«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Крымский федеральный университет имени
В.И. Вернадского» в г. Ялте
Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования
Кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и
воспитателей дошкольных учреждений
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Студентки 2 курса 21-зДО группы
направления подготовки
44.03.01 «Педагогическое образование»
профиль подготовки «Дошкольное
образование»
Осиповой Галины Владимировны
Руководитель: кандидат педагогических
наук, старший преподаватель
Бузни Виктория Александровна
Национальная шкала_____________
Количество балов: ___ Оценка: ECTS ___
Ялта,2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..................…………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬ-НОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………..6
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………...6
1.2. Особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..11
1.3. Дидактические игры и их роль в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста …………………………..16
Выводы к первой главе…………………………………….......………….…..22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………....24
2.1. Методы и средства развития в детях поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы…………………………………………………24
2.2. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре …………………………………32
Выводы ко второй главе .……………………………………..........................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..................43
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Познавательное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (2013 г) в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Содержание образовательной области «Познавательное развитие» «…направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов и их интеллектуального развития через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» [1].
Актуальность исследования. Проблема развития познавательных процессов у дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сегодня, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных "облегченных" знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, она является индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме развития познавательных процессов посвятили свои исследования Л. И. Божович, А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, П. И. Гальперин, В. В. Давыдов, В. С. Ильина, А. А. Леонтьев, Л. М. Маркова, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызина, Г. А. Цукерман, Л. М. Фридман, Т. И. Шамова, Г. М. Щукина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте, условия и методы их формирования в различных видах деятельности изучены в работах М. И. Лисиной, Т. А. Павловец, Т. А. Серебряковой, С. П. Чумаковой. Однако вопросы развития познавательных процессов у дошкольников в процессе игры в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.
Это позволило сформулировать тему данной курсовой работы: «Дидактическая игра как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать возможности дидактической игры как средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретическое понятие о познавательной активности в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста.
4.Определить методы и средства развития в детях поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы.
5. Описать возможности дидактической игры как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие познавательной активности посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научной и методической литературы, нормативно-правовой и учебно-планирующей документации, методических и учебных пособий по проблеме исследования.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка использованных источников, включающего 51 наименование и приложения (2). Общий объем работы составляет 53 страницы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие о познавательной активности в психолого-педагогической литературе
Педагогическая действительность доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности детей в обучении».
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и вырабатывается у дошкольников в различных видах деятельности, так считает известный педагог Дж. Брунев. Дошкольник формируется и развивается в процессе деятельности, продолжает он, в зависимости от отношения личности к деятельности, активность может иметь разные уровни, разный характер. Активность — это черта личности, которая выражается в отношении человека к деятельности, состоянии готовности и стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее реализации, выборе оптимальных путей для достижения поставленной цели [15, с. 164].
В словарях и энциклопедиях понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность — через активность [1, c. 23].
Как утверждает В.И. Лозовая, термин «познавательная активность» разные ученые трактуют по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность — более широкое понятие, чем деятельность. Проблема активности изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и так далее. Биологи, например, рассматривают адаптацию организма к окружающей среде, его реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное свойство. Однако, если животное, взаимодействуя со средой, только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек, как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней» [29, с. 15].
Основу познавательной активности, согласно мнению педагога Л. Ф. Тихомировой, как ценного интегративного образования личности составляет множество взаимосвязанных процессов:
Интеллектуальные процессы, которые помимо логических действий и операций (анализа, синтеза, обобщений, сравнений, сопоставлений) порождают состояние раздумья, размышления, рассуждения, доказательства.
Эмоциональные процессы порождают множество сенсорных процессов и эмоциональных состояний (переживание, радость познания, гордость за свои достижения, удовлетворение деятельностью);
Регулятивные процессы, к которым относятся волевые устремления, установка, целенаправленность, принятие решений, настойчивость, решительность, внимание как средоточие усилий.
Творческие процессы, актуализируют воображение, фантазию, озарение, создание новых образов, моделей [41,с. 98].
Дж. Брунев рассматривал познавательную активность, как «….естественное стремление дошкольников к познанию, считая, что человеку свойственно стремление к познанию и это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни» [15, с. 96].
Согласно мнению П. Н. Груздева, самостоятельность является высшим уровнем активности [20, с.79].
Выдающийся педагог Г. И. Щукина определяет познавательную активность как «качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания». Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, большей частью сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей дошкольного возраста. Развитие познавательной активности детей представляет тот безупречный вариант, когда ее становление происходит последовательно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде [49, с. 115].
Согласно педагогическим исследованиям П. И. Зубковой, «познавательная активность старших дошкольников это целенаправленная деятельность, ориентированная на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности — учебно-познавательная задача» [27,с. 232]
Достаточно известна и другая точка зрения, где познавательная активность характеризуется интенсивностью и напряженностью. По мнению Т. И. Шамовой, познавательная активность не сводится к простому усилию интеллектуальных и физических сил ребенка. Она рассматривается как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ребенка к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей [48, с. 70].
