Модульная анкета обобщения передового опыта учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы
Заключение экспертов
Представленный опыт имеет положительную результативность в спец.(корр.) школе и за ее пределами. Опыт был представлен и получил положительную оценку на территориальном МО педагогов специальных (коррекционных) школ VIII вида 24.01.2013 года. Материалы опыта (методика, конспекты занятий, фото- и видеоматериалы размещены на личном сайте педагога «Портфолио логопеда Ржевской Светланы Ивановны» по адресу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Подпись эксперта ________________ З.Г.Фролова
Институт развития образования и социальных технологий
МОДУЛЬНАЯ АНКЕТА обобщения передового опыта
Блок №1 «Общие сведения»
1.1.Адрес инновационного педагогического опыта: ГКОУ "Введенская специальная (коррекционная) школа".
1.2. Сведения об авторе передового опыта
Ф.И.О.
Должность
Образование
Стаж
Категория
Награды, звания, ученые степени
1.Ржевская Светлана
Ивановна
Учитель-логопед
Высшее
дефектологическое
16 лет
Высшая
-
1.3. Сведения об экспертах
Ф.И.О.
Должность, место работы
Образование
Стаж
Категория
Награды, звания, ученые степени
Фролова Зоя Григроьевна
Методист ИРОСТ
Высшее
40
Высшая
Почетный работник образования.
Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»
2.1. Тема инновационного педагогического опыта: Методика формирования первичных произносительных умений и навыков у безречевых детей «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук».
2.2. Объект инновационного педагогического опыта: процесс формирования первичных произносительных умений и навыков у умственно отсталых детей с системным недоразвитием речи тяжелой степени.
2.3. Актуальность проблемы опыта.
В последние годы в специальных (коррекционных) школах VIII вида резко увеличилось количество безречевых детей. Речь у данной категории школьников не развивалась вплоть до 7 лет и даже под воздействием коррекционно-логопедической работы она формируется крайне медленно. Эти дети с трудом повторяют простые слоги, а при отражённом произнесении слова по слогам, забывают каждый последующий слог даже в двусложных словах.
Проблемы в обучении умственно отсталых безречевых детей требуют от логопедов применения в работе новых технологий и методик.
В связи с вышеизложенным мной была разработана и использована в практической деятельности методика формирования первичных произносительных умений и навыков у безречевых детей «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук».
2.4. Условия функционирования опыта.
Для использования методики формирования первичных произносительных умений и навыков у безречевых детей «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук» важно использовать игровые технологии, яркая красочная наглядность, установление между педагогом и ребенком психологического контакта, разучивание педагогом и ребенком кодированных движений пальцев рук в сочетании с гласными звуками.
Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
3.1. Описание сущности опыта:
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику ребёнка, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость развития речевой функции от совершенствования тонких движений пальцев рук. И если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, ускоряя созревание речевых областей коры.
Для формирования первичных произносительных умений у умственно отсталых обучающихся Ржевская С.И. предлагает использовать авторскую методику формирования первичных произносительных умений и навыков у безречевых детей «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук», предполагающую сочетание произношения слов по слогам с кодированными движениями пальцев рук на гласные звуки. По данной методике при произнесении гласных звуков с опорой на зрительный контроль облегчается проговаривание слов по слогам, т.к. ребёнку легче припомнить каждый последующий слог в слове. Общеизвестно, что наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей выступает как наиболее сохранный вид мышления, обеспечивающий реализацию компенсаторных возможностей их психического развития. Умственно отсталый ребёнок проще понимает осознаёт структуру слова, подкреплённую кодированными движениями пальцев рук.
Сначала ребенок совместно с логопедом изучает движения совершаемые пальцами рук и губ при произнесении каждого отдельно взятого гласного звука.
Кодирование движений
Звук [а] – широко расставленные пальцы руки и широко раскрытый рот.
