Выступление на методическом объединении учителей начальной школы
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Использование современных образовательных технологий на уроках чтения.
Е.В. Подвязкина, учитель начальных классов, ВКК
МБОУ лицей «МОК №2», городской округ г. Воронеж
« Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем».
Лоренс Питер.
Понятие «инновация» сегодня широко внедряется в систему народного образования и правомерно ассоциируется с чем-то новым.
Однако не всякое новое в обучении можно назвать инновационным, поскольку инновация предполагает создание и внедрение такого новшества, которое вносит значительные, существенные изменения в любую социальную практику, в том числе, и в систему обучения.
Сегодня выпускник школы должен:
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Поэтому приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, может и непременно должно стать обучение, ориентированноена саморазвитие и самореализацию личности школьника. Другими словами – это
Учиться знать. Учиться делать. Учиться жить. Учиться быть.
Как же могут помочь современные образовательные технологии?
во-первых, позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся по освоению содержания образования;
во-вторых , включают учащихся в различные виды деятельности ( приоритет отдается исследовательской, творческой и проектной деятельности);
в-третьих, это технологии работы с различными источниками информации, так как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения (информационные технологии, включая технологию дистанционного обучения, технологию проблемного обучения);
в-четвертых, это технологии организации группового взаимодействия, поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности;
в-пятых, это технологии метапознавательной деятельности учащихся, так как субъектная позиция ученика становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
Какие же современные технологии выделяют на сегодняшний день?
Технологии личностно – ориентированного метода, метод проектов,информационные технологии, технологии деятельностного метода, технология оценивания учебных достижений, технологии дифференцированного обучения, технологии модульного обучения,
технологии проблемного обучения, технология развития критического мышления, теория решения изобретательных задач, технология «Метод кейсов», здоровьесберегающие технологии.
В начальной школе широко используются информационные технологии.
Одними из современных и актуальных являются программно-методические комплексы для компьютерной поддержки учебного процесса в начальной школе:
Буквария. Обучение чтению.
Программно-методический комплекс с печатным пособием для педагога Многопользовательская лицензия на образовательное учреждение для использования в компьютерном классе и с интерактивной доской
Комплексное обучающе-развивающее пособие для работы с детьми 4–8 лет, ориентированное на решение задач по обучению детей чтению, основам грамоты, а также развитию речи.
Программа разработана совместно с педагогами и рассчитана на длительное систематическое использование в работе с детьми. Последовательное прохождение разделов программы поможет детям изучить звуки и буквы русского языка, овладеть техникой слогового чтения. Стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, анимационные сюжеты, вариативные игры со словами и буквами, используемые при обучении, создают обогащающую развивающую среду. Параллельно с формированием навыков чтения у ребенка развиваются творческие способности и воображение, логическое и алгоритмическое мышление, речь, расширяется словарный запас и знания об окружающем мире.
Разделы программы:
Сказочная книга – поэтапное изучение звуков и букв русского языка с помощью обучающих познавательных мультфильмов и вариативных игровых заданий: узнавание буквы среди других букв в различных ракурсах; нахождение буквы в «нечитаемом» тексте, наборе слов; определение звуко-буквенного соответствия; конструирование изучаемой буквы из элементов.
Задания-раскраски – набор письменных заданий с возможностью распечатки для развития навыков письма и закрепления полученных знаний на практике.
Читаем слоги – наглядная интерактивная Лента букв, а также обучающий анимационный фильм про образование слогов из букв и слов из слогов.
Касса букв – виртуальная интерактивная Касса, содержащая карточки с буквами и знаками препинания; позволяет составлять свои слова и предложения, распечатывать тексты.
Структура программы и возможности настройки позволяют выбирать задания и менять режимы игры для работы ребенка за компьютером с учетом уровня его индивидуального развития. Разделы «Читаем слоги» и «Касса букв» удобно использовать при организации фронтальной работы с детьми совместно с интерактивной доской.
