Методические рекомендации по использованию дидактического пособия для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Мурыгино Кировской области
Ревина Наталья Николаевна
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
пгт Мурыгино
2016 год
Содержание
Аннотация ……………………………………………………........ стр. 3
Пояснительная записка
2.1. Актуальность сенсорного развития детей ………………… стр. 4
2.2. Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
……………………………………………………………………. стр. 4
Дидактическое пособие в интерьере группы ДОУ …….... стр. 5
Цель ……………………………………………………….. стр. 5
Задачи ……………………………………………………. стр. 5
3. Характеристика дидактического пособия ……………………. стр. 6
3.1. 1 зона – «Поляна» ………………………………………… стр. 8
3.2. 2 зона – «Лес» …………………………………………….. стр. 8
3.3. 3 зона – «Дом» ……………………………………………… стр. 10
3.4. 4 зона – «Паровозик» ……………………………………… стр. 11
3.5. «Тактильные дорожки» …………………………………… стр. 11
3.6. «Самостоятельное игровое поле»………………………… стр. 12
4. Предполагаемый результат ……………………………………. стр. 12
5. Рекомендации для педагогов по организации познавательных игр и игр, направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактического пособия ………………………….. стр. 13
6. Литература ………………………………………………………… стр. 17
Приложения
Приложение 1 ………………………………………………………… стр. 18
Аннотация.
Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно оказывает помощь педагогу в обучении детей от 2 до 4 лет по многим темам образовательной программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы», а также помогает ребенку знакомиться с домашними животными и их детенышами; лесными животными; получить знания об овощах, фруктах и грибах; геометрических фигурах; транспорте ближайшего окружения.
Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС:
насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам [1. 31]
В перспективе данное пособие может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей усложнятся дидактические задачи и дополнится вспомогательный материал новыми играми, игрушками и развивающими элементами.
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Автор: Ревина Наталья Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории дошкольной группы МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино Кировской области.
Пояснительная записка.
Актуальность сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.).
Оно помогает обогатить познавательную сферу ребёнка дошкольного возраста, т.к. усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Эта работа актуальна и помогает воспитателям расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы.
В этом возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка – носитель определённой общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения. Выполнение роли в игре для ребенка очень важный акт. Ведь именно проигрывая роль, он берет на себя функции взрослого человека, что обогащает его социальный опыт. Возникает и развивается новая форма общения с взрослым - общение на познавательные темы.
Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление младшего дошкольника развивается от наглядно-действенного (в 2-3 года) к наглядно-образному (к 4-м годам). Совершенствуются восприятие, речь, начальные формы поведения. Начинает развиваться воображение, которое наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заменителей других. Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка формируются основные сенсорные эталоны.
Дидактическое пособие в интерьере группы ДОУ.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, способствующих всестороннему развитию ребенка, формирующих его личность, а также одним из источников получения знаний и социального опыта, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. В соответствии с ФГОС, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Дидактическое пособие для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста является частью предметно-пространственной среды группы ДОО и создает условия для познавательной активности детей, побуждает их к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительной деятельности.
Цель пособия: создать условия в группе детского сада для сенсорного и познавательного развития детей.
Задачи.
1 младшая группа (2-3 года):
формировать элементарные представления о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах;
расширять знания о домашних животных и их детенышах;
знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей;
формировать представления об основных частях тела человека;
знакомить с транспортом;
формировать умения различать предметы по цвету, форме, количеству (много – один) и величине (большой дом – маленький домик);
формировать у детей навык перевоплощения в образы сказочных героев;
пробуждать интерес к театральной игре путем общения с персонажами (кукла Катя, кукла Ваня);
развивать речь детей во всех видах деятельности;
поощрять участие детей в совместных играх.
2 младшая группа (3-4 года):
расширять представления о некоторых овощах, фруктах, ягодах и грибах;
знакомить с видами транспорта;
расширять знания детей о домашних и лесных животных;
формировать первичные гендерные представления;
знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник;
закреплять умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
развивать умения различать и называть существенные детали и части предметов;
развивать умения соблюдать в ходе игры элементарные правила;
расширять словарный запас детей; развивать диалогические формы речи.
