Доклад «Изучение и обобщение передового педагогического опыта как фактор профессионального роста учителя»


Доклад «Изучение и обобщение передового педагогического опыта как фактор профессионального роста учителя»
Бадыкова Р.Р.-учитель английского языка
МОБУ СОШ с. Ермекеево Заседание РМО
25 августа 2016 года
Методика обобщения педагогического опыта своей работы
Изучение и обобщение педагогического опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание.
Выделяют три основных подхода в трактовке педагогического опыта:
как образец хорошей работы;
как деятельность, воплощающая в жизнь выводы научных исследований, благодаря чему достигаются принципиально новые результаты;
как новаторство с его педагогическими находками, открытиями нового, оригинального знания.
То есть обобщить опыт своей работы могут педагоги, имеющие любой стаж работы.
Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта – выбор темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за духовным развитием школьников и т.п.
Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.
Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.
Формы обобщения:
доклад (на МО, педсовете, семинаре и т.д.);
статья (в журнале, методическом сборнике и т.д.);
наглядные формы (проведение мастер-классов, открытых занятий, массовых мероприятий);
рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами;
тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия).
Доклад.
Доклад является одной из самых распространенных форм обобщения и представления своего педагогического опыта.
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, свои взгляды на нее, а также собственные результаты и выводы.
В докладе соединяются три качества педагога как исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Статья.
Статья как форма обобщения опыта набирает популярность, т.к. сейчас педагоги имеют много возможностей , чтобы написать и опубликовать свои материалы как в периодических изданиях, методических сборниках, так и на своих педагогических сайтах.
Мастер-класс.
Мастер-класс – это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта. 
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.( Мастер-класс –«форма ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего  – путем прямого и комментированного показа приемов работы.)
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы.
Система работы учителя по обобщению педагогического опыта
Этапы работы педагога над обобщением своего опыта
1.Выбор темы. Актуальность, соответствие современным тенденциям развития образования.
Тема- Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка . В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций важное значение имеет коммуникативная компетенция.  Эта компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Проще говоря, коммуникативная компетенция заключается в умении общаться.  Сегодня, в век развития коммуникационных технологий, знание иностранного языка необходимо каждому. На уроках английского языка мы формируем коммуникативную компетенцию, то есть способность и готовность школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развиваем и воспитываем учащихся средствами учебного предмета. )
2.Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование.
1. «Технология сотрудничества», разработанная профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году. Автор выделил основные принципы обучения в сотрудничестве:
- группы учащихся формируются учителем до урока, с учётом психологической совместимости детей;
- группе даётся одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
- оценивается работа не одного ученика, а всей группы;
- учитель сам выбирает ученика, который должен отчитаться за задание ;- если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы, значит цель достигнута и группа справилась с заданием.
2. Изучена проектная методика, которая основательно исследуется в настоящее время, как зарубежными, так и отечественными авторами
широкое применение метод проектов нашёл потому, что даёт возможность применить полученные знания на практике, учитывать способности и возможности каждого ученика, участвующего в разработке проекта. Для решения проблемы, которая лежит в основе проекта школьники должны владеть определёнными умениями:
интеллектуальнымитворческимикоммуникативными На основании общих положений теории, я пришла к выводу, что речевая деятельность должна основываться на коммуникативно– познавательной потребности учащихся высказывать свою мысль. Эта потребность, входит в общую систему учебной мотивации. Учебный проект является важным средством формирования, как мотивации изучения иностранного языка, так и развития коммуникативной компетенции. Я выделила важнейшие факторы, способствующие формированию мотива речевой деятельности:
- связь идеи проекта с реальной жизнью;
- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;
- ведущая роль функции преподавателя, как консультанта и координатора.
3.Цели и задачи.
