Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Модель работы с одаренными детьми
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа п.Головановский"
Модель работы с одаренными детьми
в начальной школе
(творческий отчет)
Подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сырыско Лилия Мударисовна
Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких ( необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных решать поставленные задачи и формировать новые, перспективные цели.
Установка в России на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволяет вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования. Обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Концепция программы « Одаренные дети»
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В своей работе опираемся на следующее определение одаренных детей:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях ( такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области.
Учащиеся, не достигающие по каким- либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического мышления.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми:
Выявление одаренных детей.
Создание условий для развития учащихся с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК;
- накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
- знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявлять свои способности.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителями, через самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми в школе зависит во многом от того, как была организована эта работа в начальной школе.
1 этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой – либо деятельности: учебной, художественной, физической и т. д.
Этот этап ( 1 – 4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:
- мастерская художественного слова;
- ремесленная мастерская ( прикладное искусство);
- музыкальная мастерская (или музыкальный класс);
- « В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
- мастерская здорового образа жизни;
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в разных сферах деятельности .Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с одаренными детьми
- должен быть увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно – воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности. Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы.
Организация работы с одаренными детьми
Основные направления работы с одаренными детьми:
Перемещение центра тяжести от понимания одаренности как однофактного явления к раскрытию структуры одаренности.
Переход от ограничения одаренности в интеллектуальной области к другим видам одаренности: творческой, лидерской, художественной и т. д.
Это связано с тем, что в условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.
Независимо от того, каков источник одаренности, необходима ее диагностика. В связи с этим возрастает роль психолога школы, который помогает педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся.
Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:
- творческое мышление;
- уровень самооценки;
- толерантность;
- предпочтительные виды деятельности;
- доминирование правого или левого полушария;
- сила интуиции;
- ты лидер?
- ты считаешь себя гением?
- что тебе нравится (карта интересов)?
- диагностика задатков и склонностей личности ( по В.П. Симонову);
- поведенческие характеристики одаренных детей.
Диагностируются также учителя на склонность к работе с одаренными детьми.
В настоящее время созданы образовательные программы для работы с одаренными детьми.
Цели и задачи этих программ:
-предусмотреть степень и меру самораскрытия одаренных учащихся, умственное ,социальное развитие и индивидуальные различия учащихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);
- помощь одаренным учащимся в самораскрытии (их творческая направленность );
В программах отражены различные формы работы с одаренными детьми;
- независимое продвижение в изучении отдельных предметов;
- планирование и принятие решений самими учениками;
Требования к содержанию программ для одаренных школьников:
- выходит за рамки общепринятых программ;
- учитывать специфику интересов учащихся;
соответствовать их стилю усвоения знаний;
- не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.
Принципы специализации учебных программ применительно к одаренным детям:
- предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;
- давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;
- предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;
- поощрять инициативу детей , их самостоятельность в учебе и развитии;
При обогащении реализации образовательных установок следует учитывать тип нервной системы:
адекватный, с избирательной доминантностью (преобладанием ) правого или левого полушария в соответствии с решаемой задачей;
левополушарный, или мыслительный. С преобладанием функции левого полушария (прагматик, деловой человек);
правополушарный, или художественный, с преобладанием функции правого полушария (« художник », « фантаст»).
Содержание программы должно соответствовать этим типам. Педагогические программы составляются с учетом опережения.
В условиях класса со смешанными способностями организуется контроль за развитием познавательной деятельности одаренных детей по следующим направлениям:
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
- сотрудничество учителя и ученика;
- возможность выбора учеником уровня сложности и трудности контрольного задания;
- возможность выбора учеником формы контрольной процедуры;
- учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
- использование форм контроля, позволяющих осуществить ориентацию на ученика без принуждения;
- тематический учет знаний;
- использование метода малых групп;
- логическая обусловленность своевременности контроля;
- гарантирование ученику права на повышение оценки;
- использование на начальном этапе безотметочного контроля;
- принцип гуманизации при осуществлении контроля;
- поощрение ученика;
- соответствие целей контроля целям учебно- воспитательного процесса;
Наиболее практичны: тестовый контроль, контроль- коррекция, алгоритмизированные элементы контроля.
Контроль должен быть четким, целенаправленным, состоять в сличении результатов с заданным образом развития.