Характеристика дидактического пособия.
Данное пособие представляет собой настенное панно, имеющее тканевую основу разной фактуры (плотные портьеры, драп, сатин, шерсть, балонья, искусственная кожа). Размеры панно: длина - 3500см, высота – 2000см. По периметру тканевая основа панно крепится к деревянным рейкам при помощи кнопок (приложение 1).
Дидактическое пособие разделено на 4 зоны, связанные между собой тактильными дорожками. Фоном каждой зоны служит ткань зеленого цвета. В основе дорожек – ткань коричневого цвета. Каждая зона отражает понятийные для малыша природные и социальные объекты и имеет свое название: «Поляна», «Лес», «Дом», «Паровозик». Чтобы композиция имела законченный вид, в верхней части панно создано небо, где расположены солнышко, радуга и облако, выполненные из ткани. Данные детали пособия статичны и находятся вне зоны досягаемости ребенка.
Очень хорошая идея решения принципа статичности-динамичности – различные элементы крепятся к панно при помощи ленты-липучки, крючков, пуговиц, кнопок и легко заменяются.
К пособию прилагается разнообразный дидактический материал:
цветные картинки лесных животных, имеющих ламинированную основу. На задней стороне каждой картинки находится лента-липучка, помогающая крепить картинки к панно. В набор входят фигурки: медведь – 1 шт., заяц- 1 шт., волк –1 шт., белка – 1 щт, лиса – 1 шт.;цветные картинки рыбок – 3 шт., уточек – 3 шт., ламинированные, с липучкой на обратной стороне;
цветные картинки овощей: огурец – 2 шт., помидор – 2 шт., лук – 2 шт., картофель – 2 шт., капуста – 2 шт., ламинированные, имеющие на обратной стороне ленту-липучку;фигурки фруктов (яблочки – 2 шт., груши – 2 шт., апельсины – 2 шт.), выполненных из фетра. Данный набор фруктов крепится к деревьям на панно при помощи крючков;
цветные ламинированные картинки домашних животных и их детенышей (корова и теленок, коза и козленок, лошадь и жеребенок, свинья и поросенок, курица и цыпленок, собака и щенок, кошка и котенок). Картинка каждого животного выполнена в количестве 2 шт. Данный дидактический материал крепится к панно при помощи ленты-липучки;
цветные ламинированные картинки грибов красного и коричневого цвета по 5 шт. каждого, крепление которых происходит при помощи липучек;
набор цветов разного размера, выполненные из искусственной кожи различной цветовой гаммы в количестве – 10 шт. Цветы к панно крепятся при помощи пуговиц, кнопок и ленты-липучки;
набор геометрических фигур (круг – 2 шт., квадрат –2 шт., треугольник – 2 шт.), выполненные из фетра разного цвета. Геометрические фигуры различны по величине. В набор входит 1 большая и 1 маленькая фигуры, которые крепятся при помощи липучек;
цветные картинки сказочных героев к сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», ламинированные и, имеющие с обратной стороны ленту-липучку;
цветные картинки транспорта (автобус – 1 шт., пожарная машина – 1 шт., скорая помощь – 1 шт., милиция – 1 шт., легковой автомобиль – 1 шт., грузовик – 1 шт.). Картинки ламинированы и имеют на обратной стороне ленту-липучку для крепления к панно;
цветные прищепки в количестве 10 шт.;
кукла Катя - 1 шт. и кукла Ваня – 1 шт. с набором одежды для куклы-девочки и куклы-мальчика. На одежде кукол имеются липучки, при помощи которых куклы крепятся к панно в любую зону для создания игровых моментов.
Возможно внесение букв и цифр в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Это пособие создано для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, развития мелкой и крупной моторики, тактильных ощущений, что особенно важно для малышей.