«Академия младшего школьника» – это уникальная образовательная серия (Программно-методический комплекс для компьютерной поддержки учебного процесса в 1-4 классах начальной школы по основным предметам: Обучение грамоте; Русский язык; Математика; Окружающий мир), разработанная совместно с педагогами и методистами специально для самостоятельных занятий с детьми. Содержание программ соответствует образовательным стандартам начальной школы с 1-го по 4-й классы. В каждом выпуске – более 1000 интерактивных учебных игр для закрепления знаний и навыков по основным предметам: русский язык, математика, окружающий мир.
Подробное руководство для родителей и около 50 готовых уроков с наборами заданий помогут систематизировать занятия, а Конструктор урока – создавать уроки, используя представленное множество игровых заданий. Задания в программе вариативны, содержательны, представлены разными уровнями сложности, что обеспечивает прочность усваиваемых знаний. Игровые элементы и красочное оформление программы поддерживают интерес ребенка и формируют познавательную активность. Сама структура заданий, последовательность представления материала, реализация работы над ошибками стимулируют внимание и активную мыслительную деятельность, учат самостоятельно работать, анализировать, делать выводы. Работая с программой, ребенок легко повторит и закрепит пройденный в школе материал, значительно повысит уровень своих знаний.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не "как попало", а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.
Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используют для развития у школьников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:
Имя – Иван
Автор (создатель) – П.П. Ершов
Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
Где живет – в град-столице
Кем служит – конюхом у царя
Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
Использование кейс-метода в начальной школе.
Основными задачами кейс-метода являются: овладение навыками анализа ситуации и постановки проблемы, навыки ясного и точного изложения собственной точки зрения, навык самостоятельного принятия решения на основе группового анализа.
Основные отличия кейса от учебной задачи состоят в том, что в кейсе зачастую отсутствует чёткий набор условий; учащийся сам выбирает наиболее значимые условия; алгоритм решения разрабатывается самостоятельно; не существует однозначного решения.
В результате использования этой технологии, у учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умения работать с текстом, происходит соотнесение теоретических и практических знаний, овладение практическими навыками.
В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики
В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
В своей работе использую практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.
По сути дела кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности»
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.
Таким образом, у детей появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать с текстом; происходит соотнесение теоретических и практических знаний.
Кейс-метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.
Еще один из приемов, который использую – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
«Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты. Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.
Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
Советы по работе с «гроздьями»:
Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.
Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.
Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Разбивка на кластеры - прием, который помогает учащимся открыто думать по поводу какой-либо темы. Стимулирует размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Она более тесно связана с тем, как работает наш мозг.
Прием может использоваться на стадии «вызова» и на стадии «рефлексии». Дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме. Может служить средством информирования пишущего о знаниях и связях, которых он, возможно, не сознавал. Стимулирует появление новых ассоциаций. Это письменный род деятельности, который может служить мощным инструментом на начальном этапе обучения письменной речи, особенно среди тех учащихся, которые не любят писать. Это графическое изображение представлений.
Для начала, с целью обучения разбивке на кластеры, важно выбрать тему, которая была бы достаточно известна учащимся. Тема не должна быть узкой.
Разбивка на кластеры может осуществляться индивидуально и в группе. Разбивка на кластеры, проводимая индивидуально, - приятный отдых от групповой мозговой атаки, поскольку делается быстро и дает возможность всем учащимся, не только тем, кто всегда первыми поднимают руку, принять участие в мыслительном процессе. Опыт учит нас, что когда разбивка на кластеры проводится индивидуально, то должна выбираться такая тема, о которой учащиеся знают достаточно много, т.к. в этой ситуации они лишены группового опыта, дающего доступ к дополнительной информации. Для нас очень важным является использование различных форм поддержки учеников. Чувство интеллектуальной состоятельности позволяет минимизировать потерю интереса.
В то время, когда ученики составляют свои кластеры, учитель должен заниматься тем же. При этом он демонстрирует две важные вещи: показывает, что серьезно относится к этому процессу, исключает для учащихся возможность задавать ему вопросы и тем самым мешать другим
Синквейн - прием, позволяющий развивать способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн - это особое стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях. Это быстрый, но мощный инструмент ' для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации.
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк, где: требует от ученика кратко выразить учебный материал. Ученик выражает свои эмоции, впечатления, ощущения. Это форма свободного творчества, хотя и составляется по алгоритму.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю стабильное качество знаний,100% уровень обученности. Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
15