Статья «Проблемы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства». Перминова М.Р.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ» г. Березники Пермского края
Автор: учитель изобразительного искусства Перминова М.Р.
Статья «Проблемы оценивания художественно-творческой
деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства»
Существуют различные гипотезы о критериях оценивания работ учащихся по изобразительному искусству. Признавая необходимость учета динамики личностного развития учащегося, где показателями достижений являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, следует отметить, что в области «Изобразительное искусство» до сих пор нет однозначного подхода к решению проблемы оценивания учителем изобразительного искусства художественно-творческих достижений учащихся. Это касается как детского рисунка, так и познавательной и созидательной деятельности ребенка на уроке изобразительного искусства.
Проблема оценивания связана, прежде всего, с существующей вариативностью программ, имеющих отличные взгляды на изобразительную деятельность ребенка. Если программа «Изобразительное искусство» под редакцией В. С. Кузина разработана на основе концепции «Школа рисунка – графическая грамота», то программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского – на основе «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной». Соответственно, данные программы различаются по целеполаганию и задачам. Так, одной из главных задач программы «Изобразительное искусство» является овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации. А программа «Изобразительное искусство и художественный труд» определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры. Поэтому, одни учителя при оценивании детского рисунка исходят из основ изобразительной грамоты, другие – из авторской позиции ребенка по отношению к окружающему миру.
Другим важным аспектом проблемы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся на уроке ИЗО является существующий подход к оцениванию только созидательной деятельности детей через конечный продукт рисунок, без учета их познавательной деятельности на уроке. То есть, учитель проставляет отметку в конце урока ученику только на основе анализа выполненного им рисунка, что влечет за собой необъективность всей выполняемой им деятельности на уроке.
На необходимость переосмысления системы оценивания художественно-творческих достижений учащихся на уроках ИЗО оказывает влияние переориентация обучения на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и разумно действовать в современном меняющемся мире. Возникает вопрос как о развитии творческих возможностей ребёнка, так и об активизации его самостоятельности (формировании и развитии элементов самостоятельной контрольно-оценочной деятельности), что является его основным вектором взросления. Это в корне меняет расстановку акцентов к существующим задачам в области «Изобразительное искусство». Среди задач формирования общей грамотности и коррекции, развития природных данных учащихся приоритетной является последняя. Как следствие, это влечет за собой новый взгляд на роль учителя в контрольно-оценочной деятельности.
Возникает потребность использовать такую оценочную систему на уроке ИЗО, которая органически сочетала бы в себе контроль и диагностику. Можно констатировать, что существующая отметочная система оценивания в области «Изобразительное искусство», основанная только на одном конечном продукте – детском рисунке, строится на следующих показателях:
не дает возможности оценивания личностных достижений учащихся, формирования и развития их приращений посредством изобразительной деятельности;
- не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности;
затрудняет индивидуализацию обучения;
является малоинформативной, в ней нет прозрачности критериальных особенностей изобразительной деятельности школьников;
вызывает проблематичность в сравнительной характеристике ученика по количественным и качественным данным;
часто имеет травмирующий характер.
На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих:
что оценивать (что именно подлежит оцениванию в изобразительной деятельности);
как оценивать (какими средствами и по каким критериям должно фиксироваться то, что оценивается);
каким образом оценивать (какова сама процедура оценивания, этапы ее осуществления).
Поскольку, принцип связи искусства с жизнью осуществляется не только в рамках урока, то существенным для педагога является вопрос оценивания познавательной деятельности учащегося вне школы. Это его работа по выполнению домашнего задания, которая может быть представлена в поисково-исследовательской деятельности, самостоятельная работа по выполнению творческих заданий и др.
Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д. При определении критериев оценивания художественно-творческих достижений учащихся необходимо учитывать, что нужна такая система оценивания, которая позволила бы:
отслеживать путь развития ребёнка на протяжении всей его учебной деятельности (познавательной, созидательной);
оценивать мотивационную деятельность;
предоставить картину роста личностных достижений для родителей ученика;
более эффективно участвовать в накопительной системе («портфолио»).
Считаю, что всю познавательную и созидательную деятельность школьника на уроках изобразительного искусства необходимо оценивать по следующим критериям:
Готовность к сотрудничеству с учителем;
Отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;
Мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;
Общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников.
Под критерием готовность к сотрудничеству с учителем имеется в виду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного домашнего задания, поисково-исследовательская деятельность.
Второй критерий (отношение, интересы) – отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому в работе через определение уровней:
эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, если есть, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами);
волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов (упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения);
возникновения потребностей, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности).
Третий критерий – мастерство (способы творческих действий) призван определить уровень владения школьником художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу формы, состоящей из линии (абриса), поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:
- передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита);
- сложность замысла предварительной продуманности школьником использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);
- сложности применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);
- оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме. Третий критерий отражает оценку созидательной деятельности учащегося через учебную или творческую работу (упражнение, рисунок и др.).
Четвертый критерий – общественно полезная значимость результатов художественного труда школьников включает в себя:
соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся);
сопоставление самооценки учащегося с оценкой учителя (данная составляющая оценивается учителем).
Таким образом, совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности ученика, т.е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа.