Универсальное учебное действие «информационный поиск»


Универсальное учебное действие «информационный поиск»
Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную информацию. Потому что, как заметил А.А. Гречихин, «обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но даже и взрослого человека».
Быстрый рост и динамическое развитие информационных ресурсов (прежде всего представленных в сети Интернет) обязывает каждого иметь разнообразные навыки сложного поиска. Уметь быстро и правильно искать информацию в Интернете значит экономить время, владеть достоверной и актуальной информацией, а значит делать верные выводы и принимать правильные решения.
Термин «информация» происходит от латинского слова «information», что означает сведения, разъяснения, изложение. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». Попыток дать наиболее общее и емкое определение категории информации было предпринято много, но до сих пор еще не выработано определения, с которым бы согласились все исследователи. Наиболее употребительными определениями являются следующие: «информация - это сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо» (словарь Т.Ф. Ефремовой 21, с. 210); «информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством» (словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой 22, с. 187); под информацией в документалистике понимают все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме в виде документов.
Таким образом, информация - это новые сведения, передаваемые людьми устным, письменным и другим способом. Основными свойствами информации являются: достоверность, полнота, точность, понятность, доступность, краткость и т.д. Научить учащихся работать с источниками информации – важнейшая задача современного обучения. По мнению А.Г. Асмолова, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования определил необходимость формирования у младших школьников различных способов поиска информации.
Термин «информационный поиск» ввел в информатику американский математик Кэлвин Муэрс в 1947 году. Информационным поиском называется некоторая последовательность операций, выполняемых с целью отыскания определенной информации с целью выдачи фактических данных, представляющих собой ответы на данные вопросы.
По мнению А.С. Бондаренко, побудительная причина информационного поиска - информационная потребность, выраженная в форме информационного запроса. Объектами информационного поиска могут быть различные документы, сведения о их наличии и местонахождении, фактографическая информация.
Условно информационный поиск делится на четыре основных вида: библиографический, документальный, фактографический и аналитический. Все они тесно взаимосвязаны между собой.
Так же можно выделить виды информационного поиска:
в зависимости от цели - адресный (формально-механический) и семантический (тематический);
от объекта поиска - документный и фактографический;
от степени использования технических средств - ручной или автоматизированный.
в зависимости от функциональной роли - доминирующие/ второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ ситуативные потребности.
Все виды информационного поиска пересекаются, так как их цели и объекты часто взаимосвязаны. Например, документный и фактографический виды поиска могут быть как адресными, так и семантическими.
Поиск информации представляет собой процесс выявления в некотором множестве текстов всех тех, которые посвящены указанной теме, содержат необходимые (соответствующие информационной потребности) факты, сведения, данные.
Процесс поиска включает последовательность операций, направленных на сбор, обработку и предоставление информации.
Информационный поиск осуществляется по определенным правилам. В общем случае поиск информации состоит из четырех этапов:
определение (уточнение) информационной потребности и формулировка информационного запроса;
определение возможных источников;
извлечение информации из выявленных источников;
ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска.
Наиболее эффективный метод поиска документов, содержащих научную информацию – прочитать каждый документ некоторой библиотеки. Но такой способ практически неосуществим, поскольку число документов обычно бывает слишком большим, чтобы все их можно было прочитывать младшему школьнику. Поэтому приходится использовать другой, менее эффективный метод, при котором информационный поиск производится по кратким характеристикам содержания, в которых выражается основное смысловое содержание документа.
С проблемой информационного поиска раньше всего столкнулись библиотекари. Для того, чтобы читатели могли находить в фондах библиотеки, интересующие их документы, в ней создаются различные каталоги и указатели.
Например, в Александрийской библиотеке, одной из крупнейших в древности, к 47 г. до н.э. насчитывалось около 700 тысяч томов (свитков папируса). Составленный Каллимахом каталог к фондам этой библиотеки (примерно в 250 г. до н.э.) имел объем 120 томов. В качестве основных элементов книгоописания в этом каталоге использовалось имя автора и заглавие произведения. Если произведение не имело заглавия, то Каллимах приводил его начальные строки.
Простейшим поисковым образом документа является его заглавие. По заглавию книги или статьи в большинстве случаев можно судить о том, представляет ли интерес эта книга или статья и стоит ли с ней знакомиться подробней. Аннотация и реферат также могут представлять поисковые образы.
Для младших школьников можно выделить следующие условия поиска:
Цель поиска – разыскать основные издания по заданной теме.
Предмет поиска – только по сформулированной теме.
Вид литературы – книги, статьи, справочники и т.д.
Географический охват – информационные источники, изданные в нашей стране, посвященные российским регионам, переведенные с иностранных языков и изданные за рубежом.
Полнота поиска – определяются необходимые издания: описывающие тему полностью или частично, отдельные вопросы.
Такая конкретизация способствует большей целенаправленности, глубине, полноте и эффективности информационного поиска в каждом конкретном случае его использования.
Следует четко определить основные этапы информационного поиска для младших школьников и особенности каждого из них. В самом общем виде процесс информационного поиска можно разделить на следующие этапы:
формулирование задачи поиска;
реализация поиска;
оформление результатов поиска.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией, а именно:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
решать задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
решать задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить);
использовать знаково-символьные средства для обработки информации,
осуществлять переработку математической информации для ее дальнейшего использования;
осуществлять запись и фиксацию информации с помощью инструментов ИКТ.
Период обучения в начальной школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) личности. Младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в этот период происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому формирование информационной грамотности (умения работать с информацией), должны начинаться в период обучения ребенка в 1-4 классах, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности (культуры) в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования УМК «Школа России» выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. В примерной основной образовательной программе отмечено, что выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. А так же у выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления не сложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Cовременная информационная грамотность выступает особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности личности. Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому, пишут Т.П. Петухова и И.Н. Ващук, «знакомство с основами информационной культуры, а, следовательно, и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка ещё в начальной школе, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других». На начальной ступени образования умения работать с информацией начинаются с формирования умения работать с текстом. Поэтому в Примерную основную образовательную программу начального общего образования включена специальная подпрограмма «Чтение. Работа с текстом», которая и содержит в себе набор умений, связанные с поиском информации и работой с этой информацией. Данная программа предполагает 3 уровня работы с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации;
оценка информации.
Все данные умения, на наш взгляд, можно трактовать как относящиеся к информационной грамотности и применимые не только к текстовой информации, но и к информации представленной в любом другом виде.
Рассмотрим формирование этого умения на примере математики.
Под поиском и пониманием прочитанного в Примерной основной образовательной программе подразумевается умение находить в тексте факты, заданные в явном виде, определять главную мысль, тему текста, делить его на части, сравнивать объекты; упорядочивать информацию, представленную в неявном виде; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с его целью; ориентироваться в словарях и справочниках. Также школьники могут научиться использовать формальные элементы текста для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, а также сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Мы считаем, что в данном случае идет речь о первом этапе становления умения работать с информацией, столь актуального в наши дни. Этот блок можно сопоставить с мотивационными действиями. При выполнении любого задания учащиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают и «читают» полученную информацию. В случае же непонимания цели, неумения прочесть задание, ученик его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к невниманию и нежеланию понимать представленную информацию в жизненных ситуациях. Поэтому необходимо включать в задания, особенно с использованием нетекстовой формы представления информации (диаграмм, таблиц, схем) вопросы на понимание, на осознание цели (даже при отсутствии таковых в учебной книге). Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:
Как называется таблица? Почему?
Какую информацию из нее можно извлечь?
Зачем нам таблица в задании?
Какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках?
Сколько строк в таблице? Сколько столбцов?
Что представлено в столбцах, в строках? (прочитай «входные» ячейки)
Какое значение у ячейки?
Какие данные в ней представлены и др.
