“Игра, игра, игра ……..”.
Разработка внеклассного мероприятия
по предмету электротехника
Эпиграф: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх» В.Г. Белинский
Тема: “Игра, игра, игра ……..”.
Цели:
образовательная: проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных при изучении дисциплин: “Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования”; “Техническое обслуживание и ремонт оборудования распределительных устройств”; “Электрические аппараты”; “Электротехника”; “Электрические измерения”; “Охрана труда”.
воспитательная: воспитание интереса студентов к дисциплинам, уверенности в возможности добиться успеха, в выполнении заданий и коллективной деятельности
развивающая: развитие профессионального мышления студентов, навыков коллективного труда, активности, инициативности, личной ответственности при выполнении командной работы.
Тип урока: урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Дидактическое оснащение урока: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.
ПЛАН:
I.Организационная часть
II. Основная часть
1.«Цвета фаз»
2.«Лабиринт «Электрические и физические величины»
3. «Всем известный метр….»
4.Конкурс вопросов и ответов «Эрудит»
5.«Законы в стиле РЕПА»
6.«Электричество, как много в этом слове…»
III. Заключительная часть
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
I. Организационная часть:
проверка студентов по составу команды;
сообщение темы и цели внеклассного мероприятия;
объяснение последовательности проведения мероприятия.
II. Основная часть:
1. «Цвета фаз»
От каждой группы присутствуют 3-4 студента. Право начинать игру представляется команде первой правильно ответившей на вопрос преподавателя: “ Каким цветом в электроэнергетике принято обозначать фазу А.”. Ответ: желтым цветом. Правильно ответившей команде выдается карточка желтого цвета, остальным командам-карточки зеленого, красного и черного цветов (т.к. фаза В обозначается зеленым цветом, фаза С – красным, а нулевой провод – черным).
2.Лабиринт «Электрические и физические величины»
В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.
Ответы : время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, скорость, вес.
3. «Всем известный метр...»
Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
Словом «метр» оканчиваются измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в кабинетах электротехники и физики, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...
Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.
Например: термометр – температура
Ответы к конкурсу №2:
динамометр – сила;
метр – длина;
спидометр – скорость;
барометр – атмосферное давление;
манометр – давление;
гигрометр, психрометр – влажность воздуха;
электрометр – электрический заряд;
амперметр – сила тока;
вольтметр – напряжение;
ваттметр – мощность и др.
4.Конкурс вопросов и ответов "Эрудит"
№ п/п Наименование темы Количество баллов Заработанные баллы
И светит и греет 10 20 30
Имя ученого 10 20 30
Ох уж, эти забавные животные! 10 20 30
На заметку автолюбителю 10 20 30
Грозное явление 10 20 30
Разное 10 20 30
И светит и греет.
10 баллов
Если вы внимательны, то, наверное, замечали, что лампочки накаливания перегорают чаще всего при включении
Вопрос: Почему момент включения наиболее опасен для ламп накаливания?
Ответ: сопротивление металлических проводников растет с ростом температуры. Но нить накаливания лампы нагревается не сразу. При включении ее сопротивление мало, поэтому в начальный момент по ней протекает больший ток.
20 баллов
Изобретателем многих устройств, используемых в осветительных сетях. Является легендарный Томас Эдисон, "Старик", так называли его сослуживцы. Практически неизменными для нас дошли выключатель, электрический патрон и электрическая лампа. Правда, в последней спираль сегодня изготавливают из вольфрама, материала, который во времена Эдисона не был известен.
Вопрос: Что служило нитью накаливания в лампе Эдисона?
Ответ: Первые нити накаливания представляли собой швейные нитки, покрытые углем. Они могли находиться в раскаленном виде в течение сорока часов. В поисках более долговечной нити Эдисон перепробовал все, что содержит углерод: продукты питания, смолы - в общем счете шесть тысяч разновидностей растительного волокна. Лучший результат показал бамбук. Обугленные волокна этого бамбука и были нитями накаливания в лампах, выпускаемых корпорацией Эдисона "Эдисон Дженирал Электрик компании".
30 баллов.
Вопрос: Для защиты электрических сетей используются различного рода предохранители. В быту это чаще всего пробки.
Вопрос: Что может вызвать их выход из строя?
Ответ: Причиной увеличения тока в цепи может быть или короткое замыкание, или слишком большое количество электрических приборов, включенных в сеть.
Имя ученого.
10 баллов
Вопрос: Кто открыл закон всемирного тяготения?
