Творческая работа Применение информационных технологий на уроках русского языка в 5 — 7 классах как условие компетентностного подхода в обучении.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Индустриальная средняя общеобразовательная школа
Выполнила:
Чупчикова Е.В.,
учитель
русского языка
и литературы.
Рецензент:
кандидат
филологических наук
Т.И. Павлова.
п. Индустриальный
2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Становление новой языковой личности в информационном пространстве....3
I. Теоретическая часть. Психолого-педагогические аспекты обучения с применением современных информационных технологий6
1.1. Основные категории психолого-педагогического понятия «информационные технологии в образовании».6
1.2. Теоретическое обоснование педагогической целесообразности реализации возможностей информационных технологий в процессе изучения учащимися русского языка. ...8
1.3. Дидактические условия, необходимые для эффективного использования информационных технологий в процессе обучения русскому языку ..11
II. Практическая часть. Описание и анализ внедрения информационных технологий в личную педагогическую практику..13
2.1. Качественные изменения уровня знаний и умений учащихся 5 – 7 классов при изучении русского языка с использованием информационных технологий..13
2.2. Основные направления использования информационных технологий на уроке русского языка в 5 – 7 классах..15
2.2.1. ЦОР, ЭОР в обучении русскому языку, их преимущества...15
2.2.2. Создание компьютерной презентации к уроку...17
2.2.3. Метод проектов на уроках русского языка..19
2.2.4. Использование тестовой технологии для организации контроля на уроках21
2.2.5. Использование Интернет-ресурсов в школьном образовании...23
2.3. Методические аспекты изучения русского языка с применением средств информационных технологий..24
Результативность..25
Литература....26
ВВЕДЕНИЕ. Становление новой языковой личности
в информационном пространстве.
Современное инновационное образование в школе предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля учащихся в учебном процессе. Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.
Но ни одна технология не может считаться нейтральной. Информационные технологии неизбежно внесут в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценить или бояться, недопустимо и безоговорочно принимать их. Наиболее важно определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе. Помимо доступа к той или иной технологии требуются фундаментальные исследования ее возможностей и способностей. Эффективность информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий, т. е. не от взаимодействия обучаемого и компьютера, а от взаимодействия обучаемого и педагога, обучаемых между собой.
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
В творческой работе предпринимается попытка провести исследовательский анализ применения информационных технологий в процессе преподавания русского языка в 5 – 7 классах как средство формирования коммуникативных компетенций, обосновать целесообразность такого подхода к обучению.
По моему убеждению, разумное сочетание средств информационных технологий и живого слова учителя предполагает принципиально новые возможности получения учащимися знаний, повышает их интерес к предмету и, как следствие, успеваемость. Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет реализовать идеи деятельностного подхода к обучению; способствует повышению качества знаний учащихся, овладению учащимися ключевыми компетентностями, формированию научно-исследовательских навыков обучающихся.
Актуальность работы состоит в том, что она связана с исследованием вопроса о совершенствовании методики преподавания русского языка в 5 – 7 классах посредством использования информационных технологий.
Проблематику исследования определяет обоснование целесообразности использования информационных технологий в сфере филологического образования.
Объект исследования – реализация возможностей информационных технологий в процессе организации обучения русскому языку.
Предмет исследования – методические подходы к организации процесса обучения русскому языку в 5 – 7 классах на основе использования информационных технологий.
Цель работы заключается в обосновании целесообразности применения информационных технологий в преподавании русского языка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) определить преимущества информационных технологий перед традиционной системой обучения;
2) рассмотреть широкие возможности использования информационных технологий в сфере филологического образования;
3) исследовать воздействие информационных технологий на развитие личности ученика в процессе изучения русского языка;
4) обосновать практическую значимость использования информационных технологий на уроках русского языка в 5 – 7 классах и методические требования к этой работе.
При рассмотрении вопроса об использовании информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин опиралась на труды Никишиной И.В., Павловой Т.И., Сафонцева С.А., Борисовой М.А., Тимониной В.Ю., Тростенцовой Л.А. и др.
Гипотеза: реализация возможностей информационных технологий будет педагогически целесообразна и приведет к совершенствованию методических подходов к изучению русского языка, если использование средств информационных технологий будет осуществляться в условиях интерактивной обратной связи, компьютерной визуализации учебного материала, автоматизации процессов поиска учебной информации и контроля результатов обучения при условии включения их в структуру традиционно проводимого урока, без подмены функций учителя.
