникабельности, толерантности, любознательности, трудолюбия.
Оборудование Стеклянные матовые пластинки, веера, ватные диски, набор жидкостей, карточки с заданиями, компьютерная модель испарения и конденсации, схемы.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение Интерактивная доска, Компьютеры, локальная сеть, выход в Интернет, проектор, демонстрационный экран.
Организационная структура урока
Этап 1. Организационный 1 мин.
Задачи Подготовить учащихся к работе, активизировать внимание.
Основной вид деятельности со средствами Демонстрация презентации учителя (Презентация № 2 « Испарение и конденсация»», слайд №1)
Форма организации деятельности учащихся Индукция (создание эмоционального настроя).
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе Активизация внимания учащихся.
Этап 2. Изучение нового материала 20 мин.
Фронтальная работа Развитие мыслительных способностей учащихся. Подведение учащих-ся к изучению парообразования и конденсации
Работа в парах Путем фронтального эксперимента учащиеся в группах добывают знания. Здесь же дается рекомендация использования данного явления при оказании первой медицинской помощи.
Микроисследование( работа в группах) Развитие экспериментальных навыков, получение знаний из собственных экспериментов.
Применение модели испарения, для полно-го раскрытия данной темы Учащиеся в ходе урока составляют краткий конспект. Презентация: « Испарение и конденсация»
Форма организации деятельности учащихся Фронтальная, групповая, в парах, коллективная, экспериментальная.
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе Направляющие.
Промежуточный контроль опрос на понимание.
Этап 3. Закрепление изученного материала. 15 мин.
Задачи Проверить усвоение материала, выявить пробелы в понимании материала. Сформировать умение самостоятельно получать знания, вовлечь учащихся в творческую, исследовательскую деятельность.
Форма организации деятельности учащихся Групповая. Решение нестандартных задач
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе Направляющие и контролирующие.
Промежуточный контроль Опрос на понимание.
Этап 5. Подведение итогов 4 мин.
Промежуточный контроль Рефлексия.
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Задание на дом. Контрольно-оценочный блок. С целью определения уровня сформированности осознанного отношения к здоровью школьников на уроках физики необходим первичный анализ данного навыка у каждого ученика. В своей работе я использую опросник «Отношение к здоровью»(автор Р.А. Березовская). Оценка производится по четырем шкалам: - когнитивной; - эмоциональной; - поведенческой; - ценностно-мотивационной
В конце года необходимо проведение повторной диагностики с применением тех же методов с целью выявления динамики повышения уровня осознанного отношения к своему здоровью.
Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:
Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;
Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;
Стимулирование самостоятельности в учебе;
Учет индивидуальных качеств учащихся;
Возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.
Исходя из опыта работы, можно сделать вывод: здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность. Кроме того, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Литература
1.Смирнов Н.К., Аносова М.В «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы».
2.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий» Т 1 М: НИИ школьных технологий.
3.Шапцева Н.Н. «Наш выбор – здоровье». Издательство «Учитель», 2009г.
4.Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
5.Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.