Цель педагогической деятельности: развивать творческие способности учащихся в ходе совершенствования коммуникативной компетенции, используя положительные результаты передового педагогического опыта.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить причины мотивации образовательного процесса каждого ученика;
Определить дарования и способности учащихся, создав условия для активизации образовательного процесса и развития личности;
Создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;
Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;
На основании изученных педагогических технологий, разработать систему творческого преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов в обучении говорению.
Разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению английскому языку и сопутствующих ей предметов.
Таким образом, основной моей задачей является - принять ученика таким, каков он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую ученику. Ученика необходимо учить учиться.)
4. Этапы накопления и систематизации опыта. 
Описываются этапы реализации опыта, последовательность действий для введения педагогических инноваций в образовательный процесс; методики и технологии, совокупности способов и приемов работы с детьми.
Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные технологии обучения) Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Известно, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, я рассчитываю на более высокое усвоение новой темы. В своей работе я также применяю интерактивные средства в виде презентаций, учебных фильмов. Многие творческие работы учащихся (рисунки, проекты,.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении.
«Педагогика сотрудничества» Основная идея технологии сотрудничества – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребятам предлагается работа в группах и микрогруппах ,в такой ситуации каждый отвечает не только за результат своего работы но и, что особенно важно, за результат всей группы. Сильный ученик заинтересован в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрался в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.
Применение этой технологии позволяет наиболее эффективно развивать коммуникативные навыки в области говорения. Обучение в сотрудничестве я использую, как в работе с новым материалом, так и на этапе закрепления. Пример. Обучение в команде. Учащиеся организуются в группы по 3-4 человека для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (смысловые блоки), например при работе над темой «Подготовка к путешествию». Тема разбивается на подтемы: выбор маршрута, заказ билетов, выбор транспорта, заказ гостиницы, упаковка чемодана и т. д. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Всё общение ведётся на иностранном языке. Каждый внимательно слушает своих партнёров по команде и делает записи в тетради.
Затем каждый из участников записывает свою часть, т.о. составляется вся тема «Подготовка к путешествию» и один из участников отчитывается. Лучшая команда награждается. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Эту технологию я применяю при проверке домашнего задания, домашнего чтения, при составлении диалогов.
Технологии развивающего обучения (игры, творческие задания)
Игровые технологии
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игры для обучения говорению весьма разнообразны. В основе их лежит пересказ, описание иллюстрации, составление и воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов. По способу и характеру они могут подразделяться на игры с текстом, функциональные, взаимодействие (с обменом информации), ролевые, имитационно-моделирующие, игры-соревнования. Назову лишь некоторые игры, которые я применяю на своих уроках при обучении говорению: 
“Составьфоторобот” (при изучении темы “Внешность человека”);
 “Модницы” (тема “Одежда”);
 “Архитекторы” (тема “Город и село”);
 “Дизайнеры” (тема “Дом и квартира”);
 “Покупки” (тема “В магазине”) и другие
Цели использования:
формирование познавательных мотивов обучения;
воспитание системного мышления учащегося;
понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
формирование умений и навыков взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
Опыт моей работы доказывает значимость использования ролевых игр при обучении общению на иностранном языке. Изучение тем «Знакомство», «Путешествие», «Киноискусство», «Магазин», «Охрана природы», «Каникулы» завершалось одной или несколькими ролевыми играми.
Ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями – ролями, обговариваем предположительный текст выступления.
Пример. Возможные роли учащихся при изучении темы «Экология»:
- Я - птичка. Спасите меня, люди.
– Я - планета Земля. Я - в опасности.
– Я - цветочек. Не рвите меня люди.
– Я – оленёнок Kiki. Не надо на меня охотиться.
– Она – химическое предприятие и т.п.
Проектные технологии (саморазвивающее обучение)
Основная цель проектно-ориентированного обучения - научить учащихся учиться, т.е., самостоятельно добывать знания. И главное отличие проектного метода состоит в том, что школьники работают над тем материалом, который затрагивает проблемы их жизни, вызывает у них неподдельный интерес. Полем для тренировки и отработки решения таких проблем могут стать именно мини-проекты.
Темы для мини-проектов могут быть самыми разнообразными.
Как примеры мини-проектов можно привести такие темы: “My family”, “My pet”, “My hobby”
Учащимися были выполнены такие проекты, как: «Традиционные английские и российские блюда », «Готовимся к встрече гостей из Англии», «Сценарий праздника Рождество», «Викторина по теме Лондон».
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Информационно-коммуникационные технологии обладают значительными возможностями в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ может решить проблему мотивации учащихся к изучению иностранных языков. На своих уроках я использую различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока. Также я учу ребят создавать свои мини- презентации. Эта работа их очень увлекает и тем самым повышается интерес к изучению языка. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
В процессе обучения ребятами были сделаны презентации и мини-презентации по следующим темам:
«Моя семья», «Москва», «Лондон», «Одежда и мода», «Хобби», «Спорт», «Выдающиеся деятели Англии», таким образом использование на уроках ИКТ также способствует совершенствованию коммуникативной компетенции, поскольку презентации комментируется в устной форме на английском языке.
Технологии дифференцированного  обучения При работе по новым технологиям становится возможным более широкое использование дифференцированных заданий, например
при работе с текстом:
Ученики получают задание общее для всех – прочитать текст. Далее идут задания, которые ученики могут выбрать по степени трудности и с учётом личностных особенностей и компетенций:
- Придумайте его окончание
- Скажите, как бы вы поступили на месте главного героя
- Расскажите краткое содержание текста
- Ответьте на специальные вопросы
- Дополните предложения фразами из текста
- Ответьте на общие вопросы
- Определите какая из картинок подходит по содержанию текста
- Выпишите главную мысль
- Составьте план текста
2) при работе над лексикой:
- Придумайте предложение с новыми словами
- Разгадай кроссворд
- Вычеркни лишнее слово
- Найдите антонимы для выделенных слов
3) при работе над говорением:
- Сильные ученики высказываются в пределах 20-25 предложений
- Средние ученики высказываются в пределах 15-17 предложений
- Слабые ученики высказываются в пределах 6-8 предложений
Таким образом, осуществляется дифференцированный подход в обучении.
Здоровьесберегающие технологии.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках помогают мне сохранить и укрепить здоровье учащихся. Прежде всего – это смена деятельности, разнообразие приёмов, форм и методов работы, так как постоянная смена деятельности снимает, как физическую, так и психологическую нагрузку, тем самым защищает здоровье учащихся.
Для рефлексии и сбережения здоровья, применяю в своей практике нетрадиционные уроки: «песенные», «рисовальные»,
Помимо этого - это благоприятная эмоционально благополучная атмосфера урока, которую создаёт учитель. И, наконец, это физкультминутки и музыкальные паузы в конце урока. Всё перечисленное снижает напряжение учащихся, создаёт радостное настроение и способствует сохранению и укреплению здоровья.
5 Результативность.
(-Умение решать коммуникативные задачи в устной речи повысилось с 37 до 42 %)
-Повысилось и качество знаний по английскому языку:
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Призеры и победители на всероссийских и международных олимпиадах школьников по английскому языку: «Олимпус», « Я- энциклопедия», «Janior Jack», « Я лингвист»
-Призеры и победители на муниципальных этапах всероссийской олимпиады школьников по английскому языку ;
-Участие в предметных неделях;
-Открытые уроки и выступления на РМО
Подводя итоги работы , следует заметить, что у обучаемых повысился интерес к изучению предмета вследствие следующих причин:
- коллективные формы работы позволяют раскрывать потенциальные возможности каждого ученика;
- организация ситуаций общения на уроке , применение новых педагогических технологий и творчество учащихся в тесной взаимосвязи с учителем способствовали совершенствованию коммуникативной компетенции и активизации творчества учащихся;
повысилась успеваемость;- учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.