Представленный опыт работы по использованию информационных технологий в обучении русскому языку в 5 – 7 классах может иметь практическую значимость для учителей-словесников.
Творческая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе представлены психолого-педагогические аспекты обучения с применением современных информационных технологий, во второй главе производятся описание и анализ внедрения информационных технологий в личную педагогическую практику.
Глава I. Теоретическая часть. Психолого-педагогические аспекты обучения с применением современных информационных технологий.
1.1. Основные категории психолого-педагогического понятия «информационные технологии в образовании».
В современной науке существует много различных подходов к определению термина «информационные технологии». Данный термин связан с двумя понятиями: информация и технология.
По Б.Т. Лихачеву, педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы.
Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Она – организационно-методический инструментарий педагогического процесса. [11;54]
В большом энциклопедическом словаре [18;638] «технология» определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова приводится следующее определение: «Технология – это совокупность процессов, приемов обработки или переработки материалов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, а также научное описание способов производства».
Термин «информация» определяется в большом энциклопедическом словаре следующим образом: первоначально – это сведения, передаваемые от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо условных сигналов или с использованием каких-либо технических средств. С середины ХХ века понятие информации стало общенаучным. Этим понятием стали обозначать любые сведения, передаваемые: от человека к человеку, от человека к автоматическому устройству, от одного автоматического устройства к другому. [18;455]
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационные технологии».
К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся:
- технологии, использующие компьютерные обучающие программы;
- мультимедиа-технологии;
- технологии дистанционного обучения.
В последнее время вместо новых информационных технологий стали писать и говорить «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ), подчеркивая важность Интернета. [4;112]
Итак, под информационными технологиями будем подразумевать процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Современные информационные технологии должны удовлетворять основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность); решать задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены; средством подготовки и передачи информации обучаемому должен являться компьютер.
1.2. Обоснование педагогической целесообразности реализации возможностей информационных технологий в процессе изучения учащимися русского языка.
Использование информационных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью. Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя.
Однако современная практика использования информационных, в частности, компьютерных технологий для сопровождения преподавания русского языка не позволяет пока дать однозначные ответы на некоторые возникающие вопросы. Существует мнение, что при самой распространенной классно-урочной форме обучения используется эффективный, проверенный практикой прямой способ диалогового общения между учителем и учеником. Учебники, разного рода пособия, да и компьютерные программы являются лишь опосредующим звеном при реализации коммуникативной функции в существующей дидактической системе. [12;15]
Другое мнение сводится к тому, что с помощью компьютерных программ можно реализовать достаточно широкий спектр типов учебных заданий, которые уже существуют в традиционной методике преподавания. Однако есть целый ряд дидактических задач, где использование компьютеров более эффективно. Например, задача оперативной обработки и анализа результатов фронтального контроля может быть решена более эффективно с помощью компьютерного анализа, поскольку компьютерная обработка позволит учителю быстрее получить результаты такого контроля. А это, в свою очередь, позволит уделить больше времени другим продуктивным стадиям урока.
Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебнику или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет учителю представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, «извлечь» любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст.
Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование информационных технологий должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.
Применение компьютерных программ в преподавании предметов гуманитарного цикла позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
На уроках русского языка с применением информационных технологий продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.
Следует отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
Применение качественного подхода в системе использования средств новых компьютерных технологий позволяет осуществлять педагогический процесс по формированию наглядно-образного, творческого мышления учащихся, развитие умений осуществлять экспериментальную исследовательскую деятельность.
Реализация возможностей информационных технологий на уроках русского языка амортизирует основной недостаток традиционной системы обучения – слабое воздействие результатов текущего усвоения знаний на ход дальнейшего обучения и относительную пассивность учащихся при объяснительно-иллюстративном методе обучения, когда большая часть знаний дается в готовом виде учителем без опоры на самостоятельную работу обучаемых; позволяет объединить процессы изучения, закрепления и контроль усвоения учебного материала, которые при традиционном обучении чаще всего оказываются разобщенными; развивает у учащихся познавательный интерес, творческий потенциал, умение осуществлять исследовательскую деятельность, повышает мотивацию обучения, интеллектуальный уровень обучаемого; позволяет производить самоконтроль и самокоррекцию знаний, привносит личностно ориентированный аспект дифференциации обучения.
Итак, в развитии познавательной активности учащихся на уроках русского языка большую роль играет использование современных информационных технологий. К достоинствам такой формы проведения занятий предлагаем отнести:
стимулирование интереса к изучаемому предмету с помощью информационных технологий;
исследовательский характер;
развитие навыков коллективной работы;
сотрудничество между учащимися и учителем.
