Статья Интеграция идей семи модулей Программы Кембридж в практику преподавания математики в условиях обновления содержания образования.


Баянауыл ауданының
«№ 2 Майқайың жалпы орта білім беру мектебі» КММ
КГУ «Майкаинская средняя общеобразовательная школа №2»
Баянаульского района
Интеграция идей семи модулей Программы Кембридж в практику преподавания математики в условиях обновления содержания образования.
Ордабаева Наталья Алекесандровна,
учитель математики
п. Майкаин, 2016 год
Мировой опыт свидетельствует о необходимости в XXI веке опережающих темпов развития системы образования. Образование отражает концепцию развития общества. В то же время общество предопределяет миссию, цели и задачи, структуру и содержание образовательной системы.
Современное геополитическое состояние Казахстана, политика интеграции страны в  мировое образовательное пространство, социально-экономический и культурный прогресс общества требуют модернизации системы отечественного школьного образования на основе новых принципов и подходов. Это связано с тем, что школа является основным уровнем системы образования, определяющим эффективную подготовку юных граждан к социализации, его способность учиться на протяжении всей жизни.
В Стратегии «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент страны Н. Назарбаев отметил, что «сегодня на основе международных стандартов успешно работают Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы. … Надо распространять их опыт на всю систему казахстанского образования…». «В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».
Данный ориентир нашел отражение в Приоритетных направлениях развития образования и науки, где на уровне среднего образования первоочередной задачей является обновление содержания среднего образования с учетом опыта АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
В целях подготовки к внедрению обновленного образования проводятся курсы повышения квалификации педагогических кадров РК по уровневым программам повышения квалификации, а учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по уровневым программам, используют в своей работе и помогают своим коллегам применять новые подходы к обучению.
Основная задача Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан – «помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику», через внедрение идей семи модулей: «Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучению критическому мышлению», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Использование ИКТ в преподавании и обучении», «Обучение талантливых и одаренных», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Управление и лидерство в обучении». Идеи, приведенные в модулях, тесно взаимосвязаны между собой.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении»
Для реализации процесса обучения обучению на уроке необходимо создать образовательную среду, благодаря которой информация передается, но знание и понимание формируется у самого обучающегося, а преподаватель должен оказывать ему помощь в этом процессе. В основе каждого моего урока лежит создание коллаборативной среды, которая подразумевает совместную работу учителя и ученика над формированием понятия обучения тому, как учиться.
Для создания коллаборативной среды на своих уроках я использую музыкальные физкультминутки, которые, очень нравятся моим ученикам. Используемые приемы «Круг радости», «Комплименты» и «Пожелание», «Солнце светит на того…» помогают учащимся преодолевать барьеры общения между собой. Создание коллаборативной среды, позволяет мне с помощью приемов позитивного настроя успешно активизировать детей на учебную деятельность.
Для организации диалогового обучения на своих уроках я применяю различные приемы взаимодействия - организация детей в группы, пары, группы сменного состава, которые я меняю из урока в урок, для того, чтобы учащиеся не смогли сориентироваться и выбрать группу самостоятельно. Для этого я использую следующие приемы: «Цветные стикеры», «Пазл», «Кто выше…», «Время года» и др.
До знакомства с идеями семи модулей Программы, в своей педагогической практике я ориентировалась на коллективную и фронтальную работу, на новом этапе своей деятельности я использую приемы, направленные на реализацию саморегуляции и метапознавательного компонента, через организацию собственной учебной деятельности учеников.
Модуль «Обучение критическому мышлению»
Развитие критического мышления является ведущим компонентом образования, так как «критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других».
Для развития критического мышления учащихся на своих уроках я использую различные методы и приемы, направленные на анализ, синтез, и оценку. На мотивационном этапе, демонстрирую видеоролики, презентации, провожу беседы с наводящими вопросами, анализируя которые ребята могут определить тему и цель урока. На этапе актуализации знаний использую «Блиц-опрос», приемы «Карусель», «Луковые кольца», «Коробочка». На операционном этапе урока применяю такие приемы как: «Ключевые слова», «Мозговой штурм», создание и защита постеров по новым понятиям, которые ученики извлекают из различных источников информации (видеоролики, ресурсы, учебники), прием «Думай - в паре - делись», прием «Знаю, хочу узнать, узнал».Обучение критическому мышлению очень важно, его необходимо применять в образовательном процессе. Навыки критического мышления позволяют развивать умения анализировать, синтезировать, давать оценку, делать выводы; формируют способность к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей; вырабатывают умения делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение верность идей других. Иными словами критическое мышление способствует развитию личности, стремящейся к самостоятельному совершенствованию через понимание важности обучения.
Модуль «Оценивание для обучения, оценивание обучения»
Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.
Любое обучение направлено на получение отметки учащимися. Если раньше в моей практике оценивание учащихся включало в себя выставление отметок только с моей стороны, то теперь я использую на своих уроках различные способы формативного и суммативного оценивания, которые способствует заинтересованности учеников в поддержании качества своей работы и помогает им проанализировать возможности ее улучшения. Осуществление позитивного оценивания, помогает мотивировать учащихся к дальнейшему развитию в обучении, не нанося вред психо-эмоциональному состоянию ребенка.
