Разработка психологического занятия с учителями на тему «Имидж педагога в условиях современной школы. Психологические ресурсы для создания позитивного имиджа
РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИМИДЖ- КЛУБ
«Имидж педагога в условиях современной школы.
Психологические ресурсы для создания позитивного
имиджа»
Современное образование приоритетом считает ориентацию на интерес к предмету предмету, который неразделим от интереса к личности педагога и направ-
лен на установление профессионального имиджа педагога. По сути, в
этом лежит основной принцип пед.психологии: «Без интереса учеников
к личности педагога нет интереса к предмету!»
В соц. психологии имидж определяется как «умение оправдывать систему ожиданий ожиданий».Эти ожидания будут различными в разных регионах Украины
тем более –в разных государствах. В большинстве случаях они определя- оопределя ются менталитетом.
Существуют общезначущие составные имиджа, операясь на которые можно м можно выявить целенаправленную стратегию формирования профессио-
нального имиджа педагога: эрудиция, компетентность, творчество, кон-
курентноспособность, культура личности.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА?
Говорить сегодня про внешний вид как первичный признак культурного уровня педагога, наверно, некстати и несвоевременно. Педагог, учитель- этот статус обязывает человека к аккуратности, вкусу, к определенной границе дозволенного. Кроме одежды составными культуры является язык, личное общение, поведение. Вообще, культуре личности учителя можно посвятить отдельное занятие.
Основные признаки эрудиции учителя:
-глубокие всесторонние знания (не только определённого предмета);
-начитанность;
-информированность;
-интеллектуальная молодость.
Признаки компетентности педагога:
-ценности и ценностные ориентации;
-знания;
-опыт решения проблем»
-традиции нормы;
-поведение;
-способы деятельности;
-умения и навыки.
Креативные признаки педагога:
-скорость;
-оригинальность.
ЗАДАНИЕ№1
Вашему вниманию предлагается портрет американского учителя. Внимательно выслушав предложенный материал, составьте типичный портрет украинского учителя.
Портрет американского учителя.
Психологическая характеристика.
Натура учителя стабильна, характер целостный и достаточно стойкий он умеет выдерживать не предсказуемые и кризисные ситуации, по открытости – типичный экстроверт, по темпераменту- сангвиник. С детьми разговаривает как со взрослыми, берет на себя традиционную роль родителей- опекать, наставлять, принуждать. Спокойный, но имеет свойство к эмоциональному возбуждению, сконцентрирован, не тревожный, с высокой стрессостойкостью.
Интеллектуальная характеристика
Интеллектуально молодой (схватывает все новое), компетентный (может быть экспертом), интеллектуально активный, проницательный, размышляет, понимает, придумывает, мечтает, анализирует, опирается на интуицию и верит в свое педагогическое мастерство.
Культурная характеристика
Носитель высокой культуры. Эта культура в первую очередь научная, информационная, просветительская. Она проявляет себя в речи, поведении, общении, в эстетическом вкусе. И наконец, нельзя преуменьшать значение чистоты, красивой одежды, правильного питания и здорового спортивного образа жизни.
Отношение и поведение
Американский учитель чуткий и наблюдательный . Внимательно наблюдая, он легко переключает внимание с одного ученика на другого. Никогда не раздражается и просто не имеет права входить в состояние аффекта. К жизни относится оптимистически, с интересом. К себе требователен, но пытается быть объективным. Чутко реагирует на реакцию других, их чувствам. Он понимает , что работает на будущее и поэтому не может быть достойно награжден не за прошлое, не, тем более, за настоящее. В отношении к ученикам доброжелателен, дружественный, не обижается, а пытается сначала понять, а потом оценивает.
ЗАДАНИЕ №2
Учителям предлагается схема по которой они создают типичного украинско учителя.
Вопросы для обсуждения:
-Существуют ли общие черты между педагогами разных стран?
-В чём на ваш взгляд разница между украинским и американским учите-
лями?
ЗАДАНИЕ №3
Учителя записывают 10 главных черт характера на листиках, а потом все вместе в процессе обсуждения, фиксируют их на доске, определив самые главные. После этого зачитываются черты характера, названные американскими педагогами: методичность, точность, аккуратность, твёрдость, гибкость, стойкость поведения, решительность, самостоятельность, энтузиазм, мудрость.
Вывод: профессия оставляет определённый отпечаток на характер,
поведение человека где бы он не жил.
Странные эти люди-учителя
Среди них есть настоящие фанаты своего дела, которые могут сделать любое педагогическое чудо. Но существует такая проблема, как профессиональная деградация.
-Что на ваше мнение есть признаком профессиональной деградации?
-Что означает понятие «профессиональная болезнь»?
С. Буракова пишет: «Профессиональными называются болезни возникновение которых связано с определённой трудовой деятельностью и влиянием на организм не соответствующих условий труда, так названных производственных факторов.
ПРИЗНАКИ ПРОФ. БОЛЕЗНЕЙ
Гиподинамия (перенапряжение голосовых связок).
Психоэмоциональное перенапряжение. Стресс.
Неврозы.
Социальные болезни (зависть- тяжело пережить успех коллеги, патологическое послушание- кто сам обречён быть послушным, требует это от учеников).
Статус учителя очень низкий в нашем обществе. Для этого есть много социальных причин: низкий уровень заработной платы, уровень бытовых условий и т. д. Но существуют и причины которые существуют и в самом педагоге, как бы сказать, психологические:
-низкий уровень самооценки или завышенная;
-низкий уровень коммуникативных способностей;
-отсутствие нужды в самосовершенстве;
-эмпатийная бедность;
-консерватизм, не заинтересованность в новых знаних;
-низкий уровень психологических знаний;
-завышенный уровень ответственности;
-духовная бедность;
-отсутствие чувства юмора.
Чтобы решить любую проблему необходимо признать её в себе. Мы сегодня это с вами и сделали, а это значит, мы сделали первый шаг к самопознанию.
ЗАДАНИЕ№4
Каждому учителю необходимо каждому учителю сказать о своём качестве характера за какое, по его мнению, его можно уважать. После каждого высказывания все аплодируют.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Каждому метод. объединению создать рекламу профессии учителя.
15