Обобщение передового педагогического опыта нп тему Формирование культуры здоровья школьников на уроках технологии


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Корсакова













Тема проекта «Формирование культуры здоровья школьников на уроках кулинарии»










Срок реализации: 2011-2012 учебный год
Автор: учитель Женченко Евгения
Владимировна, технология, высшая категория











г. Корсаков
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ


Содержательная часть
Содержание деятельности и методы реализации инновационного проекта
Описание ресурсной базы
Описание возможных рисков
Ожидаемый результат инновационного проекта
Описание промежуточного результата
Финансово экономическое обоснование
Библиографический список
Приложение




































1. Содержательная часть

«Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний и вера в
свои силы»
В.А.Сухомлинский


Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития
страны.
Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержании образования.
Нестабильность жизни в России за последнее столетие сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создание нормальных условий для их роста и развития.
Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья на уроках «Кулинария» обусловлена рядом объективных причин:
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
В этом же возрасте закладывается и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
Школьный период в развитии наиболее важен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказываются на показателях физического здоровья, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
Основная цель: воспитание у детей преставления о рациональном питании на уроках кулинарии как составной части культуры здоровья.
Поставленная цель потребовала решить следующие задачи:
Формирование представлений о рациональном питании;
Формирование навыков правильного питания;
Формирование у детей представления о значимости различных продуктов питания для здоровья;
Формирование у школьников представления о гигиене и режиме питания.




Сроки реализации

Проект планируется реализовать в 2011 – 2012 учебном году.



















































1.1. Содержание деятельности и методы реализации инновационного проекта

Проблема здоровья подрастающего поколения считается чрезвычайно важной во всем мире, так как оно является основным показателем
благополучия общества и государства. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, в последние годы наблюдается неуклонный рост числа заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, возникновение которых приходиться на школьный период. Дети страдают различными хроническими заболеваниями, нарушением осанки, повышенным давлением, плохим зрением, нарушением в пищеварительной системе.
Здоровье человека закладывается смолоду, когда процессы развития организма протекают наиболее интенсивно, и одним из важнейших факторов является рациональное питание.
Сегодня педагоги и врачи сходятся во мнении, что здоровье не только медицинская, но и педагогическая категория, поэтому важная роль в формировании здорового образа жизни должна принадлежать школе. Именно у неё имеется для этого немало возможностей, которое в настоящее время почти не реализуются.
Исследования, проведенные во многих странах мира, показали, что отсутствие специальных программ, методик и средств для обучения детей здоровьесбережению наряду с настойчивой рекламой быстрого питания, сникерсов, чипсов, сухариков, газированных напитков ведёт к формированию у детей вредных для здоровья привычек бессистемного и бесконтрольного питания, которое зачастую приводит к нарушению обменных процессов в организме. Обмен веществ лежит в основе жизнедеятельности человеческого организма и находится в прямой зависимости от характера питания.
Многие тысячелетия школа была ориентирована на формирование, у учащихся общенаучных знаний. Вопросы физического развития, сохранения и укрепления здоровья рассматриваются лишь на уроках физической культуры и в курсе анатомии и имеют скорее теоретическую, чем практическую направленность.
Школа обладает исключительным, но не используемым в настоящее время ресурсом для формирования у школьников здорового образа жизни. Этот ресурс заложен в программе курса «Обработка пищевых продуктов» («Кулинария»).
При изучении раздела «Кулинария» учащиеся знакомятся с такими важными вопросами, как санитария и гигиена, физиология питания, технология первичной обработки продуктов, с рецептами различных блюд и т.д. Но если речь заходит о проблеме здоровья детей, то необходимо в разделе кулинарии гораздо больше внимания уделять вопросам состава и качества пищевых продуктов.
Именно на уроках кулинарии школьники учатся правильно подбирать продукты и блюда, определять их доброкачественность различными методами. Программу необходимо строить так, чтобы в течение всего периода изучения этого раздела учащиеся знакомились с составом, биологической ценностью, способами определения качества пищевых продуктов, составляющих основу рациона питания школьников.
Важным фактором здоровьесбережения являются не только высокое качество пищевых продуктов, но и их правильное употребление по количеству, времени, составу. Одни и те же продукты могут быть полезны и необходимы одному ребенку и противопоказаны другому, имеющему индивидуальные физиологические и психологические особенности. Например. Дети подвижные, эмоциональные должны получать больше горячей пищи в виде мясных супов, а детям спокойным, неторопливым следует, прежде всего, избегать переедание, приводящее к ожирению. Необходимо помнить, что правильная организация питания – самое главное условие здорового образа жизни.
Та методология, которая направлена на формирование культуры здоровья школьников при изучении раздела «Кулинария» позволяет предмету «Технология» занять одно из ведущих мест в сохранении и укреплении здоровья будущего поколения, так как сформированные навыки организации правильного питания необходимы человеку на протяжении всей жизни. Поэтому крайне важно изучать раздел «Кулинария», который позволяет предотвратить множество заболеваний, связанных с пищеварительной системой и возникающих в школьном возрасте, среди которых самыми распространенными являются пищевая аллергия, гастрит, ожирение и диабет.
Ценность здоровья определяется установками человека на сохранение, формирование и укрепления здоровья. Именно эти установки и формируют культуру здоровья, наиболее важными компонентами, которой являются: самосознание, саморазвитие, рациональное питание, физическая активность, умение правильно отдыхать, отсутствие вредных привычек.

