Проект Взаимодействие учителя-логопеда, учителя начальной школы и родителей в эффективности речевого развития младших школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Граховская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Марченко»
Проект
Взаимодействие учителя-логопеда, учителя начальной школы и родителей в эффективности речевого развития младших школьников.
Автор-составитель: учитель-логопед Миронова В.Б.
Грахово, 2015 год
1. Паспорт проекта.
1.1. Образовательное учреждение: МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко».
1.2. Тема проекта: «Взаимодействие учителя-логопеда, учителя начальной школы и родителей в эффективности речевого развития младших школьников».
1.3. Директор школы – Трефилова Роза Александровна.
1.4. Автор проекта – учитель-логопед Миронова Валентина Борисовна
1.5. Адрес: 427730, УР, Граховский район, с. Грахово, ул. Колпакова, д. 63.1.6. Тел/факс: (8-341-63) 3-14-95.
1.7. E-mail: grahschool@yandex.ru1.8. Адрес в Internet: http://ciur.ru/grh/SGr_grh/default.aspx
2. Характеристика проекта.
2.1. Тема проекта: «Взаимодействие учителя-логопеда, учителя начальной школы и родителей в эффективности речевого развития младших школьников».
2.2. Противоречие: В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребёнком в семье, в образовательном учреждении. Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители.
Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям. Считают, что исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребёнка, не предполагают, что у ребёнка системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков. Некоторые родители вообще не интересуются речевым развитием своего ребёнка, не задумываются о возможных последствиях школьной дезадаптации.
Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов образовательного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно направлено на повышение культуры родителей, формирование у них педагогических умений и навыков
2.3. Проблемы:
- развитие устной и письменной речи младших школьников не у всех достигает достаточного уровня;
- многие родители не обращают внимание на уровень развития своих детей, считая его не самым главным в учебном процессе;
- педагоги начальной школы мало используют в своей работе новые информационные технологии в силу высокой загруженности и тем самым снижают интерес детей к изучению какого-либо предмета и, соответственно, препятствуют развитию устной и письменной речи.
2.4. Актуальность: Одной из задач школы как социального института в современных условиях является формирование учебной деятельности через разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности. Система образования должна позволять переступившему порог школы ребёнку в полной мере реализовать своё конституционное право – право на образование в соответствии со своими психофизиологическими и интеллектуальными особенностями и возможностями.
Реализация этого права предполагает создание благоприятных условий и возможностей для развития личности, формирования устойчивых мотивов активно влиять на условия достижения личного успеха, осуществление психолого-педагогической коррекции.
В силу определённых причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речевой сферы. Эта категория детей нуждается в целеноправленной систематической коррекции.
Возникает противоречия:
- между требованиями учебной программы и трудностями её усвоения учащимися, имеющими нарушения речи. Данное противоречие влечёт за собой проблему коррекции отклонений в речевом развитии.
- между потребностями в оснащении логопедических кабинетов компьютерной техникой программным обеспечением и реальным состоянием материально- технической базы школ, недостаточным финансированием образования в целом и системы специального образования в частности;
- между осознанием необходимости использования новых информационных технологий для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений у младших школьников и недостаточным уровнем компетентности логопедов в применении компьютерных технологий.

2.5. Цель: Создание условий для совершенствования процесса речевого развития учащихся начальной школы через взаимодействие учителя-логопеда, учителя начальной школы, родителей и использование информационно-коммуникационных технологий.

2.6. Задачи:
1. Сформировать единое пространство социального развития ребёнка между учителем-логопедом, учителем начальной школы и родителями на основе дружеского, доверительного отношения.
2. Диагностика сформированности устной и письменной речи у учащихся начальной школы.
3. Диагностика уровня компетентности использования информационной техники учителей начальной школы.
4. Разработка методов эффективного взаимодействия учителя-логопеда, родителей и учителей начальной школы в развитии речи учащихся начальной школы через привлечение учащихся к выполнению проектных работ, участия в предметных и метапредметных конкурсах и олимпиадах.
6. Повторная диагностика.
2.7. Объект: Процесс управления развитием речи младших школьников.
2.8. Предмет: Психолого-педагогические условия эффективного управления развитием речи младших школьников.
2.9. Гипотеза: Эффективность взаимодействия учителя-логопеда, учителей начальной школы и родителей над развитием речи младших школьников будет эффективной, если:
создать условия для применения учителем-логопедом в коррекционно-образовательном процессе и учителями начальной школы специализированных информационно-коммуникационных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с различными, речевыми нарушениями, то можно повысить эффективность коррекционного обучения, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников;
Создать условия для просвещения родителей и адекватного включения их в процесс всестороннего развития личности ребёнка.
2.10. Направления реализации проекта
№ Направление Мероприятие Показатели Индикаторы
1. Создание нормативно-правовой базы эффективности взаимодействия учителя-логопеда, учителей начальной школы и родителей в развитии речи младших школьников 1. Разработка программы эффективности взаимодействия учителя-логопеда, учителей начальной школы и родителей в развитии речи младших школьников
2. Разработка должностной инструкции учителя-логопеда, учителя начальной школы.
3. Разработка диагностики обследования устной и письменной речи у учащихся начальной школы. 1. Программа эффективности взаимодействия учителя-логопеда, учителей начальной школы и родителей в развитии речи младших школьников
2. Положение о проектноисследовательской деятельности в школе.
4. Положение о школьной ученической конференции. Система работы по развитию речи младших школьников.
2. Информационно-аналитическая деятельность. 1. Совещания творческой группы по развитию речи младших школьников
3. Семинар с учителями начальной школы «Использование ИКТ в образовательном процессе»
4. Проведение родитель
ских собраний по теме «Развитие речи младших школьников ». 1. Протоколы совещаний творческой группы, родительских собраний.
2. Справки о проведении диагностики.
1. Улучшение развития речи младших школьников.
2. Повышение уровня овладения педагогами новыми информационными технологиями.
2. Организационно-методическая деятельность.
1. Утверждение тем совещаний и родительских собраний.
2. Разработка педагогами планов организации взаимодействия с родителями по улучшению развития речи младших школьников.
3. Разработка программ и преподавание элективных курсов.
4. Проведение школьной научно-практической конференции. 1. Аналитический отчёт об участии младших школьников в предметных олим-пиадах, конкурсах.
2. Аналитический отчет о проведении научно-практической конференции. 1. Повышение качества знаний и результативности участия в предметных олимпиадах.
2. Увеличение количества учащихся-призеров конкурсов проектно-исследовательских работ.
4. Создание системы повышения квалификации педагогических и административных работников школы в области информационных технологий. 1. Курсовая подготовка педагогов.
2. Семинары по повышению информационной грамотности педагогов начальной школы.
Аналитический отчет о повышении компетентности педагогических и административных работников школы в области ИКТ технологий. 1. Увеличение количества педагогов, владеющих ИКТ технологиями.
2. Повышение качества преподавания.
2.11. Программа реализации проекта
№ Мероприятия Сроки Показатель Индикатор
1.
Диагностическое обследование учащихся 1-х классов «Готовность к школьному обучению» Сентябрь Справка Выявление детей, которым необходима помощь в овладении знаниями и умениями по русскому языку, чтению и математике.
2. Первичное и углублённое обследование устной и письменной речи детей в начале года. Сентябрь Справка Выявление учащихся начальной школы, нуждающихся в коррекции письменной и устной речи.
3. Проведение родительских собраний (по параллелям) Сентябрь
Январь
Апрель Протоколы собраний Ознакомление родителей с результатами диагностического обследования, повыше-
ние компетентности в вопросах развития речи детей
4. Совещание творческой группы по коррекции речевых нарушений у учащихся начальной школы. Октябрь Протокол совещания. Рекомендации учителям начальной школы в организации школьного обучения с использованием ИКТ.
5. Совещание творческой группы по коррекции речевых нарушений у учащихся начальной школы Ноябрь Протокол совещания. Рекомендации учителям начальной школы в организации работы с родителями детей, имеющими недостатки в развитии устной и письменной речи
6. Обучающий семинар для учителей начальной школы «Использование ИКТ в образовательном процессе» Декабрь Программа семинара Применение учителями различных образовательных ресурсов и ресурсов информационной образовательной среды для заинтересованности учащихся в развитии устной речи.
7. Совещание творческой группы по реализации проектной и исследовательской деятельности «Требования к защите творческих работ учащихся начальной школы». Январь Протокол совещания. Овладение педагогами, методикой проектной и исследовательской деятельности.
8. Предварительная защита творческих работ учащихся. Подготовка к школьной научно-практической конференции. Март Критерии оценки проектных и исследовательских работ учащихся. Тезисы докладов учащихся. Расширение и совершенствование совместной творческо-исследовательской деятельности учителя и учащегося. Увеличение качества презентаций творческих работ учащихся.
9. Школьная научно-практическая конференция для учащихся начальной школы «Траектория успеха» - работа секций. Март Справка по итогам школьной научно-практической конференции. Рост количества и качества творческих работ учащихся.
10. Подведение итогов школьной научно-практической конференции. Март Справка. Рост количества и качества творческих работ учащихся.
11. Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня. В течение года Сертификаты участников, Грамоты победителей и призеров. Увеличение количества участников и призеров районных и республиканских конкурсов творческих работ.
12. Проведение мониторинга развития устной и письменной речи учащихся начальной школы. Май Справка Результативность коррекционной работы
13. Совещание творческой группы учителей начальной школы «Эффективность работы по развитию устной и письменной речи младших школьников» Май Протокол совещания Подведение итогов совместной работы логопеда, учителя и родителей в достижении поставленной цели в начале учебного года.
2.12. Инновационность проекта.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:
- коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;
- познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов(письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД)
2.13. Теоретическая значимость:
Выявление закономерностей эффективного взаимодействия учителя-логопеда, учителя начальной школы и родителей в развитии речи младших школьников.
2.14. Практическая значимость:
- использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников такие волевые качества, как самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость;
- содержащиеся в проекте рекомендации могут найти применение в деятельности образовательных учреждений;
- воспитание социально активной, успешной, всесторонне развитой личности, способной адаптироваться к условиям современного общества.
2.15. Ожидаемые результаты:
Создание организованного пространства взаимодействия с семьёй.
Информирование родителей о физиологических возможностях ребёнка с целью успешного осуществления коррекционного процесса.
3. Результаты диагностики компетентности учителя-логопеда, учителей начальной школы с новыми информационными технологиями.
4. Взаимодействие участников коррекционно-педагогического процесса в ходе работы над развитием речи младших школьников.
5. Увеличение количества участников предметных конкурсов и олимпиад, научно- практической конференции.
5. Результаты повторной диагностики и сравнительного анализа данных.