Методические рекомендации по проведению воспитательных мероприятий для воспитанников детского объединения ДПИ «Декорум»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр эстетического воспитания детей»
Конкурс, турнир, игра
(методические рекомендации по проведению воспитательных мероприятий для воспитанников детского объединения ДПИ «Декорум»)
Златоуст
2015
Конкурс, турнир, игра: методические рекомендации по проведению воспитательных мероприятий для воспитанников детского объединения ДПИ «Декорум» /Составитель: педагог дополнительного образования второй квалификационной категории Струева И.А. – Златоуст, 2015.
Рецензент: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, методист по учебно-воспитательной работе МАОУДОД «Центр эстетического воспитания детей» Чернова Е.К.
Данный методический сборник содержит разработки воспитательных мероприятий, проводимых руководителем объединения ДПИ «Декорум» для своих воспитанников. Направленность предлагаемых мероприятий различна: воспитание бережного отношения к природе (турнир «Полна загадок чудесница-природа»); воспитание культуры поведения (конкурс вежливости «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте!»); интеллектуальные игры «Дорогой сказок», «Звездный час».
Сборник одобрен Методическим Советом МАОУДОД «Центр эстетического воспитания детей».
ИГРА «ЛЮБОВЬ НЕ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА».
(для детей 12-15 лет)
Ведущий: До весны осталось 14 дней. И сегодня 14 февраля, День святого Валентина или день влюблённых. Кто ещё не прочитал об этом дне на плакатах, помещённых в кабинете, прочитайте обязательно.
На них написано следующее:
«14 февраля – День Влюблённых или Валентинов день, праздник милый, домашний, забавный и необычный». Необычен он потому, что нерусский. Зато в Европе День Святого Валентина празднуют с большим удовольствием. Ведь День Святого Валентина - покровитель влюблённых
Первая встреча с любовью бывает у человека в возрасте раннем, лет в 11 – 13.
Желаем взаимной любви!
Любите в любое время года!
Любите сегодня, завтра и всегда!
Выходит мальчик. Он вытягивает из шляпы листочек голубого цвета с именем мальчика, а педагог берёт листочек розового цвета с именем девочки. Таким образом, объявляются Валентин и Валентина. Они выходят в центр и обмениваются подарками.
Педагог всех ребят угощает печеньем в виде сердечка.
За день до этого Дня каждая девочка писала три фамилии мальчиков, а каждый мальчик – три фамилии девочек, кого бы они хотели видеть в игре «Любовь не с первого взгляда».
Оглашаются участники игры (3 мальчика и 3 девочки, которые набрали наибольшее количество голосов. Они садятся на стулья).
Ведущий: (задаёт вопросы).
- Что вы больше всего любите в этой жизни?
- Что такое счастье?
- Что должен делать мужчина, чтобы женщина была счастлива?
- Что такое любовь?
Ведущий: А вот что говорят вкладыши в жевательных резинках «Love is» (Любовь – это):
- уметь незаметно обольщать его
- за минуту до его прихода домой освежиться духами
- смахнуть снежинку с его пальто
- откинуть волосы с его глаз
- быть далеко, но мысленно рядом
- позволять ей класть в бутерброды лук
- приклеить к зеркалу «записку», на которой написано «Ты мой король».
Ведущий продолжает задавать вопросы:
- Что вам нравится в женщинах? (отвечают мальчики)
- Что вам нравится в мужчинах? (отвечают девочки)
- Какой свадебный подарок вы бы преподнесли своей избраннице? (отвечают мальчики)
- Какой свадебный подарок вы бы хотели получить от вашего избранника? (отвечают девочки)
(Участники задают по одному - два вопроса друг другу. Называют того, кому вопрос адресован. Каждый участник получает карточку, на которой пишет своё имя и имя избранника / избранницы).
Оглашаются результаты. Мальчики и девочки говорят, почему он (она) выбрал её (его).
Все участники получают на память стирательные резинки в виде сердечка и открытку, на которой написано: «14 февраля года – счастливый миг твоей жизни! Ты был участником игры «Любовь не с первого взгляда». Также девочки и мальчики получают подарки.
Конкурс «Идеальная пара»
Он и она стоят спиной друг к другу. На доске – рисунки, сделанные с вкладышей из жевательных резинок (под номерами), и красные сердечки.
Ведущий: Желаем вам выиграть романтическое путешествие в «Пик-Мак». Если вы угадаете, то называете номер, снимаете картинку с доски под этим номером и читаете выигрыш. Перед играющими лежат карточки с цифрами, буквами, знаками.
Вопрос к ней: Он любит играть в компьютерные игры или смотреть видеофильмы? (Мальчик показывает буквы К или В, а девочка угадывает).