Познавательная активность, по словам А.В. Петровского, отражает установленный интерес старших дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и непрерывную необходимость применять разнообразные способы действия к накоплению, расширению знаний и жизненного опыта. В дошкольном возрасте активно развивается восприятие, причем в нескольких направлениях: с одной стороны, идет формирование и совершенствование об основных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина), с другой стороны, происходит формирование и совершенствование перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств предметов окружающего мира [17, с. 40].
Перцептивные действия, согласно теории педагога-психолога А. В. Запорожца, ассоциируются с практическими действиями, имеющими внешнедвигательный характер. Так, примерами могут служить простые движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, усилие мышц гортани, воссоздающих слышимый звук. «Освоение детьми способами обследования предметов проходит несколько ступеней: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.) к действиям собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов-эталонов, и только после этого — к выполнению все более сложных глазомерных действий» [28, с. 79].
По мнению О. В. Дыбиной первоначально необходимо объяснять детям способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать. Затем направлять их деятельность на самостоятельное применение этих способов применительно к разному содержанию. Только в этом случае восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в относительно элементарный процесс осознания. Эти «…изменения происходят путем формирования у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов, овладения основными способами обследования, которыми он начинает пользоваться»[22, с. 218].
П. Я. Гальперин выделял следующие этапы формирования умственных действий и понятий:
1). Этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях.
2). Этап формирования того же действия в плане громкой речи.
3). Этап формирования собственно умственного действия [19, с. 299].
Известный педагог М. И. Лисина, дает познавательной активности определение: «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [31, с. 218].
Повышение результативности обучения дошкольников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в старшем дошкольном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности дошкольников.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что познавательная активность определяется, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность дошкольника в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний. Это проявляется в осознании цели деятельности, готовности к активным действиям и непосредственно самой познавательной деятельности. Это выражается в заинтересованном восприятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания окружающего мира.
Познавательная активность детей дошкольного возраста считается одной из значимых характеристик в психическом развитии детей. Выработанная в период дошкольного детства она является движущей силой в познавательном развитии ребенка.
1.2. Особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Значимость старшего дошкольного возраста, как сенситивного периода в формировании познавательной активности личности, аргументируется в трудах М. И. Лисиной: « познавательная активность отражает определенный интерес старших дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора». Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно. Ребенок – существо социальное, поэтому среда для него представляется условием и источником развития.
В старшем дошкольном возрасте действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. Образ предмета все более дифференцируется, приближается к реальному предмету, обогащается названием его свойств и качеств, информацией о возможных разновидностях предмета. Ребенок 5-6 лет быстро узнает знакомые предметы, замечает их различия и сходство, так как вполне способен выполнять основные перцептивные действия в уме. Это значит, что восприятие становится внутренним психическим процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой постижения мира, первой фазой которого является чувственный опыт [22, с. 231].
В своих научных трудах, М. И. Лисина доказала, что в первые годы жизни уровень познавательной активности дошкольника обусловливается влиянием окружающей среды. Главным фактором является общение ребенка прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром [31,с. 213 ].
По мнению Л. А. Беляевой, одним из основных «двигателей» познавательной активности детей является педагог. Под руководством взрослого дошкольник приобретает новые виды деятельности, умения, навыки. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, исходящей от воспитателя. Педагог не только передает, повторяет, проверяет знания, а средствами этих знаний побуждает детей к их самостоятельному добыванию. Он как бы управляет мыслительной деятельностью ребенка.
Поэтому, продолжает Л. А. Беляева, педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:
1). Способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности.
2).Тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать.
3).Умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение.
4).Знания особенностей психического развития детей.
5). Способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию [10, с. 58].
Как утверждает П. И. Зубкова «формирование познавательной активности старших дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и развитию познавательной активности. Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, в познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности» [27, с. 293].
«Познавательное» воображение, согласно исследованиям Г. И. Щукиной, в старшем дошкольном возрасте переходит на новый качественный уровень. Дети 6 лет не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. Выбор таких приемов связан с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. Выбор проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом включения. В этом возрасте также впервые появляется целостное планирование: ребенок может построить план действий и последовательно реализовывать его, нередко корректируя в ходе деятельности. Продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными [49, с. 171].
Выдающийся российский психолог Л. С. Выготский указывает, что ведущее место в структуре познавательных процессов старших дошкольников занимает мышление. Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации. В мышлении старших дошкольников выделяется три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления [18, с. 114].
Согласно мнению И. В. Дубровиной, понимание – это деятельность, направленная на усвоение готовой информации, которая передается педагогом. Это требует от дошкольников определенных умственных усилий, определенной аналитико-синтетической деятельности [23, с.451].
Под логическим мышлением, Ж.- Ж. Пиаже в своей научной работе «Психология мышления», понимает процесс решения познавательных задач дошкольниками, как умение самостоятельно приходить к новым выводам в процессе логического мышления. Как далее отмечает педагог, «логическое мышление старших дошкольников развивается в результате поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы, при выполнении творческих заданий» [34, с. 237 ].