Если работать с текстовой информацией (в данном случае нет ограничения: математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения), также необходимы вопросы на понимание:
О чем текст? Какова основная мысль?
Назови или найди заголовок, объясни, как ты его понимаешь.
Выдели основные понятия.
Найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче).
Спроси, что непонятно и др.
Зачастую, эти вопросы опускаются многими авторами учебников, учителями, так как не считаются необходимыми. Однако в случае невнимания к данным действиям не формируется правильный, на наш взгляд, подход к «чтению информации», позволяющий: во-первых, отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах); во-вторых, прочитать информацию; в-третьих, выделить основное; в-четвертых, понять; и, наконец, спросить (или выяснить), что непонятно.Дети быстрее и правильнее выполняют такие задания «на чтение информации», как: сколько снежинок вырезала Маша (по задаче), сколько стоит билет в театр в субботу, сколько стоят детские билеты в разные дни недели (по таблице), если на первых этапах систематически проводить задания на понимание устройства и цели. В силу того, что подобные задания есть не во всех учебниках, вся «ответственность» за сформированность умения считывать информацию ложится на учителя.
Рассмотрим следующий блок информационных умений в ООП. Под преобразованием и интерпретацией информации понимается умение пересказывать текст; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи; формулировать несложные выводы; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Школьники могут научиться делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Довольно часто приходится преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже, но встречаются действия по заполнению таблиц; дополнения данных текста и другие. Следовательно, формирование процессуальных действий также ценно для школьников. Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: дополни, заполни, перескажи, ответь на вопрос, найди закономерность. В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу и наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям. Часто встречаются следующие задания на интерпретацию информации: заполни таблицу, найди закономерности в таблице, реши задачу с использованием таблицы; о чем говорится в первом абзаце, как можно назвать первую часть и др. Очень редко или совсем не встречаются задания такого рода: опиши словесно таблицу, опиши словесно диаграмму, представь в виде диаграммы данные из таблицы, представь данные текста в таблице, найди в тексте всю информацию о…, что говорится о … В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение информации.
Не стоит забывать, что в осуществлении любых действий важна поэтапность. Как пишут Т.П. Петухова и И.Н. Ващук, в случае несформированности одного действия при работе с информацией, неполноценно будет протекать и другое: качественная работа по овладению мотивационными действиями облегчит формирование процессуальных действий, а в дальнейшем – и оценочных.
Заключительный блок, рассмотренный в Примерной программе –оценочный. Под оценкой информации понимается умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению достоверность прочитанного; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Школьники могут научиться сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Контрольно-оценочные действия, в понимании Т.П. Петуховой и И.Н. Ващук, – наиболее сложны для овладения ими младшими школьниками, и наиболее редки в учебных заданиях (используются, как правило, только на уроках литературного чтения), так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Однако именно самостоятельность, умение аргументировать, доказать являются ценными умениями для школьников в рамках действующего в современном образовании системно-деятельностного подхода к обучению. Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Эти умения – залог успешного восприятия информации вне школы, в жизни.
Примерами подобных заданий могут служить определение истинности неравенств, представление результатов оценки в таблице, решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) – здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность.
Крайне редки в математике задания на высказывание своего мнения, отношения. Например, какое высказывание верно: докажи текстом, почему ты так считаешь, определи истинность высказываний (причем, обязательно наличие истинных, ложных и непонятных высказываний). Иными словами, ребенок должен сделать выбор из трех возможных вариантов ответа: истина, ложь, не знаю (в том случае, когда нет или не хватает информации). Также довольно редки вопросы «почему?» после заданий (предполагает аргументацию своего ответа), а также «в какой форме лучше представить данную информацию (таблица, текст, диаграмма, схема)?». Данные задания сложны, однако, пишет Т.С. Фатеева, «именно аргументация своего выбора, доказательность ответов, оценка информации помогут детям сформировать свою жизненную позицию».
В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение. При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, причем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.