1. Пять принципов рационального питания
Когда речь идёт о питании, редко используется слово «культура». Жаль! «Живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», - часто цитируем мы, и формируется представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное организовать поставку топлива, а уж когда и как оно будет доставлено – это имеет второстепенное значение.
Какого человека можно считать культурным в плане питания? Скажем, что это тот, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья. В основе такого «культурного» питания лежат 5 принципов.
Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы.
Регулярность. Рекомендации соблюдать режим питания – не прихоть гигиенистов и диетологов, потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами деятельности нашего организма. Все процессы, протекающие внутри нас (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, в том числе и работа пищеварительной системы), носят ритмичный характер, и регулярность – непременное условие эффективного функционирования сложной биологической системы.
Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течении дня.
Надо сказать, что еда «по часам» важна в любом возрасте, но её значение особенно велико для детей и подростков, когда происходит активный рост и созревание организма. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих «вольный график» приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться.
Если в детском саду, дома ответственность за это полностью лежит на плечах родителей и воспитателей, то школьная жизнь предполагает большую самостоятельность. Поэтому хорошо, если ребенок привыкает брать с собой в школу бутерброд или яблоко, будет знать, когда, на какой перемене его съесть, а придя домой, сумеет организовать себе обед, не дожидаясь родителей.
Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества – все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: белки – основной строительный материал, из которого формируется и «ремонтируется» тело, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении систем и органов, витамины – важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т.д. Широта вкусовых пристрастий – залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать своё питание. В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные.
На уроках кулинарии одним из рецептов приготовления блюд – это предоставить учащимся возможность экспериментировать и самостоятельно создавать вкус и внешний вид блюда. Так, к примеру, в кашу (очень полезную, но не очень популярную у детей) можно добавлять варенье, сок, сухофрукты, орехи, семечки и т.д. Картофельное пюре может быть выложено на тарелку скучной горкой, а может в форме мишки, Чебурашки с глазками – горошинками и т.д. такие эксперименты занимательны для ребенка, а практика показывает: интерес эстетический в скором времени превращается в интерес гастрономический.
Адекватность. Пища, которую съедает в течении дня ребенок, должна выполнять энерготраты его организма. А они не малые – ведь ребенок растет, в нем происходят сложнейшие функциональные перестройки. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Так, очевидно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни – от питания в обычное время. Летний стол – от зимнего стола и т.д.
Ребенку можно предложить самостоятельно контролировать количество сладостей, которое он съедает в течении дня. При этом любые лакомства не ставятся вне закона, их не относят к вредным продуктам. Конечно, количество их должно быть ограничено, однако любой взрослый знает, как нелегко остановить сладкоежку. В этом случаи контролирующие функции возлагаются на самого ребенка (задача взрослого – придумать для этого занимательную и интересную форму самоконтроля). Практика показывает, что ребенок в роли контролёра самого себя очень успешно справляется с поставленной перед ним задачей.
Безопасность. Безопасность питания обеспечивают три условия – соблюдения ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.
О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но, к сожалению, знать не значит всегда выполнять. Желудочно-кишечные расстройства -одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте. В последние годы все чаще отмечаются вспышки гепатита, основная причина – несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков. Причем, именно навыков, а не знаний о том, как это важно и полезно.
Важно, чтобы ребенок знал: если есть даже небольшие сомнения в свежести продукта, есть его нельзя.
Такое же осторожное отношение должно быть сформировано и к незнакомым продуктам. Сегодня, когда от обилия ассортимента продуктовых магазинов рябит в глазах, порой трудно удержаться от соблазна попробовать что-то новенькое. В самом по себе желании нет ничего плохого. Но дело в том, что новые, нетрадиционные для нашей культуры питания продукты могут содержать незнакомые для нашего организма вещества, которые могут стать для него аллергенами. Поэтому важно, чтобы ребенок запомнил, что знакомство с новым продуктом или блюдом должно происходить только в присутствии взрослого.
Удовольствие. Почему-то, когда пишут о роли и значении питания, часто забывают об этой, весьма важной функции еды – доставлять удовольствие. А ведь приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус воспринимается нашим организмом как сигнал тревоги – это есть нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, тем выше уровень защиты его организма.
Призыв к получению удовольствия от еды – это не призыв к обжорству. Ведь удовольствие возникает не от количества съеденного (скорее, здесь обратная зависимость – переедание «убивает» приятные ощущения), а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда и т.д. Понятно, что сформированность таких умений зависит от того, насколько разнообразна пища, которую ест ребенок и насколько вкусно она приготовлена.
Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно – невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом дома и на уроках кулинарии обсуждалось достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют «мягким», «кисло-сладким»,»горько-сладким» и т.д. И еще удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Здесь должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений (какое уж тут полноценное переваривание, когда кровь пульсирует в висках, бешено сокращается сердце и кипят африканские страсти!) и воспитательные беседы.
2. Процесс формирования навыков правильного питания.