Звук [о] – соединение большого и указательного пальцев руки в кольцо и округление губ «бубликом».
Звук [у] – соединение всех пальцев руки в щепоть с одновременным их выпрямлением и вытягивание губ «хоботком».
Звук [и] – широко расставленные большой и указательный пальцев с одновременно прижатыми к ладони остальными пальцами руки и растягивание губ
Звук [ы] – широко расставленные большой и все остальные пальцы руки и растягивание губ, расстояние между зубами шире, чем при звуке [и].
Звук [э] – пальцы соединены вместе и выпрямлены, рука ладонью вверх движется в направлении от подбородка, нижняя челюсть опущена на расстояние полутора пальцев.
Произнесение слов
При первоначальном произнесении слова ребёнок проговаривает его сопряжено с учителем-логопедом по слогам, наблюдая артикуляцию педагога и сопровождая свою речь движениями пальцев рук, имитирующими артикуляцию гласного звука каждого слога. Далее обучающийся произносит данное слово отражённо, взрослый лишь показывает беззвучную артикуляцию и кодированные движения пальцев рук. После того, как ребёнок запомнит правильное произнесение слова, он самостоятельно произносит слово. Например, при произнесении слова сова, на первый слог со ребенок округляет губы «бубликом», большой и указательный пальцы соединяет в колечки с одновременным проговариванием данного слога. Округление губ представляет собой правильную артикуляцию звука [о], а соединение большого и указательного пальцев руки в кольцо, как бы повторяет движение губ. Затем ребенок широко расставляет пальцы руки, широко раскрывает рот, что символизирует звук [а] и произносит второй слог – ха. Для того, чтобы ребенок не ошибся с количеством слогов в слове, произнесение слова осуществляется с опорой на слоговую схему слова.
Таким же образом проговариваются короткие предложения из 2 – 3 слов. При произнесении предложений возможно сочетание данной методики и мнемотехники.
Авторская методика «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук» направлена на формирование первичных произносительных умений, коррекцию слоговой структуры слова и голоса, развитие слухового и зрительного восприятия и памяти у умственно отсталых детей с системным недоразвитием речи тяжелой степени.
3.2. Результативность опыта.
Проанализировав результаты логопедического обследования, можно сделать вывод, что под воздействием коррекционно-логопедической работы с использованием методики «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук» у обучающихся, ранее не имевших вербальных средств общения, появилась речь. Дети научились произносить многие слова и предложения, речь заняла у них ведущие позиции в общении со сверстниками и взрослыми.
Подпись эксперта (экспертов) ________________З.Г.Фролова.__ __________________ _______
25 сентября 2014 г.
Подпись автора анкеты _____________________
Методика «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук»
СО-ВА
СО ВА
ГУ-СИ
ГУ СИ
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с ребенком, имеющим СНР тяжелой степени, с использованием авторской методики формирования первичных произносительных умений и навыков у безречевых детей «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук»
Занятие было представлено на территориальном МО педагогов специальных (коррекционных) школ VIII вида 24.01.2013 года
Учитель-логопед ГКС(К)ОУ «Введенская школа-интернат VIII вида»: Ржевская С.И.
Тема: «Домик для зайки». Лексическая тема: «Дикие животные».
Цель: Формирование общих речевых умений и навыков.
Задачи:
Коррекционные: формирование модели слогов и слов; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики и эмоций, целенаправленного сильного выдоха, голоса, чувства ритма, четкости произношения; развитие слухового восприятия и внимания: формирование умения различать длинные и короткие слова, слушать образец текста; фонематического слуха; развитие навыка слогового анализа и синтеза; коррекция кратковременной и долговременной памяти; пополнение активного словаря на тему: «Дикие животные»; умение различать диких и домашних животных; развитие коммуникативной функции речи.
Воспитательные: воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.
