Методические рекомендации современным учителям музыки по применению фольклоротерапии на уроках.
Методические рекомендации современным учителям музыки
Следует заметить, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие школьника: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей.
В настоящее время многие исследователи уделяют большое внимание регионализации образования, в том числе и в республике Мордовия. Данный подход способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения. В связи с этим вводится национально-региональный компонент в содержание музыкального образования в школах для реализации современных тенденций в образовании, в частности, для активизации этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе.
Однако в использовании музыкального фольклора в школьных программах акцент делается на духовно-нравственном воспитании младших школьников, на здоровьесберегающий эффект музыкальных занятий обращается намного меньше внимания.
Фольклоротерапия - особая форма психотерапии применяется как оздоровительный, коррекционный, профилактический метод, направленный на укрепление психического здоровья детей. В системе различных направлений психотерапии искусством фольклоротерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.
Целью применения фольклоротерапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях фольклоротерапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.
Однако применение педагогами фольклоротерапия, при отсутствии у них достаточной специальной подготовки в области психологического консультирования и арт-терапии следует признать неоправданным из-за отсутствия у них соответствующих знаний и навыков, необходимых для решения задач сохранения и восстановления психического здоровья учащихся.
Анализ педагогического эксперимента позволил сформулировать следующие методические рекомендации современным учителям музыки:
- активнее вводить в образовательную практику нетрадиционные формы и методы обучения;
- в использовании музыкального фольклора обращать внимание не только на духовно-нравственное воспитание младших школьников, но и на здоровьесберегающий эффект музыкальных занятий;
- учитывать комплексность фольклоротерапии, в которой музыкотерапия сочетается с другими направлениями арт-терапии;
- привлекать психологов и психотерапевтов к разработке программ.