Ответ: И.Ньютон20 баллов
Закон взаимодействия двух зарядов был экспериментально установлен в 1784 г. французским военным инженером. Он всю свою жизнь находился на военной службе и научными исследованиями занимался в свободное время. Сейчас это закон носит имя его открывателя. Закон гласит:"Сила, с которой два заряженных тела действуют друг на друга, пропорциональна произведению зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними".
Вопрос: О каком ученом и открытии какого закона идет речь?
Ответ: Шарль Огюстон Кулон. Закон Кулона.
30 баллов
Это открытие имело огромное значение для развития прикладной электротехники. Его автор - немецкий школьный учитель, сын слесаря, мечтавший о славе и карьере университетского профессора. Однако книга, содержавшая описание теоретических выводов и экспериментальных исследований, была встречена насмешками. Министр Просвещений Германии так высказал о ней: "Физик, проповедующий подобную ересь, недостоин преподавать естественные науки". После этого рухноло и будущее и настоящее: автор лишился даже должности школьного ученого. В течение шести лет ученый жил в нищете, испытывая горькое чувство разочарования. Со временем его труды получили известность за пределами Германии, и после этого соотечественники были вынуждены признать его заслуги. Наконец, в 1849 г., спустя 23 года после публикации его книги, он получил должность профессора Мюнхенского университета, которую занимал в течение пяти лет, вплоть до смерти, последовавшей в 1854 году.
Вопрос: О каком ученом и открытии какого закона идет речь?
Ответ: О Георге Симоне Оме и законе, носящем сегодня его имя, рассказанном в вопросе.
Ох уж, эти забавные животные!
10 баллов
Среди птиц нет двоечников. Они хорошо усвоили урок о и поведении на высоковольтных линиях, а плохо усвоившие до зрелого возраста не доживают.
Вопрос: Проходит ли ток через тело птицы, сидящей на голом проводе высоковольтной линии электропередач?
Ответ: Да, проходит, в виде тихого разряда, но из-за малости разрядного тока птица его не ощущает.
20 баллов
Индейские племена, живущие на берегах Амазонки и ее притоков, в местах брода у каждого берега держат на привязи лошадей. Когда кто - то переплавляется на противоположный берег, то гонит перед собой лошадь, а сам идет следом. Обратный путь он проделывает таким же способом.
Вопрос: Почему индейцы избрали такой своеобразный способ переправы
Ответ: В Амазонке и ее притоках обитает самая мощная из всех известных электрических рыб - электрический угорь. У этих рыб имеются специальные органы для накопления электрической энергии. Индейцы прогоняют вначале лошадь, чтобы угорь разрядился на ней, после чего безопасно переходят сами, так как для зарядки угрю требуется некоторое время.
30 баллов
Прав был Гамлет, утверждая, что много на свете есть такого, ":что и не снилось нашим мудрецам". Но иногда это проблемы из забавных превращаются в весьма неприятные.
Вопрос: Какие специфические проблемы поджидали строителей линий электропередач в тропических странах?
Ответ: Первая - как предохранить их от обезьян, которые, подражая монтерам, легко влезают на опорные столбы и, играя проводами, вызывают короткие замыкания. Вторая - как обезопасить линии электропередач от слонов, выворачивающих опоры.
На заметку автолюбителю.
10 баллов
Перед зарядкой аккумулятора водитель обнаружил, что уровень электролита в нем ниже нормы
Вопрос: Что он должен сделать: долить дистиллированную воду или готовый электролит?
Ответ: нужно добавить дистиллированную воду, если уровень электролита оказался ниже нормы из-за испарения, и готовый раствор, если электролит был пролит
20 баллов
Вопрос: Почему аккумулятор располагают как можно ближе к стартеру, а не в другом, более удобном месте, и соединяют их толстой медной шиной?
Ответ: Чтобы уменьшить падение напряжения на подводящих проводах.
30 баллов
Вопрос: Почему в автомобилях используются кислотные аккумуляторы, а не щелочные, хотя последние легче и прочнее?
Ответ: Щелочные аккумуляторы не используются в автомобилях, потому что они имеют большое внутреннее сопротивление и напряжение на них сильно зависит от температуры.
Грозное явление
10 баллов
Вопрос: Когда молниеотвод опасен для здания
Ответ: Когда плохо заземлен
20 баллов
Вопрос: Почему во время грозы нельзя лежать на земле?
Ответ: Попадая в землю, ток разряда молнии разветвляется и расходится по поверхности земли. Если лежать на земле, то при близком разряде молнии между головой и ногами может возникнуть смертельно опасная разность потенциалов. Лучше присесть на корточки В этом случае и голова находиться низко, и разность потенциалов между точками касания с землей мала.
30 баллов
Вопрос: Чем можно объяснить правило, существующее у альпинистов: во время ночевки высоко в горах все металлические предметы необходимо собрать и расположить отдельно, подальше от лагеря?