Прием «Большого пальца» помогает мне обеспечить обратную связь, целью которой является определение степени понимания учащимися пройденной темы. С целью развития критического мышления я использую прием формативного оценивания «Светофор», который включает в себя оценивание с использованием трех видов оценочных жетонов. Благодаря данному способу оценки, учащиеся могут не только оценить друг друга, но и, приводя аргументы, выводы и доказательства, поставить ответы своих оппонентов под сомнение. «Сегмент», «Домик», «Выбор», «Две звезды, одно пожелание», «Лестница успеха» - эти приемы формативного оценивания позволяют ученикам самостоятельно определять, на каком уровне по приобретению знаний они находятся, спланировать свою дальнейшую работу. Приемы суммативного оценивания, включающие в себя взаимооценивание и самооценивание помогают ученикам двигаться вперед, добиваться более высоких результатов.
Вовлечение учеников в процесс оценивания дает больше, чем просто информирование учителя о ходе учебного процесса, поскольку происходит вовлечение учеников в их обучение и стимулирует их быть ответственными за свое обучение.
Модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении»
Новые информационные технологии стремительно завоевывают жизненное пространство во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в образовательном процессе. Использование интерактивных форм уроков при обучении повышает мотивацию учащихся к изучению данного предмета, и способствует более эффективному усвоению материала.
ИКТ на уроках я использую на разных этапах урока: актуализация знаний, видеоролики на этапе определения темы и целей урока и при подаче нового материала, при суммативном самооценивании решения задач.
Использование ИКТ значительно повышает эффективность урока за счет инновационной наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения; ведет к повышению интереса и учебной мотивации учащихся к изучению учебного предмета, что положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся.
Модуль «Обучение талантливых и одаренных»
Обучение талантливых и одаренных детей актуальный вопрос для современного Казахстана. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является необходимой. Анализ научных исследований показывает, что наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей учеников школа достигает при наличии «общешкольной политики» на уровне начального звена и «расширенного» школьного подхода на уровне среднего звена, усложняя школьные стандарты обучения для всех учеников. Учителя начальных школ должны позиционировать себя в качестве «талантливых наблюдателей», постоянно выявляя проявления способностей или таланта со стороны учеников (EyreandLowe, 2002).
При разработке и выборе форм работы на уроке учителю необходимо создавать условия для развития различных способностей учеников. На уроках я использую приемы «Автобусная остановка», «Пазл», «Продолжи фразу», «блиц-опрос», «Лучший эксперт», «Лучший консультант», которые стимулирует каждого учащегося развивать способность систематизации знаний и быстрого принятия решений, способствует развитию скорости мышления. Организация работы в парах, в которых один из учеников более успешен в обучении, чем другой, помогает учащимся с низкой мотивацией и неуверенных в своих способностях повысить самооценку и выполнить задание урока, при этом более успешному из них ученику представляется возможность проявить инициативу, создаются условия способствующие развитию самостоятельности мышления и творчеству, так как учащийся развивает мышление и речь в результате взаимодействия с более знающими людьми.
Деятельность на уроке, когда ученикам предоставляется возможность проявить свои способности, повышает активность учащихся. Когда дети учатся самостоятельно ставить проблему, искать пути ее решения, организовывать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку своей работы на уроке, делать выводы и прогнозировать задачи на будущее, то это способствует развитию как тех детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, так и одаренных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями»
В своей практике каждому учителю необходимо использование заданий, методов и приемов в соответствии с возрастными особенностями, ориентировать материал на возраст учащихся.
Приемы «Парные разговоры», «Фишбоун», «Задача-итог», «Поделись мнением» позволяют учащимся не только в интересной форме закрепить свои знания по изученной теме, но и провести взаимооценивание друг друга. Самооценвание позволяет учащимся провести самооценку степени усвоения знаний, основываясь на анализе своей деятельности, планировать свою дальнейшую деятельность.
Модуль «Управление и лидерство в обучении»
В наше время очень важно обладать лидерскими способностями для того, чтобы достигнуть поставленной цели. Существует принципиальная разница между управлением и лидерством: управление - система запланированных нами и верно исполняемых действий, лидерство - управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее. Есть три составляющие в человеке, в его поведении, мировосприятии: 
• то, во что мы верим – верить; 
• что мы говорим – говорить; 
• что мы делаем – делать. 
В лидерах, все три составляющие должны быть вместе, созвучны – верить, говорить, делать. Поэтому, для того, чтобы способствовать развитию лидерских качеств на уроках мною используются приемы, направленные на повышение самооценки, а вследствие этого и развитие лидерства. Для организации управления и лидерства на уроке со своей стороны я оказываю помощь в качестве консультанта при выполнении заданий, с целью установления подмостков для учащихся, испытывающих затруднения при выполнении работы.
Внедрение идей семи модулей Программы на уроках, способствуют изменению сознания учеников – они учатся работать во взаимодействии, обучая и обучаясь быть терпимыми друг к другу, критически мыслить, через проведение сравнения, анализа, синтеза и вывода, оценивать себя и своих одноклассников на основе критериев, самостоятельно определять уровень сложности выполняемого задания и нести ответственность за свое обучение, работать над собой, с целью формирования и развития лидерских качеств.
«Реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общеполитической модернизации» (из Послания Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева).