Психологические игры для детей младшего школьного возраста
Психологические игры
для детей младшего школьного возраста
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - это период позитивных изменений и преобразований. И если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не обретет уверенность в своих возможностях и способностях, не научится дружить, не приобретет умения учиться, то сделать это в дальнейшем, за рамками сензитивного периода, будет значительно труднее.
Освоение новой ведущей деятельности - учебной - в младшем школьном возрасте только начинается. Этот процесс происходит как дома, так и в школе. Школа предъявляет к ребенку особые требования, для усвоения которых требуются определенное время и усилия. Дети адаптируются к школе постепенно. Процесс адаптации затрагивает различные сферы личности ребенка и носит индивидуальный характер. Легче адаптируются дети с высоким уровнем физической и психологической готовности к школе, однако те или иные проблемы, связанные с адаптацией к новым условиям жизни, возникают у каждого ребенка. У некоторых детей период адаптации затягивается.
Как правило, трудности, возникающие у детей младшего школьного возраста, вызывают потребность в уже освоенной и любимой игровой деятельности. Специальные занятия с использованием развивающих игр особенно полезны детям с заниженной самооценкой, тревожным, недостаточно внимательным, медлительным, некоторым детям с повышенной активностью или, наоборот, с «заторможенным» восприятием окружающей действительности, а также школьникам, которые испытывают сложности в умении выстраивать и сохранять гармоничные межличностные отношения. «Присоединяясь» к ребенку в этой деятельности, работая с ним в процессе обучения на доступном ему уровне, мы тем самым обеспечиваем ему благоприятный переход к решению учебных задач. В случае же отставания ребенка в психическом развитии игра является единственно возможной формой адаптации ребенка к учебной деятельности, поскольку обеспечивает соответствие обучающих приемов психологическому возрасту.
Игра для детей - это не только и не столько развлечение. Для ребенка игра - это основной вид деятельности. Она помогает ему развиваться и познавать окружающий мир. Психологические игры для детей могут быть направлены на развитие памяти, реакции, смекалки, внимания, воображения, музыкального слуха. Они помогут выявить лидеров в детском коллективе, сдружить и сплотить коллектив, побороть застенчивость и развить уверенность в себе. Плюс психологических игр для детей в том, что ребенок будет с удовольствием играть, даже не подозревая, что в этот момент его воспитывают.
Психологические игры для детей.
Развитие памяти
«Забавные рисунки». На листах бумаги нужно нарисовать забавные несуществующие предметы - фрукты, овощи, животных и т.п. Каждому предмету придумывается необычное название. Затем детям показывают рисунки и говорят названия каждого из них, предварительно предупредив, что их нужно запомнить. Потом рисунки убирают, а через несколько секунд показывают снова, а дети вспоминают их названия. Если вы играете с одним ребенком, то он просто должен будет назвать как можно больше предметов. Если с несколькими - устройте соревнования, начисляя за каждый угаданный предмет один балл или выдавая поощрение.
Развитие мышления и воображения
«Как связать два слова?» Эта игра развивает воображение и умение устанавливать ассоциативные (смысловые) связи. Ведущим в этой игре выступает взрослый. Он называет два любых слова, например, "петрушка" и "бабушка". Дети должны объяснить, как эти слова связаны между собой. Варианты могут быт
·ь самыми разными: бабушка выращивает петрушку на подоконнике; у бабушки кучерявые, как петрушка, волосы и т.д.
Развитие ответственности при принятии решения
«Кто во что горазд» Эта игра учит серьезно и ответственно относиться к роли лидера. Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.
Развитие переключения внимания и произвольности выполнения движений
«Летает – не летает» Ведущий называет предметы. Если предмет летает – надо поднять руки, если не летает – руки опущены. Ведущий сознательно ошибается, показывая неправильное движение. У многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживать и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Развитие умения сдерживать свои эмоции
«Сюрприз» К игре необходимо подготовиться заранее: сделать небольшие подарки-сюрпризы, завернуть их в красивую обертку. Вложить, например, несколько коробочек одна в другую, наподобие матрешки, и красиво завернуть.
Ведущий вызывает кого-то из играющих и торжественно вручает ему подарок. Игрок начинает развертывать этот подарок, а ведущий заинтересовывает его, говоря: «Твой подарок – чудесная вещь Это игрушка, изготовленная в далекой теплой стране, она пользуется большой популярностью во всем мире». На самом деле игрушка может быть простой свистулькой или еще какой-то мелочью. Важно смотреть на реакцию участника игры, пока он будет разворачивать подарок.
Если игрок не выразит своих эмоций, спокойно справится с заданием и развернет игрушку, его сдержанность можно отметить довольно высоко. На всех этапах важно следить за эмоциями игроков, особенно после того, как они увидят игрушку.
Игру можно разнообразить и таким образом: каждый игрок должен развертывать свой подарок неторопливо, так, чтобы не повредить упаковку и оберточную бумагу. В этом также проявляется умение сдерживать свои эмоции. Нетерпеливый игрок будет стараться как можно быстрее увидеть сюрприз, поэтому он не проявит аккуратности и осторожности.
Развитие умения находить позитивные моменты в любой ситуации
«Таланты и поклонники» Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры – помочь избавиться от комплекса и учить детей уметь находить позитивные моменты в любой ситуации. Ведущий предлагает ребятам что-то нарисовать. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет – рисунок может быть самым простым. Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Особое условие – нельзя говорить, что рисунок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства. Все ребята поддерживают обсуждение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д.
Заголовок 1Заголовок 215