Активные формы работы на уроках как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся.


МБОУ Ново-Маргаритовская ООШ Азовского района







ДОКЛАД
на тему
«Активные формы работы на уроках
как фактор развития
учебных умений и творческой активности
учащихся»

















Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития. Однако в современных условиях, характеризующихся экономической, политической и нравственной нестабильностью, человек чаще всего оказывается не готовым к такому, взаимно обогащающему, взаимодействию с обществом, коллективом, ближайшим окружением, конкретными людьми, что существенно тормозит процесс его развития и делает проблему взаимодействия человека и общества значимой.
Важная роль в решении этой проблемы принадлежит школе, которая призвана обеспечивать условия для развития каждого учащегося, включенного в школьный коллектив. Однако, как свидетельствуют эмпирические данные, в массовой практике педагоги далеко не всегда находят правильное соотношение индивидуального и коллективного в учебно-воспитательном процессе. В одних случаях недооценивается роль коллектива, его влияние на индивидуальное развитие учащихся, в других – предпочтение отдается коллективному взаимодействию, важным и необходимым условием для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому, чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
А главная задача учителя русского языка - повышение интереса учащихся к изучению предмета, воспитание их средствами данных предметов. Создание на уроках условий для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели – основные направления моей работы.
Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объем теоретических знаний, которые должны усвоить учащиеся и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовывать процесс обучения русскому языку. В течение нескольких лет я работаю над поиском и широким использованием активных форм и методов формирования орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, при этом своей главной задачей считаю создание благоприятной атмосферы с тем, чтобы обучение было как можно более комфортным.
Начиная работу с пятиклассниками, стремлюсь поддержать ту базу, которую учащиеся получили в начальной школе, постепенно совершенствуя полученные знания, умения и навыки. Игровые методы и приемы позволяют мне сделать уроки русского языка и литературы интересными и содержательными.
Одно из требований, которое я поставила перед собой: уже первые уроки должны создавать эмоциональный настрой, повышающий истинный интерес к нашим предметам. В 5-ом классе интересны для ребят диктанты со взаимопроверкой. После словарной диктовки учащиеся обмениваются тетрадями. Я читаю слова, четко их проговаривая, отвечаю на сложные вопросы проверяющих. Ребята исправляют ошибки, ставят условные знаки на полях, выставляют оценки и пишут свою фамилию. Учитель затем перепроверяет работы и снижает оценку тому, кто пропустил ошибку или неправильно оценил диктант.
Ведущим на уроке русского языка считаю обращение к текстам больших художников слова. Именно в такой работе постоянно формируется, создается зрительный образ слова, потому что ученики стараются увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям.
Без восхищения мастерством использования средств языка, которое свойственно лучшим нашим писателям, трудно представить себе изучение русского языка. А «погружение» в мастерство писателя совершенно необходимо для речевого, интеллектуального воспитания учащихся.
Кроме того, обращаю внимание на трудные случаи синтаксиса и пунктуации, привлекая соответствующую методическую и лингвистическую литературу.
Проводя первый урок при изучении темы «Простые предложения с одним главным членом», непосредственно вводящий учащихся в новый для них богатый мир односоставных предложений, урок - открытие, удивление, значительное место отвожу материалу, показывающему, как пользовались односоставными предложениями писатели и поэты.
Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, береговой её гранит.
А.С. Пушкин
Хожу на охоту, Пишу свои вирши.
Н.А.Некрасов
Просёлочным путём люблю скакать в телеге.
М.Ю. Лермонтов
На этом же уроке детально изучаются структура, назначение и возможности односоставных предложений; школьники учатся определять тип предложения, знакомятся с тем, где уместнее всего ими пользоваться.
Проводим всесторонний анализ любого записанного текста: смысл его, употребление эпитетов, метафор, работаем над синонимами, антонимами, омонимами, указываем орфограммы и пунктограммы, проводим синтаксический разбор предложений (показываем, чем выражено сказуемое и как мыслится подлежащее). Главное условие анализа - орфограммы и пунктограммы не должны закрыть высокого мастерства писателя, ученики в итоговом ответе, прежде всего, должны показать, как «работают» слова у великих писателей. Анализ текста делает естественной систематическую работу со словарями.