Занятия и игры на панно вызывают у младших дошкольников положительный эмоциональный отклик, повышая их активность как в совместной так и в самостоятельной деятельности.
1 зона – «Поляна»
Это зона сенсорного развития.
В этой зоне решаются следующие задачи:
1 младшая группа:
формировать умения различать предметы по цвету, форме, количеству;
2 младшая группа:
группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Цветы к панно крепятся пуговицами, «липучками», кнопками. Ребенок имеет возможность собрать цветы в корзинку и «посадить» на полянке новые и т.д.
Ярким примером дидактических игр на цветочной полянке служат игры «Собери в корзинку», «Подбери по цвету», «Большие и маленькие», «Вверху и внизу» и другие, где цели могут быть очень разнообразными:
различать и соотносить предметы (цветы) по величине;
закреплять понятия один - много;
закреплять названия основных цветов;
определять положение предмета в пространстве.
Для развертывания самостоятельных игровых действий на поляну может быть помещена кукла Катя (кукла Ваня), которая вместе с детьми будет собирать цветы в корзинку, рассаживать новые цветы на поляну. Корзинка является пришивным элементом панно.
Дидактическое упражнение «Назови части тела куклы» в игровой форме поможет дошкольнику освоить названия частей тела человека. Плетение косичек, шнуровка ботинок куклы разовьют мелкую моторику рук ребенка, и помогут дошкольнику самому научиться этим нехитрым приемам для применения в самостоятельной жизни.
2 зона «Лес»
Это зона познавательного и сенсорного развития дошкольников.
Работа в данной зоне поможет решить следующие задачи:
1 младшая группа:
познакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей;
сформировать элементарные представления о некоторых ягодах и грибах;
сформировать умения различать предметы по цвету, количеству (много – один) и величине (большое дерево – маленькое дерево);
разыгрывать сказочные ситуации по сказке «Колобок»;
2 младшая группа:
расширить представления и знания детей о некоторых ягодах и грибах; лесных животных;
развить умения различать и называть существенные детали и части предметов.
Некоторые объекты данной зоны (деревья, ежики, озеро) являются пришивными элементами панно.
Примеры дидактических игр в «лесной зоне»:
«Кто как передвигается».
Цель игры: найди животных, кто прыгает (ползает, летает);
«Кто где живет?»
Цель игры: рассказать, где живут лесные обитатели;
«Кто чем питается?»
Цель: познакомить детей с особенностями питания диких животных.
«Где спряталась лиса (медведь, волк и др.)?».
В данной игре отрабатываются предлоги: на, под, около, возле, у.
«Найди животное по описанию», помогающая ребенку видеть части целого;
«Собери большие грибы в корзинку»; «Собери в корзинку грибы красного цвета», где происходит отработка сенсорных эталонов.
Ежики выполнены из драпа и являются пришивными элементами панно. На фигурках ежиков застрочены складки, куда ребенок может помесить иголки ежика, используя при этом бельевые прищепки.
Около озера находится дерево, внизу ствола которого расположена молния. Молния-застежка у дерева скрывает карман, внутри которого спрятаны корни деревьев, выполненные из шнурков.
Игры с прищепками, «расстегивание» и «застегивание» молнии, прекрасно координирующие действия рук ребенка.
В озеро ребенок запускает рыбок и уточек. Куклы Катя и Ваня могут вместе с детьми покормить уток.
В старшем дошкольном возрасте с помощью дидактического пособия дети познакомятся с лиственными и хвойными деревьями, съедобными и несъедобными грибами, лесными ягодами.
Данная зона прекрасно подходит для развертывания сказочных сюжетов (например, по сказке «Колобок») и использования фигурок зверей в самостоятельной игре.
