Педагогический совет ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ


ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОГНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Педагогический совет на тему:
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ».
Студентки группы «Ш-41»
Колмык ВикторииПреподаватель:
Великановская Л.А.
г.Ейск, 2016 год
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
Мастерство – это то, чего можно добиться,
и как могут быть известны мастер-токарь,
прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…
А.С. Макаренко
   Педагогическая техника – совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.
Каждый учитель использует свои приемы при общении  и управлении детьми, но хотелось бы более подробно остановиться на приемах организации учебного процесса.
Есть одна маленькая притча, но при этом с глубоким смыслом :
«Иголка в стоге сена»
Однажды одного мудрого и учёного человека спросили, в чём секрет его мудрости, в чём он видит основное различие между собственным разумом и разумом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил:
- Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут её. А я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезёт, даже четвёртую и пятую иголку.
Так же и у молодого учителя на вооружении два-три десятка приемов. Любой начинающий педагог умеет провести индивидуальный опрос у доски, а вот организовать работу детей в группах или жужжащий пересказ – для многих уже проблема. Между тем у опытного учителя за годы труда соответствующих приемов накапливается до двухсот. Осваивая по 10-15 приемов в год, молодой педагог тратит не менее 10 лет на то, чтобы приобрести необходимый для урока инструментарий.
 Прием обучения – это конкретное, часто элементарное действие учителя, вызывающее ответное действие ученика, в результате чего достигаются соотносимые цели обоих действующих лиц.
 Прием – это способ педагогических действий в определенных условиях.
 Приемы педагогической техники могут быть связаны с какими-то средствами обучения, а могут быть совершенно независимы от них.
 Основания для классификации приемов педагогической деятельности разные:
 Классификация приемов по методам обучения (По Высоцкой С.И.)
Бытует мнение, что учителю в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приемы, с помощью которых эти методы будут осуществляться.
Приемы объяснительно-иллюстративного метода:
 интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
  повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
 подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
 сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
  демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
 предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
  предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
  инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);
  намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
 
Приемы репродуктивного метода
 задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
 задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;
 задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
 задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
 задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
 задание учащимся на раскодирование алгоритма;
 организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
 задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
 задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
 наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
Приемы метода проблемного изложения             
 контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
 предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
 раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
 обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
 членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
 фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
 интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
 установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
 риторические вопросы учителя в ходе изложения;
 предъявление учащимся конфликтного примера.
 Приемы частично-поискового метода
 включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
 задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
 задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче; наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
 задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
 организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
 задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
 показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
 задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
 демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
 выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.
Приемы исследовательского метода
- задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
 -задание учащимся с не сформулированным вопросом;
-задание с избыточными данными;  
- задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;  
-задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;  
- задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;  
- задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов; 
- задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;
-задание учащимся "на мгновенную догадку", "на соображение".