Итак, правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие. Но как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения этих принципов?
Традиционный воспитательный прием стремящийся сформировать у ребенка те или иные полезные привычки – объяснение их пользы для здоровья. «Будешь есть кашу – вырастешь и станешь сильным и крепким» или, наоборот, «не будешь есть фрукты (заниматься физкультурой, закаляться и т.п.) – заболеешь» Но является ли этот довод убедительным для ребенка? Нет! Ведь ему сейчас в данный момент нужно отказаться оттого, что приятно и вкусно, для того, чтобы, когда в будущем получить «награду» (силу, рост, красоту). Как правило, здоровье для ребенка – это то, что дано ему от рождения, ему сложно осознать, почему нужно заботиться и укреплять его, если оно и так есть. Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на далекую перспективу способен далеко не каждый взрослый (что уж говорить о ребенке). Что же делать?
Можно организовать этот процесс в виде игры. Игра – это наиболее действенный для школьника способ познания и взаимодействия с окружающем миром, в игре мальчики и девочки учатся общаться друг с другом и взрослыми, подросток продолжает играть, только содержание и форма игры меняются. Итак, играем! Но пусть правила в этой игре будут особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания.
Вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки (Приложение 1).
Организовать конкурс на самую необычную кашу (Приложение 2).
Провести соревнования знатоков фруктов и овощей и т.д.
Здесь можно использовать разные виды игр. Сюжетно - ролевая игра, основанная на каких –то знакомых ребенку эпизодах из жизни, может быть связанная с отработкой навыков поведения за столом (к хозяевам пришли гости, нужно накрыть стол и занять гостей). Игра с правилами предполагает соревновательный характер взаимодействия её участников: кто быстрее соберет овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т.д.
Эффект таких нехитрых приемов очень высок, то что, не удавалось добиться за счет бесконечных напоминаний и нотаций, легко достигается в игре.
Формирование основ культуры питания предполагает и знакомство ребенка с народными традициями и обычаями, народной кухней. И это не просто дань уважения истории. Традиции, прошедшие многовековую проверку временем, всегда выполняли функцию социокультурных регуляторов питания с позиции его рациональности и целесообразности. Блюда народной кухни обычно оптимально соответствуют условиям жизни народа и структуре пищевых ресурсов территории, на которой он проживает. Здесь можно приводить многочисленные примеры – распространение сыроядения у северных народов (сырое мясо и рыба – основной источник витаминов, так как растительные ресурсы не велики), популярность кисломолочных продуктов у жителей Средней Азии (свежее молоко быстро скисает в жаре), обилие жирных и горячих блюд у сибиряков и т.д. На протяжении столетий у различных народностей вырабатывалась определенная адаптация к конкретным продуктам и способам их приготовления.
Конечно, сегодня наш стол становится все более и более универсальным. Чизбургеры и гамбургеры, чипсы, суши, пицца – все это постепенно теряет статус «заморского» блюда. Вряд ли можно и стоит препятствовать процессу взаимопроникновения различных кулинарных традиций. Однако при этом глупо и неразумно забывать о собственной национальной кухне.
Вот почему так важно, чтобы у ребенка было сформировано представление о традиционной кулинарии, ее роли и значении для сохранения здоровья. При этом, кстати, решаются воспитательные задачи, непосредственно не связанные с формированием основ правильного питания. Так. Для того, чтобы объяснить, почему различаются народные кухни, чтобы ребенок обладал определенными краеведческими знаниями – что растет в лесах, какая рыба водится в водоёмах, каких животных разводят, особенности климата. Знакомство с традициями и обычаями расширяет представления о культуре и истории народа вообще. А обсуждение кулинарных традиций разных народов – прекрасный вариант организации интернационального воспитания – близкий и понятный ребенку.
Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности. А именно все сведения сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Да, наверное, информация о группах витаминов и их значении для тех или иных физиологических функций организма важна. А вот представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, безусловно, полезно, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д.
Излишнее наукообразие, необоснованно большой объём сведений, который нередко рекомендуют программы, связанные с воспитанием здорового образа жизни, не только бесполезны, но и в определенном смысле, дискредитируют воспитательный процесс, снижают к нему интерес со стороны ребенка. Формирование основ правильного питания у ребенка – это, прежде всего, овладение полезными навыками, а степень их освоения напрямую зависит от того, востребованы ли они в повседневной жизни. Вот почему при выборе содержания обучения правильному питанию, мне как педагогу следует задуматься – насколько необходимо то, чему я собираюсь учить детей.
Испокон веков основы культуры питания закладывались в семье. Здесь ребенок знакомился с традициями питания, здесь происходило формирование его вкусовых пристрастий, осваивались правила поведения за столом и т. д. К сожалению, сегодня роль семьи в этой сфере воспитания снижается. Из нашей жизни постепенно уходят традиции семейных застолий (ужин, когда собирается вся семья за столом, воскресные завтраки), нередко получается, что 5 раз в неделю ребенок завтракает, обедает, а то и ужинает вне дома – в школе. Таким образом, семейное воспитание существенно дополняется и корректируется воспитанием в школьном коллективе. Надо сказать, что с этической точки зрения проблема непростая. Обойтись без поддержки родителей в этой сфере воспитания школа, безусловно, не может.
Формирование культуры питания – это всегда сотрудничество родителей и педагога. Но возникает опасность того, что определенные школой нормы (на уроках кулинарии) будут идти вразрез с тем, что принято в семье. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих передо мной как педагогом, заключается в эффективном взаимодействии с родителями. Первый шаг на этом пути – сформировать у взрослых членов семьи понимании важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области.
Второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой на уроках кулинарии.
И третий шаг – не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье.
Упоминаемые педагогом продукты, блюда должны быть доступны для семей с различным уровнем достатка, знакомы всем детям. Кстати, нередко родители отрицательно относятся к идеи проведения занятий, связанных с воспитанием основ рационального питания, именно потому, что считают правильное питание весьма дорогим удовольствием, чувствуют свою вину за то, что не могут обеспечить его своим детям. Между тем рациональное питание не обязательно дорого. Существует огромное количество недорогих, полезных и вкусных продуктов. Простой пример – источником витамина С может быть апельсин, который стоит недёшево. А может – смородина, клюква, протертые с сахаром и не менее вкусные, чем заморский фрукт. На завтрак ребенку можно дать бутерброд с колбасой, а можно рисовую кашу с различными добавками (вряд ли стоит выяснять, какой их этих вариантов завтрака полезней).