Уроки, на которых учащиеся исследуют предложенный мною или записанный наизусть текст, очень полезны. На них шлифуются знания, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, каждый ученик проводит «исследование» в привычном для себя ритме, что даёт мне возможность проверять работу поэтапно. Сильные ученики получают новое задание, остальные выполняют то, что было задано в начале урока.
Использование односоставных предложений в собственных письменных работах учащихся - заключительный этап урока.
Вот пример такого сочинения:
Зимний вечер
Вечереет. Голубоватая дымка окутывает всё вокруг. Так тихо, что в ушах звенит. Угомонились буйные ветры, задремали лёгкие ветерки. Мне не хочется идти домой. Стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые в жизни вижу длинные, обледеневшие косы берёз, спускающиеся чуть не до самой земли, ощетинившиеся кусты жасмина в палисаднике.
Почти вплотную подхожу к голубой елочке и пристально гляжу на её мохнатые, укутанные снегом ветки. И мне кажется, что иголки на каждой веточке топорщатся больше, чем летом, каждая нахохлилась, как воробей от холода.
Почему я не видела этого раньше? Наверное, потому, что всегда бегом мчалась мимо палисадника и никогда не останавливалась понаблюдать за его жизнью.
В окнах загораются огни, задымили трубами дома. Заискрился под окнами снег. Ещё таинственнее стал старый мрачный каштан. Пора домой.
Помимо использования на уроках готовых текстов, применяю важный с точки зрения задач предмета приём: предлагаю учащимся понаблюдать за природой и на уроке поделиться своими впечатлениями.
На чём этот приём основывается? На стремлении не только декларировать, но, прежде всего, приобщать к живому, полному красок и звуков миру. Вот ходят ежедневно ученики в школу мимо одного и того же дерева, и не замечают его красоты. А рябина замечательно хороша как раз осенью. «В саду горит костёр рябины красной», - писал С. Есенин. «Запылали алым цветом гроздья спелые рябин», - читаем мы у М. Исаковского.
Вот я и советую детям: «Остановитесь завтра утром на минутку, посмотрите на это прекрасное дерево». А назавтра на уроке прошу рассказать, какие у рябины краски, в чём красота.
Устный рассказ как вид опроса, как разновидность речевой деятельности, как форма самовыражения школьника очень нужен на уроках русского языка. Как передать в слове то, что увидел и почувствовал, как полнее выразить своё отношение - это решает сам ученик. Если одному трудно (бедны эмоции, беден словарь) - помогут товарищи, если они наблюдали те же картины природы.
Иногда составляется коллективный рассказ, каждый новый ученик, вносящий своё в описание, расцвечивает устный рассказ новыми красками и чувствами.
Заданий, подобных этому, можно придумать множество и использовать с учётом целесообразности. Например:
1. Январские морозы, все деревья в серебряном инее. Пусть дети расскажут, какую неожиданную сказочную картину они увидели во дворе.
2. На подходе весна, после солнечного дня с оттепелями висят огромные сосульки. Ребята с удовольствием их опишут.
3. А вот наступила весна. Появились первые почки. Заметили ли их дети? Пусть они расскажут о первых почках, первых проталинах, цветах.
4. Под окнами школы растут деревья, они дотянулись до третьего этажи. А ведь эти деревья ровесники школы. Пусть дети расскажут о деревьях, заглядывающих в окна класса.
Всё может стать объектом внимания - интересно словесное выражение эмоционального отношения к конкретному факту, к природным явлениям. С точки зрения учебного предмета обучающим моментом является то, как применить полученные знания: изложить фактическую сторону, сохранить логическую стройность речи, разнообразить слова. А это, конечно, речевая практика.
Изучая тему «Обращения», необходимо помочь ученикам почувствовать, как оно «работает», как обращения повышают образность, эмоциональный настрой речи, как становятся средством оценки и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью. Особое внимание уделяю на то, что часто только одним обращением можно выразить ласку, доброту, доброжелательность говорящего или, наоборот, злость, недовольство, порицание. Это и должны увидеть ученики. К восьмому классу изучены такие шедевры русской классики, что не воспользоваться ими нельзя. Классический пример - образец для подражания.
