Изучение и внедрение передового педагогического опыта — эффективная форма повышения мастерства педагогов


Сообщение на тему:
"Изучение и внедрение передового педагогического опыта -эффективная форма повышения мастерства педагогов"
«Внедрение» означает добровольное воплощение тех или иных передовых достижений, которые приносят пользу в учебно-воспитательной работе учителя. Продолжительность и регулярность использования конкретного передового достижения зависит от многих факторов и отнюдь не исключает потребности в освоении новых ценных идей.
Применение чужого опыта - творческий процесс, результатом которого является синтез личных знаний, умений и навыков с теми, что предлагает передовая технология. Достигается это не сразу, потому что проходит через личностную потребность учителя в овладении тем или иным передовым достижением, требует определенных усилий, затрат времени.
Что касается деятельности учителя с всесторонним изучением содержания и теоретических основ опыта, выяснения его сути, овладение умениями и творческой трансформации передовых идей в собственную методическую систему, то ее наиболее полно характеризует термин «освоение». Освоение предусматривает применение определенных методов и форм.
Методы: лекция, диалог, работа с литературой, беседа, практическая работа, демонстрация, деловая игра, дискуссия, эксперимент, семинар, экскурсия, мозговая атака, моделирование учебно-воспитательного занятия.
В реализации идей опыта проявляется диалектика свободы и необходимости. Всем ходом развития школы и педагогической науки доказана необходимость использования передового опыта в целях совершенствования педагогического мастерства учителей. А добровольность выбора ими объектов внедрения характеризует свободу в рамках этой необходимости.
Несмотря на определенную активизацию деятельности учителей по освоению педагогического опыта, этот процесс еще остается эпизодическим и вызывает у учителей типичные трудности, обусловленные недостаточным обеспечением педагогической литературой об опыте учителей-новаторов, конкретными методическими материалами, а также отсутствием четких критериев оценки изученного опыта, его обобщения.
Одним из действенных средств внедрения передовых педагогических идей является активизация методической работы в школе с пропагандой передового педагогического опыта. Например по предложению администрации школы, более опытные учителя берут шефство над начинающими и подают им систематическую помощь в повседневной работе. Помощь может быть разнообразной: совместное планирование работы, подбор учебного материала и наглядных пособий для уроков и многое другое. Эта форма передачи передового педагогического опыта является самой простой и доступной, потому что она основана на непосредственном общении учителей.
Часто считают, что прогрессивное, передовое существует где-то далеко, а не в собственном коллективе. Вместе с тем практика доказывает неоспоримую ценность изучения и распространения лучшего опыта учителей своей школы. Польза от этой работы обоюдная: молодые педагоги поднимаются до уровня опытных, а последние не останавливаются на достигнутом, повышают свое мастерство. Кроме того, новое, оригинальное в опыте отдельных учителей становится в коллективе предметом особого внимания, шлифуется и совершенствуется. Непосредственная близость объектов изучения, сходство условий труда, неограниченные возможности оперативного консультирования, «показ в действии» методов и приемов работы коллеги - все это дает возможность за короткое время опыт работы отдельных учителей сделать достоянием коллег.
Итак, внедрение п.п.д предусматривает проведение такой работы:
изучения и пропаганда опыта отдельных учителей, нашедших оригинальное, продуктивное решение той или иной проблемы педагогической деятельности
распространение опыта по конкретной проблеме группе учителей
популяризация опыта мастеров педагогического дела
убежденность в возможности и результативности совершенствования
учебно-воспитательного процесса за счет освоения лучшего опыта коллег
это первый шаг к формированию высокого профессионального мастерства.
Следующий - изучение и внедрение передовых достижений учителей своей школы, учителей-мастеров.
Успешное овладение новой педагогической идеей требует целенаправленной систематической работы.
Работа по внедрению передового педагогического опыта осуществляется поэтапно.
Существует три этапа внедрения передового опыта.
Первый (подготовительный) этап включает: анализ результатов педагогической деятельности учителей (результаты экзаменов, итоги за полугодие и год, анкетирование учащихся, отношение учащихся к изучению данного предмета, наличие умений по самостоятельному овладению знаниями и их практического применения) обобщение материалов передового педагогического опыта, включение в план работы школы вопросов, связанных с пропагандой и освоением опыта; формулировки тем, из которых будет обобщаться опыт учителей, помощь учителям со стороны администрации школы в становлении их опыта; самостоятельная работа учителей по обобщению своего опыта, систематизация материала, подготовка доклада или реферата, методической разработки, открытого урока.
Второй (основной) этап внедрения передового педагогического опыта предполагает: непосредственно деятельность учителей по выяснению сути опыта коллеги; апробацию передового опыта в реальном учебно-воспитательном процессе; подведение итогов работы, вывод о возможности использования обобщенного опыта в пределах своего коллектива, района, города, написание статьи и т.п..
Разнообразная деятельность учителей на основном этапе освоения лучшего опыта обеспечивает осознание главной идеи внедряемого, непосредственное ознакомление с передовой технологией и коррекция дальнейшей педагогической деятельности согласно полученного опыта.
На заключительном этапе осуществляется оценка и самооценка результатов освоения передового педагогического опыта. При этом главным показателем является повышение эффективности и качества решения учебно-воспитательных задач школы. Объективность оценивания достигается комплексным анализом и обобщением последствий деятельности учителя и ученика.
Практическое обобщение передового педагогического опыта представляет широкий спектр его форм: буклет, альбом, статья, доклад и т.п.. Описание опыта, как правило, хранится в методическом кабинете, где учителя могут с ним ознакомиться. К оформлению этого материала относятся определенные требования, в частности: указываются тема и автор опыта, обосновывается его актуальность, перечисляются задачи, которые ставил учитель, раскрываются суть опыта, технология работы учителя, раскрываются условия и возможности применения другими учителями.
В процессе внедрения опыт обогащается самими учителями - их идеями, эффективными формами организации обучения и воспитания учащихся. Такой опыт может быть новым объектом для изучения и распространения. Эффективность внедрения передового педагогического опыта в значительной степени зависит от совершенствования его форм и методов. Наиболее распространенными формами, как известно, являются: курсы повышения квалификации, научно-практические семинары и конференции; педагогические чтения; школы передового педагогического опыта; опорные школы; творческие группы учителей по отдельным предметам; защиты передового опыта; наставничество.
Вывод. Итак главным фактором в развитии творческого отношения учителей к своей работе, повышение уровня педагогического мастерства - есть уровень внедрения передового педагогического опыта в массовую практику школ. Выявление, обобщение передового педагогического опыта остается напрасными, если он не внедряется в систему учебно-воспитательного процесса, не используется в работе педагогов. Основными направлениями внедрения передового педагогического опыта в массовую практику школ являются: освоение учителями обобщенного материала передового педагогического опыта, апробация передового опыта в реальном учебно-воспитательном процессе, оценка освоения передового опыта и использование его в дальнейшей работе.
Литература
Момот Л.Л. Передовой педагогический опыт: теория и практика /Л.Л.Момот. - М.: Сов. Школа. - 1990. - 141 с.
Паламарчук В.Ф. Проблемы освоения передового педагогического опыта /В.Ф.Паламарчук //Педагогика: Респ. науч.-метод. сб. - М. - 1989. - Вып .. 28. - С.81-100.
Фицула Н.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /М.М.Фицула. - М.: Академия., 2000. - 544с. - С. 432-445.