Все это помогает учащимся намного глубже вникнуть в изучаемый предмет, при этом повышается эффективность обучения, происходят изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого.
1.3. Дидактические условия, необходимые для эффективного использования информационных технологий в процессе обучения русскому языку.
Эффективность процесса обучения русскому языку с использованием информационных технологий, где важную роль играет компьютер, возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого дидактические условия.
Использование компьютера для интенсификации процесса обучения русскому языку связано с соблюдением комплекса требований. Опираясь на труды методиста кафедры гуманитарного образования и искусства РО ИПК и ПРО, кандидата филологических наук Т.И. Павловой, назовем основные дидактические условия, необходимые для эффективного использования информационных технологий в процессе филологического образования. [9]
1. Определение целей, задач, этапов обучения и возможности включения в учебный процесс компьютерных учебных материалов:
средств теоретической подготовки (компьютерные учебники, компьютерные обучающие системы, компьютерные системы контроля знаний);
средств практической подготовки (компьютерные задачники, практикумы, тренажеры);
вспомогательных средств (компьютерные справочники, мультимедийные учебные занятия, а также печатные, аудио- и видеоматериалы).
Этап работы над учебным материалом определяет целесообразность использования презентационных, тренировочных, тренировочно-контролирующих и комплексных компьютерных средств.
2. Отбор системы заданий. Независимо от того, какого типа компьютерные материалы и программы используются в обучении (прикладные, обучающие, ресурсы Интернета и др.) и каковы возможности их использования (аудиторная или внеаудиторная самостоятельная работа ученика), учителю необходимо разработать следующие задания: предваряющие работу за компьютером, организующие работы с компьютерными учебными материалами, выполняющиеся после завершения работы на компьютере.
3. Определение логики проведения занятия. Вышеназванная система заданий во многом определяет соблюдение этапов учебного занятия: актуализации, формирования (закрепления) понятий и способов действий, применения знаний, подготовку к выполнению домашнего задания, подведения итогов занятия.
4. Определение эффективных способов выполнения заданий. В компьютерной версии задания выполняются различными способами: выбор ответа на основе раскрывающегося списка, перемещение объектов с помощью мыши, обращение к слайдам-справочникам и т.п.
5. Управление деятельностью учащихся и мотивирующая оценка выполнения заданий.
Соблюдение названных требований позволяет учителю оценить качество как разработанных им самим компьютерных средств обучения, так и предлагаемого готового продукта в аспекте методических параметров.
Глава II. Практическая часть. Описание и анализ внедрения информационных технологий в личную педагогическую практику.
2.1. Качественные изменения уровня знаний и умений учащихся 5 – 7 классов при изучении русского языка с использованием информационных технологий.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических терминов. Каким же образом учитель русского языка может использовать данные технологии, представлю на собственном педагогическом опыте.
Работа на ПК освоена мною самостоятельно, и вот уже более семи лет компьютер на уроках русского языка – жизненно необходимое средство обучения.
Использую компьютер в различных целях: при объяснении нового материала для максимального его усвоения, для оптимального закрепления изученного материала, для улучшения контроля знаний учащихся, для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.
Уроки русского языка в кабинете информатики пробуждают в учащихся большой интерес к предметам, повышают мотивацию получения знаний. В 2009 - 2010 учебном году компьютер с проектором и экраном был установлен и в кабинет русского языка и литературы, которым я заведую.
С помощью компьютера организую выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно: на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, графическое обозначение единиц языка разных уровней, редактирование текстов.
Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика: увеличить скорость овладения учебным материалом; наблюдается положительная динамика движения из группы со слабой успеваемостью по русскому языку в группу со средней успеваемостью; становится более качественным пооперационный самоконтроль учащихся при решении учебных задач. Работа с компьютером формирует навыки и умения поиска информации в справочных материалах на электронных носителях, совершенствует навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий.
Использование учителем и учениками компьютера на уроках русского языка и во внеурочное время происходит в процессе создания опорных схем и алгоритмов; тестирования учащихся; написания, оформления и представления докладов, исследовательских работ. Кроме того, применение информационных технологий призвано в полной мере реализовать дидактический принцип наглядности. Для меня важно, что современные мультимедиа-технологии делают процесс получения знаний не только эффективным, но и увлекательным. Органичное сочетание различных мультимедиа-компонентов, таких как иллюстрация, схема, аудио, видео, анимация с традиционными текстами, использование объектов интерактивного взаимодействия обеспечивает восприятие и запоминание информации, в результате чего достигается наилучшее усвоение материала.