Работу с обращениями я начинала с «исследования», которое проводили учащиеся: «Роль обращений в творчестве А.С. Пушкина» (по изученным в 5 - 8 классах произведениям). Были взяты четыре направления творческой работы: «Авторские обращения», «Обращения с положительной оценкой героя, предмета, события», «Обращения с отрицательной оценкой героя, предмета, события», «Обращения-олицетворения, обращения-метафоры». Сколько бы ни было написано примеров на страничке, обязателен разговор о смысле, о направленности их, постоянным бывает вопрос «почему?»: почему именно такие слова берет поэт? Что они значат? При какой ситуации они произнесены?
После записи пушкинских примеров были сделаны записи-раздумья, записи-размышления, записи-выводы. Вот некоторые из них:
1. Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются добрые, светлые чувства.
2. Трогательно относился к няне Пушкин. Арина Родионовна платила тем же за его внимание и заботу о ней. Пушкин подарил бессмертие «подруге юности своей», воспев её в стихотворениях «Няне», «Зимний вечер», «Вновь я посетил».
3. Мой Пушкин начался в раннем детстве и пройдёт со мной через всю мою жизнь... Сколько красоты в стихах о природе! Читаешь, и как будто музыку слышишь: «Унылая пора! Очей очарованье... »
4. Когда день особо перегружен и я очень устаю, беру томик Пушкина. Начинаю читать - и всё забываю. Это единственный поэт, которому я отдаю предпочтение.
5. Согласитесь, стихи Пушкина наделены волшебной и неповторимой силой и красотой, вызывают восторг читателя. Его стихи не стареют и не оставляют меня равнодушной. Я искренне говорю: «Пушкин - мой любимый поэт».
Повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж - важная задача школы. Её решение обеспечивается многими факторами: содержанием обучения, методами и приёмами работы, развитием познавательного интереса к изучению русского языка, использованием
технических средств обучения, межпредметных и внутрипредметных связей, подачей материала в занимательной форме и т.п.
Использование занимательности на уроках русского языка - средство, обеспечивающее высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся. Она делает учение увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным.
Занимательность я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий и такого дидактического материала, которые своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи (путешествие, задание учёного совета, следствие знатоков) вызывают удивление, стимулируют познавательную деятельность.
Реализуется занимательность в процессе активной индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, через их труд и поиск, через соревнование и дидактическую игру («Закончи стихотворную строку», «Подскажи словечко»), без которой, по выражению В.А. Сухомлинского, «нет и не может быть полноценного умственного развития» и в ходе которой, по справедливому замечанию В.Ф. Шаталова, даже «молчуны, из которых слова на уроке не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить не в состоянии».
Викторины, конкурсы, лингвистические игры помогают проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, вовлечь в урок-игру учеников разных уровней знаний.
Задания к таким урокам подбираются не только мною, но и учениками.
Это занимательные слоговицы. кроссворды, шарады, ребусы, шуточные вопросы, моделирующие не только игровые ситуации, но и создающие атмосферу соучастия в игре, желания выразить себя и обогатиться новыми знаниями.
Богатый материал для развития фантазии, воображения детей дают экскурсии в природу, живые наблюдения: «О чём шумит береза под окнами нашей школы?», «Я хочу рассказать вам...», «Родные все места...». Детям такие уроки интересны. А интерес - это стимул к речевой деятельности, к творчеству всех учащихся класса. Я вижу, как развивается духовный мир школьников, как тянутся они к различным словарям, стоящим на открытых полках в кабинете.
«Держава детства», по определению С.В. Михалкова, всегда нуждается в поддержке бодрого, мажорного тона. Ребёнок по своей природе оптимист, он радуется всему новому, познавая мир, видит в нём подчас столько, сколько не может увидеть взрослый. Для ребёнка радость составляет яркий цветок, летящая бабочка, пробегающий заяц, поющая птица, новая игрушка, увлекательная книга. И это чувство нужно развивать, поддерживать, воспитывать. Школа должна стать домом радости, домом познания. Так считал, например, В.А. Сухомлинский. Мысль о том, что учение должно доставлять школьнику радость, несмотря на все сложности, связанные с процессом познания, опирается на сущность детской психологии.
