Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках истории и обществознания.


Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках истории и обществознания.
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №1 Максимова Т.В.
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них навыков исследовательской деятельности.
Наиболее эффективным в решении комплекса данных задач и развития компетенций является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Данный метод позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения, способствует формированию активной жизненной позиции и гражданско – правовой культуры обучающихся.
Цель использования проектной технологии – самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих значение как для них самих, так и для общества. Работа над проектами дает возможность приобретения реального опыта участия в решении социально- значимых проблем. В ходе проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках в школе с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между образованием и жизнью, является связующим звеном между учебной и научно – исследовательской деятельностью.
В процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного творчества:
- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
- этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний ( творческий процесс);
- этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.
Таким образом, проектная деятельность напрямую способствует формированию исследовательских навыков, исследовательской культуры.
При создании проекта наряду с научно –познавательной, исследовательской стороной содержания всегда присутствуют эмоционально –ценностная ( личностная ) деятельность и творческие стороны.
Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями, показать способность к самообразованию и самоорганизации.

По доминирующей деятельности проекты по обществознанию можно разделить на следующие типы:
- Исследовательские
- Творческие;
- Ролевые, игровые;
- Ознакомительно – ориентировочные (информационные);
- Практико- ориентированные ( прикладные);
- Социальные.
Алгоритм учебного проекта может быть раскрыт таким образом:
Подготовка к работе над проектом.
Выбор проблемы.
Сбор информации.
Разработка собственного варианта решения проблемы.
Реализация плана действий команд.
Подготовка к защите проекта. ( оформление материала, наглядно представляющего суть проекта, подготовка устной презентации проекта, подготовка команды для ответов на вопросы, создание папки документов работы над проектом)
Презентация проекта.
Рефлексия ( анализ)
Работа над исследовательским проектом является учебной деятельностью и проводится под руководством учителя, роль которого заключается в организации субъект-субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности школьников. Первоначально учитель проводит инструктаж, знакомит учащихся с основными приемами работы, а на заключительном - проводит оценку работы над проектом школьников.
При оценивании проекта можно выделить следующие критерии оценки:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов исследования;
- активность каждого участника проекта;
- доказательность принимаемых решений;
- умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления;
-умение отвечать на вопросы оппонентов.
В ходе организации работы школьников над проектами успешно реализуются следующие цели:
Образовательная – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с различными источниками информации, проведения социологических опросов, расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная – воспитание толерантности, гражданственности, личной ответственности.
Результатами использования метода проектов является:
- повышение творческой активности учащихся на уроке;
- развитие их логического и критического мышления;
- расширение кругозора школьников;
- воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности.
- опыт работы с большим объемом разнообразной информации;
- опыт создания и проведения презентации;
- умение оценивать ситуацию и принимать решения;
- умение структурировать информацию;
- умение индивидуально планировать работу;
- умение работать в команде.