Использование технологии исследовательской деятельности как условие достижения компетентностных результатов обучающихся на уроках физики


Карпова Антонина Александровна.
МБОУ «СОШ №19» города Ангарска Иркутской области, учитель физики.
Использование технологии исследовательской деятельности как условие достижения компетентностных результатов обучающихся на уроках физики
На ступени основного общего образования стандартами второго поколения устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ —
«Формирование универсальных учебных действий»;
«Формирование ИКТ- компетентности обучающихся»;
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и
«Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Государственные образовательные стандарты
второго поколения требуют приоритета системно – деятельностного подхода к процессу обучения,
развития у школьников умения проводить наблюдения природных явлений,
описывать и обобщать результаты наблюдений,
использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;
представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов, принципов действия важнейших физических устройств,
для решения физических задач.
Метод исследования способствует развитию таких качеств личности, как
мышление,
познавательный интерес,
активность,
память,
воля,
навыки взаимодействия в группе,
способность выражать свои мысли, а также эмоции.
С уверенностью можно говорить о формировании всех видов универсальных учебных действий на таких уроках.
Более того, учебные исследования дают возможность интегрировать теоретические знания и практические навыки путем творческого исследования под руководством учителя.
Исследовательский метод проведения занятий по физике помогает учащимся развить:
Личностные УУД
развитие личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе и т.д.
развитие убежденности в возможности познания природы;
уважение к творцам науки и техники;
интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
способность видеть закономерность изучаемого явления;
целостную картину окружающего мира.
Регулятивные УУД
планирование эксперимента; прогнозирование; алгоритмизация; рациональное использование времени;
 учет правил ТБ; подбор материала к лабораторным работам;  правильная организация рабочего места при выполнении лабораторных работ; 
пользование измерительными приборами и измерение физических величин; 
умение: определять цену деления приборов,производить сборку установки, составлять схему эксперимента; использовать учебную и техническую литературы; 
Познавательные УУД
формулировка целей и задач;  выдвижение гипотезы и предсказание результата; 
анализ и синтез; описание наблюдаемых явлений;  
сравнение результатов исследования с планируемыми результатами; 
установление причинно-следственных связейрасчет погрешности вычисления; 
математическая обработка результата; 
использование математических символов; оформление результатов (схемы, таблицы, графики);
кодирование и декодирование информации(использование формул);
обоснование доказательств.
Коммуникативные УУД
обсуждение задания и распределение обязанностей; взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль);  обсуждение результатов и формулировка вывода;
построение речевых высказываний.
Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным.
Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны.
Урок-исследование
 
Тема урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле».
№ Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Организационный момент. Мотивация.
Предлагает ученикам составить тему урока из слов: поле, магниты, постоянные, магнитное.
Составляют тему урока: Постоянные магниты. Магнитное поле.
Личностные:
формирование личностного отношения к предмету, к окружающим к самому себе.
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества.
2 Целеполагание с участием учеников.
Задает вопросы ученикам:
Что вы знаете о магнитах? А что бы вам хотелось узнать?
Отвечают на вопросы, самостоятельно выделяют и формируют учебные цели.
Регулятивные:
целеполагание,планирование3 Планирование. Для того, чтобы ответить на вопросы, будем проводить эксперименты, а результаты оформим в виде таблицы.
Планирование последующих действий.
Регулятивные планирование Познавательные самостоятельное выделение и формирование учебной цели. 4 Выполняет шесть экспериментов вместе с детьми.
Выполняют эксперименты под руководством учителя, прогнозируя результат.
Личностные:
смысло
образование
Коммуникативные:согласование действий с партнером,построение речевых высказываний
Познавательные(логические):анализ, сравнение, выдвижение гипотез
Регулятивные:алгоритмизация, прогнозирование
5 Оформление таблицы №1.
Познавательные
(Общеучебные) структуирование знаний, информационный поиск.
6 После каждого из шести экспериментов помогает ученикам сделать вывод, обобщив, результаты записываем в таблицу № 1.
Обобщая результаты, делают выводы, записывают в таблицу №1 « Узнал».
Познавательные(логические):анализ, сравнение, выдвижение гипотез
(общеучебные):
структуирование знаний,информационный поиск.
7 Излагается исторический материал, подводя диалог к книге У.Гилберта, 1600 г.
Получают знания исторического характера.
Познавательные(общеучебные): инф.поиск
8 Раскрывая свойства магнитов, описанных Гилбертом, предлагает сравнить с результатами собственных экспериментов.
Сравнивают результаты экспериментов, анализируют, делают выводы.
Познавательные(логические):сравне
ние,анализ.
Коммуникативные: построение речевых высказываний.
9 Формирует представление о магнитном поле. Для этого проводит эксперимент с металлическими опилками.
Наблюдают эксперимент, делают вывод о том, что вокруг магнита существует некая материя.
Познавательные(логические): наблюдение,выдвижение гипотез.
10 Дается определение магнитного поля, магнитных силовых линий.
Знакомятся с новыми понятиями. Делают записи в тетрадях.
Познавательные(общеучебные):инф.поиск, структуирование материала.
11 Рефлексия.
Приостановка мыслительной деятельности, обобщение.
Регулятивные: саморегуляция
12 Домашнее задание. &56,57,59,ТАБЛИЦА № 2
Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в совокупности разных учебных предметов и, в конечном счёте, ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и приобретать компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.