3 зона - «Дом»
Это зона также направлена на сенсорное и познавательное развитие детей. Работа в этой зоне способствует решению следующих задач:
1 младшая группа:
формировать элементарные представления о некоторых овощах и фруктах;
расширять знания о домашних животных и их детенышах;
формировать умения различать предметы по цвету, форме, количеству и величине;
2 младшая группа:
расширять знания и представления о некоторых овощах и фруктах; домашних животных и их детенышах;
закреплять умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Основные объекты данной зоне – объекты социального окружения ребенка. Они статичны и являются прекрасным местом для игровой самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности ребенка с педагогом.
Дом выполнен из цветных трикотажных тканей, внутри которого «может жить» ребенок со своей семьей. В 3-4 года ролевая игра становится ведущей, в ходе которой дошкольники учатся проигрывать взявшие на себя определенные роли, обогащая свой социальный опыт. Дом прекрасно подойдет для разыгрывания сказочных сюжетов по сказкам «Теремок», «Колобок» и «Курочка Ряба».
В данной зоне находится «огород», «сад» и «лужок», на которых можно выращивать овощи, фрукты и выгуливать домашних животных. «Огород» выполнен из драпа коричневого цвета в виде кармашков. Овощи «высаживают», размещая в кармашки, и «собирают», вынимая из них. Фрукты выполнены из фетра и крепятся к деревьям при помощи крючков. «Лужок» - еще один пришивной элемент панно, выполненный из драпа зеленого цвета. Домашние животные крепятся к панно при помощи ленты-липучки.
Дети «помогают маме сажать огород и собирать урожай», «с папой ухаживают за домашними животными». Такие дидактические игры как «Собери в корзинку овощи зеленого цвета», «Выведи на прогулку маленьких домашних животных», «Посади на одну грядку 1 овощ, а на другую – много» помогают сформировать умения различать предметы по цвету, количеству и величине.
Дидактические игры по лексическим темам «Сад», «Огород» не только повышают уровень познавательной сферы ребенка, но и обогащают словарь, позволяют отрабатывать грамматические категории, развивают связную речь.
В игре «Что лишнее?» дети учатся находить признаки сходства и различия; игра «Где растет?» помогает детям сформировать представления о месте произрастания овощей и фруктов, а в игре «Приготовь сок и варенье» происходит закрепление названий овощей, ягод и фруктов, формируется умение образовывать притяжательные прилагательные.
Здесь же мы рассказываем и пересказываем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», а также учимся придумывать сказки, используя объекты дидактического пособия.
4 зона - «Паровозик»
Данная зона направлена на познавательное и сенсорное развитие дошкольника. Играя с детьми в паровозик, педагог может обобщить и закрепить знания детей по изученным темам: «Домашние животные», «Лесные животные; «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы» и др.
Яркий паровозик, представляет собой локомотив и 2 вагона. Все части паровозика и железная дорога выполнены из тканей разной фактуры. Элементы этой зоны являются пришивными к основе панно.
Цветные окошечки вагонов - это место для размещения наглядного материала.
В вагончиках поезда «могут ехать» геометрические фигуры, дикие и домашние животные, размещенные в разные вагоны по заданию педагога; «большие и маленькие», а также в поезде «можно перевозить» урожай: овощи, фрукты, ягоды и др.
Весь раздаточный материал в этой зоне можно классифицировать по группам, задавая разные характеристики, считать, запоминать. В самостоятельной деятельности дошкольник может просто играть, выступая в роли машиниста, и приглашая своих друзей прокатиться с ветерком на паровозике.

Тактильные дорожки
Все зоны панно соединяются между собой дорожками, выполненными из ткани коричневого цвета. Внутри дорожек сделаны машинным швом «ходы», в которых находятся камешки.
Тактильные (сенсорные) дорожки, они же пальчиковые шаги, представляют собой ряд упражнений, с помощью которых у детей развиваются и совершенствуются движения кистей и пальцев рук и сенсорное восприятие.
Существует связь между моторикой рук и развитием речи. Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. С помощью пальчиков ребенок прослеживает линии – дорожки, внутри которых находятся камешки. Ребенок глазами прослеживает движение камешка внутри дорожки. Тем самым делая параллельно гимнастику для глаз.
Тактильные ощущения – одно из важнейших чувств, которое стимулирует развитие речи, мышления, помогает ориентироваться в пространстве.
Для организации игровых действий на дорожках, к пособию прилагается набор картинок с изображением видов транспорта. Каждая картинка имеет ламинированную основу и ленту-липучку с обратной стороны. Ребенок «может ездить по дорожкам, заезжая к бабушке, в лес, на озеро».
«Самостоятельное игровое поле»
Такое игровое поле можно назвать «зоной общения»; здесь дети начинают организовывать игру.
«Самостоятельное игровое поле» предполагает нахождение в этой зоне детского стола и мест для сидения: стульев, мягких модулей, где дети могут объединяться для реализации совместных игровых замыслов, творческой деятельности: рисования, лепки, конструирования. Для самостоятельной продуктивной деятельности детей рядом с панно находится полка-этажерка, где имеются все необходимые для этого материалы: краски, кисти, карандаши, бумага, трафареты, пластилин и конструктор. Здесь также находится разнообразный дидактический материал, предназначенный для работы с панно. Развертывание игровых сюжетов из самостоятельной игровой зоны может перетекать в любые части дидактического панно, а нарисованные детьми овощи могут появиться на огороде, рыбки в пруду, а заяц и медведь в лесу.
У детей начинают развиваться коммуникативные качества, основанные на дружеском взаимодействии. Дети учатся договариваться, распределять игровой материал и роли.
«Самостоятельное игровое поле» может стать для малыша и зоной уединения. Ребенок может просто посидеть и отдохнуть на мягких модулях, поиграть в настольные игры: палочки Куизенера, блоки Дьенеша, сложить мозаику или сказку из набора пазлов.
Предполагаемый результат.
Познавательное развитие:
- сформированы знания о домашних животных и их детенышах; лесных животных; овощах, фруктах, ягодах и грибах;
- расширены знания о видах транспорта;
- сформированы первичные представления о себе;
Сенсорное развитие:
- сформированы сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
- скоординированы движения пальцев рук.
«Речевое развитие»:
- активизирован и обогащен словарь ребенка в соответствии с возрастом.
Рекомендации для педагогов по организации познавательных игр и игр, направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактического пособия.
Для педагогов дошкольных образовательных организаций предлагается перечень игр, которые будут способствовать достижения наилучших результатов в познавательном и сенсорном развитии младших дошкольников в результате использования дидактического пособия.
1 зона - «Поляна»
1 младшая группа
2 младшая группа
«Собери в корзинку желтые цветы»;
Цель: Учить находить предметы заданного цвета.
«Найди такой же цветок как у меня».
Цель: учить находить признаки сходства предметов.
«Собери в корзинку все большие цветы»;
Цель: учить различать предметы по величине.
«Собери красные цветы на красную тарелочку, а желтые - на желтую»;Цель: Учить классифицировать предметы по цвету.
Можно использовать те же игры и ряд новых игр:
«Подбери пару»;
Цель: учить находить признаки сходства предметов.
«Найди предмет в группе похожий по цвету на красный цветок»;
Цель: Учить находить признаки сходства предметов из ближайшего окружения.
«Большие и маленькие»;
Цель: учить находить признаки различия по величине в предметах (цветах).
«Собери в корзинку все большие красные цветы»;
Цель: учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине и цвету.
2 зона – «Лес»
1 младшая группа
младшая группа
«Кто в лесу живет?»;
Цель: познакомить детей с лесными животными.
«Где спряталась лиса (волк, медведь)?»;
Цель: учить использовать правильно в речи предлоги: у, за, около.
Игры-перевоплощения в животных;
Цель: обыгрывание повадок (способов передвижения) лесных животных.
«Собери в корзинку грибы красного цвета»;
Цель: учить находить предметы по заданному цвету.
«Назови ласково»;
Цель: учить употреблять в речи уменьшительно-ласкательные имена.
«Кто плавает, бегает, прыгает»;
Цель: классифицировать животных по способу передвижения.