Оборудование: компьютер; презентация; компьютерная программа: «Игры для Тигры»; видео «Веселые пальчики. Пальчиковые и подвижные песенки-игры» Железновой Е.С.; аудиопрограмма «Логопедические распевки» Овчинниковой Т.С.; игрушки: заяц, лиса, волк, змея, белка, лягушка; маска зайца; шарик на леске; пазл «Змея», картинки-символы согласных звуков; символы гласных звуков; слоговые дорожки; лего; длинная и короткая полоски, игра «Болотные кочки».
Ход занятия
Оргмомент.
Я желаю тебе успеха на занятии, чтобы у тебя все получилось, а для этого внимательно слушай, запоминай слова, старайся правильно их повторить. А еще я желаю тебе хорошего, солнечного настроения и пусть это солнышко согревает тебя своей любовью на протяжении всего занятия. Вывешивается изображение солнышка.
Коррекция голоса и закрепление наглядных и жестовых моделей гласных звуков.
- А что может лучше поднять настроение, чем веселая песенка? Давай споем песенку гласных звуков. Символы звуков будут тебе подсказкой, а пальчики – помощниками. Внимательно смотри на экран. Логопедические распевки Овчинниковой.
Формирование слухового восприятия и внимания, коммуникативной функции речи.
-А сейчас давай вместе придумаем и расскажем сказку. Работа с иллюстрацией.
-Жили-были (Кто?). Здесь и далее все слова проговариваются сопряжено с движениями пальцев, изображающих символы гласных звуков. Жили они... (Где?). У зайца избушка была лубяная (из бревен), а у лисы ледяная (изо льда). Наступило лето. (Какое время года наступило?). Как ты думаешь, у кого растаяла избушка?
- А теперь давай поиграем: ты будешь зайчиком, а я лисой.
-Пришла лиса к зайчику и говорит: «Пусти меня к себе жить». Что зайчик отвечает лисе? Зайчик хороший, добрый.
Заяц: «Заходи». А лиса взяла, да и выгнала зайчишку из его дома. Остался наш зайчик без домика.
Развитие мимики и эмоций.
Зайчику грустно. Покажи, как ему грустно. Зайчик сердится на лису. Покажи, как он сердится. Жалко зайчика. Давай поможем зайчику построить новый дом. Наш зайка очень рад, что мы не бросили его в беде. Покажи, как он радуется.
Объявление темы занятия.
Сегодня на занятии мы построим новый дом для зайчика и будем учиться правильно и четко произносить слова по слогам. Тебе нужно запоминать, как правильно произносить слова.
Нормализация общей и мелкой моторики.
Давай представим, какой домик мы построим для нашего зайки. Упражнение «Дом» с музыкальным сопровождением.
4. Развитие артикуляционной моторики, целенаправленного сильного выдоха.
Строить дом нам помогут зайкины друзья. Слышишь уже кто-то пришел?
Все время по лесу он рыщет,В кустах кого-то ищет.Из кустов зубами щелк,Кто скажите это – (волк).
Волк: «Здравствуй, зайка! Я принес тебе деталь от домика, а взамен попрошу тебя поиграть со мной в мячик».
Артикуляционная гимнастика с шариком
Удерживать шарик на верхней губе (напряжение) – пошлепать и покатать шарик по губам (расслабление).
Двигать шарик губами влево-вправо.
Удержать шарик в чашечке из языка (напряжение) – пошлепать и покатать шарик по языку (расслабление).
Двигать шарик языком вверх-вниз и влево-вправо.
Подуть на шарик так сильно, чтобы он закачался.
- Получи детали от домика и давай поставим волка на лужайку перед домом. Для этого нужно выбрать дорожку. Дорожки эти не простые, а слоговые: сколько в слове слогов, столько кружков на дорожке. Давай определим, сколько в слове «волк» слогов. Здесь и далее сопряженное проговаривание слов по слогам, с последующим отхлопыванием слогов слова.
5. Дифференцировка на слух длинных и коротких слов.
