Статья Метод проектной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Школа-гимназия» города Ярцева Смоленской области
Метод проектной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства
Выполнила - учитель изобразительного искусства
Панкова Татьяна Анатольевна
Ярцево
2016г.
Повышение мотивации обучения на уроках изобразительного искусства возможно посредством применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества проектной деятельности с использованием различных художественных технологий.
Развитие личности учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, формирования умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности, что заставляет учителей искать методы активизации и управления учебно-познавательной деятельности.
Основополагающими требованиями также является соответствие требованиям стандартам образования нового поколения, изменение социальных заказов со стороны общества, родителей, направленного на развитие личностных качеств, формирование новых навыков, умений и способностей, создающих условия развития компетентности личности ребенка, организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели.
Актуальность:
1. Реализация метода проекта в методику преподавания изобразительного искусства, для достижения нового результата образования.
2. Формирование информационной компетентности школьников на основе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся послужила основанием для использования метода проекта в урочной системе и внеурочное время в работе с одарёнными детьми.
Ключевой задачей образования на современном этапе развития общества является обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменения потребностей экономики и нового, формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Все это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся.
Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач образования может выступать развивающая система. Развивая творческие способности у учащегося, учитель формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность.
Поэтому, повышение мотивации обучения изобразительному искусству путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий, которая является актуальной и перспективной.
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя - творца.
- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует:
- повышению качественной успеваемости школьников;
- активизации познавательной деятельности;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля;
- повышению уровню комфортности обучения;
- развитию творческо-информационного мышления.
Цель проектного метода: Развитие исследовательских умений и художественных способностей, способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Задачи проектного метода:
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
-формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства;
- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
- овладение практическими умениями и навыками в проектной художественно творческой деятельности ;
-формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, к его художественным традициям;
воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности
Ожидаемые результаты.
1. Самоопределение учащегося в различных видах и формах проектной деятельности.
2. Cамооценка и рефлексия процесса и результата собственной художественной деятельности.
Цель урока по изобразительному искусству - выстроить внутренний диалог, «прожить» ситуацию, «прикоснуться к красоте», стать творцом.
Добиться этих целей помогает творческая проектно-исследовательская работа.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше
смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и
учеником;
- развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний;
- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности
учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
- формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления
собственных ошибок;
- развитие творческих способностей учащихся;
Основные компоненты проектной деятельности учащихся
- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);
- реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;
- обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
- наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;
- представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.
Экология обучения: учет состояния здоровья детей, соблюдение технике безопасности, Сан Пина, эмоциональный настрой ребенка, создание ситуации успеха, организация учебного пространства, арт- терапия, психологические тесты, рисуночные тесты-разгрузки.
Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Практически это реализуется через коллективную работу, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Формы подачи учебного материала:
- традиционно сообщение о наиболее важном по данной теме, проблеме;
- поиск информации в библиотеке и Интернете;
- сообщение, викторина, конкурс;
- создание презентаций, работа над проектом, исследовательская работа.
Творчество – процесс, основанный не только на природных задатках, но и на труде.
Проектируя уроки, мы косвенно проектируем развитие наших учеников, Поэтому важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о художественно-педагогической сверхзадаче. Вот четыре типа художественно-педагогических сверхзадач используемых на уроках искусства:
Погружение - внедряющей идеей урока становится эмоционально-образное
проживание художественного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, стиль.
Постижение – носит ярко познавательно-творческий характер, личностное
переосмысление произведений искусства.
Сравнение – эмоциональное и аналитическое сопоставление художественных
образов, их стабилизирующих черт, этапов развития видов искусства.
Обобщение – итоговые уроки
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в мире.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения поставленной проблемы, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения творческого проекта.
Дети знакомятся с различными техниками исполнения и техническими приемами выполнения работы.
Эффективны способы деятельности: коллективная, групповая и мини групповая работа учащихся. Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела, что позволяет реализовать воспитательные качества
Цели творческой проектной деятельности - создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель исследования – создание модели самого процесса.
Задачи проектной деятельности:
- помочь ребятам отойти от привычных стереотипов;
- развить коммуникативную компетентность учащихся;
- способствовать интеграции учебных предметов;
- развивать навыки работы в группе;
- уметь сотрудничать;
- выявлять проблемы и самостоятельно искать пути поставленных задач;
- критически осмысливать информацию;
- принимать осознанные решения.
Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские- умения и навыки формирует осознанность, гибкость мышления. Развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, а также уверенность в себе. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов творческой деятельности (создание плана работы, организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов. Ценность метода творческого проекта в результате:
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической
деятельности.
Внутренний результат – опыт творческой деятельности – становится достоянием учащегося,
соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражений учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную действительность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Если говорить об интеграции уроков, можно проследить следующее, Например, на
уроках истории при изучении некоторых тем ощущается острый дефицит информации, поэтому создаются определенные трудности в подготовке учащихся и даже педагогов к уроку. Информацию приходиться собирать по крупицам по различным немногочисленным источникам, Вот здесь и приходит на помощь метод проектов, который позволяет вместе с ребятами создавать мультимедийные пособия.
Необходимо учитывать при создании творческого проекта заинтересованность детей в работе – мотивацию, которая будет давать источник энергии для погружения в проект, увлекать проблемой, перспективой практической и социальной пользой. Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения, определяются задачи и намечаются пути их решения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности – интерес к работе и посильность во многом определяет успех.
В ходе работы над творческой деятельностью, предпочтение отдано таким формам работы, как индивидуальные и мини групповые. Инициативная группа определяет проблему проектного направления работы, тематику, сроки выполнения индивидуальных и групповых работ. Очень важно перед началом работы над проектом познакомить учащихся с критериями оценки проекта. Нужно выбрать интересную, необычную технику исполнения творческого проекта (батик, а-ля прима, по - сырому, граттаж, монотипия, эстамп и т.д.) Оформление проекта ведется в соответствии с требованиями к самой работе (дизайн, грамотность, доступность, не перегруженность и т.д.). Защита проекта проходит в виде представления самого проекта, обсуждения результатов, анализ проделанной работы, вывод и рефлексия. При оценке ученика необходимо не развить у школьника неуверенность в своих силах. Поэтому оценка учащегося должна служить средством поощрения. Ведь для искусства нет такой оценки «правильно» или «неправильно»- иначе не могло бы быть того разнообразия великих художников, которая есть в истории культуры.
Алгоритм проектной деятельности:
Определение потребности, исследование (анализ), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, анализ идей, выбор одной, планирование, изготовление, защита проекта, оценка (рефлексия).
Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку, и лучше, если начинать
эту работу с младших школьников, ориентируясь на возрастные особенности учеников.
Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства- одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
15