Использование информационных технологий помогает мне достигать высоких результатов обученности учащихся по русскому языку в сельской школе. За последние три года учащиеся школы успешно осваивают русский язык.
Динамика уровня обученности.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Динамика качества обученности.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Проведенные мною наблюдения позволяют констатировать, что применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учащихся на уроке до 75%-80% времени урока, вместо обычных 15-20%.
В другом исследовании при сравнении использования информационных технологий и аналогичного по содержанию традиционного подхода были отмечены следующие результаты: уровень усвоения знаний при использовании информационных технологий – 75%, в группе, выполнявшей задания в традиционной системе подачи материала – 48%.
2.2. Основные направления использования информационных технологий на уроке.
2.2.1. ЦОР, ЭОР в обучении русскому языку, их преимущества.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы по русскому языку, используемые мною в урочной деятельности, ориентированы на поддержку изучения курса предметов (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков обращения со средствами информационных технологий); на обеспечение управления учебным процессом, автоматизацию процессов контроля, на формирование специфических умений и навыков, повышающих культуру учебной деятельности, способствующих общему развитию учащихся (умение работать с текстовым редактором, учебно-поисковыми системами, базами данных и др.).
Своих учеников познакомила и научила работать с программами-тренажерами по русскому языку «Фраза» и «1С: Репетитор. Русский язык». Задания этих программ часто использую на уроках закрепления изученного материала, что способствует значительному повышению уровня грамотности письма учащихся. Компьютер мгновенно реагирует на допущенную ошибку, в случае затруднения предлагает автоматическую подсказку, помогает восполнить пробелы в знаниях. Данные компьютерные программы содержат задания, обеспечивающие все этапы формирования орфографического и пунктуационного навыков: нахождение и обозначение орфограмм и пунктограмм, обоснование условий выбора правильного написания. Кроме того, программы ценны включением в них специального блока для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам.
Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробела в знаниях. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявляя ему те или иные «ключи» для успешного решения поставленной задачи.
Очень благодарна Кашарскому ОО за предоставленную возможность использования в собственной педагогической практике дисков «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка для 5 – 7 кл.», стимулирующих познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность школьников. Ребята ждут этих уроков с нетерпением.
Объяснение нового материала с демонстрацией слайдов с рисунками, графическими схемами предложений, примерами для иллюстрации материала урока и многое другое позволяет учителю экономить время, которое раньше отводилось на выполнение всего этого на обычной доске.
Итак, учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:
повысить интерес учащихся к предмету;
повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
сэкономить время на опрос учащихся;
дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;
помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
2.2.2. Создание компьютерной презентации к уроку.
В настоящее время все большее распространение получает термин «визуальное мышление», которое определяется как человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Интерес педагогики к формированию визуального мышления в ходе учебной деятельности возрастает именно в связи с быстро расширяющимися и становящимися все доступнее школьному учителю техническими возможностями компьютера, с сочетанием различных форм представления информации.
Одним из актуальных направлений внедрения использования информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения являются мультимедийные презентационные технологии. [13;3]
Методика проведения урока-презентации различна. Презентация используется мною при изучении нового материала и его закреплении, в рамках комбинированного урока она помогает актуализировать знания учащихся при повторении и обобщении изученного материала. Кроме того, на слайды презентации выношу «опорные конспекты» к урокам, неоспоримым достоинством которых являются: сжатие большой дозы информации во внешние малые размеры с использованием ассоциации символов и выделением главного; наличие элементов обобщения и систематизации знаний по русскому языку. Презентация зачастую содержит анимационные образы, видеоматериал, что невозможно организовать традиционными способами.
Презентация, продукт программы Power Point, позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что эффективность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Действительно, результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного – 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.
Мною разработано немало уроков с использованием презентации, вот темы некоторых из них: «Словари – наши добрые помощники» (5 – 6 кл.), уроку словесности «Волшебницей зимой весь мир преобразован» (П.А. Вяземский.), «Праздник славянской письменности и культуры» (внеклассное занятие).
В 2007 году Кашарским ОО награждена грамотой за участие в районном конкурсе «Электронное приложение к уроку». На суд компетентного жюри была представлена моя презентация к уроку русского языка в 5 классе «Лексика: синонимы, антонимы, омонимы».
К созданию презентации к уроку привлекаются и школьники. Например, в 2007-2008 учебном году учащимися ____ класса к урокам русского языка были подготовлены презентации «» и «», а ребята из 7 класса работали над презентацией «». Это процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного информационного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.
На уроке-презентации компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. Все это призвано сделать работу на уроке интересной и плодотворной.
2.2.3. Метод проектов на уроках русского языка.
Информационные технологии используются мною и в проектной деятельности (метод проекта), способствующей развитию познавательных навыков, критического мышления школьников, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает несколько этапов: предварительный выбор учеником темы с учетом рекомендаций учителя; составление плана, изучение школьником литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление ученика, содержащее краткую характеристику работы, ответы на вопросы по теме.
Для работы на уроках предлагаю ученикам создавать и использовать проекты различных видов: исследовательский, творческий, игровой, информационный. В зависимости от сложности темы в создании проекта принимают участие все ребята или только группа учащихся; учитель же либо координирует работу детей, либо выступает как полноправный участник проекта.
Интересен опыт проведения защиты проекта по теме «Великий лексикограф земли русской В.И. Даль» в 7 классе. В процессе работы над проектом перед учащимися стоял проблемный вопрос: почему датчанин по происхождению, В.И. Даль, человек энциклопедически образованный, разносторонне одаренный, проявивший себя во многих областях знания, знаменит прежде всего своим «Толковым словарем живого великорусского языка»? Заслонил ли словарь известного писателя, человека разнообразных талантов, с богатой, интересной судьбой? Опровергните или подтвердите формулу «Даль и есть Словарь». Семиклассники обращались ко многим информационным источникам: книгам, журнальным публикациям, словарям, справочникам, Интернет-ресурсам. Результатом работы явились доклад и компьютерная презентация по теме проекта.
Учебная деятельность, организованная по методу проектов, способствует формированию умения рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы. Учитель нацеливает учащихся на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения, что, в первую очередь, способствует формированию коммуникативной и культуроведческой компетенций.
В 2009 г. учащиеся 7 кл. работали над проектом «Роль А.С. Пушкина в истории литературного языка» (посвящалось 210-летнему юбилею поэта). Выбрав тему, совместно определили тип проекта, продумали проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Учащиеся были нацелены на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения. Подготовка проекта велась как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Защита проекта предусматривала коллективное обсуждение, экспертизу, оппонирование, результаты внешней оценки, выводы.
Проектная деятельность актуализирует важнейшие речевые умения, включая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки в первую очередь.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
2.2.4. Использование информационных технологий для организации контроля на уроках.
Для любой системы образования важнейшая роль принадлежит объективному контролю качества знаний и оценки эффективности методик обучения. В процессе обучения русскому языку, на мой взгляд, чаще всего реализуются контролирующие функции компьютерного тестирования. Компьютерный тестовый контроль знаний можно использовать наряду с традиционными формами проверки знаний. Однако возможности компьютерного тестирования не ограничиваются только контролирующей функцией.
Компьютерный контроль основывается на следующих принципах:
научной обоснованности используемых материалов для компьютерного контроля;
объективности средств измерения и процедуры проведения контроля;
секретности содержания тестов.
Компьютерный контроль мною используется в качестве:
организационно-методической поддержки самостоятельной работы учеников;
промежуточного контроля знаний учащихся;
итогового контроля.
При использовании компьютерных тестов для тренировки в процессе обучения русскому языку в 5 – 7 классах активизируется запоминание лингвистических понятий, отрабатываются соответствующие умения. Количество и содержание тестовых заданий должно способствовать реализации поставленной цели с одной стороны, а с другой стороны не вызывать у учащихся чувства утомления.
Электронное тестирование позволяет проверить умения и знания учащихся по изученным темам на уроках русского языка. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп подачи материала. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребенка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.
Проводятся тесты в качестве текущего и промежуточного контроля. На основе полученных данных выстраивается коррекционная работа для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволяет выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле используется в основном корректирующая функция, а в промежуточном или итоговом контроле знаний – контролирующая функция, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности.
Итак, основная цель контроля знаний и умений, на мой взгляд, состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность. Эта цель, в первую очередь, связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала.
Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением приемам самоконтроля и взаимоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
В целом, применение новых информационных технологий в образовании, совершенствование методов подачи и контроля знаний обеспечивает наиболее эффективное использование всего учебного времени, а также позволяет ученикам приобрести компьютерную грамотность, а данные качества – необходимые составляющие современного высококвалифицированного специалиста.