На помощь зайке спешит следующий гость. Кто же это? Собери картинку и узнаешь. Пазл змеи.
Змея: «Послушай слова и определи, на какую полоску мне нужно встать. Если слово длинное, я должна встать на длинную полоску, а если слово короткое, то – на короткую»:
лес животные берлога рысь мех
- Получи детали от домика и давай выберем слоговую дорожку для змеи.
6. Развитие умения определять наличие данного звука в словах.
- Кто же еще поможет зайке? Послушай песенку-загадку и отгадай следующего гостя. Звучит песенка белочки.
- У каждого животного должен быть дом. Помоги белке разобраться, как правильно расселить животных по домикам. Если в названии животного слышится звук [с], то посели его в домик с буквой С, а если слышится звук [ш], то в домик с буквой Ш.
- Давай подумаем, какие из этих животных не живут рядом с человеком, и поэтому считаются дикими. Компьютерная программа «Игры для Тигры».
- Получи детали от домика и давай выберем слоговую дорожку для белки.
7. Физминутка. Формирование дифференцировать правую и левую стороны тела.
Заинька наш устал строить дом. Заинька давай отдохнем.
Русская народная потешка «Заинька попляши». Ребенок надевает маску зайца.
8. Формирование звуковой модели слога и слоговой модели слова.
- Следующий гость так торопился, что рассыпал яблоки, которые нес в подарок зайке и все слоги в слове перепутались. Собери слово из слогов и узнаешь, кто к нам пришел.
Лягушка:
Давай повторим некоторые слоги, произнесем их правильно и четко по картинкам-символам.
А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду называть начало слова, а ты по картинке его заканчивай: со(ва), дя(тел), е(жик), мед(ведь), о(лень).
У меня еще есть для тебя игра: «Перейди болото по кочкам-слогам».
-Кто из животных колючий? – ежик колючий (произнесение словосочетания сопряжено и отраженно с одновременными прыжками по импровизированным болотным кочкам).
-О ком из животных можно сказать: пушистая – лиса пушистая.
- Получи детали от домика и давай выберем слоговую дорожку для лягушки.
9. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Вот построен новый дом,Поселился зайка в нем.Очень зайкин дом большой,Он и с печкой, и с трубой.
- Что мы построили? (Дом).
- Кто поселился в доме? (Зайка).
- Какой у зайки дом: большой или маленький? (Дом большой).
10. Коррекция чувства ритма и четкости произношения.
- Зайка, скажи спасибо всем животным. Только говорить надо правильно и четко, по слогами, соблюдая ритм, и тогда ты соберешь в подарок для своих друзей пирамидку. Компьютерная программа «Игры для Тигры».
11. Развитие долговременной памяти, чтение стихотворения с опорой на слоговые модели слов.
- А сейчас, зайка, подари всем стихотворение.
Белые гуси весело идут.
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга.
Загоготали гуси: га-га-га-га-га!
12. Итог. Закрепление моделей слов занятия.
- Сегодня на занятии мы пожалели бедного зайку, обманутого лисой, и построили для него дом. Ты хорошо занималась, старалась правильно и четко произносить слова по слогам. Давай назовем всех животных, которые помогали нам строить дом, чтобы хорошенько запомнить, как произносятся эти слова. Помогай себе пальчиками.
13. Домашнее задание.
- Нарисовать зайкиных друзей-животных, назвать и подписать их названия.
14. Оценка.
Самоанализ логопедического занятия учителя-логопеда ГКС(К)ОУ Ржевской Светланы Ивановны
24.01.2013г. было проведено индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Домик для зайки». Лексическая тема: «Дикие животные».
Занятие проводилось с обучающейся 2 класса c CНР I-II степени тяжести и нарушениями речи по типу моторной алалии.
Девочка пришла в нашу школу с полным отсутствием речи и звуков. Все, что она могла произнести, было звукосочетание «опа». У ребенка были поставлены практически все звуки, большинство поставленных звуков автоматизированы, сформировано умение произносить различные по сложности слоги.