Остановлюсь ещё на одном из путей формирования интереса школьников к русскому языку, развития их творческой активности. Это обращение к юмору на уроках и стремление учителя развивать фантазию детей. Юмор, как известно, снимает напряжение, ободряет, помогает преодолевать трудности. И хорошая музыка всегда помогает. Так пусть пять минут урока будут отведены для шутливого стихотворения, может быть, давно знакомого, и тогда дети дружно подскажут его строчки, а может быть, ещё совсем не знакомого, и оно вызовет интерес и положительные эмоции детей.
Приведу несколько примеров:
Сушёные облака
Сняли с неба облака
И повесили сушить.
Да, да, да
На провода
Их повесили сушить.
Утром высохла вода, И остались провода.
Облака куда-то дели...
Мы во все глаза глядели.
И никто ещё не видывал Сушёных облаков.
Это я сейчас их выдумал Специально для стихов.
Э. Машкова
Ёж фонарик не включил Из лесной гнилушки И на ёлку наскочил Ночью на опушке.
- Извини! - промолвил Ёж, Еле сдерживая дрожь.
- Извини и ты, сосед,
Ёлка скрипнула в ответ. - Как твои иголки? - Ёж спросил у ёлки.
- Все целы. А как твой нос?
- Целый! - Ёжик произнёс. Ёж и Ёлка при ночной Встрече на опушке
Не сказали ни одной Колкости друг дружке.
В.Орлов
Полюбившиеся строчки стихов младшие школьники охотно и дружно декламируют при случае, готовы их разыгрывать. Возникает маленький ритуал урока: на знакомую стихотворную строчку дети дают стихотворный ответ, что способствует радостному тону всего урока.
При этом возможны и различные грамматические задания: ведь в этих стихах налицо различные виды предложений, разные случаи постановки знаков препинания, различные орфограммы.
Я на собственном опыте убедилась, что часто происходит не творческое усвоение ребятами нового теоретического материала, а механическое его зазубривание, которое - увы! - держится в детской памяти очень недолго. Между тем даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать примеры занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.
Различные опорные схемы, таблицы, приносимые на урок, а также занимательные истории, рассказы и сказки (лингвистические) благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. При этом учащиеся легко и быстро овладевают не только обязательным минимумом знаний и навыков, заложенным в действующей программе по русскому языку для данного класса (5-7 классы), но и некоторыми элементами программы по русскому языку для 8-9 классов, что подтверждает широкие возможности использования на уроках методики опережающего обучения.
В своей практической работе я, начиная с 7 класса, даю учащимся понятие об обособлении (при изучении причастного и деепричастного оборота). Школьники легко могут найти в предложении обособленное определение или обстоятельство, а ошибки в постановке знаков препинания в предложениях с обособленными членами почти не допускаются. Таким образом, занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания условий для более быстрого усвоения изучаемого материала, является опорой для развития профессиональной памяти.
Опыт показал, что проводимые уроки-семинары и в пятых («Занимательно о пунктуации»), и в шестых («Имя существительное - хлеб языка»), и в седьмых классах («Это непростое предложение», «Наречие») одинаково эффективны. Они являются активной формой занятий, которая создаёт атмосферу сотрудничества и позволяет решать вопросы дифференцированного подхода к учащимся. На этих уроках последовательно выступают те учащиеся, кто готовил специально ответы на вопросы темы. После каждого выступающего в тетрадях у учащихся остаётся запись их примеров с графическим обозначением того, что составляет суть вопроса, или основные положения выступления.
Работа с текстом на уроках в старших классах даёт возможность органично связать материал новой темы по синтаксису с повторением, обобщением изученного по лексике, фонетике, морфологии, стилистике, так как текст - «сфера функционирования языковых единиц разных уровней». Кроме того, создаются условия для работы по развитию речи, по осуществлению взаимосвязи курсов русского языка и литературы.
