Методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках англиского языка


Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нижегородский радиотехнический колледж»
Учебная дисциплина БД.03 Иностранный язык
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
«ПОСЛУШАЙ, ОТГАДАЙ И ЗАПОМНИ»
для студентов 1-го курса всех специальностей
2014 г.

Игра «Это важнейшая предпосылка успешной
подготовки специалиста для коллективного по своей сути профессионального труда»
(Вербицкий А. А.)
Главным фактором, способствующим созданию положительной мотивации, развитию интереса и прочности запоминания материала, является игровая деятельность.
С помощью игровых технологий на уроке английского языка можно достичь сразу нескольких целей.
Ввести и закрепить изученный лексико-грамматический материал
развить речевые умения обучаемыхразвить память, внимание, сообразительность, воображение обучаемых
создать атмосферу поиска и творчества на уроке
развить творческую активность, инициативу, креативность обучаемых
научить сотрудничать в разнообразных группах
снять эмоциональное напряжение, монотонность
Предлагаю Вашему вниманию игровые упражнения, позволяющие не просто закрепить лексику, но и оптимизировать деятельность построения вопросительных предложений, и сделать ее максимально эффективной.
Вариант I. Активация вопросительных предложений
Вопросительное предложение – одно из очень важных грамматических явлений, подлежащих обязательному изучению и большой практической тренировке в рамках овладения английским языком.
Способность задавать вопросы обеспечивает успешное получение запрашиваемой информации. Однако значительно более активным автором вопросов на уроке является учитель. Методом игровой деятельности обучаемые незаметно для себя начинают активно задавать вопросы.
Подготавливая обучаемых к этой игре, я заранее ввожу дополнительный список прилагательных, описывающих свойства, качества, форму и т.д. предметов. При этом использую упражнения, в которых к существительным надо подобрать характеризующие их прилагательные. Например:
A newspaper is
A quiet sea is
Glue is
A Rolex watch is
sticky and useful
accurate and expensive
calm and smooth
rectangular and useful
На первых занятиях по игровой деятельности в помощь студентам я выставляю трафареты со схемой построения вопросов, которые напоминают порядок слов в вопросительных предложениях (см. Приложение).
Цели игровой деятельности:
Практика четырех типов вопросов
Тренировка внимания и умения слушать друг друга
Тренировка скорости реакции
Тренировка памяти
Практика устной речи
Порядок проведения игры
Студент выходит к доске, загадывает слово (записывает на листочке, отдает учителю). Аудитория сначала задает только общие вопросы, на которые студент отвечает только «Да» или «Нет».
I этап. Выяснение части речи.
Например:
Is it a noun? Is it verb? Is it an adjective?
II этап. Одушевленное или неодушевленное существительное.
Например:
Is it an animate/inanimate thing?
III этап. Категория предмета.
Например:
Is it an animal?
Is it a wild animal?
Is it a domestic animal?
Is it vegetable?
Is it fruit?
Is it furniture?
Is it an equipment? , etc.IV этап. Уточнение формы и размера. Альтернативные вопросы.
Например:
Is it square or rectangular? Is it huge or small?
V этап. Уточнение качества.
Например:
Is it sticky or flexible? Is it heavy or light?
VI этап. Специальные вопросы. Отвечая на такие вопросы, ведущий обязан давать полные ответы.
Например:
Where is it used? What is it made of?
VII этап. Версию предлагаемого ответа аудитория задает в форме разделительного вопроса.
Например:
It’s a vacuum tube, isn’t it?
ПРАВИЛА ИГРЫ
На все вопросы (кроме общих) ведущий должен давать, по возможности, подробное описание.
Ведущий и все играющие не имеют права спрашивать перевод не известных им слов и должны обходиться своим словарным запасом. С целью помощи студентам и ввода новой лексики, после игры я уточняю у студентов, какие были сложности каких слов им не хватило.
Студент, отгадавший слово, становится следующим ведущим. Если после длительного угадывания аудитория не может отгадать слово, подключаем к игре элемент «поля чудес». При этом студенты обязательно должны задавать наводящие вопросы. Например: How many letters are there in the word? How many vowels in the word? Is there a letter…? It’s a word…, isn’t it?
Вариант II. Активация монологической речи.
Можно построить эту игру от обратного. То есть ведущий, загадавший слово, описывает его качества (не называя слова и не используя однокоренных слов). При этом он:
Называет часть речи
Указывает одушевленное или неодушевленное существительное
Описывает все качества, форму, цвет, съедобно или нет и т.д.
Описание заданного слова должно быть последовательным, логичным и подробным. С целью поддержания интереса аудитории самую “яркую” подсказку лучше оставить напоследок. Слушатели не могут перебивать и л дослушать до конца. После завершения описания, студенты называют свои версии загаданного слова в форме разделительного вопроса.
Привожу пример описания в форме монолога:
Speaker: It’s a noun. It’s a countable noun. It’s an object and inanimate. Shapes and sizes can be different: square, round, rectangular, oval, from huge to rather small. It’s surface is smooth and it is fragile. It can be found usually in women’s bags. Everybody uses it to see himself/herself. Little children like to make faces looking at it. It’s funny to make plashes of sunlight.
Audience: It is a mirror, isn’t it?
Если аудитория не может отгадать слово, то:
Отгадывающие могут задавать любые вопросы для уточнения деталей;
Ведущий может озвучить антоним или синоним загаданного слова;
Если это возможно – изобразить пантомиму;
Предложить поиграть в «Поле чудес»

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что студенты, усвоив природу построения вопросов, смогут целесообразно использовать их в учебном процессе. Проведение игр оптимизирует деятельность студентов на занятиях английского языка, делает ее более динамичной, эффективной и мотивированной. В процессе игры снимается напряжение и «закрытость» многих студентов. В игре одновременно участвуют студенты с разным уровнем знаний языка.
Хочу добавить из личного наблюдения, что выше изложенный вид игровой деятельности очень нравится обучаемым. Они испытывают чувство самореализации и, даже, гордости: «Я отгадал, да еще и на английском».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Special Question (специальный вопрос)

? ?
General Question (Общий вопрос)
?