Сегодня продолжается работа над постановкой звуков [л], [р], автоматизацией некоторых звуков, формированием отраженного произношения слов различной слоговой структуры.
В соответствии с речевыми нарушениями ребенка и этапом логопедической работы на занятии были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: Формирование общих речевых умений и навыков.
Задачи:
Коррекционные: формирование модели слогов и слов; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики и эмоций, целенаправленного сильного выдоха, голоса, чувства ритма, четкости произношения; развитие слухового восприятия и внимания: формирование умения различать длинные и короткие слова, слушать образец текста; фонематического слуха; развитие навыка слогового анализа и синтеза; коррекция кратковременной и долговременной памяти; пополнение активного словаря на тему: «Дикие животные»; умение различать диких и домашних животных; развитие коммуникативной функции речи.
Воспитательные: воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.
В повседневной работе с данным ребенком, как и на представленном занятии, были использованы современные логопедические технологии и методики:
-методика Т.А. Ткаченко: «Коррекция нарушений слоговой структуры слова»;
-технология Т.А. Ткаченко: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях»;
-авторская методика по формированию первичных произносительных умений и навыков у безречевых детей: «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук»;
-информационно-коммуникативные технологии. Были использованы компьютерная программа «Игры для Тигры»; видео «Веселые пальчики. Пальчиковые и подвижные песенки-игры» Железновой Е.С.; аудиопрограмма «Логопедические распевки» Овчинниковой Т.С.; компьютерная презентация;
-нетрадиционные игровые артикуляционные упражнения с шариком (авторы В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
Материалы для данного занятия подбирались с учётом уровня развития интеллекта и речи и в зоне ближайшего развития ребенка.
Обучающейся были предложены разнообразные задания, упражнения и игры:
- упражнение «Дом» Железновой Е.С., работа с мелкими игрушками, пазлом, лего – на развитие общей и мелкой моторики;
- упражнения с шариком – на развитие артикуляционной моторики;
- игра «Собери пирамидку» - на развитие чувства ритма;
- «Логопедические распевки» Овчинниковой Т.С. – на коррекцию голоса;
- «русская народная потешка «Заинька» – на развитие общей моторики, чувства ритма и формирование пространственной ориентации;
- игры: «Доскажи словечко», «Болотные кочки» – на формирование навыка слогового анализа и слоговой структуры слова и многие другие.
В течение всего занятия проводилась работа, направленная на формирование первичных произносительных умений и навыков, слоговой структуры слова, пополнение активного словаря словами – названиями животных, на развитие коммуникативной функции речи.
В конце занятия обучающаяся еще раз повторила названия всех животных, что способствовало развитию слуховой памяти.
Более сложные задания на занятии чередовались с простыми. Использование смены видов деятельности, физминутки, красочной наглядности, игрушек, компьютерных программ и игровых технологий способствовало активной коррекционной работе с обучающейся.
Поставленная цель и задачи были реализованы.
24.01.2013 г.
Учитель-логопед Ржевская С.И.
Конспект открытого логопедического утренника с детьми, имеющим СНР средней и тяжелой степени, с использованием авторской методики формирования первичных произносительных умений и навыков у безречевых детей «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук», 17.05.2012г.
Учитель-логопед ГКС(К)ОУ «Введенская школа-интернат VIII вида»: Ржевская С.И.
Тема: «Путешествие в сказку»
Цель: коррекция речи умственно отсталых детей с СНР тяжелой и средней степенью тяжести.
Задачи: развитие мотивации речи, общей, мелкой и артикуляционной моторики, голоса, слухового и зрительного внимания и восприятия, фонематического слуха, слогового анализа, пространственной ориентации, логического мышления, связной речи.
