Развитие познавательной активности на уроках биологии с использованием ИКТ



Содержание
Стр.
1.Введение. 2
2. Формы использования ИКТ на уроках биологии. 3
3. Использование возможностей ИКТ на различных 5
этапах урока биологии.
(Урок «Структура и состав биогеоценоза»)
4. Заключение. 8
5. Литература и Интернет- ресурсы 9
6. Приложение
Презентация урока «Структура и состав биогеоценоза».
1.Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования.
В разделе ФГОС “III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования”:
“ Программа развития универсальных учебных действий  (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.”
Целью данной работы является применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
Исходя из цели, я определила следующие задачи:
систематизировать электронные образовательные ресурсы по предмету «Биология», подготовить электронные презентации по предмету;
способствовать развитию творческих способностей учащихся;
обобщить опыт использования ИКТ на уроках биологии.
повысить качество знаний учащихся
Поставленные цели и задачи заставили меня изучать методические приемы применения компьютерных технологий на уроках, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавали условия для саморазвития и адаптации школьников.
Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, улучшение успеваемости, качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали более глубокому изучению методики и применению на уроках новых информационных технологий.
2.Формы использования ИКТ на уроках биологии
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Эта проблема сейчас успешно решается чрез сеть Интернет, которая несет громадный потенциал для образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования
Готовые электронные продукты позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
Преимущества для учителя:
-позволяет учителям объяснять новый материал из центра класса.
-поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
-позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
-вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
-делает занятия интересными и развивает мотивацию.
-предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
-учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более
ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
-позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
-учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
При подготовке и проведении уроков биологии на различных ступенях обучения я использую различные формы ИКТ.
Ресурсы сети Интернет
Электронные энциклопедии
Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
удобная система навигации на основе гиперссылок;
возможность включать в себя аудио– и видеофрагменты.
В последнее время широкую популярность приобрели информационные продукты компании «Кирилл и Мефодий». В их каталоге имеется большой выбор разработок, которые можно использовать на уроках биологии и экологии, а также для индивидуальной работы дома, в том числе и учащимся, и учителями. Ярким примером является «Большая энциклопедия». В ней для урока можно найти: справочные таблицы и схемы, различные интерактивы, в том числе классификации живых существ и растений, мультимедийные панорамы («эволюция жизни», «экосистемы Земли»), видеоприложения («жизнь диких животных»), фонотеку («голоса животных»), фотоальбомы («природа России», «хищные звери»), Красную книгу Российской Федерации и многое другое.
Дидактические материалы
Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах .doc, .rtf и .txt. Неудобство этого, почти традиционного, контроля знаний состоит в том, что все равно приходится самостоятельно проверять рукописные работы учащихся и выставлять за них балл и оценку.
Программы-тренажеры
Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
по отдельным вопросам.
Системы виртуального эксперимента
Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории.
При изучении темы «Инфузории» в 7 классе мною запланирована лабораторная работа «Строение и передвижение инфузории-туфельки», но культуру инфузории не всегда удается вырастить. Поэтому в качестве виртуального эксперимента можно показать готовую работу с диска «Открытая Биология 2.5»; ООО «Физикон», 2003.
Электронные учебники и учебные курсы
Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, учащимся сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентацию), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащимся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение они должны ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
Выпущенные Кириллом и Мефодием «Виртуальная школа: уроки биологии» для 6–11 классов содержат более 180 тем и уроков для изучения, более 2600 медиаиллюстраций, более 80 интерактивных тренажеров, более 2340 терминов и понятий в справочнике, более 1230 тестов и проверочных работ и более 30 интерактивных моделей и схем. Все это просто необходимо использовать учителем на уроке
Мною часто используются «Электронные уроки и тесты» — это серия образовательных программ, представляющих собой электронные учебные пособия по отдельным темам основных школьных предметов. Они могут быть использованы с любым из действующих школьных учебников. Программы этой серии представляют собой органичное сочетание новейших компьютерных технологий с перспективными направлениями школьного образования и являются незаменимыми помощниками для учащихся, делая процесс обучения более эффективным и интересным.
Учебные пособия полностью охватывают темы школьного курса и содержат большое количество дополнительной информации, нередко выходящей за рамки школьной программы
Программные системы контроля
К программным системам контроля знаний относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
При изучении курса «Человек» в 8 классе мною используется мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека, 9», который содержит большое количество тестов, заданий типа «закончи предложение», «правильно сопоставь» и другие.
Видео- и аудиоматериалы
Проведение уроков с использованием видеопроигрывателя создает интерес учащихся к предмету. Зарубежные производители научно-популярных документальных фильмов, такие как National Geographic, Discovery и т.п., имеют колоссальный набор сюжетов для их показа на уроках биологии. В 6–7 классах на уроках по многообразию животных и растений я использую серию фильмов «Life» («Жизнь»), в которых рассказывается о жизни рептилий, амфибий, млекопитающих, рыб, птиц, насекомых и растений.
.
Заключение
На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению биологии.
Передовые технологии видеосъемки и применение специально разработанной компьютерной графики позволяют проследить за работой организмов как бы «изнутри», открыть их особенности и загадки. Что вызывает большой эмоциональный подъем и повышает уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление. А результат – призеры на олимпиадах и слетах.
Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по биологии, их систематизироваФормы ИКТ Характеристика
Мультимедийные технологии Готовые и мультимедийные презентаций по наиболее важным темам курса разработаны мной совместно с учащимися.
Интерактивные технологии В учебном процессе используются компьютерные обучающие программы (медиатека кабинета насчитывает более 30 CD-дисков;электронные учебники, как «Биология. Репетитор», «Школьный курс биологии», энциклопедию Кирилла и Мефодия) .
Тестовые
технологии Готовые тесты с дисков, разрабатываются самостоятельно компьютерные тесты, задания для контроля и оценки уровня знаний учащихся.
Для подготовки к ЕГЭ проводятся интерактивные тренинги в режиме «он-лайн»: сайты «Решу ЕГЭ», «Незнайка».
Интернет-технологии: Использование в интерактивном режиме совместно с выше названными технологиями (мультимедийные элементы урока, видеофрагменты, аудиозаписи, интерактивное тестирование);
Дистанционные технологии Мои учащиеся принимали активное участие в дистанционных проектах:, молодежный биологический чемпионат .
Компьютерные программы
Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint
Сайты учителей
http://biologymoscow.ucoz.ru/index/katalog_poleznykh_sajtov/0-73
Сайт Лукьянова Алексея Юрьевича.
Сайт МБОУ «СОШ №1» г. Емвы.
Телекоммуника
ционные технологии Электронная почта
Электронный
журнал
3.Использование возможностей ИКТ на различных
этапах урока биологии.
Тема урока «Структура и состав биогеоценоза» 10 класс
Тип урока. Систематизация и обобщение знаний и умений
УМК «Биология 6-11 классы под редакцией И. Н. Пономарёвой (издательство «Вентана- Граф»).
Основная форма подачи материала - компьютерная презентация – самая распространённая форма подачи материала в виде слайдов, на которой
представлены схемы, фото, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Презентация имеет колоссальные возможности:
1. Демонстрация фильмов, анимации.
2. Выделение (нужной области).
3. Гиперссылки.
4. Последовательность шагов.
5. Интерактивность.
6. Движение объектов.
7. Моделирование.
Данную презентацию можно использовать в зависимости от деятельностной направленности по целеполаганию на всех типах уроков:
1. Урок «открытия» нового знания.
2. Урок рефлексии.
3. Урок общеметодологической направленности.
4. Урок развивающего контроля и др.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Я использовала следующие ресурсы ИКТ на разных этапах урока:
при актуализации знаний (видеофрагмент, интерактивные таблицы);
при обобщении и систематизации знаний. (цветные рисунки и фото, - видеофрагменты, анимации сюжетные, интерактивные модели и рисунки, вспомогательный материал);
для закрепления и контроля полученных знаний (интерактивные схемы, тест-тренажер, интерактивные задания и вопросы, компьютерное тестирование, видеосюжет)
Тема урока «Структура и состав биогеоценоза». 10 класс
Тип урока. Систематизация и обобщение знаний и умений
Этапы урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Контроль усвоения знаний
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

/УМК «Биология»  6-11 классы  под редакцией И. Н. Пономарёвой (издательство «Вентана - Граф»)./
Этап урока Используемый ресурс Название ресурса
 Актуализация знаний Сайт. youtube.com
school-collection.edu.ru/
1.https://www.youtube.com/watch?v=jd4d3UPOJkwВидеофрагмент «Эко республика Коми»
2.  Таблица: Структурные элементы биогеоценоза HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6a4eee34-6a22-4ae2-a5b4-2120c64ad133/view/"
Биотоп\биоценоз
 3.Таблица: функциональные группы живых организмов в биоценозе HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b32cc22f-7d37-4f31-9349-d70f1df4d5e3/view/"
Производители\потребители\разрушители
Обобщение и систематизация знаний school-collection.edu.ru/
Сайт учителя. Лукьянова Алексея Юрьевича.
 1.Трофическая цепь выедания HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/984d723f-c18a-442a-892d-2fa25b74a16b/view/"
Схема пастбищной трофической цепи иллюстрированная примерами http://school-collection.edu.ru/catalog/res/984d723f-c18a-442a-892d-2fa25b74a16b/view/

2  Трофическая цепь разложения HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7420a0aa-2723-480c-9d88-c74138292305/view/"
Схема детритной трофической цепи иллюстрированная примерами

3. Трофические уровни дубравы HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c50c7064-81f9-4de6-8fa6-b743a593d4ee/view/"
Интерактивная таблица характеристик трофических уровней дубравы иллюстированная примерами http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c50c7064-81f9-4de6-8fa6-b743a593d4ee/view/

4.  Экологическая ниша HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b6d397d-7069-4b5f-bb8c-3bdc2ee2d4bf/view/"
Иллюстрация экологических ниш с примерами.
5. Таблица: Основные процессы в биогеоценозе HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5e6aa0de-7515-4084-a772-5c6f43af02d2/view/"
Пять основных процессов в биогеоценозе

4. Трофические уровни дубравы HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c50c7064-81f9-4de6-8fa6-b743a593d4ee/view/" Интерактивная таблица

5.Анимация. «Экологические пирамиды»
http://biologymoscow.ucoz.ru/Контроль закрепления и усвоения полученных знаний.
school-collection.edu.ru/
Сайт. youtube.com
сайт «Тестирование в MS PowerPoint»
 1.Вопрос к параграфу "Строение и свойства биогеоценоза" HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7c021694-36d5-4637-bc0a-0ae6fcaa6357/view/"
Интерактивное тестовое задание к параграфу "Строение и свойства биогеоценоза

2. Вопрос 1 к тексту: "Биогеоценоз как особый уровень организации жизни" HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/145215eb-628d-44da-b0eb-24745a9cb73d/view/"
Биогеоценоз: определение

3.Охрана биогеоценозов HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d43a9b6-caba-4489-a705-2f43b89e872a/view/"
Интерактивная схема характреристик основных мероприятий охраны биоценозов

4.Фильм «Девственные леса Коми».
5. Тест-Тренажёр «Биогеоценотический уровень»
http://www.rosinka.vrn.ru/pp/Домашнее задание. ФИПИ.
Решу ЕгэНезнайка
Экосистемы и присущие им закономерности (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-egeЭкосистемы и присущие им закономерностиhttps://bio-ege.sdamgia.ru/Тема «Экосистема»
https://neznaika.pro/ege/biology/979-variant-1.html4. Заключение
Применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом. Считаю, что информационно-коммуникативные технологии –один из самых эффективных методов формирования активизации познавательной деятельности школьников. Выбранные мною приёмы использования ИКТ не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следует, что необходимо продолжать работать в данном направлении:
-Развивать навыки применения компьютерных технологий в работе в условиях модернизации современной школы.
-Расширять арсенал форм, методов, приёмов работы на уроках биологии.
-Повышать уровень познавательной мотивации к урокам биологии а значит, повышать качество знаний.
-Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.
- Работать с электронными версиями мультимедиа учебников.
Время не стоит на месте. Расширяются возможности ИКТ в образовательном процессе, поэтому надо постоянно учиться и работать в этом направлении.
Создание видеосюжетов, интерактивных тестов, работа с триггерами, создание сайта естественно - биологических дисциплин на сайте МБОУ « СОШ №1» г. Емвы - это моё поле деятельности на ближайшее будущее.
5.Литература и Интернет – ресурсы:
Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003
Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М 2000
Чечель И.Д. «Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов» Директор школы 1998 №4
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие - М: народное образование, 1998.
http://bio.1september.ru/urok/ Сайт «Я иду на урок биологии»
http://tana.ucoz.ru/ Сайт учителя биологии.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.openclass.ru/ Сайт «Открытый класс»
http://pedsovet.org/forum/ Сайт «Педсовет.орг»
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.