Вопрос к нему: Она любит больше мороженое или шоколад? (Девочка показывает буквы М или Ш, а мальчик угадывает).
Вопрос к ней: Сколько раз он будет делать тебе комплименты: один, два, три, четыре, пять? (Мальчик показывает цифры: 1, 2, 3, 4 или 5, а девочка угадывает)
Вопрос к нему: Умеет ли она печь торт? (Девочка показывает карточку + ( да) или – ( нет). Мальчик угадывает).
Вопрос к ней: Любит ли он ходить в гости? (Мальчик показывает карточку + (да) или – ( нет). Девочка угадывает).
Вопрос к нему: Она больше любит петь или танцевать? (Девочка показывает карточку П или Т. Он угадывает)
Вопрос к ней: Целовал ли он девочку? (Он показывает + или -, а она угадывает).
Ведущий: 24 сентября 1984 года в Чикаго Эдди Левин и Дельфин Кра установили рекорд длительного поцелуя 17 дней и 10,5 часов.
В течение игры ведущий комментирует выбранные номера. Призы могут быть разными, но один обязателен – романтическое путешествие в «Пик-Мак».
Победителей игры «Любовь не с первого взгляда» угощают пряниками в форме сердца, звучит музыка, все поздравляют победителей.
Конкурсная программа
«МИСС МАЛЬВИНА»
Зал украшен шариками, цветами, звучит волшебная музыка, появляется Фея.
Фея: Здравствуйте, мои дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки. Добрый день! Я приветствую всех, кто пришел к нам сегодня на праздник «Мисс Мальвина». Я приглашаю сюда участниц - претенденток на звание «Мисс Мальвина».
(Называются фамилии и имена девочек, возраст, любимое занятие, рост, порядковый номер каждой участницы)
Фея: Дорогие участницы, я хочу познакомить вас с жюри! (оглашение членов жюри)
Фея: А теперь я предлагаю вам послушать сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был принц. Это был добрый принц. Он никогда никого не обижал, прилежно учился. А в свободное время он занимался необычным делом. Он любил играть в куклы. Любимых кукол у него было несколько (называются имена участниц). И в один прекрасный день куклы ожили. Они поехали на бал к принцу. Красивая сказка, правда? Но она продолжается. Все вы, очаровательные девочки, приглашены сегодня к принцу на бал, который только что начинается и открывается! (Танец в исполнении девочек и мальчиков в парах).
Фея: Танцевальная группа принца приветствовала вас. А вот и сам принц.
Принц: (выходит) Добрый день! Я немного запоздал на бал, но, думаю, моя добрая Фея открыла его.
Фея: бал открыт, выбраны участницы конкурса «Мисс Мальвина». Слово за вами, Принц!
Принц: Раз вы приехали на бал, вам предоставляется возможность показать свои наряды. Итак, первый конкурс - «Наряд».
(Звучит музыка из сказки «Золушка». Принц выводит каждую участницу в центр зала, идёт демонстрация нарядов, которые оценивает жюри).
Принц: А сейчас от меня вам подарок за первый конкурс.
Номер художественной самодеятельности.
Фея: Где наряд, там и причёска. Нашим участницам следующее задание: «Сделай причёску!» На каждом стуле лежат ленты, заколки, расчёски. Вы выбираете из зала подругу или друга (маму или папу) и за короткое время, пока звучит музыка, делаете причёску и даёте ей название!
Конкурс причёсок, оценка жюри.
Принц: Здравствуйте! Зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик!
Фея: Чего это вы, принц?
Принц: Вспоминаю стихи, которые сочинил Незнайка.
Фея: Ну, то был Незнайка! А послушайте лучше, какие стихи знают наши участницы!
Конкурс стихов, оценка жюри.
Принц: Фея, ты смотришь по телевизору рекламу?!
Фея: Смотрю, конечно! Но при чем здесь реклама?
Принц: Я предлагаю нашим участницам следующий конкурс, который так и называется «Реклама».
Фея: То есть, каждая девочка должна за короткий срок вспомнить как можно больше рекламы.
Конкурс рекламы, оценка жюри.
Принц: Весна, весна на улице,
весенние деньки
Я не зря открываю следующий конкурс стихами о весне. Сейчас я попрошу всех участниц сесть за столики, занять свои места.
Новое задание будет не из лёгких. Символом нашего праздника является солнце, потому что его любят и дети, и взрослые. Ведь солнце – это купание, ягоды, хорошее настроение. И у нас здесь есть солнце, и потому здесь тепло от улыбок зрителей, от аплодисментов, от музыки! А чтоб было еще теплее, я каждой участнице дам по солнышку. У этого солнца есть нос и рот, а вот глаза еще не проснулись. И глазки-пуговки пришьёт каждая участница.