Оборудование: презентация, компьютерная игра на коррекцию зрит. восприятия, раздаточный материал: геометрические фигуры и основные цвета, маски зайца, медведя и лисы, колобок, «болотные кочки», чудесный мешочек с игрушками, картинки для упр. «Четвёртый лишний», домики с буквами и слогами.
Объявление темы
Звучит сказочная мелодия
В гости сказочка идет
Она встречи с вами ждет
Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети.
Кто же в сказочке живет?
Он не ёжик и не кот,
Он от бабушки с окошка
Прыгнул прямо на дорожку,
Покатился, побежал,
На язык к лисе попал!
-Кто это?
Дети отвечают: «Колобок».
Здесь и далее логопед и обучающиеся используют сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук.
-Вижу сказочку читали, Колобка вы все узнали.
-Ребята, вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам отправиться в сказку. А чтобы отправиться в сказку, нужно говорить красиво, плавно, четко, правильно выговаривать все звуки, слоги и слова. Итак, отправляемся в сказку.
Отрывок из мультфильма «Колобок»
Развитие мелкой моторики
-В сказке бабушка испекла Колобок. Давайте и мы испечём Колобок.
Текст
Действия детей
Тесто делали мы сами, вот так, вот так!
Сжимание и разжимание кулачков.
Колобок пекли мы сами, Вот так, вот так!
Круговые вращения ладони над ладонью.
Развитие зрительного восприятия формы, цвета, размера и артикуляционной моторики
-А вот и наш Колобок. Ребята, давайте расскажем, какой у нас получился Колобок. А чтобы вам было легче, сначала мы потренируемся определять форму и цвет предметов.
Компьютерная игра
-А теперь определите форму нашего Колобка, выберите соответствующую фигуру и назовите её. Вы выбрали круг, значит наш Колобок какой?
-Определите цвет нашего Колобка, выберите соответствующий цвет и назовите его.
-Определите размер нашего Колобка. Наш Колобок большой или маленький. Выберите чёрный квадрат соответствующего размера.
-Кто расскажет нам про нашего Колобка. Наш Колобок какой?
-А теперь надо нашего Колобка оживить. Для этого мы произнесём волшебные слова:
«Раз, два, три Колобок наш оживи».
-Куда бабушка положила Колобок, чтобы он остыл? А Колобок полежал, полежал, да и покатился. Давайте покажем, как покатился Колобок.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» с круговым движением языка.
-Катился наш Колобок, катился и закатился в дремучий лес.
Развитие слухового восприятия
Внимательно послушайте звуки леса и скажите, что вы слышите.
Звучат звуки леса
Здравствуй, лес. Дремучий лес, полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи, ты же видишь мы свои!
Физминутка
-Ой, кто это ползёт по лесной дорожке? Да это же сороконожка (рисунок на экране). Сороконожка приглашает нас поиграть вместе с ней.
Звучит песенка сороконожка, дети выполняют движения, встав друг за друга «паровозиком».
Развитие голоса, артикуляционной и мелкой моторики
-Катится Колобок, катится, а навстречу ему Отгадайте кто.
Любит красную морковку,Грызет капусту очень ловко,Скачет он то тут, то там,По лесам и по полям,Серый, белый и косой,Кто скажите он такой.
- Ребята, зайчик какой? Кто покажет нам зайчика?
Пластический этюд «Зайчик».
-«Колобок, Колобок, я тебя съем».
-Ребята, не уж-то и правда заяц нашего Колобка съест?
-«Не ешь меня, Косой, я тебе песенку спою».
-Поможем, ребята, Колобку, споём вместе с ним песенку из гласных звуков, а наши пальчики нам помогут.
Логопедические распевки.
Развитие слухового внимания фонематического слуха и артикуляционной моторики
-Покатился Колобок дальше.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» с круговым движением языка.
-Катится Колобок, а кругом красота: цветочки, бабочки, жучки, комарики.
