Обобщение передового педагогического опыта по теме:«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»
Обобщение передового педагогического опыта
учителя технологии
муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения
основной общеобразовательной школы № 22
п. Зорька муниципального образования Новокубанский район
Барышевой Людмилы Михайловны по теме: «Развитие творческих способностей учащихся
на уроках технологии»
п. Зорька, 2016
Структура описания педагогического опыта:
1. Литературный обзор состояния вопроса.
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
2. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
3.4. Результативность педагогического опыта.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
4. Выводы.
1. Литературный обзор состояния вопроса
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
Сущность творчества по–разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.
В понимании художественного творчества, начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира.
В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия.
В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.
В VIII веке Иммануил Кант также анализирует творческую деятельность. Специфика художественного творчества рассматривается Кантом в системе его учения о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Кант разграничивает понятие искусства как проявление всякой разумной, целесообразной деятельности (труда вообще) и действия природы, целесообразность которых устанавливать человеку не под силу.
Практическая деятельность предполагает не только знание того, как надо делать те или иные вещи, но и определенное мастерство, умение создавать вещи. Но умение лишь следовать шаблонам, еще далеко не достаточно для создания произведений изящного искусства. Поэтому одним из основных мотивов эстетической деятельности, по Канту, является бегство от всех форм однообразной практической деятельности.
Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. По Канту, гений – это талант (природное дарование), который дает искусству правило. А так как талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, то можно сказать, что гений – это прирожденные задатки души, через которые природа дает правила искусству. Речь идёт о тех же способностях души, что у простых смертных, т. е. о воображении и рассудке, только расположенных или соотносящихся друг с другом особым образом, необходимым для эстетической деятельности.
1.2 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Использование разнообразных методов и приемов работы: работа в парах сменного и постоянного состава, самостоятельная работа с тестами разного уровня сложности, индивидуальная работа, творческие задания. В современной школе утвердились многие организации учебной работы: урок, экскурсии, дополнительные задания, домашняя работа, факультативные занятия, разнообразные формы внеклассной учебной работы – общественные смотры знаний, олимпиада, конкурсы, предметные кружки, семинарские занятия, практикумы, собеседования, конференции, предметные недели. Однако основной формой организации учебной работы был и остается урок.
К технологии, формирующему интерес к культуре обслуживающего труда, предъявляют следующие требования:
единство и ясность для учителя и учащихся учебно-воспитательных целей и задач урока, исходящих из общих целей развития учащихся и формирования интереса к культуре обслуживающего труда;
адекватный отбор содержания учебного материала и объектов труда в соответствии с целью урока и направленностью интереса учащихся;
выбор методов и приемов обучения с учетом содержания учебного материала, уровня интереса учащихся, возможностей материального оснащения;
организационная четкость занятия, адекватная методическая организация, рациональное распределение времени на каждом этапе урока;
обеспечение безопасных условий учебно-продуктивной деятельности;
Выявлено, что проведение нетрадиционных уроков-игр по основным разделам программы является одним из факторов, способствующих формированию у учащихся интереса к культуре обслуживающего труда.
Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем обычные с привычной структурой и режимом работы.
2. Психолого - педагогический портрет группы обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого
Область применения опыта: 5 – 8 классы, с которыми я работаю на протяжении 9 лет работы в школе.
Основой для сбора необходимых данных послужила группа учащихся, обучающихся в 5-8 классах. Количество детей в группе каждый год меняется, но редко бывает больше 15.
Психологический климат в классных коллективах хороший. Я убедилась, что на уроках, где применяются творческие задания, ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте продолжим работу», что свидетельствует об успешности урока.
3. Педагогический опыт
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе и в воспитательной работе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.
Проблемное обучение – создаю в учебной деятельности проблемные ситуации и организую активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Дифференцированное обучение – использую возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуя желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в области моего предмета. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения – работая по данной методике, имею возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении – это метод дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр – при использовании этого метода происходит расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) – здесь реализуется идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок.
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности. С целью здоровьесбережения учеников возникает необходимость включения в двигательный режим школьника мероприятий, направленных на улучшение мозгового кровообращения, снижение зрительного утомления и статического напряжения мышц спины и кисти.
