Статья на тему Освоение элементов народных промыслов на уроках изобразительного искусства как средство формирования изобразительных умений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дрокина Е.С.
учитель изобразительного искусства
ГКБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат»
Освоение элементов народных промыслов на уроках изобразительного искусства как средство формирования изобразительных умений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Современные тенденции развития социокультурной ситуации в стране порождают возрастающий интерес к творчеству вообще и каждого человека в частности. Это определяется особенностями современной эпохи, провозгласившей гуманитаризацию процессов воспитания и образования. Важным моментом становится возможность развития творческого потенциала каждой личности, то есть развития способности каждого человека к активному и сознательному творчеству, творческой инициативе, чтобы каждый мог творить, а не только воспроизводить.
Так, наиболее общие положения сформулированы в «Законе об образовании РФ», где определяется основная цель коррекционного образования, заключающаяся в «воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» детей. В «Федеральной программе развития образования» подчеркивается необходимость создания в системе коррекционного образовании «условий для наиболее полного развития способностей и интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» детей дошкольного возраста»
С принятием ФГОС коррекционного образования произошли радикальные изменения относительно понимания результата (а значит, и цели) образования, отношения к содержанию образовательных областей, в том числе и в области художественно – эстетического развития.
Художественно – эстетическое развитие (изобразительная деятельность) предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства.
Большая роль в формировании художественно-творческих проявлений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отводится педагогу, который вводит ребенка в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
Создание соответствующих педагогических условий развития и формирования детского художественного творчества, усвоение детьми под руководством взрослых художественного опыта, обучение их приемам творческих действий, в том числе и подготовка руки к рисованию и письму всегда являлись и являются гарантом творческого развития ребенка. Изобразительная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Для обучающихся с ограниченными возможностями одной из важных задач на уроках изобразительного искусства является овладение изобразительными умениями.
Знание основ изобразительной грамоты и владение изобразительными умениями и навыками, влияющими на развитие творческой личности, должно закладываться ещё в детстве, так как за счёт этого формируется элементарная грамотность восприятия произведений искусства и целостного восприятия мира в будущем.
Проблема обучения изобразительной деятельности, развития изобразительных умений актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что некоторые виды изобразительной деятельности выносятся за рамки уроков, и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности обучающихся, что способствует формированию и развитию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основных умений в изобразительной деятельности. Изобразительные умения – это готовность обучающихся сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта. Под приемами росписи принято понимать положение кистевого мазка при нанесении краски на поверхность, где выполняют роспись.Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие взгляды детей на мир, умение видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. На уроках изобразительного искусства изучаются и рассматриваются народные промыслы имеющие художественную ценность и признание не только в нашей стране, но и за рубежом.
Городецкая роспись - этот народный художественный промысел сложился к середине XIX в. в старинном Волжском городе Городце. Городецкие мастера изображают в росписи не только растительный орнамент, но и персонажи: коней и птиц. Цветовая гамма городецких элементов росписи яркая и состоит в основном из красного, зеленого и синего цвета. Последовательность выполнения городецкой росписи отличается от других промыслов тем, что начинается роспись с подмалёвка и затем проходит ещё 3 этапа прописки до «оживки», завершающей стадии кистевого письма. Приёмы кистевой росписи Городецких мотивов разнообразны: мазок «плашмя», «прикладывание кисти»», мазок «с отрывом под листок», прописка кончиком кисти. Заключительный этап росписи – нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Это прием называется «оживкой», он придает работе законченный вид, выполняется самой тонкой кистью.
Гжель – это еще один из самых известных народных художественных промыслов России по росписи фарфора. В традиционных мотивах росписи элементы сказочных птиц и растений. Колорит росписи имеет сине – голубые оттенки. Приёмы росписи элементов выполняются сразу кистью без предварительного рисунка, пропись «кончиком кисти», «точкой» и другие. Все элементы росписи обязательно имеют тональную растяжку от нежных голубоватых оттенков до темно – синих тонов. Птицы в этой росписи воздушные, сказочно – прекрасные. Акцент необычности и сказочности также можно проследить в причудливых приёмах росписи хвоста и крыльев птиц. В этих частях птицы переплетаются «капельки», «папоротки», «вьюнки», «сеточки» - все это приёмы росписи.
Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Характерным приемом этой росписи является «чертёжка», прорисовка черным цветом.
Содержание обучения направлено на совершенствование изобразительных умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и развитие способности создавать узоры, используя различные цвета.
Учебными задачами являются следующие:
- научить симметрично, располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
- научить использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
- научить находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;
- научить умело, пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
При ознакомлении обучающихся с приёмами росписи народных промыслов воспитывается интерес, постепенно формируется способность эстетического восприятия. Эмоциональность и заинтересованность освоения приемов в результате способствует формированию изобразительных умений детей.
Успешному формированию изобразительных умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помогает хороший анализ приемов росписи на предметах народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике.