Методические рекомендации для обучающихся по подготовке и защите рефератов по дисциплинам профессионального цикла


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОШАХТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено на МО «Парикмахерское Утверждаю
искусство» Зам. директора по УПРпротокол №____ от ______________ ________ Ю.А. Волков
председатель МО ________________

Методические рекомендации
для обучающихся
по подготовке и защите
рефератов
по дисциплинам профессионального цикла
Преподаватель: С.Н. Панчишкина
2016
Основными видами внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплинам профессионального цикла являются рефераты, доклады, сообщения.
Настоящие методические рекомендации адресованы обучающимся I - III курсов для всех профессий. Целью данных методических рекомендаций является помощь обучающимся в написании и оформлении рефератов и докладов, как основных видов творческой работы.
Реферат – первая ступень на пути освоения навыков проведения творческой работы. Он представляет собой исследовательскую работу теоретического характера. Прежде чем проводить собственное творческое исследование, необходимо сориентироваться в проблеме и ознакомиться с опубликованными научными данными. Для этого и служит реферат — работа с источниками информации по анализу, сравнению и обобщению данных, полученных другими исследователями по выбранной теме. Важно, что в процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.
Содержание реферата
Общий объем курсовой работы должен составлять примерно 24 страницы, набранные на компьютере 14 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом между строк.
Реферат содержит:
название
оглавление
введение
основную часть
выводы
заключение
список использованной литературы
приложения:
тезаурус
схемы, таблицы, графики, диаграммы, карты, чертежи и т.д.
выдержки из документов
Название реферата располагается на первом, титульном листе (см. Приложение 1.Образец титульного листа РЕФЕРАТА).
В названии должна быть отражена суть рассматриваемой проблемы. В нем содержатся ключевые слова (наименования исторических понятий и явлений), связанные с изучаемой проблемой, и указания на тематические рамки, которыми вы собираетесь ограничиться в работе. Например, реферат не может называться «Государство», поскольку такой заголовок ничего не говорит об изучаемой проблеме. Гораздо информативнее названия: «Теории происхождения государства у древних славян. Исторический аспект», «Типы и формы государства» и т.д.
Оглавление помещается на второй странице реферата и отражает его структуру. После цифр, обозначающих главу или параграф, указываются их названия. Обязательно следует указать номера страниц разделов. На самой странице с оглавлением, как и на титульном листе, номер не проставляется.
Во введении отражаются следующие основные моменты:
- общая формулировка темы;
- теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность;
- степень разработанности проблемы;
- конкретные задачи исследования, которые автор поставил перед собой;
- объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы;
- использованные в работе источники информации.
Введение должно быть кратким (1-3 страницы) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Главное, чтобы читающий понял, чему посвящена работа, какие задачи автор сам для себя наметил.
Во введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки, нынешнего состояния общества и культуры. Следует указать место обозначенной проблемы среди других, как частных, так и более общих, а также избранное вами направление ее рассмотрения. Например, во введении может быть сказано, что проблема государственности относится к социально-правовой тематике; на протяжении многих десятилетий вызывает огромный интерес у исследователей; является областью столкновений различных точек зрения и т.д.
Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых вами литературных источников. Собственные слова, как правило, здесь нужны для смысловых связок и для высказывания своего отношения к позиции автора.
При подготовке реферата важно научиться выделять главное в текстах первоисточников, с которыми вы работаете. Прежде всего, надо понять название монографии или статьи, потому, что именно в нем, как правило, концентрируется основная идея автора. Затем посмотреть оглавление и предметный указатель (чтобы понять, есть ли в книге то, что вам нужно). Потом следует найти те части текста, которые содержат ключевые положения изучаемой научной проблемы, причем изложить не только выводы авторов, но и те исследования, которые к ним привели.
Для написания Основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и литературно грамотно их излагать. С этой целью полезно идти от общего к частному: название и ключевые понятия теории, ее автор, когда была предложена и почему, к каким результатам привела, кем и как критиковалась, кто дополнял и развивал ее, каково современное состояние проблемы.
При этом мнения разных авторов вы можете приводить дословно, заключая их в кавычки и делая ссылки (в конце цитируемого предложения в квадратных скобках пишется номер и страница цитируемого источника в соответствии со списком литературы в конце реферата, например, [4,с.86]), а можете передавать их своими словами, тоже указывая литературный источник, но без указания страницы (например, [5]; если вы одновременно ссылаетесь на нескольких авторов без цитирования, то надо перечислить источники (например, [2,3,6]). Текст, взятый у другого автора без обозначения ссылки, считается плагиатом.
Основная часть может представлять собой цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов, начинающихся пронумерованным подзаголовками. Для иллюстрации основного содержания можно использовать рисунки, схемы, графики, таблицы.
Выводы завершают основную часть. В них кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам исследования и отражается ваше мнение о результатах сравнения или обобщения позиций авторов. В Выводах должно быть показано, что цель вашей творческой работы, реферата достигнута.
Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением выполненных вами этапов исследования. Например, здесь может быть сказано, что, сравнив точки зрения отечественных и зарубежных исследователей ХХ века (можно коротко обозначить эти точки зрения), вы проследили развитие научных представлений о природе государства и выделили наиболее перспективные (назвать, какие именно) подходы к решению обозначенной проблемы. Здесь же можно сказать о путях дальнейшего ее исследования, о возможностях практического применения полученных результатов и т.д.
