Развитие воображения и фантазии на уроках изобразительного искусства
Развитие воображения и фантазии на уроках
изобразительного искусства.
Введение
На сегодняшний день проблема развития воображения младших школьников является актуальной и социально значимой. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.
Возможность воображения "забегать" вперёд, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Однако в отличие от мышления, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений.
Подчёркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума [2].
Несмотря на то, что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречавшихся ему, составляющим их элементам всегда можно найти реальные аналоги. Создавая новый предмет, будь то машина или дом, человек мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его воображении.
Важность изучения воображения осознаётся сегодня психологами, педагогами-практиками, родителями учеников. Наряду с этим особого внимания в течение длительного времени не зря заслуживает феномен успеваемости. Успеваемость как понятие означает степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний.
Основные понятия
Источник
Понятие
Определение
Новая философская энциклопедия. – 2003г.
Развитие
высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.
Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы, 2010 г.
Развитие
количественные и качественные изменения психики живых существ, совершенствование умственных и физических возможностей индивида, формирование у него новых способностей и психических структур, позволяющие осуществлять новые для него виды деятельности.
Новая философская энциклопедия. – 2003г.
Воображение (фантазия)
способность представления (образования, удержания и произвольного воспроизведения) образа предмета в отсутствие самого предмета, существующего либо реально, либо только в представлении.
Психологический словарь. – 2000г.
Воображение
способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.
Воображение (фантазия)
психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта.
Большой словарь по социологии
Воображение (фантазия)
Основанный на использовании и преобразовании имеющегося опыта психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов и мыслительных комбинаций.
Эстетика: Словарь. - 1989
Изобразительное искусство
группа видов худож. творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность.
В. Г. Панов, Российская педагогическая энциклопедия. 1993 г.
Изобразительное искусство
в школе, система уч. и внеуч. худож. деятельности учащихся; в узком смысле уч. предмет (до 1964 «Рисование»). И. и. важное звено в системе общего и эстетич. воспитания, один из видов и средств худож. образования школьников. Занятия И. и. призваны формировать эстетич. отношение к предметам и явлениям действительности, умение видеть и активно утверждать прекрасное в человеческих отношениях, в труде, природе, иск-ве, приобщать школьников к худож. творчеству, формировать стремление посильно участвовать в охране природы, памятников истории и культуры, в заботе о красоте родного края, школы, своего дома, своего облика.
Воображение - это создание нового в форме образа, представления или идеи. Мальчик читает интересную книгу: он никого и ничего не видит и не слышит, он живёт жизнью своих героев, сочувствует их радостям и горю, борется с врагами, побеждает их и т.д. Интересная, увлекательная книга вызывает у мальчика яркие образы воображения - он фантазирует [8].
Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. "Из ничего" воображение творить не может. Человек, глухой от рождения, никогда не сможет представить себе звук, так же как слепорождённый никогда не создаст в своём воображении цветного образа.
Воображение - (фантазия) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта [6].
Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.
Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение) [5].
Особую форму воображения образует мечта, а также грёза и фантазия. Мечта обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем, мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска [4].
Таким образом, воображение - универсальная способность человека представлять что-то новое, перерабатывать старую информацию, представлять свое будущее, места в которых никогда не был и многое другое.
Характеристика младшего школьного возраста
Ведущей деятельностью младших школьников становится учение. Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Повышенная впечатлительность стимулирует яркое воображение и восприимчивость к образному содержанию. Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.
Воображение у младшего школьника имеет в значительной степени подражательный характер. Ребенок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение у него имеет главным образом воссоздающий (репродуктивный) характер.
В процессе обучения это воссоздающее воображение имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения, обогащает его. Кроме того, у младшего школьника воображение все теснее связывается с его жизненным опытом, причем не остается пассивным процессом (бесплодным фантазированием), а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие образы и мысли ребенок стремится воплотить в реальные предметы (в рисунки, игрушки, разные поделки, иногда и полезные), над изготовлением которых надо потрудиться [2].
Для ребенка в младшей школе рисование и конструирование – первая характерна вера в истинность всего, чему учат. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Его память имеет наглядно-образный характер, поэтому теоретические знания требуют наглядности. Следует помнить, что речь организует мышление ребенка в этом возрасте, следовательно, особое значение на уроке изобразительного искусства приобретает так называемое словесное рисование.
В этом возрасте восприятие изображений еще несовершенно, дети затрудняются в узнавании вещей при изменении ракурса, не ориентируются в пространственных соотношениях нарисованных предметов, делают ошибки в масштабе изображений. Ребенок рисует более по памяти, а не с натуры. Часто это графический рассказ об изображаемом предмете, смесь формального и схематического изображения, похожего на действительность. В рисунке отсутствует перспектива и пластичность, а предмет изображается в виде силуэта или контура, часто в фас и профиль [7].
Возрастные особенности проявления воображения
Воздействие окружающей жизни, влияние взрослых постепенно все более обогащает опыт ребенка - основу развития воображения. С первого взгляда кажется, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у более старших детей.
У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания.
Воображение у ребенка-школьника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех - четырехлетнему ребенку достаточно 2-3 палочки и модель самолета готова, то для семи - восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была "как настоящая". В рисунке дошкольник часто передает только некоторые характерные черты объекта, а учащийся I-II класса пытается изобразить все детали известного ему предмета.
Образы воображения, возникающие у школьников I-II классов в процессе их творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.
Воссоздающее воображение у учащихся I-II классов также отличается некоторыми особенностями. Учащимся I класса не удается полностью воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста. Воссоздаваемые детьми этого возраста образы неустойчивы, постоянно меняются. При повторном чтении текста учащиеся I класса, так же как и старшие дошкольники, обычно изображают другие предметы, а не те, которые были ими изображены в результате образного воссоздания этого текста после первого чтения.