«Исследование» текста предполагает элементарный языковой анализ при бережном отношении к поэзии и прозе, к произведениям великих русских писателей и поэтов. Работу по комплексному анализу текста я применяю на уроках-зачётах, практикумах (в кабинете имеются материалы к таким урокам, задания подобраны с учётом уровней знаний учащихся). Тем учащимся, которые выберут русский язык в качестве данного экзамена, такие упражнения помогают успешно к нему подготовиться.
Опираясь на непосредственное восприятие художественного произведения, стараюсь создать на уроках такие условия, которые являются оптимальными для понимания текста каждым учеником. Следовательно, ведущим, определяющим фактором, от которого зависит успех работы, является знание общих закономерностей, восприятие художественного текста, приемов интенсификации его восприятия.
Дефицит учебного времени при изучении русского языка в старших классах я стараюсь восполнять за счет использования материала изучаемого литературного произведения. Для объяснения нового материала использую объяснительный рассказ с элементами беседы, поисковую работу с учебником, школьную лекцию, нередко на уроке используются все эти методы обучения, но так, что учащиеся включаются в активную деятельность, становясь помощниками учителя. Я постоянно работаю над поиском активных форм и методов контроля знаний учащихся. Наряду с традиционными диктантами, изложениями и сочинениями провожу контрольные работы, материал для которых готовлю я и мои учащиеся. Задания могут быть самые разнообразные.
Азарт, увлечение рождается и проявляется в деле. Детям следует об этом говорить, рассказывать, чтобы было больше упорных, преодолевающих препятствия, а не нытиков, уверяющих, что «всё равно ничего не получится». И чтобы опять же было не только ощущение, что надо что-то делать, можно найти и подсказать ребятам конкретное дело, ведущее к успеху, к ликвидации пробелов в знаниях. Например, оформление таблицы учета ошибок, помогающей выявить собственные пробелы в языке. Оформляется она систематически (после каждого контрольного диктанта или проверочной работы).
Уроки развития речи - уроки, на которых должна проявиться индивидуальность каждого ученика, его творческие способности, так как творчество, по утверждению Л.С. Выготского, - норма детского развития. Использование на уроках развития речи музыки, живописи, образцов художественного слова даёт возможность для моделирования такой ситуации, которая раскрепощает ученика, будит в нём творческое начало, мотивирует его речевую деятельность. Особое внимание я уделяю сочинениям по картинам, так как использование репродукций картин известных русских художников способствует расширению словаря учащихся, активизации их устной и письменной речи, помогает решить задачу эстетического воспитания школьников. (Мною совместно с учениками собран богатый материал к урокам по описанию картин, включающий в себя биографии русских художников; репродукции их картин, которые помещались в различных журналах; книги о жизни и творчестве живописцев; материалы по описанию художественных творений).
Есть в классах дети, пробующие писать стихи, я даю им возможность прочесть свои произведения, в которых передано их отношение к природе, к родителям, к школе. Конечно, они несовершенны, но мне дороги. Почему,
думаю, поймёте сами:
***
Декабрь. Последний месяц года.
И первых зимних дней пора.
Но не по-зимнему погода
Теплом нас балует сутра.
Уже б пора на санках быстрых Кататься с горки ледяной,
А тут то солнце в небе чистом,
То дождик льётся проливной
Чайкина Елена
В целях повышения интереса учащихся к изучению русского языка мною широко используются различные способы работы, рассчитанные на включение в процесс познания эмоциональной сферы детей, сочетания рационального и эмоционального при овладении знаниями. Неисчерпаемы возможности уроков, потому что «всякое наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства» (К.Д. Ушинскнй).
Итак, активные формы работы на уроке помогают развитию мыслительных и творческих способностей учащихся, воспитывают личность. Таким образом, может быть достигнута главная цель филологического образования: формирование интеллектуальной, духовно богатой, образованной личности. И. Бродский в своей нобелевской лекции говорил: "Существует три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, - посредством откровения". Отличие уроков русского языка от всех прочих, очевидно, в том, что мы пытаемся пользоваться всеми тремя, думая лишь о том, "как слово наше отзовется"

15