Работы Л.С. Выготского посвящены основным проблемам детской психологии. По его мнению, мышление в старшем дошкольном возрасте переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а к концу дошкольного периода уже к словесному мышлению. Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику познавательной активности. Детей старшего дошкольного возраста отличает умение анализировать и обобщать. Ребенок 5-7 лет, продолжает Л. С. Выготский, склонен к восприятию всего нового. Это проявляется в своеобразии воображения и чувств, т.е. он расположен к развитию творчества [18,с. 120].
В своей научной работе «Возрастная психология. Психология развития», советский психолог Б. Д. Эльконин, подчеркивает, что у старших дошкольников нужно сформировать мотивы учения, главным из которых является интерес к предмету. Под познавательным интересом к предмету подразумевают избирательную направленность психических процессов дошкольника на определенные объекты и явления окружающего мира. Тем не менее, устойчивый интерес детей-дошкольников к предмету идет через любопытство и любознательность, что определяет успех в обучении [50, с.195].
Среди структурных элементов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Л. С. Выготский выделяет: познавательный интерес, мотивы обучения, особое умственное напряжение, активную мыслительную деятельность, наличие волевых усилий, а также совокупность разнообразных эмоциональных и нравственных процессов [18, с.106].
Овладение знаниями — процесс активного осмысления ребенком общественно - исторического опыта, содержание и формы которого должны находиться в соответствии с его возможностями. Накапливаемый опыт дошкольник учится переносить в собственную деятельность (предметно- игровую, практическую, учебную, трудовую, общественно- полезную).
В научных работах по психологии Б. Г. Ананьева, говорится о том, что «постигнуть немалый объем информации дошкольнику помогают эмоции и чувства. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Ребенок постоянно взаимодействует с различными предметами, явлениями и событиями окружающего мира. Это оставляет в его душе определенный эмоциональный отзыв, пробуждает различные чувства. Таким образом происходит сохранение в памяти этих представлений в виде эмоционально-чувственных образов. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление». Например, ребенок наблюдает грозу. Она вызывает в нем определенные эмоциональные реакции (испуг, интерес, восторг), так он овладевает знаниями о грозе на эмоционально-чувственном уровне. Аналогичным образом дети постигают другие области жизнедеятельности человека [6, с. 176].
Делать анализ познавательной активности ребенка, согласно исследованиям Л. С. Выготского, невозможно без учета особенностей его личности. Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью [18, с. 149].
Известный педагог Л. И. Божович отмечал, что «завершение дошкольного периода развития ребенка в психологическом плане представляет целую систему взаимосвязанных качеств познавательной, аналитико-синтетической, мыслительной активности, качеств детской личности, включая познавательные интересы, определенную степень сформированности механизмов волевой регуляции». Важное значение наряду с этим, ученые уделяют познавательным интересам [12, с. 289].
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод: структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей формируются новые мотивы деятельности.
Познавательный интерес ребёнка отображается в его играх, рисунках, рассказах, различных видах творческой деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность возрастает. С ее помощью обобщаются знания детей, формируется способность к аналитической деятельности не только на основе восприятия предметов, но и на фоне представлений. Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Ребенок овладевает новыми знаниями, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.
1.3. Дидактические игры и их роль в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. О. В. Беккер дает понятие дидактической игры, как одной из разновидностей игр с правилами, специально создаваемой педагогической школой в целях обучения и воспитания детей [9, с. 59].
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель.
По мнению В. Н. Аванесовой, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной активности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку [4, с.105].
Дидактическая игра привлекала к себе внимание видных зарубежных, русских педагогов еще на этапе зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного возраста. К примеру, А. И. Сорокина широко использовала их, подчеркивая огромную роль в воспитании и обучении детей
Применяя дидактические игры, отмечает автор, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на сознание, на чувства, на волю и поведение в целом. Дидактические игры, способствуют формированию у детей психических качеств: внимание, память, наблюдательности сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость дошкольникам [38, с. 36].
Со слов Г. И. Щукиной, потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Освоение разнообразных дидактических игр возможно на разных уровнях детской активности и самостоятельности. Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной окружающей среде, развивает многие качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает. Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять [49, с. 96].
Как утверждает Д. В. Менджерицкая, игры служат подготовительной ступенью к развитию интеллектуальной деятельности, оказывают благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, мелкой моторики. В игре задействованы все внешние чувства, поэтому она носит развивающий характер [32, с. 34].
В отечественной педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических исследованиях педагог-новатора В. В. Давыдова. В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства, а также реализуется потребность дошкольника в творческих проявлениях. Все развивающие игры имеют много вариантов, подходы к их решению многообразны, поэтому у каждого ребенка есть возможность проявить в игре особенности своей личности. Расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сферу своего мышления, открывает новые свойства вещей и черпает более точные понятия [21, с. 275].
По мнению Л. Ф. Тихомировой, дидактические игры имеют большое значение для успешного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность, для лучшего понимания и закрепления материала, для развития у детей познавательной активности, но их необходимо применять в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение [41, с. 134].
Е. И. Тихеева, автор отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, говорила о новом подходе к дидактическим играм. По ее словам дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с беседой, чтением художественной литературы, изобразительной деятельности, пением, гимнастикой, трудом [40, с. 132].
Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей (А.К. Бондаренко) [13, с.73].
Л. В. Артемова относит дидактические игры к "рубежным играм", представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают [8, с. 97].
По мнению Л. И. Божовича, организовывая игры, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и отличие предметов. Важность этих игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания постепенно усложняются: дети упражняются в определении предмета, по какому-либо одному качеству, объединяем предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что, несомненно, является очень важным развития логического мышления В играх используются предметы, в которых разница между ними едва заметна. Дети, играя с этими предметами, выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Таким образом, дошкольники приобретают умения складывать целое из частей, выкладывать узоры, из разнообразных форм [11, с. 343].
Играя, они изучают цвет, свойства материалов, пространственные отношения, числовые отношения, изучают растения, животных, птиц, насекомых. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие дидактическими играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга [11, с. 345].
Во время прогулки, при ознакомлении дошкольников с природой предлагаем следующие дидактические игры: «Собери красивый осенний букет из листьев», «От какого дерева листик?», «Разложи листья по убывающей величине». «Кто, где живет?», «Кто скорее выложит узор из разных листьев?». Проведение этих игр способствует закреплению знаний у дошкольников об окружающем мире, формирует мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация)[38, с. 284].
Классификация дидактических игр дает Е. И. Удальцова. По ее мнению в теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: игры с предметами, настольно - печатные игры, словесные игры. Они являются эффективным средством и методом развития познавательной активности и выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую.
Эффективно использование настольно - печатных игр, они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Подбор картинок по общему признаку (классификация) способствует развитию умения классифицировать предметы, обобщать, устанавливать связи между ними.
Словесными играми мы вызываем у детей желание самостоятельно мыслить. Участвуя в играх, дети естественным образом приобретают навыки умственной работы, процесс обучения происходит легко и непринужденно. Играя в дидактические игры с дошкольниками на занятиях и в свободной деятельности, они приобретают новые знания, получают много новой информации. У них развивается память, мышление, внимание, творческие способности, что является очень важным в развитии дошкольников [42, с. 28]
Как отмечает Б. Д. Эльконин, игра незаменима как средство воспитания доброжелательных взаимоотношений между детьми. Она способствует чуткому отношению к сверстникам, учит быть справедливыми, уступать товарищам в случае необходимости. Игра является прекрасным средством воспитания коллективизма [50, с. 188].
Роль дидактической игры в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
Активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение).
Воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста.
Развивает все виды способностей.
Вводит детей в жизненные ситуации.
Учит их действовать по правилам, развивает любознательность.
Закрепляет знания, умения.
Таким образом, дидактические игры выступают прекрасным средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. В них дошкольники отражают окружающую действительность, проявляют свои знания, делятся ими со сверстниками. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности дошкольников.
Выводы к первой главе
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы можно сделать следующие выводы:
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).
Познавательная активность выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания окружающего мира.
Особенностью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является то, что лидирующее место в структуре познавательных процессов старших дошкольников начинает занимать мышление. Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации. Мышление в этом возрасте переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а в конце старшего дошкольного возраста уже к словесному мышлению. Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику познавательной активности.
Дидактическая игра – это одна из разновидностей игр с правилами, специально создаваемой педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Роль дидактической игры в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение); воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста; развивает все виды способностей; вводит детей в жизненные ситуации; учит их действовать по правилам, развивает любознательность; закрепляет знания, умения, навыки.
Все они выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую. Дидактическая игра является одним из средств, стимулирующих познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, мощным стимулом и разносторонней, мотивации в обучении детей старшего дошкольного возраста.
Использование в процессе обучения дидактических игр является основным условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методы и средства развития в детях поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы
Познавательная активность формируется из потребности в новых впечатлениях, которая свойственна каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка складывается желание узнать и открыть для себя как можно больше нового. Таким образом, познавательная деятельность и инициативность в ней рассматривается как готовность к познавательной активности.
В "Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков" инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности - поведении, осуществляемом на внешние стимулы». Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.[1].
По мнению О. В. Дыбиной «…развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта. Познавательная активность ребенка осуществляется в конкретном культурном пространстве, которое можно рассматривать как систему нормативных ситуаций, поддерживающих или, наоборот, тормозящих познавательную инициативу»[22, с. 176].
Кандидат педагогических наук Е. А. Меньшикова в своей статье «Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей» отмечает, что «…познавательная активность тесно связана с познавательной деятельностью личности. Познавательная активность, продолжает автор, является движущей силой познавательной деятельности человека, в частности дошкольника. Выражается в особом интеллектуальном отношении личности к окружающей действительности. Познавательная активность реализуется через познавательную деятельность. Существуют уровни развития познавательно активности: репродуктивный и продуктивный (творческий) и этапы ее развития: любопытство, любознательность, познание»[33, с. 113].
Как утверждает Л. Ф. Тихомирова, одной из первичных форм познавательного интереса является любопытство. Его основой является природная реакция ребенка на изменения в обстановке, появление нового, эмоционально яркого в окружающем мире. Детское любопытство проявляется в вопросах. Например: «Кто это?», «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Ребенок начинают задавать вопросы по поводу существенных характеристик предметов и объектов его окружения. Любознательность дошкольника выражается в желании познать то, что скрыто от его глаз. Для данного этапа познавательного интереса, свойственным является «сбор информации» о предметах и явлениях окружающей действительности. Поэтому любознательность приобретает значимую роль в развитии познавательной активности.
Под познанием понимается высшая форма человеческой деятельности, направленная на раскрытие новых закономерностей, установления новых знаний о природе, общественных явлениях [25,с. 134].
Исследования психологов и педагогов, в частности В. И. Лозовой, указывают на возможности дошкольника не только осмысливать некоторые факты реальности, но и объяснять их. Особая роль в этом отводится педагогу, который во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждает ребёнка к осознанному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивает умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияет на детскую инициативу, творческую и познавательную активность [29, с. 12].
Как замечает психолог П. Н. Груздев, «развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое является основой формирования этого качества. Деятельность педагога, связанная с развитием поисковой и деятельность интеллектуальной инициативы, требует использования в работе определенных средств и методов» [20, с. 129].
Как считает профессор А. В. Петровский, предметно-развивающая среда выступает эффективным средством личностного развития дошкольника и способна побуждать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого необходимо создать следующие условия. Например, отвести специальное место под детскую лабораторию «Я исследователь». В ней целесообразно разместить различные материалы и оборудование для простых экспериментов: лупы, мерные емкости, компасы, глобус, микроскоп, образцы песка и глины, различный природный и бросовый материал. Опыты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Найденные ответы на вопросы с помощью опытов собираются, обсуждаются с детьми. Результаты детских опытов можно оформить в виде индивидуальных альбомов «Открытие маленьких ученых». Дети проводят опыты не одни раз, и могут повторять их совместно с родителями в домашних условиях, что способствует тесному взаимодействию с семьей в вопросах воспитания и развития детей. В результате данной технологии решаются задачи, направленные на самостоятельную познавательно-исследовательскую детскую деятельность [17, с. 63].
Современные исследования Е. И. Удальцовой, показали эффективность использования в старшем дошкольном возрасте средств, облегчающих ребенку самостоятельное выполнение тех или иных заданий и правильную организацию деятельности. Здесь идет речь, прежде всего о дидактических играх. Например, «Подбери одежду кукле», «Помоги другу выбрать книгу», «Выбери платье для мамы». Их задача научить детей объяснять, чем обусловлен их выбор [42, с. 39].
В дошкольном возрасте в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Для развития поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы у детей, Н. А. Виноградова предлагает использовать в работе следующие методы: проблемно-поисковый, исследовательский, проектный [17, с. 87].
Как считает Ж. Н. Тельнова, «использование метода проблемного обучения в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей». Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. С целью развития в детях поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы, широко используются вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок» [39, с.118].
Создание проблемно-поисковых ситуаций, как утверждает П. И. Зубкова, является частью метода проблемного обучения дошкольников. Именно он составляет необходимую закономерность творческого мышления. Развитие в детях поисковой деятельности благополучно достигается не только на учебном материале, но и при решении бытовых задач. Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать искусственно. Например:
1). Ситуация на транспорте: Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?
2). Ситуация с огнём: В квартире пожар. Что ты будешь делать?
Дым в квартире. Твои действия.
3). Ситуации с водой: Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? С помощью решения проблемных ситуаций дошкольники учатся самостоятельно искать информацию, использовать знания в обычной жизни [27, с. 215].
Согласно психологическим исследованиям И. В. Дубровиной, дети по своей природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельный поиск новых сведений о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Задача воспитателя помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными [23, с. 206].
По мнению Н. В. Веракса, для детей 5–6 лет характерен развивающий этап. К этому возрасту они уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. Дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы [16, с. 59].
По мнению Ж. Н. Тельновой, изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее области диктуют педагогу необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий [39, с. 127].
Интегрированный метод обучения, продолжает педагог, является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие в личности ребенка поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы, его познавательных и творческих способностей. Работу в этом направлении можно построить, объединив серию занятий основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников – иллюстраторов [39, с. 144].
Одним из перспективных методов, способствующих развитию в детях поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.
По мнению Н. Е. Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование» и программы «От рождения до школы», «одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор» [16, с. 37].
Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога, данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать ее в настоящем [25, с. 131].
Метод проектов также нашел отражение в педагогических трудах Н. А. Виноградовой, которая считала, что он сможет обеспечить связь теории с практикой. Следует заметить, проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей. При работе над проектом дети научились основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Посредством внедрения метода проекта, дошкольники становятся уверенными в своих силах, у них снижается тревожность при возникновении новых проблем, формируется привычка самостоятельно искать пути решения. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, этот метод способствует развитию познавательного интереса к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. При этом дети сами добывают базовую информацию. В связи с этим « изобретают», «экспериментируют», «открывают» новые для себя понятия, расставляют важные для себя приоритеты [17, с. 78].