Конкурс на пришивание пуговиц, оценка жюри.
Принц: Да, дети могут всё, даже то, чего не могут взрослые. Не верите? А вот вы представьте, что кому-нибудь из взрослых предложили бы вдруг стать ребёнком. Это невозможно, фантазии не хватит. Я бы тоже с этой задачей не справился. А вот дети могут.
Фея: Давайте объявим следующий конкурс: «Когда я стану взрослой» (Интервью с детьми).
Принц: Как изменились дети, прямо не узнать! Пожалуй, чего-то нам, взрослым, порой надо поучиться у детей. Думаю, жюри по достоинству оценит фантазию участниц.
Слово жюри (оценка).
Фея: Наш праздник близится к концу. И как всегда, по традиции этот конкурс заканчивается танцами. Наши участницы готовятся к финальному выходу.
Конкурс танцев.
Фея: Да, не хотелось бы мне сейчас оказаться на месте жюри. Это так трудно судить, но делать нечего, вам слово.
Подведение итогов, награждение.
Принц: Наш праздник завершился, мы благодарим зрителей за их поддержку, жюри – за их трудную работу, девочек - за активное участие. До свидания!
Фея: До новых встреч!
Турнир знатоков природы
«ПОЛНА ЗАГАДОК ЧУДЕСНИЦА-ПРИРОДА»
Оформление и реквизиты:
На стендах иллюстрации с изображением животных и растений, карта полушарий, карточки с заданиями, изображения животных, таблица с названиями растений, карточки с листьями деревьев, сухостой для изготовления икебаны, вазы.
Ведущий: Дорогие ребята! Здесь наверняка собрались те, кто внимательно изучает мир животных и растений, много читает на эту тему. Для кого-то из вас, самых пытливых и любознательных, природа уже раскрыла некоторые свои тайны. Сегодня вы можете показать ваши знания, и, возможно, мы с вашей помощью узнаем что-то новое и интересное. Итак, начинаем наш турнир.
Хотелось бы познакомиться с капитанами команд, а также и с остальными участниками игры (идёт представление команд). А теперь для начала проведём небольшую разминку.
Разминка
Кто на себе свой домик носит? (улитка, черепаха)
Кто без крыльев летает? (белка-летяга)
Мастер шубу себе сшил, а иглу вынуть забыл? (ёж, дикобраз)
Всех за день навещу, всё что знала, сообщу. Кто я? (сорока)
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. Кто я? (верблюд)
Меньше тигра, больше кошки, над ушками кисточки-рожки. Страшен в гневе этот зверь. Кто это? (рысь)
Кто по мшистой мокрой тропке словно мячик скачет ловкий? (лягушка)
Не птица, а летает. С хоботом, а не слон. Никто не приручал, а на нос садится. Про кого так говорится? (муха)
Кто модница крылата, платье полосато, ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо? (оса)
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. Кто это? (стрекоза)
Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда в земле найдете вы. О ком это? (червяк)
Биологическая экспертиза
«Чьи это листья?»
На карточке написано:
Листья:
Берёза, осина, рябина
Ива, берёза, дуб
Сосна, берёза, дуб
Ива, берёза, дуб
Ясень, ель, клён
Яблоня, ель, тополь
Черёмуха, ива, тополь
Сосна, клён, липа
Сосна, липа, яблоня
Черёмуха, осина, ясень
Ведущий: Сейчас каждая команда проведёт биологическую экспертизу. Вам следует определить принадлежность листьев тому или иному дереву и правильно распределить их на стенде.
Ведущий: А теперь сделаем небольшой перерыв – остановку перед следующим конкурсом и послушаем стихотворение, которое подскажет нам следующий конкурс.
Конкурс «Про наших птиц»
Ведущий: Пока жюри подводит итоги биологической экспертизы, мы проведём с вами следующий конкурс. Для этого к нам выйдут по одному человеку от каждой команды. Если игрок не справится с заданием, то может обратиться за помощью к товарищам. Итак, задание состоит в том, чтобы отгадать название птицы и ответить на несколько вопросов о ней.
Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? (кукушка).
Хоть я не молоток – по дереву стучу: в нём каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный (дятел).
Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появиться опять (снегирь).
Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло (сова).
Кто без рук и без свирели лучше всех выводит трели, голосистее, нежней? Кто же это? (соловей).
Не человек, не зверь, а по-человечьи говорит (попугай).
Конкурс «Верните нас в родные места»
Ведущий: Для этого конкурса необходимо хорошо знать и любить животных. Также обязательно помнить места их обитания. Вы, конечно, знаете, что в зоопарке собирают животных с разных концов земного шара. Вы же, наоборот, должны выпустить зверей из зоопарка и отправить их на волю, поместив в их родные места обитания. Перед вами карта земного шара. Возьмите каждый по конверту, в котором живут звери вашего зоопарка. Прежде всего, определите, кто живет в нашем маленьком зоопарке, а потом разместите их на карте. Итак, приступаем!
