ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1-4 КЛАССАХ, КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1-4 КЛАССАХ, КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
БЕЗУШКО Н.В.
г.Нытва, Пермский край,
МБОУ СОШ г.Нытва
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Важнейшие личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования не могут быть достигнуты в рамках только учебной деятельности.
Создание новых форм организации внеурочной деятельности, соответствующих ФГОС, одна из главных задач современной школы.
С 2013 года в МБОУ СОШ г.Нытва Пермского края в рамках инновационной деятельности реализуется проект «Развитие коммуникативных УУД в группах смешанного состава учащихся 1-4 классов». С 2014 года на базе школы создана опытная площадка района по реализации проекта ««Создание новых форм организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы». В нем продолжена работа детей в группах смешанного состава и введены новые формы работы: тьюторское сопровождение, краткосрочные курсы по выбору. В школе созданы и работают творческие группы по каждому проекту.
Проект «Развитие коммуникативных УУД в группах смешанного состава учащихся 1-4 классов».
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Одной из форм, которая позволяет реализовать формирование коммуникативных УУД, можно считать форму работы в группах смешанного состава, направленной также и на получение знаний. Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Как правило, учащиеся начальной школы за несколько лет учебы в одном классе привыкают к сотрудничеству с одноклассниками и учителем. При изменении условий, а именно, незнакомые сверстники, новый учитель, не каждый учащийся может проявить уже имеющиеся у него коммуникативные действия. Только проявление способности к коммуникации говорит о результате формирования действия. Поэтому введении в нашей школе проекта «Развитие коммуникативных УУД в группах смешанного состава учащихся 1-4 классов» позволяет учителям:
диагностировать коммуникативные УУД
Во время проведения занятий учитель-ассистент (как правило классный руководитель) наблюдая за учащимися, их включением в работу заполняет диагностическую карту коммуникативных УУД. Эта карта в дальнейшем позволяет учителю координировать действия с учащимися по формированию УУД. Как показал опыт работы, есть дети, которые в классе не проявляли видимых активных коммуникативных навыков, но в новых группах, проявили себя как инициативные, аргументирующие, уважающие чужую точку зрения члены группы и наоборот, активные дети в классе не могли включится в работу новой группы.
развивать коммуникативные УУД
На занятие формируются смешаннее классы из учащихся одной или двух параллелей. На занятии используется групповая форма работы по 4-5 человек в группе. Содержание занятия – проблемная ситуация, которую в процессе работы необходимо решить. Учитель выступает в роли консультанта, направляющего деятельности. Следит за максимальной включенностью каждого в работу.
Проект «Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности».
Технологии современной педагогики предполагают сотрудничество учителя и ученика. Построение взаимодействия, сотрудничества в отношениях между учителем и учеником является основой тьюторства.
Ресурсные условия школы не позволяют ввести освобожденную должность тьютора, поэтому тьюторское сопровождение осуществляется педагогами только в рамках проектно-исследовательской деятельности.
Этапы работы по проекту:
Первый этап – это этап первых впечатлений, удивлений, этап определения познавательного интереса. Определение тьюторантом темы исследования. В работе тьютора могут быть применены разные формы: анкетирование, написание сочинения, рассказа, составление карты интересов. Этот этап является отправной точкой будущей работы.
Второй этап – это конкретизация личностно-значимой темы. Переход от макротемы к микротеме. Конкретизируется вопрос: «А что в этой большой теме мне интересно узнать?»
Третий этап – это этап осмысления самого себя в этой теме, видение себя в работе над проектом или исследованием. Ставятся цели, прописывается ожидаемый результат. В ходе постоянного взаимодействия цель конкретизируется и видоизменяется, детализируется и конкретизируется.
Четвертый этап – непосредственное исследование, создание продукта проекта. Заполнение маршрута движения: план деятельности, поиск ресурсов, консультации, анкетирование, составление схем, графиков, макетов и пр.Пятый этап – анализ итогов проектно-исследовательской деятельности и представление продукта. Тьютор создает ситуацию экспертизы продукта, созданного тьюторантом, «внешней» средой: одноклассниками, учителями, школьным сообществом, родителями и т.д.
Краткосрочные курсы по выбору.
Система краткосрочных курсов развивает навыки осознанного выбора, способность к апробации различных видов деятельности через получение нового разнообразного опыта, способствует осознанию своих интересов и потребностей.
Такие курсы проводятся в течение короткого промежутка времени (8 часов), одна четверть. Количество предлагаемых курсов должно быть избыточным. В нашем случае выбирали два курса из шести предложенных. Выбор производится каждую четверть. Курсы для учащихся начальной школы презентуются на совместных собраниях родителей и детей по параллелям.
Краткосрочные курсы по выбору на 2014-2015 учебный год
Познаю себя
Школа вежливости
Фото-видео презентации
Необычное рисование
Квилинг
Робототехника
Условия:
Обязательности (если выбрал курс, обязан его посещать)
Защита результата (ответственность за свой выбор)
Одна из главных задач ФГОС – это индивидуализация образования. Считаем, что используемые в работе нашей школы формы внеурочной деятельности дают возможность на практике решать поставленную задачу и достигать качественных результатов образования.