Педагог И. В. Штанько считает метод проектной деятельности одним из перспективных направлений, способствующих повышению качества дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Автор предлагает для детей старшего дошкольного возраста следующие виды проектов:
1). Игровые: «Игра-путешествие в подводное царство», сюжетно-ролевая игра «Театр», игра «Строим город будущего», «Путешествие в древний мир», «Строим сказочный снежный городок».
2). Творческие: осенний (весенний, зимний) вернисаж; музыкальная сказка (по выбору), настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям), «Веселая ярмарка»;
3). Познавательные: журнал «Почемучка», «Путешествие в Царство Математики», конкурс «Моя родословная» [47, с. 32].
В практике дошкольной педагогики О. В. Дыбина выделяет темы совместного проектирования: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Это могут быть альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Моя любимая сестренка», «Выставка цветов», «Домашние питомцы», «Любимые сказки», сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего города с рисунками и фотографиями достопримечательностей, изготовление макета по русским сказкам. Оформление домашние выставок: «Умелые руки», «Открытки к празднику», «Детская мода», «Путешествие в страну бабочек». Предполагается совместное их рассматривание с родителями, друзьями [22, с 186].
Согласно утверждению Ж.Н. Тельновой, развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс развития у воспитанников поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы:
1). Метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);
2). Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
3). Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
4). Метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач [39, с. 142].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что познавательная активность тесно связана с познавательной деятельностью дошкольника. Познавательная активность реализуется через познавательную деятельность, при этом она может и должна стать устойчивой чертой личности ребенка. Познавательная активность оказывает сильное влияние на развитие его поисковой деятельности и развитие интеллектуальной инициативы.
Развитие в детях поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы наиболее эффективно именно в тех случаях, когда педагог использует возможность применения различных методов, а именно: проблемно-поисковый, исследовательский, проектный.
2.2. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре
Известный педагог М. Н. Поваляева в своей статье « Развитие речи детей при ознакомлении с окружающим» предлагает использовать ряд дидактических игр, «…которые не только расширяют и углубляют знания об окружающем мире, но и развивают познавательную активность, любознательность, формируя учебную мотивацию». В них дети усваивают правила и условия, могут играть самостоятельно как на занятиях, так и вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей [35, с. 217].
По мнению А. Е. Жичкиной, дидактические игры на сообразительность способствуют рациональному использованию имеющихся у детей знания в мыслительных операциях:
1). Находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
2). Сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять [26. с. 12].
В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Ее игры связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как «Назови одним словом», « Назови три предмета» требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя, развивает у себя монологическую речь. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали», необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в играх, решении спорных вопросов, развивая способности аргументировать свои утверждения, доводы [41, с. 93].
Как утверждает А. Б. Аникеева, в игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре « Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов [7, с. 96].
Известный деятель в области психологии и педагогики, Н. Я. Михайленко, в своих методических рекомендациях «Как играть с ребенком» приводит примеры дидактических игр по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста:
1). Умственное развитие: «Техника». Игра «Умные машины»
Цель:- закрепление тематического словаря
- различение и называние технических средств, которые помогают людям. Данная игра способствует формированию умения выделять существенные признаки предметов.
2). «Профессии”Игра: “Кому что надо?”
Цель: - уточнение представления детей о профессиях;
- учить называть функции и свойства предметов. В играх такого типа совершенствуются навыки правильного умозаключения на основе функций предметов, развивается логическое мышление.
3). Насекомые, птицы. Игра: «Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?»
Цель: - уточнять понимание детьми обобщающего значения глаголов;
- учить аналитическому чтению [30, с. 60].
Л. Ф. Тихомирова предлагает следующие дидактические игры, направленные на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Например, в дидактических играх на развитие восприятия цвета, формы и величины, ребенку предлагаются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы:
1). Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат.
2). Положи квадрат на окно.
3). Принеси красный круг, синий квадрат.
4). Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленые круги, желтые круги, красные круги.
5). Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.
6). Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.
7). Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).
8). Собери большие круги (квадраты, треугольники) [41, с. 118].
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания, немецкий педагог Ф. В. Фребель считал, что задача первоначального образования состоит не в учении, а в организации игры. В разработанную им систему дидактических игр вошли игры с мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, которые до сих пор считают «дарами Фребеля». Обязательным элементом большинства дидактических игр стали песни, короткие стихи, рифмованные сказки [44, с. 239].
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает существенным свойством: в ней познавательная деятельность играть роль самодвижения, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, итогом самой деятельности.
Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующий этап, пока не будет достигнут конечный результат обучения [9, с. 59].
Согласно теоретическим выводам Л. В. Артемовой, дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности:
1). Активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста.
2). Развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации.
3). Учит их действовать по правилам, развивает любознательность.
4). Закрепляет знания, умения[8, с. 97].
В научных трудах педагога Е. А. Яковлевой отмечается, что «…правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем. Современное дошкольное образование ставит задачу формирования системы знаний на высоком уровне теоретического обобщения. С овладением обобщенными теоретическими знаниями связано развитие познавательной активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста».
