Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО.
Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе ДОО.
Для дошкольников важно выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих процедур надо чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей. Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил личной гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.
Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в режимные моменты.
Утренняя гимнастика:
- дыхательная гимнастика А. Стрельниковой;
- пальчиковая гимнастика;
- общеразвивающие упражнения;
- танцевальные упражнения;
- использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.
Физкультминутки на занятиях:
- дыхательные упражнения;
- пальчиковая гимнастика.
Утренняя прогулка:
- дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;
- оздоровительная ходьба, бег.
Перед сном:
- релаксация, саморегуляция.
После сна:
- гимнастика пробуждения;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).
Перед ужином:
- массаж на профилактику простудных заболеваний;
- физкультурные занятия – 2 раза в неделю;
- ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.
Игровой массаж включает несколько видов массажа.
Массаж рук.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Массаж ушей.
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
- «Найдем и покажем ушки»;
- «Похлопает ушками»;
- «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей;
- «Покрутим козелком»;
- «Потрем ушки».
Закаливающий массаж подошв.
Такой вид массажа рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.
Гимнастика пробуждения
1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцы в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
7. Разотрите ладони до появления тепла.
8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
11. Потяните две ноги вместе.
12. Прогнитесь.
13. Сели.
14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.
Релаксация
Лежа на спине. Руки вдоль туловища, ладонями вниз или вверх, немного согнуты в локтях. Закройте глаза, проследите, чтобы зубы не были сомкнуты, а губы сжаты. Лежите спокойно, но постепенно погружаясь в дремоту, как в
теплую ванну. Посторонние мысли уходят. Ничто не отвлекает вас, не беспокоит. Приятный теплый ветерок овевает тело, расслабляет мышцы.
Расслабляются мышцы губ, уголки рта слегка опускаются.
Расслабляются мышцы щек. Веки плотно смыкаются. Они стали тяжелыми – тяжелыми. Мышцы лица расслаблены. Вы не ощущаете их.
Расслабляются мышцы ног. С каждым выдохом волна покоя усиливается. Вы не чувствуете ног. Вы отдыхаете.
Расслабляются мышцы спины. Спина как бы соединяется с поверхностью, на которой вы лежите. Вы чувствуете легкость во всем теле.
Сердце бьется спокойно, ритмично. Дыхание легкое, свободное. Вы совершенно спокойны. Полный покой овладевает вами. Вы отдыхаете. Восстанавливаются ваши силы, каждая клеточка вашего организма наливается здоровьем.
Специальные меры закаливания
1. Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.
2. Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
3. Широко использовать для закаливания и оздоровления нетрадиционное физкультурное оборудование.
4. Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.
5. Использовать в своей работе динамические, статические дыхательные упражнения.
6. После сна выполнять движения для пробуждения.
7. Применять точечный массаж
8. В весеннее – зимний период вводить витаминизацию и фитотерапию.
Закаливание воздухом
Первым требованием для проветривания при проведении закаливания детей в детских учреждениях является сочетание гигиенических условий жизни
детей. Это прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха и одежды детей.
Дети должны находится в 2-слойной одежде:
- у мальчиков: шорты, майка, рубашка;
- у девочек: майка, хлопчатобумажное платье, гольфы, босоножки.
Хождение босиком после сна до 5 минут.
Проводится сквозное проветривание (5-7 мин.) в отсутствии детей, температура не должна снижаться ниже + 18 градусов.
График проветривания
1. Утром, перед приходом детей.
2. Перед занятием.
3. После ухода детей на прогулку.
4. Перед сном.
5. После полдника.
Список используемой литературы:
Л.П. Банникова "Программа оздоровления детей в ДОУ ". 2007г.
Э.Н. Вайнер "Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования" // Валеология. М.-2004. -№ 1.
Е.П. Митина "Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра" \\ «Начальная школа» М.: - 2006г. № 6.
В.И. Ткачева "Играем каждый день" //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001г.
С.А.Терновская, Л.А. Теплякова "Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении".// Методист. – 2005г. - № 4.
С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева "Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей". // Развитие личности. - № 2.
15