Можно использовать те же игры и ряд новых игр:
«Найди животных по описанию»;
Цель: Учить по описанию находить животное; уметь выделять существенные признаки животного: хвост пушистый и большой, рыжий мех, хитрая и др..
«Кто где живет?»;
Цель: формировать представление об образе жизни лесных животных.
«Кто лишний?» (на примере картинок домашних и лесных животных);
Цель: учить определять признаки сходства и различия по месту обитания животных.
«Какого животного не стало?»;
Цель: развивать зрительную память.
«Собери в корзинку все большие красные грибы»;
Цель: учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине и цвету.
«Где спрятались корни?»;
Цель: учить видеть части предмета; развивать мелкую моторику при игре с молнией-застежкой.
Здесь можно задействовать параллельно «самостоятельное игровое поле», где ребенок может рисовать лесных животных по трафаретам и лепить их из пластилина.
зона – «Дом»
1 младшая группа
2 младшая группа
«Кто как кричит?»;
Цель: учить воспроизводить особенности голоса домашних животных.
«Мамы и детки»;
Цель: закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах.
«Помоги маме найти детеныша»;
Цель: вводить в активный словарь названия детенышей домашних животных.
«Где моя мама?»;
Цель: закреплять названия домашних животных.
«Назови ласково»;
Цель: учить употреблять в речи уменьшительно-ласкательные имена.
«Что растет на огороде?»;
Цель: учить группировать предметы (овощи) по месту их произрастания.
«Собери в корзинку овощи зеленого цвета»;
Цель: учить выделять предметы по заданному признаку.
Можно использовать те же игры и ряд новых игр:
«Кто где живет?»;
Цель: закреплять знания детей о месте проживания домашних животных (собака – в конуре, свинья – в сарае и др.).
«Угадай животное по описанию»;
Цель: учить определять домашнее животное по описанию.
«Кого не стало?»;
Цель: развивать зрительную память.
«Что растет на огороде?»
Цель: из предложенных овощей и фруктов выбрать овощи.
«Угадай овощ по описанию»;
Цель: учить определять овощи по описанию.
«Что лишнее?» (на примере овощей и фруктов);
Цель: учить определять признаки сходства и различия по месту произрастания.
С помощью дидактического пособия можно обыгрывать сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и «Курочка Ряба».
зона – «Паровозик»
Здесь можно прекрасно обобщать и закреплять знания детей по ранее изученному материалу в других зонах. Местом для развертывания дидактической игры выступают окна вагонов паровозика.
1 младшая группа
2 младшая группа
«Прокати мам и малышей»;
Цель: разместить взрослых домашних животных в одном вагоне, а малышей – в другом.
«Перевозим урожай»;
Цель: разместить овощи в одном вагоне, а фрукты – в другом.
«Путешествуем все вместе»;
Цель: размесить домашних животных в одном вагоне, а лесных – в другом.
«Цветы для наших мам»;
Цель: размесить красные цветочки в одном вагоне, а желтые – в другом.
Можно использовать те же игры и ряд новых игр:
«Путешествие фигур»;
Цель: размесить круги в одном вагоне, а треугольники – в другом.
«Собери фигуры»;
Цель: собери все фигуры красного цвета в одном вагоне, а синего – в другом.
В зоне «самостоятельного игрового поля» находятся Кукла Катя и Кукла Ваня. Они вместе с детьми путешествуют по разным зонам, от их имени могут совершаться разнообразные игровые действия.
С куклами дети могут просто играть: заплетать косички Кате, шнуровать ботинки Ване, собирать кукол на прогулку, готовить для них обед, умывать, кормить, укладывать спать и др. Такие действия способствуют развитию тактильных ощущений, совершенствованию движений кистей и пальцев рук. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, тесно связаны с развитием речи. В игре с куклами в младшем дошкольном возрасте начинают формироваться основы сюжетно-ролевой игры.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155;
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
Приложение 1
Рис.1 Общий вид панно «Про все на свете»