Воспитательное мероприятие (классный час) «Игра! Игра? Игра…» для учащихся 5-7 классов
Автор-разработчик: Воронкова С.С.,
Педагог-психолог Горловского лицея № 14 «Лидер»
Апрель 2017 г.
«Игра! Игра? Игра…»
Воспитательное мероприятие (классный час)
для учащихся 5-7 классов
Цель: формирование критичного отношения к новым играм и информации из глобальной сети Интернет.
- Обучить: анализу знакомых и новых игр с точки зрения их пользы и потенциальной опасности.
- Развить: аналитические навыки, критичность к новой информации, рефлексию собственных действий и состояний.
- Содействовать воспитанию культуры поведения в глобальной сети Интернет; способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе
Информация из интернет-новостей:
5 февраля 11:50
HYPERLINK "http://www.donetsk.kp.ru/daily/26639.7/3658147/" \t "_self" «Беги или умри»: новая смертельная игра подростков или фейк
11 февраля 01:00
HYPERLINK "http://www.donetsk.kp.ru/daily/26642.7/3660934/" \t "_self" Новые "Группы смерти" в интернете: «Синие киты» провоцируют детей на самоубийства
Смертельно опасная игра распространяется по соцсетям со скоростью лесного пожара
2 марта 19:55
HYPERLINK "http://www.donetsk.kp.ru/daily/26649/3669289/" \t "_self" «Как стать феей огня из Винкс»: кто курирует смертельные игры для детей в смартфонах и планшетах
Феи огня Винкс, синие киты, тихий дом и другие группы смерти - разбираемся с экспертом, что и кто за этим стоит
http://ru.wikihow.com/играть-в-«правда-или-действие»
Введение
Тема защиты детей и подростков от сайтов, провоцирующих суицид («Синий кит» и т.п.) в последнее время стала очень актуальной. Интернет стал представлять угрозу, ситуацией озабочены родители, медики, психологи, полиция, школа. Мнения расходятся – от предложения отключать интернет в определенное время (когда общаются суицидальные группы), предложений родителям постоянно контролировать детей и трафик интернета в семье до полного запрета детям в доступе в Интернет
Назрела необходимость обучать детей безопасным способам поведения в интернете.
Наглядность и оформление: буквы 3 цветов (красный, желтый, зеленый) для крепления на магнитную доску, магниты, памятка (формат А), раздаточный материал для разделения класса на 2-3 группы для обсуждения.
ИГРА
ИГРА
ИГРА
Используем принцип светофора и закрепленные в культуре представления о цвете светофора:
зеленый – разрешает,
жёлтый – предостерегает,
красный – запрещает.
В начале мероприятия верхним будет зеленый цвет: игры привлекают детей, и начинать анализ мы будем с положительных моментов.
Группу (класс) необходимо разделить на насколько подгрупп (в зависимости от количества детей) – 2-3 группы, количество детей в группе не более 10. При количестве групп более 3 обсуждение будет длиться слишком долго, внимание спадает.
Разделить класс на группы можно несколькими способами: мальчики – девочки, привычным – 1-2-3 ряд (как сидят за партами), родившиеся под … знаками Зодиака, родившиеся 1-10, 11-20, 21-31 чисел месяца и т.п. Можно использовать раздаточный материал для разбивки на группы: кому какая картинка достанется при случайном вытягивании карточек.
Итак, у вас получилось 2 или 3 (или 4) группы подростков. Желательно организовать помещение так, чтобы они могли обсуждать вопросы в кругу, была возможность записывать что-то по ходу обсуждения (каждая группа сидит вокруг стола).
Вводная часть занятия: обсуждаем, что же такое «игра», где она встречается, кто и зачем играет в игры.
Старайтесь меньше говорить сами - постарайтесь организовать обсуждение среди ребят: вопрос – время на обсуждение (не более 2-3 минут) – ответ от каждой группы.
Важно разговорить участников, организовать обсуждение так, чтобы говорящего слушали, а в отведенное время обсуждали. Для этого ведущий во время обсуждения проходит все группы, помогает, организует общение (говорить по очереди, слушать каждого) направляет обсуждение, но не навязывает свое мнение. Хорошо, если ответы будет кто-то фиксировать – это интересный материал для анализа.
Вопросы для обсуждения
- Что такое игра?
- Зачем люди играют и игры?
- Играют ли в игры животные? В каком возрасте и для чего? (учатся охотиться, добывать пищу, защищать себя)
- Играют ли в игры взрослые люди? В какие игры? Зачем они это делают?
- В какие игры вы играете дома, во дворе, в школе?
- Откуда берутся правила игры, кто их придумывает?
- Что такое «игра фанты»? Что можно и что нельзя загадывать в таких играх (какие действия)?
Когда вы убедились, что подростки могут полноценно обсуждать вопросы и освоили принцип «один ответ от всей группы, общее мнение», переходим к основной части занятия.
I этап
Обращаем внимание ребят на слово на доске – «игра» – написанное разными цветами. Напоминаем (спрашиваем у ребят) значение цветов светофора. Если кто-то из ребят обратит внимание, что порядок цветов не такой, как в светофоре – хорошо, обещаете потом сделать правильный порядок и объяснить, почему начинали именно так.
Задание общее для всех групп.
Зеленый цвет: в предложенной хорошо знакомой игре нужно найти то, что полезно для игроков, что развивается в этой игре (например, «прятки» – внимание, умение терпеливо ждать, выбрать момент и т.п.). Объяснив задание, называем игру и даем 2-3 минуты на обсуждение. По очереди предоставляем слово группам, ответы фиксируются.
Желтый цвет: в той же игре необходимо найти то, что напрягает, раздражает, либо тревожит (находиться в неудобной позе, играть против друга с теми, с кем меньше дружишь, и т.п.).
Красный цвет: в той же игре найти то, что представляет потенциальную опасность (ребенок может залезть в опасное место, игры на заброшенных территориях, не заметить яму, часто играют в сумерках или темноте – может испугаться или получить травму и т.п.). Здесь же участники должны предложить, как предотвратить опасность (понятно, что на светлом и открытом месте прятаться негде, но найдите рациональное сочетание игры и безопасного поведения).
Таким образом рассматриваем 2-3 знакомые игры – подвижные либо другие, например, «колодец-ножницы-бумага», столь любимую младшими подростками.
II этап
Далее подросткам предлагают по той же схеме рассмотреть особенности одной игры, которая им нравится, но Вы считаете ее потенциально опасной.
Если есть необходимость (ограничения во времени), можно разделить задания по группам: 1-я группа определяет положительное, 2-я – тревожное, 3-я – опасное.
Наши 5-классники в данный момент увлечено играют в «Правда или действие» (приложение ВКонтакте), выполняя не всегда корректные задания. В половине случаев задаваемые там вопросы им не нравятся, но… играть продолжают.
Можно рассмотреть игру «Беги или умри», «Как стать феей», если дети о них слышали. Главное, чтобы профилактика опасных интернет-игр не превратилась в их рекламу.
Снова начинаем с зеленого – ищем положительные моменты в казалось бы, явно вредной игре (но они иссякнут довольно быстро).
Далее – желтый – тревожные особенности игры.
Потом красные – опасность.
В этой части занятия важно, чтобы эти особенности нашли сами дети, можно подводить их к этому наводящими вопросами, чтобы обсуждение не превратилось в очередное «чтение морали».
III этап
Меняем местами красные и зеленые буквы на доске.
ИГРА
ИГРА
ИГРА
Теперь в новой игре мы будем искать сначала опасные моменты, затем тревожные, затем полезные. Почему именно так?
Здесь должна прозвучать краткая информация о том, что интернет предлагает опасные игры, в которых взрослые кураторы (объяснить слово) специально подводят детей и подростков к нанесению себе вреда либо смерти. Здесь уместны цифры, цитаты организаторов про «биомусор» (объяснить слово), который они направленно уничтожают. Поэтому к любой новой информации нужно подходить с осторожностью и критично.
Вводим дополнительные вопросы в «красный этап» для анализа опасности:
- Кто управляет тобой в игре?
- Кем придуманы правила?
- Знаете ли вы, что играет с вами через Интернет? Можно ли верить этим людям?
- Как вы думаете, эту игру создали и управляют ею ваши сверстники, старшеклассники или взрослые люди? Зачем они это делают?
И для закрепления прорабатываем еще одну игру из интернета уже в указанном порядке.
Заключительный этап.
Подводим итоги: снова на обсуждение группам либо (на выбор ведущего в свободном обсуждении, но ребята сидят так же, группами) задаются вопросы:
- Чему вы сегодня научились?
- Что было совсем новым?
- О чем уже слышали раньше?
- Какие выводы можете сделать? (не менее 2 выводов от группы).
После окончания игры в классе (в аудитории) остаётся памятка (либо выдается игрокам, если игра была не в их аудитории) – лист формата А4 в файле, на котором на цветном поле написаны вопросы, которые обсуждались, чтобы у учащихся и классного руководителя была опора для обсуждения других игр, и, заодно, напоминание о данной теме.
Если тебе предлагают
вступить в НОВУЮ ИГРУ,
спроси себя:
Чем может быть опасна данная игра?
Кто управляет тобой в игре?
Кто определяет правила игры?
Что в данной игре тебя тревожит?
Что в игре вызывает напряжение?
Что в игре тебе неприятно?
Чему данная игра может тебя научить?
Какие умения развивает данная игра?
Какие качества характера поможет
развить тебе данная игра?