На уроках технологии проводятся физкультминутки, которые являются обязательной составной части урока (по 1-2 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), введена система разминок для глаз. Для этого используются схемы зрительных траекторий, расположенные на экране. Упражнения сочетают в себе движение глазами, головой и туловищем. Такие упражнения хороши, когда ученикам так необходима физическая разминка, разрядка, резкая смена деятельности.
Информационно-коммуникационые технологии – создание совместно с учащимися мультимедиа-презентаций, видеороликов, использование мультимедиа оборудования на уроках. Использование этих педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения учащихся.
Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дат остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.
Например, в разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук. Варианты могут быть разными, в зависимости от способностей и уровня подготовки ребенка: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и нарядный. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Стремиться к успеху!
3.2. Актуальность педагогического опыта.
Труд играет немаловажную роль в развитие способностей. Способности развивают главным образом в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте – в игре, в младшем и среднем школьном возрасте, когда наряду с учением дети начинают более или менее систематически трудиться.
Что касается формирования способностей, то оно, по мнению Б.М. Теплова, осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической деятельности. «Способность, писал он, не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».
Уже первые исследования показали, что при соответствующей организации деятельности ребенка развиваются как элементарные способности (способность ощущать, воспринимать, мыслить и т.д.). Причем развиваются как раз способности, необходимые для успешного осуществления данного вида трудовой деятельности.
Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может заметно обогатить содержание и организацию трудового обучения и производительного труда школьника, более плотно использовать внутренние резервы его личности, обеспечить в трудовом обучении особую систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.
Особенно важным в трудовом обучении и производительном труде школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превышает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности. Такое же значение имеют знания о закономерностях возвышения потребностей, изменения установок, интересов, самооценок, притязаний и других вершинных образований личности в условиях трудовой деятельности.
Г. Нойнер, В. Калвейт, Х. Клейн определили психические предпосылки для творческого труда: широкое образование, дифференциальные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и труда, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к риску, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания. Терский В.Н. – друг и соратник Макаренко А.С. талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность. Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание. Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели. Самодеятельность будет тогда, когда дети будут действовать сами. Инициатива не может возникнуть из ничего. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.
Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надежным и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветривается, не закрепленного будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневного целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Представленный опыт соответствует содержанию образования и уровню современной науки, направлен на создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания. Учащиеся осознают приобретенные поэтапно знания как элемент единой, целостной системы. Обучение строится с опорой на пройденный материал. Развивая имеющиеся умения и навыки, учащиеся устанавливают связи между новыми и ранее приобретенными знаниями в области разных предметов. Это дает возможность максимального раскрытия потенциала. Такая деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приожить свои знания, показать публично достигнутый результат. Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе. Таким образом, представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так как используют основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.
3.4. Результативность педагогического опыта.
Работая над развитием творческих способностей детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых в школе, так и на районном уровне.
Ежегодно мои ученики являются победителями и призерами различных конкурсов:
2012-2013 учебный год: призер муниципального этапа краевого конкурса творческих работ учащихся «Ремесло Богородицы», ученица 8 класса Маркосян Диана;
2013-2014 учебный год: победитель муниципального этапа конкурса детского творчества среди учащихся «Новогодняя сказка», ученик 7 класса Барышев Никита, призер ученик 6 класса Николаенко Константин;
2013-2014 учебный год: призер муниципального этапа выставки декоративно-прикладного творчества «Символы Олимпиады», ученик 6 класса Николаенко Константин;
2014-2015 учебный год: призер муниципального этапа краевой экологической акции «Птицы Кубани», ученик 5 класса Айрапетян Сурен;
2015-2016 учебный год: призер муниципального этапа краевого смотра-конкурса «Зеркало природы», ученица 6 класса Маркосян Эмма.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала ребенка и развитию у него природных творческих способностей. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
Целью данного опыта является создание условий для развития творческой активности обучающихся в образовательном процессе на уроках технологии через использование групповых форм обучения, и как следствие – повышение качества знаний учащихся по технологии.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- использование наряду с традиционными формами групповых учебных занятий, что дает возможность систематической и последовательной творческой активности;
- создание условий для приобретения учащимися умений, необходимых для дальнейшего образования;
- использование способов и приемов, направленных на становление активной позиции школьника.
Исходя из этого одним из перспективных путей деятельности по разрешению противоречий является система работы учителя технологии по развитию творческой активности.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
На уроках технологии теперь изготавливается немало интересных и полезных изделий и поделок. Чтобы избежать однообразия на моих занятиях применяю творческие задания. К выбору заданий подхожу дифференцировано. Ведь каждый учащийся имеет различный темп обучения, активность восприятия нового материала, скорость его усвоения. Некоторым ученикам советую не слишком сложную модель для того чтобы ребенок не испугался и не утратил интереса к выполнению задания. А некоторым более сложную модель, учитывая его успехи по предмету.
Вот уже второй год я работаю над темой «Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии через использование различных видов декоративно-прикладного искусства.
Я хочу поделиться опытом, как организую занятия с учащимися, как стремлюсь развивать творческие способности детей.
Учитель труда имеет сегодня достаточно простора для того, чтобы творчески строить учебную работу. В программу введены разделы по обучению декоративно-прикладного искусства. Основополагающим для меня является стремление к развитию творческого характера трудового обучения, позволяющему максимально самореализоваться каждому учащемуся.
Я поощряю естественное стремление подростков к смене видов деятельности создавать условия для того, чтобы могли поработать руками (даже при изучении теории), создавая нужные и красивые вещи. Практика подтверждает целесообразность такого построения программы по технологии.
Чтобы заинтересовать детей в работе стараюсь на практических занятиях рекомендовать детям разные изделия, чтобы ни одно изделие не повторялось. На практике убедилась что ребятам это нравится, ведь творческая работа, над которой они трудятся больше нет ни у кого. Они все делают с интересом, энтузиазмом, вкладывая всю свою душу. Об этом говорят изделия, которые они выполняют на уроках.
В процессе изготовления изделий в различных видах декоративно-прикладного искусства, учащимся прививаются такие ценные качества, как усидчивость, внимательность, целеустремленность, взаимовыручка-умение прийти на помощь, взаимопонимание. Полученные знания очень важно научить применять на практике – здесь развивается кругозор, мышление, умение видеть прекрасное и воплощать его в жизнь своими руками. Ребята за частую любят дарить родным и близким свои изделия, созданные своими руками – их творчество отражает внутренний мир.
Создание красивых вещей – процесс творческий. А творчество основывается на мастерстве, а мастерство оттачивается на уроках. Важно только вовремя их научить, помочь раскрыть свои способности, поверить в себя. На уроках ребята, выполняя творческие задания, наблюдают друг за другом, у кого что получится, у кого интереснее изделие, у кого-то оригинальнее. Всё это повышает интерес к выполняемым работам.
Все мои занятия проходят под девизом: «Думай, делай, играй, твори, фантазируй, пробуй».
Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Особенно важно приобщение учеников к народному декоративно-прикладному искусству, художественным ремёслам.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Знакомство детей с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, формируют нравственные чувства, мировоззрение, уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, утверждающих что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а тогда он увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображении. В народном декоративно-прикладном искусстве все основано на великолепнейших приемах и профессиональных навыках, выработанных на протяжении многих поколений и ставших от этого столь совершенными, что они позволяют достичь большей художественной выразительности простыми и лаконичными средствами.
Знакомясь с образцами народного искусства, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям. Нетрудно обнаружить много общего в творчестве народных мастеров и детей. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно и мажорно. И так же радостно и ярко воплощается он в творчество.
Но самое главное, что я хочу отметить, успешная работа, отлично выполненная подделка заставляет учащегося поверить в свои силы, повышает самооценку, позволяет ставить перед собой определенную цель и достигать ее, развивает творческие способности. Без качественного трудового воспитания нельзя выразить полноценного гражданина нашей страны.