2.2.5. Использование Интернет-ресурсов в школьном образовании.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернета в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по русскому языку в том числе. Посещение Интернета будет полезным и эффективным только под руководством учителя. Учителем, во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением ее на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Во-вторых, возможна задача отыскать принципиально новую информацию, сопоставить ее с известной, то есть создать проблемную ситуацию. В-третьих, может быть предложен обзор по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов.
С 2007 года в нашей школе стали доступны информационно-образовательные ресурсы Интернета, позволяющие расширить кругозор учеников, способствующие формированию коммуникативных навыков.
Учащиеся 11 класса обращались к ресурсам Интернета в процессе подготовки к первому и второму туру олимпиад по предмету. Интернет предоставляет широкие возможности в поиске и использовании информации на различные темы русского языка при подготовке уроков. Доступны учащимся всевозможные словари из образовательных ресурсов Интернета, что, безусловно, положительно отражается на качестве получения знаний.
Использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения уроков, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.
2.3. Методические аспекты изучения русского языка с применением средств информационных технологий.
При внедрении информационных технологий на уроках русского языка придерживаюсь таких методических правил:
информационные технологии в обучении русскому языку являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, повышение его эффективности;
новейшие информационные технологии оптимально интегрируются в традиционную систему с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки применения информационных технологий в сочетании с другими педагогическими технологиями;
в качестве наиболее значимых ориентиров использования информационных технологий выбирается обращение к личности обучаемого; создание максимально благоприятных условий для овладения им социально накопленным опытом, заключенным в содержании образования; направленность на получение глубоких фундаментальных знаний, развитие мышления учащихся, его творческой индивидуальности, на проявление его самостоятельности – на саморазвитие и самореализацию личности;
информационные технологии не подменяют педагога и не замещают его основных функций, а усиливают отдельные приемы и компоненты его деятельности, перераспределяют отдельные функции учителя между учащимися и компьютером, оптимизируют профессионально-педагогическую деятельность.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
Анализ научно-методической литературы и опыта изучения русского языка с использованием информационных технологий показал преимущества современных технологий перед традиционными.
Использование информационных технологий на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности; интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.
Показатели эффективности реализации информационных технологий таковы: формирование умений учащихся работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, формирование умений принимать оптимальные решения, изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет.
Применение средств информационных технологий в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.
Важным аспектом использования информационных технологий на уроках русского языка является многоаспектное развитие школьника, подготовка будущего выпускника школы к жизни в условиях информационного общества, реализация социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Нельзя применять информационные технологии на уроках эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что использование данных технологий в учебном процессе по русскому языку не должно заменять традиционные методы и приемы обучения, по-прежнему сильно живое слово учителя.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Бершадский М.Е. О значении понятия «технология» в современной педагогической литературе // Завуч. № 2. 2002. с. 61 – 67.
2. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы / сост. О.Н. Черненко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135с.
3. Маканина С. Применение компьютерных технологий на уроках русской словесности // Первое сентября: Литература. № 10. 2007. с.26 – 27.
4. Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения – что это такое? // Завуч. № 1. 2010. с. 109 – 114.
5. Матрос Д.Ш. Критерии и способы информатизации процесса обучения // Завуч. № 2. 2010. с.114 – 120.
6. Матрос Д.Ш. Внедрение информатизации процесса обучения в школе // Завуч. № 3. 2010. с.106 – 115.
7. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.
8. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С. И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.
9. Павлова Т.И. Деятельностный подход к технологии проектирования на уроках русского языка как основа информационной культуры учителя и учащихся // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. Сафонцев С. А., Борисова М. А. Стимулирование внутренних мотивационных факторов обучающихся средствами информационных технологий // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. Сердюченко О.И. Современные образовательные технологии // Завуч. № 2. 2002. с. 54 – 60.
12. Тимонина В.Ю., Тростенцова Л.А. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка // Русский язык в школе. № 4. 2006. с.14 – 18.
13. Урок-презентация / авт.-сост. В.Н. Пунчик, Е.П. Семенова, Н.Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2009. – 176с. – (Педагогическая мастерская).
14. Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией // Русский язык в школе. 2001. №1.
15. Якушина И.Г. Эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий в образовательном учреждении // Завуч. № 1. 2009. с. 35 – 37.
16. http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Виртуальное методическое объединение учителей русского языка и литературы.
СЛОВАРИ.
17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944с.
18. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. – М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. – с. 415-417; с.637-638.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Творческая работаTimes New Roman"Применение информационных технологий
на уроках русского языка в 5 - 7 классах
как условие компетентностного подхода в обучении".
Times New RomanRoot Entry