Игра «Жучки или комарики» (Часть детей – жучки, др. часть – комарики. По сигналу логопеда: «Ж-ж-ж» - полетели и зажужжали жучки, по сигналу «З-з-з» - жучки присели, а комарики полетели и зазвенели).
Развитие слогового анализа и артикуляционной моторики
-Покатился Колобок дальше.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» с круговым движением языка.
-Катится Колобок, а навстречу ему Отгадайте, кто.
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет?
- Ребята, медведь какой? Кто покажет нам медведя?
Пластический этюд «Медведь».
-«Колобок, Колобок, я тебя съем».
-Ребята, не уж-то и правда медведь нашего Колобка съест? Мишка просит вас придумать окончания слов, давайте поможем Колобку.
Слоги: ма-, са-, па-, ры-, лы-, ко-, ли-, ви-, лу-, зу-.
Физминутка
-Надоело Колобку по лесу гулять и захотел он домой, а дорогу домой забыл. Давайте поможем нашему Колобку.
Топай правою ногой: раз, два, три.
Потом левою ногой: раз, два, три.
Снова правою ногой: раз, два, три.
Снова левою ногой: раз, два, три.
Вот тогда придешь домой: раз, два, три.
-Покатился Колобок домой.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» с круговым движением языка.
-А на пути болото топкое, неужели наш Колобок утонет? Давайте ему поможем. Ребята, нужно провести Колобка через болото, прыгая с кочки на кочку. А поможет нам волшебный мешочек. Доставайте игрушку из мешочка, произносите название игрушки по слогам и прыгайте по кочкам.
Коррекция логического мышления и артикуляционной моторики
-Катится Колобок, а навстречу ему Отгадайте, кто?
Хитрая плутовка, рыжая головка,Хвост пушистый – краса!А зовут ее
-Ребята, а вы знаете, какая лиса? Кто покажет нам лису?
Пластический этюд «Лиса».
-«Колобок, Колобок, сядь ко мне на носик и спой свою песенку». Ещё немного и съест плутовка нашего Колобка. Ребята, давайте попросим Лисицу не есть Колобка. Как правильно попросить, какое волшебное слово нужно сказать?
-«Пожалуйста!».
-Понравилось лисе, как вы её просите и решила лиса не есть Колобка, а за это попросила вас плутовка определить, какая из картинок лишняя.
Игра «Четвёртый лишний» (на доске картинки, дети выходят по одному и прикрепляют магнитик на лишнюю картинку, объясняя, почему она лишняя).
Развитие пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, повторение изученных букв
-Отпустила лиса Колобка и покатился он домой. Прикатился Колобок к высокому дому (давайте покажем, какой высокий был дом). А квартир в нём много. В какой квартире живёт наш Колобок? Давайте поможем Колобку отыскать его квартиру.
-Сначала Колобок покатился в 1 подъезд слева на 2 этаж. Затем – в 3 подъезд на 3 этаж.
Домики с буквами и бумажные Колобки
-Не нашёл в высоком доме Колобок свою квартиру. Выкатился он из высокого дома на улицу и увидел рядом стоит низкий домик (давайте покажем, какой низкий был домик). «Так вот же он мой дом» - обрадовался Колобок.
Рефлексия, развитие связной речи
-Ну вот, и вернулся наш Колобок домой к бабушке и дедушке и хотел рассказать им, где он был и с кем встречался в лесу, только ничего вспомнить не смог. Давайте поможем Колобку вспомнить сказку.
-Кто испёк Колобок?
-Опишите Колобок, какой он?
- Кого сначала встретил Колобок в лесу?
-Заяц какой?
-Что сказал заяц Колобку?
-Кого потом встретил Колобок?
-Медведь съёл нашего Колобка?
-Кого ещё встретил Колобок в лесу?
-Лиса какая?
-Куда вернулся Колобок?
Итог
Ну вот, и сказочке конец, а кто сказку рассказывал и показывал и Колобку помогал – молодец.