1-й конверт
2-й конверт
Белый медведь (Арктика)
Верблюд (Африка)
Пингвин (Антарктида)
Бегемот (Африка)
Слон (Индия, Африка)
Бурый медведь (Россия)
Зебра (Африка)
Белка (Россия)
Жираф (Африка)
Черепаха (Средняя Азия)
Ведущий: Пора нам встряхнуться. Проведём весёлую разминку. А называется она «Зоологические забеги».
Эстафета «Черепахи».
Начнём мы с вами «Зоологические забеги» с самых медленных животных, да и спешить им ни к чему, так как их тело защищено от врагов прочным панцирем. Многие виды черепах живут в пустыне, где тепло; они откладывают яйца в песок, из которых появляются маленькие черепашата.
Задание: дети встают на четвереньки, на спину им кладется таз. Нужно очень медленно и аккуратно двигаться, чтобы его не уронить. Пройти дистанцию, передать эстафету следующим игрокам.
Эстафета «Пингвины».
А сейчас из жаркой пустыни мы отправимся к самой холодной точке Земного шара – Антарктиде. Там живут птицы, которые приспособились к суровому климату. Это пингвины. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением, а толстый слой жира помогает спасаться от морозов. На суше они очень неуклюжи, так как не умеют летать, зато в воде могут соперничать с дельфинами; крылья служат им великолепными вёслами, с помощью которых пингвины могут развивать скорость до 40 км/ч. Сейчас вы станете пингвинами, которые решили посоревноваться на берегу.
Задание: дети между коленями зажимают спичечный коробок. Нужно пройти дистанцию, не уронив его. Чья команда быстрее?
Конкурс «Зимний букет»
Ведущий: Итак, попробуйте проявить свою фантазию, творчество. Для этого вам предстоит с помощью зимнего леса собрать букет, который вполне мог бы украсить вашу комнату или кабинет. К вашим услугам вазы, веточки деревьев, различные сухие травы. В вашем распоряжении пять минут. Приступайте.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, давайте с вами посмотрим весёлый танец «Озорные пацаны».
Подводятся итоги, команды награждаются.
Конкурс вежливости
«СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА, ЗДРАВСТВУЙТЕ».
Действующие лица: ведущий, председатель жюри, команды ребят. Капитан команды «Трям, здравствуйте!», капитан команды «Солнышко», члены жюри, мальчик из зала, болельщики.
В зале двумя группами сидят болельщики. В первом ряду – члены жюри. На сцене – две команды. Появляется ведущий.
Ведущий: Здравствуйте, друзья! Приветствую вас на конкурсе вежливости «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте!» Позвольте представить соревнующиеся команды: «Солнышко» и «Трям, здравствуйте!» Сейчас они сами о себе расскажут и поприветствуют вас!
Капитан команды «Трям, здравствуйте!»:
Ты, Рядом я! Получились Мы, и «ТРЯ Мы» приветствуют своих соперников:
Хорошего желаем вам,
Вы победить старайтесь.
Но если выиграем мы,
На нас не обижайтесь!
Мы хотим спеть нашу командную песню (поют).
Приветствуем всех, здесь присутствующих! Здравствуйте!
Ведущий: Спасибо! А теперь слово команде «Солнышко».
Капитан команды «Солнышко»:
Наш девиз: «Светить всегда, светить везде, светить на радость людям!» Приветствуем наших болельщиков и всех, кто находится в зале. Здравствуйте! А теперь мы споём песню нашей команды (поют).
Ведущий: Кто же будет оценивать сегодняшний конкурс? Кто уже выставил первые отметки? Конечно же, наше замечательное жюри. Это и учителя, и родители (представляет). А теперь – разминка. Я буду говорить первую часть пословиц, а команды должны по очереди их заканчивать. За правильный ответ команды получат один балл. Итак, готовы?
Капитаны (вместе): Да!
Ведущий: С поклону голова
Ребёнок из команды «Трям, здравствуйте!» Не заболит.
Ведущий: От вежливых слов
Ребёнок из команды «Солнышко» язык не отсохнет.
Ведущий: Честное слово и буйную голову
Ребёнок из команды «Трям, здравствуйте!» смиряет.
Ведущий: В чужом доме не будь приметлив, а будь
Ребёнок из команды «Солнышко» приветлив.
Ведущий: Где посадят, там сиди, а где не велят, там
Ребёнок из команды «Трям, здравствуйте!» не гляди.
Ведущий: Говорить не думая, что стрелять
Ребёнок из команды «Солнышко» не целясь.