Вывод:
По словам Выготского Л.С., творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо новое… Воображение приобретает важную функцию в развитии ребенка, так как он может представить себе картину по чужому рассказу, описанию, как бы получается двойственная связь воображения и опыта. Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска.
Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.
Список используемой литературы
1. Бабанский Ю. К. Педагогика/Ю. К. Бабанский. - М.:Просвещение, 1988 -478с.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. -285с.
3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова.16
5. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003. 6.Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии/ И.А. Зимняя. – М: Просвещение. – 1980.
7. Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119
Приложение
Урок технологии. 8 класс.
Программа: программы начального и основного общего образования. Авторы программы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В.
Раздел. Декоративно-прикладное искусство. (16 часов)
Тема: «Художественное творчество». (1 урок).
Цели: познакомить учащихся с понятием «художественное творчество», видами народного творчества, его историей; формировать художественное сознание в процессе развития эстетического восприятия окружающей действительности и искусства; развивать понимание того, что творчество даёт возможность самовыразиться и самореализаваться каждому человеку; воспитывать эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: русский язык, ИЗО, история.
Оборудование: мультимедиа, образцы изделий декоративно-прикладного творчества.
Ход урока
I. Организация начала урока.1.П р и в е т с т в и е.
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Можно ли сравнивать художественную ценность изображений цветущего дерева на живописном полотне, на фотографии, на вышитой скатерти? Обладает ли красиво цветущее растение художественной ценностью? Что является источником вдохновения народных умельцев? Чем знамениты Жостово, Федоскино, Гжель, Хохлома? Ответы на эти вопросы вы получите сегодня на уроке.
III. Изучение нового материала.
О ъ я с н е н и е у ч и т е л я.
1.Художественное творчество - неотъемлемая часть жизни человека. (слайд №1)
«Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства», гласит древняя пословица.
Наш народ всегда был богат на таланты. Время не донесло до нас имена многих удивительных мастеров, оставивших память о себе на века своими прекрасными творениями. Зодчие каменных храмов, создатели удивительных песен и сказок, вышивальщицы, живописцы, чьи творения привлекают нас так же, как и много веков назад.
Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы - он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лён, железо – всё становилось предметом творчества. Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки, из глины лепилась замечательная посуда, из рога мастерили гребешки, из овечьей шерсти – платки, из льна – полотна и кружева. Всё делалось руками. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства.
Природа является основным источником вдохновения народных умельцев. Травные узоры Хохломы; расписанные цветами платки Павлово-Посада, подносы Жостова, пейзажи Федоскина – всё это имеет глубокие корни, связанные с красотой русской природы.
Костяные фигурки, вырезанные на Чукотке, рассказывают о традиционных занятиях жителей этого сурового края.
Технологии декоративно-прикладного искусства складывались на протяжении столетий. От отца к сыну, от матери к дочери передавалось умение чеканить, лепить, вышивать, ткать…
Вот такой род технологий, как художественная обработка материалов, тесно связан с понятием – творчество. Творчество может быть художественным, техническим, научным. (слайд №2)
Художественное творчество развивается по законам красоты. Оно даёт каждому человеку возможность оценить свои способности, выразить своё собственное мироощущение. Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может быть, захотите сами, своими руками творить эту красоту, так как мы уже делали это на наших уроках (демонстрация работ учащихся).
2.Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства).