Воссоздающее воображение второклассников и отчасти третьеклассников мало отличается от воссоздающего воображения первоклассников, хотя оно и становится гораздо качественнее: учащийся II и отчасти III класса меньше отвлекается, он имеет теперь гораздо больше впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим воображением.
Начиная с III класса процесс воображения все более совершенствуется. Так, образы воображения в изобразительном творчестве детей улучшаются под влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Усовершенствование образа происходит обычно не за счет присоединения новых деталей, как это было у учащихся I класса, а за счет упорной работы над формой изображаемых предметов. Перед учащимися возникает необходимость приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности (похожести) изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения ребенка.
У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения [1].
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Работа по развитию воображения на уроках ИЗО.
Основной задачей изобразительного искусства является формирование духовной культуры личности, которая умеет видеть и понимать красоту окружающего мира, способная воспринимать искусство, незаметное для других в повседневной жизни. Такая личность несравненно богаче в духовном и эстетическом плане. Однако умение созерцать прекрасное не всегда выражается у учащихся в навыках отобразить увиденное на бумаге. Боязнь детей изображать свои впечатления на альбомном листе появляется из-за отсутствия у них пространственного мышления, то есть неумения анализировать пространственные свойства и отношения реальных объектов к их графическому изображению.
Пространственное мышление в психологии принято разделять на два вида:
образная память,
образное воображение.
Образная память отражает предмет примерно в том виде, как он был воспринят (без мысленной переработки).
Образное воображение является новыми формами и подразделяется по способу создания на две группы:
первая группа – образы воссоздающего воображения,
вторая – образы творческого воображения.
Образы воссоздающего воображения – это новые образы, которые создаются на основе заданного материала (рисунка, репродукции, словесного описания) путем его мысленной переработки, например, представление и рисование всего изображения по точкам, изображение предмета по его словесному описанию.
Другое воображение – творческое, это когда создание новых образов не направляется, не диктуется заданным материалом (рисунком, репродукцией, схемой, описанием). В процессе творческого воображения формируются такие образы, реализация которых на практике приводит к созданию новых материальных ценностей. Творческое воображение характерно для конструкторов, изобретателей, архитекторов.
Пространственное мышление играет большую роль в усвоении таких школьных дисциплин, как геометрия, физика, черчение, технология.
Целью изобразительного искусства в начальных классах является формирование у учащихся пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем. С этой целью я стараюсь применять следующие упражнения.
Упражнение 1– на развитие внимательности: дети учатся срисовывать изображения с картинок, репродукций, соблюдая пропорции.
Упражнение 2: дорисовывание картинок по шаблонам или точкам знакомит с симметрией. Дети должны дорисовать половинку изображения предмета или узора (рис. 1).
рис. 1
Упражнение 3: рисование по памяти. Детям дается какая-то часть рисунка, например предмет, по которому легко отгадать сказочного героя, и они должны изобразить этого героя (рис. 2).
рис. 2
Упражнение 4: словесное рисование. Вначале мы с детьми обсуждаем будущий рисунок с указанием расположения его элементов на альбомном листе, а потом они его зарисовывают.
Упражнение 5: изменение ракурса расположения фигуры в пространстве.
Дети, рассмотрев репродукцию, должны представить и нарисовать, что они увидят с «другой стороны» (рис. 3).
рис. 3
Упражнение 6 рассчитано на развитие творческой фантазии учащихся: преобразовать рисунок с учетом заданного времени года или суток (рис. 4).
рис. 4
Упражнение 7 направлено на развитие чувства пространства. Дети должны выполнить рисунок в перспективе, имея перед собой рисунок, представляющий вид сверху (рис. 5).
рис. 5
Упражнение 8: используем для формирования пространственного мышления пластилин. Детям дается задание на вытягивание формы объекта из цельного куска пластилина. Работа ведется от общего к частному. Воображение и умение анализировать развиваются при работе по теме «Бумажная пластика», когда дети учатся сгибать и преобразовывать плоский лист бумаги в объемные формы или конструировать модели, используя вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры. Выполнение перечисленных заданий способствует активному развитию у младших школьников динамического пространственного воображения, творческого подхода в решении различных задач, формирует у детей умение анализировать исходные данные, переосмысливать их, повышая познавательную активность учащихся и их творческие способности [3].
Заключение
В познавательной деятельности наряду с восприятием, памятью, мышлением важную роль в деятельности школьника играет воображение. Воображение необходимо в любой детальности ребенка: труд, учение, игра могут протекать успешно только при наличии воображения.
Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культурно, творчески) и отдельных его психических процессов, в том числе и творческого воображения.
Таким образом, педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя, наряду с привычными формами обучения – развивающие методы. Только при нетрадиционной организации процесса обучения достигается одна из важнейших целей уроков изобразительного искусства – развитие воображения, творческих способностей школьников, т.к. именно подобные формы работы стимулируют школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений.Список литературы
Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Составители: Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., Академия, 2001 - 231 с.
Гоноболин Ф. Н., "Психология" Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
Губайдуллин И. А. Формирование пространственного воображения на уроках изобразительного искусства в начальных классах // Начальная школа, 2011, № 6.
Игнатьев Е. И, Лукин И. С, Громов М.Д. Психология-Пособие для педагогических училищ-М., Просвещение, 1965
Общая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.;под ред. В.В. Богословского и др. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
Психологический словарь. / Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд. перер. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
Пьянкова Н.И., Изобразительное искусство в современной школе М.: Просвещение, 2006. 176 с.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии, 2001
15