Ведущий: Молодцы, ребята! Пока наше жюри выставляет оценки, я приглашаю выступить одного из победителей конкурса стихов.
На сцену выходит победитель конкурса стихов «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте!» Читает любое стихотворение. Председатель жюри сообщает, сколько получают команды на разминку.
Ведущий: Наши команды, приветствуя всех, сказали: «Здравствуйте!» А знаете ли вы, что в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному? Знаете ли, как приветствуют друг друга индейцы? (вызывает мальчика из зала)
Мальчик поднимается на сцену, садится на пол и снимает обувь.
Ведущий: А вот как приветствуют друг друга в Японии.
Мальчик демонстрирует низкий, средний и маленький поклоны.
Ведущий: А посмотрите, как это делают тибетцы.
Мальчик правой рукой снимает шляпу, левую руку кладет за ухо и высовывает язык. Уходит.
Ведущий: Сейчас настало время для конкурса «Обращение». Вот вам моё задание: узнайте у жюри, сколько времени. Обсудите в командах задание, а затем выполняйте.
Команды, посоветовавшись, отправляют своих представителей к жюри. Выполняют задание.
Ведущий: А теперь возьмите по карточке. (Предлагает капитанам выбрать конверт с карточкой). Прочтите задание.
Ребёнок из команды «Трям, здравствуйте!»
Мы должны спросить, как пройти в музей.
Ребёнок из команды «Солнышко»
Мы должны позвонить по телефону и попросить, чтобы позвали Николая Викторовича.
Представители команд выполняют задание.
Председатель жюри:
Мы хотели бы спросить у болельщиков, какие у них есть замечания по конкурсу «Обращение»?
Болельщики объясняют, какие ошибки допустили команды. Жюри выставляет оценки.
Ведущий: А теперь конкурс для болельщиков. Болельщики! У вас есть возможность помочь вашим командам: они за правильные ответы своих болельщиков получат дополнительные очки. Итак, кому на Руси говорили: «Хлеб да соль?»
Болельщики: Обедающим.
Ведущий: Чай да сахар?
Болельщики: Пьющим чай.
Ведущий: Море под коровой?
Болельщики: Доярке.
Ведущий: С двумя полями сжатыми, с тремя засеянными?
Болельщики: Заканчивающему жатву.
Ведущий: Улов на рыбу?
Болельщики: Рыбаку.
Ведущий: Спорынья в квашу?
Болельщики: Тому, кто месит тесто.
Ведущий: Молодцы. Пока жюри подводит итог, приглашаю участников конкурса стихов прочесть стихотворения (варианты см. в Приложении).
На сцену выходит участник конкурса стихов. Читает стихотворение.
Ведущий: Следующий конкурс «Тактичность». (Подаёт капитанам конверты с заданием). Команды должны показать друг другу сценки. Надо объяснить, что в показанной сценке неправильно и исправить ошибки.
Командам можно предложить разыграть следующие сценки:
Ира пришла в гости и сказала: «Ой, попугайчик! У меня тоже был такой, только помер. Они долго не живут, нежные очень».
Катя вошла в класс. Глаза у нее красные. «Что с тобой? Давай выкладывай, мы ведь друзья. Что у тебя стряслось?» – закричали все в классе.
Пока команды репетируют, с болельщиками проводится игра «Какие мы?»
Игра «Какие мы». У ведущего в руках карточки с надписями: «Шумные», «Весёлые», «Воспитанные» и др. Он спрашивает у девочек: «Какие у нас мальчики?», после чего протягивает девочкам веер из карточек так, чтобы не было видно надписей. Кто-нибудь из девочек вытаскивает карточку, читает и объявляет, какие же мальчики. Аналогично игра проводится с мальчиками.
Ведущий шутливо комментирует происходящее. Команды разыгрывают сценки. Затем высказывают своё мнение о том, правильно ли поступили герои сценки, в чём их ошибка. Жюри объявляет итог конкурса «Тактичность» и общий итог.
Ведущий: Следующий конкурс называется «За столом». Для начала предлагаю вам послушать один репортаж. (Включает магнитофон. Звучит запись репортажа «За столом»).
Репортаж «За столом». Все за столом. Жаль, что вы не видите вдохновенные лица едоков. Приходит в движение посуда, тарелки становятся летающими. Бах! Кто-то упал со стула, не выдержав напряжения момента. «А-а-а!» - в ужасе кричит Милочка, закрывая лицо руками. С другого конца стола, налегая на него всем телом, тянется воспитанный мальчик Стас с грозным оружием – вилкой в руках. Опасный момент! Рывок! Уф! Опасность миновала. Милочка цела, а ведь вилка была направлена ей прямо в глаз! Но Стас виртуозным движением зацепил лакомый кусочек мяса и тянет его через весь стол. Неся свою добычу, он опрокидывает соусник и залезает рукавом в салат. Вот уже засунул в рот весь кусок мяса и половину вилки. Мо-ло-дец! Шпагоглотатель! Коля судорожно сжимает в кулаке ложку, словно кувалду, которой он сейчас забьёт сваю. Что он делает? Пытается выловить ложкой из банки скользкую рыбку! Такой манёвр! Ай-ай-ай! Коля роняет её в мороженое. Оригинальное блюдо – рыба с мороженым. Приятного аппетита, Коля!
- А теперь задание: составьте правила поведения за столом.
Команды приступают к выполнению задания. В это время болельщики отгадывают по плакату меню Петра 1.
На плакате должны быть написаны первые и последние буквы названий тех блюд, которые входили в меню Петра 1. Вместо остальных букв проставлены чёрточки.
П _ _ _ _ _ _ А (ПОХЛЁБКА)
Ж _ _ _ _ Е (ЖАРКОЕ)
К _ _ _ _ _ А (КОЛБАСА)
К _ _ _ _ _ _ А (КОВРИЖКА)
Д _ _ Я в С_ _ _ _ Е (ДЫНЯ В САХАРЕ)
К _ _ С (КВАС)
Названия блюд отгадываются по очереди. Ребята называют букву. Если она есть в слове, ведущий пишет её на месте соответствующей чёрточки.
Команды зачитывают свои правила. Затем один из болельщиков зачитывает по свитку выдержки из книги «Юности честное зерцало».
Выдержки из книги «Юности честное зерцало»:
- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
- Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши.
- Не проглотив куска, не говори.
- Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и пр.
Жюри объявляет итог конкурса «За столом».
Ведущий: А теперь конкурс капитанов. Он очень короткий. Я объявляю музыкальную паузу, во время которой капитаны попробуют сказать главное правило вежливости.
Капитаны, пока звучит музыка, обдумывают задание. Затем говорят свои варианты. Например: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Жюри оценивает ответы.
Ведущий: А теперь заключительный конкурс «Башня вежливых слов». (Подаёт ребятам поднос с кубиками). Вы по очереди называете вежливое слово и кладете кубик. Повторяться нельзя. Чья башня выше, тот и выигрывает. Вперёд!
Команды выполняют задание. Жюри подводит итог этого конкурса. Председатель жюри сообщает общий результат, поздравляет победителей.
Ведущий: Предлагаю, ребята, на прощание прочесть стихи. Я буду произносить их начала, а вы – конец.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит
Дети (вместе): добрый день!
Ведущий: Почаще открывай уста,
Чтобы сказать
Дети (вместе): пожалуйста!
Ведущий: В день погожий иль ненастный
Говори знакомым
Дети (вместе): здравствуй!
Ведущий: До свидания, ребята, всего вам доброго!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Можно предложить ребятам, например, такие подходящие к теме конкурса стихи:
Здравствуйте!
- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совеем не знакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(В. Солоухин)
Очень вежливый индюк
Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
- Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Поучиться
Вежливости!
- Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя – пример
Замечательных манер:
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана!
Не стесняйся ты, Осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньёй, Свинья, -
Ждёт тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!
Как ни бился он,
Однако,
К индюку никто не шёл –
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осёл!
Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они – балды-балды!
И добавил
С высоты
Своего величия:
- Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!
(Ян Бжехва. Перевод Б.Заходера)
Доброе утро!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
- Доброе утро! –
Солнцу и птицам.
- Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
(В. Кривошеев)
Вежливый Коста
Коста в молчанье толкал всех подряд.
- Так некультурно, - ему говорят. –
Вежливый мальчик не должен толкаться.
А Коста в ответ: - Перестаньте трепаться!
Коста играет, отец что-то пишет.
Он просит чернила, а Коста не слышит.
- Коста, ты что, не расслышал меня?
- Мне надоела твоя болтовня!
Да. Коста культурой похвастать не мог.
Отец подозвал его: - Вот что, сынок,
С этого дня говорить привыкай:
«Спасибо», «Пожалуйста»,
«Здравствуй», «Прощай».
Если виновен – проси извиненья,
Словом, мой милый, ищи выраженья
Коста во всём согласился с отцом –
Он же не хочет прослышать дикарём!
(Асен Босев)
Вредный совет
Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
(Г. Остер)
Игра
«ДОРОГОЙ СКАЗОК»
Оборудование: 1 большой стол, 5 стульев, 25 листов (по 5 каждому), 5 ручек, 2 грамоты (за 1 - 2 места), 5 визиток с именами игроков.
Литература: сборник русских народных сказок, сказки Г. – Х. Андерсена, сказки Братьев Гримм, сказки А.С. Пушкина.
Условия игры: Из общего количества детей выбираются 5 игроков. Педагог загадывает 5 загадок. Дети, которые дали правильный ответ, становятся участниками игры и садятся за стол. У каждого по 5 листов бумаги.
Игра проводится в 4 тура.
3 первых тура – отборочные.
4 тур – финальный.
На 1 тур отводится 20 вопросов: каждому игроку по 4 вопроса.
На 2 тур - 20 вопросов, по 5 каждому игроку.
На 3 тур - 15 вопросов, по 5 каждому игроку.
После каждого тура (1, 2, 3) дети пишут имя игрока, который должен покинуть игру. (После 1 тура остаются 4 игрока, после 2 тура – 3 игрока, после 3 тура – 2 игрока).
4 тур – финальный. Остаются 2 игрока, которые играют друг против друга.
Задаются 10 вопросов, по 5 на каждого игрока.
Кто больше наберёт правильных ответов, тот и победитель.
Ход игры:
Перед тем, как начать игру, педагог загадывает 5 загадок.
Худеет с каждым днём толстяк и не поправится никак (календарь).
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила (зима).
Пришла без красок,
И без кисти
И перекрасила все листья (осень).
Подойдёшь – клубком свернётся,
Отойдёшь - он развернётся.
Весь иголками покрыт,
А зимой под снегом спит (ёжик).
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год (декабрь).
Определяются 5 участников игры, им прикрепляются на грудь визитки.
1 тур
Из чего солдат варил кашу? (Из топора, сказка «Каша из топора»).
Какая была кличка у лошади Иванушки – дурачка? (Сивка-бурка).
Кого колобок встретил вторым на пути, когда катился по лесу? (Волка).
За кого мышь хотела отдать замуж Дюймовочку? (За крота).
Как звали лучшего друга Винни-Пуха? (Пятачок).
Кто помог Золушке собраться на бал? (Фея).
С помощью какого предмета Фея превратила тыкву в карету? (С помощью волшебной палочки).
В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя).
Сдобный шарик, который испекла старуха, назывался (Колобок).
Кто помогал Ивану-царевичу выучить Елену Прекрасную? (Волк, сказка «Молодильные яблоки»).
Маленькая лошадка с большими ушами (Конёк-горбунок).
С помощью чего летал Карлсон? (С помощью пропеллера).
Имя девочки, которая жила у гномов (Белоснежка).
Что подарила Сова Ослику на день Рождения? (Хвост).
Кто разбил яйцо у деда с бабой? (Мышка).
Где жила Серая шейка всю зиму? (В полынье).
С помощью чего ловил волк рыбу? (С помощью хвоста).
Кто выгнул лису из избушки зайца? (Петушок).
Что взял медведь с мужика после сбора первого урожая? (Вершки).
Кого поймал Емеля в проруби? (Щуку).
Выбывает 1 игрок.
2 тур
Чем уколола принцесса пальчик и уснула? (Веретеном).
Имя мальчика, которого похитила Снежная королева (Кай).
У какого предмета злая мачеха спрашивала о своей красоте? (У зеркала).
Куда Машенька уронила ведро? (В колодец).
Сколько было у козы козлят? (Семеро).
Самый маленький сказочный мальчик (Мальчик-с-пальчик).
Как звали первого поросёнка из сказки «Три поросёнка»? (Наф-Наф).
Какие птицы похитили Иванушку? (Гуси-лебеди).
Из чьего копытца напился Иванушка? (Из козьего).
Имя старушки, которая всегда ходила с крысой (Шапокляк).
Кто помогал крошечке - Хаврошечке? (корова Бурёнка).
Кто поймал стрелу Ивана-царевича? (Лягушка).
Сколько щелбанов поставил Балда попу? (3).
Как звали крысу у старухи Шапокляк? (Лариска).
Каким овощем был Чиполлино? (Луком).
Из чего был выструган Буратино? (Из полена).
Кто сломал теремок? (Медведь).
Кого поймал старик неводом в море? (Золотую рыбку).
Выбывает 1 участник.
3 тур
На чём Емеля поехал к царю? (На печи).
Какая сказочная героиня летала? (Баба-Яга).
Как называлась сказочная золотая птица? (Жар-птица).
Какие слова говорил Емеля, когда ему нужно было что-то сделать? (По щучьему велению, по моему хотению).
Сколько девиц сидело у окна? (Три).
Кто первым нашёл теремок? (Комар).
В какой стране закопал Буратино свои монетки? (В стране Дураков).
Что взяла лисичка взамен скалочки, которую она сожгла? (Уточку).
Какой фрукт съела царевна и умерла? (Яблоко).
У какого сказочного героя было три головы? (У Змея-Горыныча)
Какой цветок Настенька просила отца привести ей? (аленький).