Библиография. Поиск необходимой научной литературы является важнейшей частью выработки навыков самостоятельной научной работы обучающегося и базовой основой любого творческого исследования. Для этого требуется умение поиска информации по темам, ключевым словам и фамилиям авторов в библиотеке своего учебного заведения, в городских библиотеках, на прилавках специализированных отделов книжных магазинов. Не забудьте спросить об интересующих вас книгах у друзей и знакомых. Не обойдите вниманием такую мощную информационную систему как Интернет. На его сайтах вы можете найти новые, только что изданные книги, статьи (и не только на русском языке).
Просматривая выбранную книгу, статью, обратите внимание, на какие источники ссылается автор: возможно, их тоже стоит проанализировать. Прежде чем приступить к непосредственной работе над источниками, проконсультируйтесь по поводу их выбора со своим руководителем.
Список использованной литературы должен быть выстроен в алфавитном порядке.
Принципы составления библиографии.
Например:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2002.- 363 с.
2. Аронсон Э. Общественное животное / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с.
3. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. -684 с.
В особых случаях список можно изложить хронологически (по датам опубликования), или по степени важности (от наиболее до наименее значимых для реферата работ). Литературу на иностранных языках принято помещать после литературы на русском языке, тоже в алфавитном порядке.
2. Оформление реферата
Реферат обычно содержит 20 - 25 страниц печатного текста. Количество страниц зависит от объективной сложности раскрытия темы и доступности литературных источников.
Формат бумаги А 4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева - 3см, справа -1см, сверху –2,5 см, снизу - 2см.
Оглавление, Введение, Заключение, Выводы, Литература обычно занимают по 1—2 странице.
Первый лист реферата — титульный.
На титульном листе и оглавлении номера страниц не ставятся, хотя и учитываются.
Начиная с Введения, номер проставляется в правом нижнем углу страницы.
Реферат должен быть тем или иным способом сброшюрован.
3. Критерии оценки реферата
При написании реферата надо учитывать, что, оценивая реферат, преподаватель обычно использует следующие критерии:
- умение сформулировать цель работы;
- умение подобрать научную литературу по теме;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- самостоятельность мышления;
- стилистическая грамотность изложения;
- корректность выводов;
- правильность оформления работы.
Помимо традиционных схем, итоговых таблиц, графиков, во время защиты творческого проекта желательно использовать современные технические средства – проекторы, аудио- и видеозаписи, компьютерные средства презентации. Например, очень профессионально и выигрышно выглядит иллюстративный материал (например, слайд-фильм), представленный с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point.
Выступление автора реферата является очень важной частью защиты. От того, насколько интересно, аргументировано и лаконично будет изложен материал, во многом зависит оценка вашего труда. Поскольку на выступление отводится не более 10 минут, целесообразно написать и прорепетировать его заранее.
Примерная схема доклада на защите выглядит следующим образом:
название работы, ее цель, задачи;
обоснование выбора темы, ее актуальность;
обзор и характеристика использованных источников;
краткое изложение содержания работы в соответствии с ее планом;
выводы и рекомендации
Выступление не должно содержать общие теоретические положения, заимствованные из литературных или нормативных документов, так как они не являются предметом защиты. Актуальность, новизну и некоторую другую дополнительную информацию преподаватель при желании может прочитать в вашей работе. Следует помнить, что защита творческой работы — это отличная возможность поделиться интересной информацией о новых результатах, полученных в собственном исследовании.
После выступления вы отвечаете на вопросы преподавателя.
В заключение необходимо отметить, что любая творческая работа предъявляет к субъекту исследования очень высокие требования. Прежде всего, это — инициативность, организованность, творческая погружённость в проблему. Важна жажда познания научной истины, стремление к личностному и профессиональному развитию.
Критерии оценки качества реферата
Критерии Наличие
Содержание реферата: 1.1 Грамотное изложение выбранной проблемы и ее актуальность 1.2 Творческий подход и самостоятельность в изложении теоретического материала 1.3 Наличие схем, диаграмм, таблиц, иллюстраций, наглядно демонстрирующих отдельные положения реферата. 1.4 Наличие аргументированных и обоснованных выводов по рассматриваемой проблеме. 1.5 Соблюдение требований к содержанию структурных элементов реферата. Правильное оформление работы 2.1 Наличие плана (содержания) и изложение материала в соответствии с ним 2.2 Структурирование текста на пункты и подпункты 2.3 Нумерация страниц 2.4 Оформление цитат и ссылок 2.5 Библиография 2.6 Титульный лист Критерии оценок «5» Наличие всех критериев, отсутствие одного критерия «4» Отсутствие одного критерия в содержании, два критерия в оформлении «3» Отсутствие двух критериев в содержании , двух критериев в оформлении «2» Отсутствие более двух критериев в содержании, двух критериев в оформлении ОБРАЗЕЦ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональный лицей №59
Реферат
по дисциплине «Основы физиологии кожи и волос»
на тему: «Профессиональные заболевания кожи»
Выполнила: обучающаяся 1 курса гр. № 9
Куштейко Ольга
Проверил: преподаватель
Панчишкина С.Н.
г. Новошахтинск
СОДЕРЖАНИЕ
ВведениеСтр.
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
Заключение
Приложение
Список используемой литературы