Техники, связанные с использованием бумаги:
1. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты. (слайд №3)
2. Квиллинг (от англ. слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. (слайд №4)
3. Орига́ми — древнее китайское искусство складывания фигурок из бумаги. (слайд №5)
Виды:- Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами. (слайд №5)
- Кусудама — бумажная модель, которая обычно формируется сшиванием или склеиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей, так что получается тело шарообразной формы. Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. (слайд №6)
5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги, картона с клеящими веществами. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель. (слайд №7)
Техники, связанные с плетением:
1. Бисероплетение имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но и в наши дни изделия и бисера пользуются большим успехом. (слайд №8)
2. Ганутель — мальтийское рукоделие. В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. (слайд №9)
3.Макраме — техника узелкового плетения, известная ещё с древности. (слайд №10)
4.Плетение кружева на коклюшках. Вологодское, Елецкое, Кировское кружево. (слайд №11)
Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:
1. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. (слайд №12)
- Городецкая роспись. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Это жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры. (слайд №12)
- Хохломская роспись — зародился в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. (слайд №12)
- Жостовская роспись — этот промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Московской области. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов. (слайд №13)
2. Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись.(слайд 14)
3. Витраж. Своеобразная роспись по стеклу или иному прозрачному материалу специальными красками. (слайд №15)
4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата. (слайд №16)
5. Граттаж - техника царапанья. Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью. (слайд №17)
6. Мозаика — это способ создания изображения из маленьких элементов. (слайд №18)
7. Изонить — графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки. (слайд №19)
8. Энка́устика — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде, можно при помощи утюга. (слайд №20)
Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
1.Вышивка. Крестик, гладь, гобелен, вышивка лентами, прошва, золотое шитьё, декоративные швы, мережка, ришелье и ещё очень много других видов вышивки. (слайд №21)
2. Пэчворк или Лоскутное шитьё - это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в изделии. (слайд №22)
3.Канзаши. Складывают квадратики натурального шелка, как в оригами. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу. Ими можно украсить заколки для волос, ободки, броши и т. д. (слайд №23)
Техники, связанные с обработкой дерева и древоподобных материалов: (слайд №24)
1. Выжигание по дереву. Лучше всего подходит для выжигания липа, ольха, тополь или каштан. 2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком.
3. Резьба — является одним из видов художественной обработки дерева.
Другие самодостаточные техники:
1. Аппликация - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, бусины, бисер, шерстяные нити, высушенных листьев. Такое применение разнообразных материалов близко к другому средству изображения - коллаж.(слайд №25)
2. Декупаж — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Украшают таким образом посуду, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, и даже обувь! (слайд №26)
3. Карвинг в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов. (слайд №27)
4. Лепка - придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов. Материалом может служить пластилин, глина, пластика, солёное тесто. (слайд №28)
5. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители. (слайд №29)
6. Скульпту́ра — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок). (слайд №30)
2. Б с е д а с у ч а щ и м и с я о народном творчестве.
- Какое впечатление производит на вас тот или иной предмет народного творчества?
- Что является основным источником вдохновения народных умельцев?
- Нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы?
IV. Практическая работа.
И з г о т о в л е н и е Новогоднего украшения «Ангелочка». (слайд №31)
Новый год – пожалуй, самый любимый праздник большинства детей и взрослых. На Новый Год принято дарить подарки, ставить в доме красивые елки, украшать их разноцветными шарами и гирляндами. По истине - это самый красивый праздник в году. Новый Год навсегда вошел в наш быт, став традиционным праздником для всех людей на земле. Его с нетерпением ждут в каждом доме, к нему долго и тщательно готовятся.
Из поколения в поколение, из года в год главным символом Нового года остается новогодняя ёлка! Новый год – волшебный праздник! Он дарит веселье, радость и счастье. Но ощущение праздника приходит к нам не только в новогоднюю ночь, а гораздо раньше, когда мы приступаем к украшению дома и ёлки. Особенно если украшения были изготовлены своими руками. (слайд №32)
З а д а н и е. Изготовить Новогоднее украшение «Ангелочек» из представленных элементов
(туловище, голова, крылышки, руки, подарок).
V. Рефлексия урока.
1. З а к л ю ч и т е л ь н о е слово учителя.
Сегодня на уроке вы познакомились с различными видами художественного творчества. Изготовили Новогоднее украшение своими руками.
А теперь давайте вспомним, о каких видах художественного творчества мы сегодня говорили на уроке. (по слайдам презентации).
Слайд № 33 – оригами, оригами блочное, кусудами Слайд № 34 - бисероплетение Слайд № 35 - ганутель Слайд № 36 - макраме
Слайд № 37 - витраж
Слайд № 38 - изонить Слайд № 39 - канзаши Слайд № 40 - декупаж Слайд № 41 - карвинг2. В ы с т а в л е н и е о ц е н о к, их аргументация.
Домашнее задание: инструменты и материалы для вышивки.
п