Ответ: Альпинисты поступают так, чтобы в случае грозы разряд молнии проходил дольше от людей, так как молния чаще "ударяет" в то место, где находится металл
Разное
10 баллов
Вопрос: Знак гороскопа, но водится в подмосковных реках.
Ответ: Рак
20 баллов
Если верить древнему историку, во время похода Александра Македонского в Индию, офицеры его армии гораздо реже болели желудочно - кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье были у них одинаковы, а вот посуда была разная.
Вопрос: Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда и каким свойством обладает этот металл?
Ответ: Из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами.
30 баллов
В 1803 году англичанка Марта Вильмот писала из России, что привычка русских неприятное обыкновение целоваться в обе щеки
Вопрос: Почему этот русский обычай вызвал у англичанки удивление и неприязнь?
Ответ:
Отношение иностранки к такому поведению русских объясняется тем, что у англичан не принято целоваться при встрече и прощании или целовать руку.
Музыкальная пауза (Эдем)
Ведущий
Игра со зрителями.
Как известно, в трудной ситуации всегда на помощь приходят друзья. Мы не оставили это золотое правило без внимания и сейчас предоставим болельщикам возможность помочь своим командам набрать баллы.
Шесть стаканов (фокус - шутка). На столе стоят в ряд шесть стаканов, первые из них наполнены водой, следующие три пустые. Сделайте одним движением так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Брать в руки разрешается только один стакан.
Ответ: из второго стакана выливаем воду в пятый.
5. «Законы в стиле РЭПА»
Ребята, представьте, что у вас завтра экзамен по электротехнике или физике, а времени для запоминания этих жутких законов нет. Может эти законы навсегда врезались в нашу память, если бы их авторы догадались изложить их в стиле рэпа. Итак предлагаем прочитать в стиле рэпа несколько законов .Капитаны подойдите к столу и возьмите по два закона.
Закон Кулона
Сила взаимодействия двух электрических зарядов прямо пропорциональна произведению модулей зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними
1-й закон термодинамики
Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из одного состояния в другое равна сумме работы внутренних сил и количества теплоты
1-й закон Фарадея
Масса вещества, выделяющегося при электролизе, прямо пропорциональна количеству электричества, протекающего через электролит
Закон Ома
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению
6. «Электричество, как много в этом слове ……»
Задание: Составить как можно больше слов из слова:
Эл е к т р и ч е с т в о
Буквы в словах не должны повторяться.
III. Заключительная часть.
Подведение преподавателем итогов внеклассного мероприятия. Оценка процесса и результатов игры, анализ атмосферы на уроке, обобщение высказанного студентами, анализ продуктивности самоорганизации и активности, командной деятельности.
Объявление лучшей команды, по итогам оценочного листа. Объявление лучших и активных студентов. Поблагодарить студентов, ассистента, приглашенных гостей за участие в конкурсной программе.
Структура внеклассного мероприятия «Игра, игра, игра ……»
Тур Название тура Содержание Критерии выставления оценки
1 Организационная часть Представление темы, целей и задач мероприятия Соглашаются или вносят предложения
2 «Цвета фаз» От каждой группы присутствуют по 5 студентов. Право начинать игру предоставляется команде первой правильно ответившей на вопрос преподавателя
Конкурс оценивается в 5 баллов
3 Лабиринт «Электрические и физические величины» В лабиринте зашифровано 12 названий известных величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.
Конкурс оценивается в зависимости от количества составленных слов
4 «Всем известный
метр …» Участники мероприятия должны отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом «метр», и указать, что ими измеряют Конкурс оценивается в зависимости от количества составленных приборов
5 Конкурс вопросов и ответов «Эрудит» Участники команды отвечают на вопросы ведущего (игра по секторам, каждый сектор имеет вопросы от 10 до 30 баллов) Команды отвечают поочередно, выбирая стоимость ответов Оценивается от 10 до 30 баллов
6 Конкурс «Законы в стиле РЭПА» Команды излагают по 2 закона в стиле "рэп" Оценивается в 10 баллов
7 «Электричество, как много в этом слове …» Составить как можно больше слов из слова - электричество Конкурс оценивается в зависимости от количества составленных слов
8 Подведение итогов Подведение итога мероприятия. Оценка процесса и результатов игры, анализ атмосферы, обобщение высказанного студентами, анализ продуктивности самоорганизации и активности, командной деятельности. Поблагодарить студентов, приглашенных гостей за участие в мероприятие. Объявление лучшей команды, по итогам оценочного листа. Объявление лучших и активных студентов. Вручение грамот.