«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»


Итоговая работа
по вариативному блоку Именного образовательного чека
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»
по теме «Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий
на материале различных учебных областей
(Математика. 5 класс / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович)»
Проект выполнила:
Александрина Светлана Ивановна,
учитель математики
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
м. р. Алексеевский

Введение
Для анализа выбрана тема «Прямоугольник», которая изучается в 5 классе по учебнику «Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учрежденй /И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.-12-е издание., испр. и доп._М.:Мнемозина,2012. На изучение темы отводится 2 урока. На примере содержания учебного материала п.11 и заданий к нему анализируется возможность формирования различных УУД.
\sПознавательные УУД
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПО1 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
ПО2 - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
ПО3 - структурирование знаний;
ПО4 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
ПО5 - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
ПО6 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
ПО7 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
ПО8 - знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.ПЛ1 - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
ПЛ2 - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
ПЛ3 - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
ПЛ4 - подведение под понятие, выведение следствий;
ПЛ5 - установление причинно-следственных связей;
ПЛ6 - построение логической цепи рассуждений;
ПЛ7 - доказательство;
ПЛ8 - выдвижение гипотез и их обоснование.
ПП1 - формулирование проблемы;
ПП2 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД
РЦ - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
РПл - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
РПр - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
РКон - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
РКор - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
РО - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
РВС - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД
Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
Ориентация на партнера по общению,
1.5 Умение слушать собеседника 2. Коммуникация как общение (интеракция)
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
3. Коммуникация как кооперация
Умение договариваться, находить общее решение,
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
3.4 Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
4. Коммуникация как условие интериоризации4.1 Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
4.3 Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
\s
Самоопределение СмыслообразованиеНравственно-этическая ориентация
1. Формирование гражданской идентичности личности:
— чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
— осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
— ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:
— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
— развития познавательных интересов, учебных мотивов;
— формирования мотивов достижения и социального признания;
— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
— формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
— ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
— выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
— формирование моральной самооценки;
— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
— формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Заключение
Проведённый анализ материала по теме «Прямоугольник» показал, что формировались все виды УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные личностные.
Больше всего заданий было на формирование познавательных УУД. Среди познавательных УУД преобладали задания на на формирование общеучебных и логических действий.
Заданий на формирование коммуникативных и личностных недостаточно. Поэтому при планировании урока необходимо продумать дополнительные задания.