Развитие познавательной активности и самостоятельности детей для современного дошкольного образования, продолжает автор, является не только необходимым результатом обучения, но и условием превращения знаний в убеждения. Это объясняется тем, что овладение теоретическим обобщением обеспечивает ребенку активное суждение в изучении последующих вопросов учебного предмета. И чем обширнее выработанное обобщение, тем шире сфера его применения, повышаются творческие возможности дошкольников, следовательно растет и познавательный интерес к выполняемой деятельности. Таким образом, повышение теоретического уровня содержания учебного материала и развитие познавательной самостоятельности дошкольников рассматривается в качестве взаимозависящих и взаимодополняющих друг друга педагогических проблем [51, с. 37].
Известный педагог А. И. Сорокина, с целью формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы [15, с. 42].
Охарактеризуем кратко каждый вид.
Игры-путешествия призваны приумножить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они усиливают наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх применяются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач. Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Элементами игры - путешествия могут выступать песни, загадки, подарки и многое другое.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения, игровые задания что-нибудь сделать: «Собери в корзину все игрушки такого-то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы»
Игры-предположения. Их игровое задание выражено в названиях «Что было бы...». Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Дидактические игры-предложения побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения.
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы [38, с.29].
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий [38, с. 30].
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод:
Дидактическая игра это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста. Дидактическая игра это способ обучения действием: в ней органично заложена познавательная задача. В дидактической игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников.
Выводы ко второй главе
Познавательная активность тесно связана с познавательной деятельностью личности. Познавательная активность является движущей силой познавательной деятельности дошкольника.
Одним из эффективных средств развития в детях поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы выступает предметно-развивающая среда, которая способна побуждать дошкольника к познавательно-исследовательской деятельности. Дидактическая игра, как средство развития в детях поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы, облегчает ребенку самостоятельное выполнение тех или иных заданий. Она формирует компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
С целью развития поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы у детей, используют следующие методы: проблемно-поисковый, исследовательский, проектный.
Дидактическая игра формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людям разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности, систематизирует и углубляет знания, приучает детей мыслить самостоятельно. Все это способствует развитию познавательной активности, интеллектуальной инициативы и познавательной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования данной работы стало рассмотрение дидактической игры как средства познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
1). Проанализировав теоретическое понятие познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно сделать следующее заключение: познавательная активность – естественное стремление личности к познанию, представляет собой меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность дошкольника в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний. Это сложное личностное образование формируется под влиянием субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения) факторов.
2). Старший дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании познавательной активности. Особенностями развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста можно считать следующие: «познавательное» воображение в этом возрасте претерпевает качественные изменения, продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными; логическое мышление старших дошкольников развивается в результате поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы, при выполнении творческих заданий; в постижении объема информации дошкольнику помогают эмоции и чувства, в психологическом плане которые представляют собой целую систему взаимосвязанных качеств познавательной, аналитико-синтетической, мыслительной активности, качеств детской личности, включая познавательные интересы.
3).Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности, а именно: активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение); развивает интерес и внимательность детей дошкольного возраста, все виды способностей; вводит детей в жизненные ситуации; учит их действовать по правилам, способствует развитию любознательности; закрепляет знания, умения, навыки. Все виды дидактических игр выполняют основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Они способствуют развитию познавательной активности, являются мощным стимулом и разносторонней мотивации в обучении детей старшего дошкольного возраста.
4). В результате изучения психолого-педагогической литературы были выявлены средства и методы развития в детях поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы. Предметно-развивающая среда выступает одним из эффективных средств личностного развития дошкольника и способна побуждать его к познавательно-исследовательской деятельности.
Дидактическая игра, как средство развития в детях поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы, облегчает ребенку самостоятельное выполнение тех или иных заданий. Она формирует компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
Основными наиболее эффективными методами развития поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы в детях можно выделить следующие: проблемно-поисковый, исследовательский, проектный.
5). В данной работе были рассмотрены возможности дидактической игры как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста способствует: развитию познавательных способностей, интеллектуальной инициативы; получению новых знаний их обобщению и закреплению. В процессе игры дети усваивают средства и способы умственной деятельности, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство развития познавательной активности и деятельности детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
3. Некипелов, А. Д. – Москва: Энциклопедия, 2011. – 480 с.: ил.
4. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: учебное пособие/ В. Н. Аванесова. – М.: Изд-во Просвещение,1972. – 215 с.
5. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Изд. Центр «Академия»,1998. – 365 с.
6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Вопросы психологии: книга для педагогов-психологов / Б. Г. Ананьев. – М.: Изд-во Наука, 2000. – 351с.
7. Аникеева, Н. Б. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н. Б. Аникеева. – М.: Изд-во Просвещение, 2005. – 144 с.
8. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: пособие для воспитателей / Л. В. Артемова. – М.: Изд-во Наука, – 1992. – 150 с.
9. Беккер, О. В. Дидактические игры: пособие для воспитателей детского сада / О. В. Беккер. – М.: Просвещение, 1987. – 74 с.
10. Беляева, Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности: учебное пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Л. А. Беляева. – Урал. гос. пед ин-т. Екатеринбург, – 1993. – 112с.
11. Богоявленская, Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии . – 1999. – №2. – С.35 - 41.
12. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Вопросы психологии: книга для педагогов-психологов / Л. И. Божович. – М.: Просвещение , 1968. – 520 с.
13. Бокшиц, Е. А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста. Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для студ. высш. и средн. учебн. заведений / Е. А. Бокшиц. – СПб. Питер.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2009. – 246 с.
14. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: учебное пособие для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 102с.
15 .Брунев, Дж. Исследование развития познавательной деятельности: книга для практического психолога / Дж. Брунев. – М.: Просвещение, 1981. – 207 с.
16. Веракса, Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений /. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика - Синтез, 2008. — 112 с.
17. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду пособие для воспитателей / Н. А Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
18. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Хрестоматия по общей психологии / Л. С. Выготский; – Москва: Учебно-методический центр «Психология», 2001. –212с.
19. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания: книга по психологии / П. Я. Гальперин, С. Л. Кобыльницкая. – М.: Инфра, 2003. – 474с.
20. Груздев, П. Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения: учебное пособие по психологии / П. Н. Груздев, Ш. Н. Ганелин. – М.: АПН РСФСР, 2004. – 198с.
21. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
22. Дыбина, О. В. Познавательное развитие детей в дошкольной организации: учебно - методическое пособие / О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина,
С. Е. Анфисова; под ред. О. В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015, – 304с.
23. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учебное пособие. 4-е изд./ И. В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2006. – 592 с.
24 .Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей: учебно-методическое пособие для студ. высш. и средн. учебн. заведений / В. Н. Дружинин. – М.: Академия, 2004. – 224 с.
25. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления: учебно-методическое пособие для студ. высш. и средн. учебн. заведений / Д. Дью. – М.: Совершенство, 2000. – 208 с.
26. Жичкина, А. Е. Значимость игры в развитии человека / А. Е. Жичкина // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4.– С.18-21.
27. Зубкова, П. И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / П. И. Зубкова. – М.: Просвещение, 2005. –. 363 с.
28. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
29. Лозовая, В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников.: автореф. дис… канд. пед. наук /.В. И. Лозовая. – Тбилиси: 1990. – 19 с.
30. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком: пособие для воспитателя детского сада /. Н. Я. Михайленко, Н. В. Короткова. – М.:Просвещение,1990. – 78 с.
31. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении: учебно-методическое пособие / М. И. Лисина. – П.: Издательство « Питер», 2008. – 320 с.
32. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: книга для воспитателей дошкольных учреждений / Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – 58 с.
33. Меньшикова, А. Е. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей / А.Е. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 5. – С. 112-115.
34. Пиаже, Ж.-Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка»: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Ж.-Ж. Пиаже. СПб: Союз, 1997. – 282 с.
35. Поваляева, М.Н. Развитие речи при ознакомлении с природой: книга для воспитателей дошкольных учреждений / М. Н. Поваляева. – Ростов «Феникс», 2002. – 416 с.
36. Ситдикова, Д. С. Игры по развитию речи / Д. С. Ситдикова //Дошкольное воспитание. – 2013. – №3. – С. 38–39.
37. Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии: методика проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко. – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 97 с.
38. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 49 с.
39. Тельнова, Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Дисс. канд. пед. наук./ Ж. Н. Тельнова. – Омск: 1997. – 248 с.
40. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: учебно-методическое пособие /В. В. Тихеева. – М.: Изд-во Просвещение,1981.–148с.
41.Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: методическое пособие / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития,1996. – 152 с.
42. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников: учебно-методическое пособие / Е. И. Удальцова. – М.: Изд-во Просвещение, 1976. – 58с.
43. Ушакова О. В. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / О. В. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
44. Фребель, Ф. В. Воспитание человека. Т. 1.: Педагогические сочинения / Ф. В. Фребель. – М.: Книгоиздание, 1913. – 359 с.
45. Черница, М. Поиграй со мной! / М. Черница // Дошкольное воспитание. -–2006. – №4. – С. 54.
46. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: пособие для студ. высш. учебн. зав. / С. Т. Шацкий. – М.: Педагогика, 1980. – 304 с.
47. Штанько, И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. / Управление дошкольным образовательным учреждением // И. В. Штанько. – 2004. – №4. – С. 25.
48. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников: учебное пособие для студ. высш. учебн. зав. / Т. И. Шамова. – М.: Знание, 1979. – 96 с.
49. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Г. И. Щукина. – М.: Изд-во Фортуна, 2013. –204.
50. Эльконин, Д. Б. Психология игры: учебное пособие. / Д. Б. Эльконин. – М.: Изд-во Педагогика, 1978, – 304 с.
51. Яковлева, Е. А. Развитие творческого потенциала у школьников. / Вопросы психологии. // Е. А. Яковлева. – 2000. – № 2. – С.37-42.