Откуда старик Хоттабыч выдёргивал волоски для волшебства? (Из бороды).
Назовите хозяина кукольного театра (Карабас-Барабас).
Что было нарисовано на холсте в каморке папы Карло? (Очаг).
Выбывает 1 участник.
4 тур – финал
С помощью чего маленький Мук быстро бегал? (С помощью сапог-скороходов).
Как звали царя, которого петушок клюнул в темя? (Додон).
Назовите имя стрелка, который ходил, не знаю куда, и принес то, не знаю что? (Андрей).
Как звали домоправительницу, домомучительницу? (Фрёкен Бок).
Сколько ночей рассказывала Шехерезада свои сказки царю Шахрияру? (1000 и 1 ночь).
Кто указал путь королевичу Елисею? (Ветер, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Что подарил ученик Феи Золушке? (Туфельки).
В кого превратилась царевна-лягушка, когда Иван-царевич сжёг её кожу? (В голубку).
Как звали царевну, которая всё время плакала или была грустной? (Несмеяна).
Где жил джинн у Алладина? (В лампе).
Определяется победитель игры.
Игра
«ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»
Форма: по типу передачи «Звёздный час»
Возраст детей: 9 – 11 лет.
Оборудование: 6 стульев, 6 комплектов карточек (от 0 до 4), карточки с заданиями, 9 кубиков с буквами, звёздочки, грамота.
Условия игры: Из общего количества детей выбираются 6 игроков. Педагог загадывает 6 загадок. Дети, которые правильно ответили, становятся участниками игры. Они встают за стулья, у каждого по 6 комплектов карточек с цифрами. Игра проводится в 5 туров, за каждый правильный ответ участники получают звёздочку.
4 первых тура – отборочные, 5 тур – финальный.
После каждого тура (1, 2, 3, 4) один игрок должен покинуть игру (тот, у кого меньше звёздочек).
В финальном туре остаются 2 игрока, которые играют друг против друга. Педагогом даётся слово, из которого они должны составить новые слова: кто больше составит, тот и победил.
Ход игры:
Слово ведущего: Добрый день, ребята. Сегодня мы проводим игру «Звёздный час». Чтобы стать участником нашей игры, нужно отгадать загадку.
Без крыльев летит,
Без ног спешит,
Без парусов плывёт (Облако).
Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть, нет головы (Гриб).
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (Ёлка).
На носу сидят,
На мир глядят,
За уши держатся (Очки).
Глазки чёрные,
Шубка серая.
Из норки бегом,
В норку с узелком (Мышка).
Чем заканчивается день и ночь? (ь).
Вот и определились наши участники. Расскажите о себе. Вот мы и познакомились. Начинаем!
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
Итак, 1 тур посвящается сказкам.
Сколько братьев и сестёр было у Чиполлино? (7).
Из какой сказки Андерсена взяты эти строки: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы»? («Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Дикие лебеди»).
Какой рост был у коротышек из Цветочного города? (С огурец, с кабачок, с морковку, с редиску).
В какой сказке говорится о том, чтобы дети не ходили в Африку гулять? («Бармалей», «Золушка», «Кошкин дом», «Винни-Пух»).
1 игрок, у которого меньше других звёздочек, становится зрителем.
2 тур
Какое растение называется водяной красавицей? (Белая кувшинка, незабудка, куколка, подснежник).
Кто из насекомых летает медленнее? (шмель – 3 км/ч, комар – 6, 4 км/ч, муха – 6,4 км/ч, оса – 9 км/ч).
Назвать первый весенний цветок (роза, астра, пион, колокольчики, мать и мачеха).
Назвать самый ранний овощ (редис, репа, морковь, свекла).
1 участник покидает игру.
3 тур
Сейчас появятся кубики. Из букв, которые определятся, нужно составить слово. Кто составит самое длинное слово, тот получит звёздочку, а кто короткое - покидает игру. Итак, кубики.
1 игрок покидает игру.
4 тур
Как называется наша страна? (Америка, Россия, Италия, Швеция).
Назовите столицу нашей Родины (Челябинск, Куса, Москва, Златоуст).
Что быстрее всего на свете? (мысль, язык, слово, взгляд).
Хвойное дерево со вкусными орешками (кедр, фундук, арахис, миндаль).
Финал.
Слово Матроскину.
Определяется победитель игры.
Дополнительные вопросы.
В чём Маша из сказки «Маша и медведь» возвращались домой к деду и бабе? (в мешке, в коробе, на машине, на лошади).
Сколько ушек у трёх старушек (6, 8, 5, 10).
Сидит в ложке, свесив ножки? (лапша, соль, чай, сахар).
Сколько метров в километре? (100, 1000, 500, 10).
15