3. Разговор о правильном питании

Тема «Самые полезные продукты» направлена на формирование у детей представления о значимости различных продуктов питания для здоровья. При обсуждении этой темы я не делю продукты на полезные и вредные. При разговоре о правильном питании необходимо избегать резкого деления, ведь при этом оценки сделанные учителем в ходе урока, могут противоречить традициям питания, сложившимся в семье. Можно ли, к примеру, говорить школьнику о вреде бутербродов с колбасой, если дома он обычно ест их на завтрак или ужин? Поэтому здесь необходимо оценивать продукты как очень полезные (те, которые нужно есть ежедневно); полезные, но употребляемые не каждый день; и те, которые есть можно, но нечасто.
Увы, полезность того или иного продукта, блюда далеко не всегда определяет его популярность среди детей. Какой ребенок добровольно откажется от шоколадки в пользу овсяной каши, даже если он знает, что каша поможет ему стать сильным и крепким? А что, если ребенок сам будет контролировать свой рацион? Как уже говорилось ранее, ребенку можно предложить вести дневник, где нужно записывать или наклеивать изображения самых полезных продуктов и блюд, которые ребенок съел в течении дня. Никто не запрещает ребенку, есть любые блюда, но в дневнике должны быть отмечены только самые – самые. Так, незаметно для самого себя ребенок привыкает оценивать полезность своего ежедневного рациона. В конце недели подводятся итоги – кто в классе набрал больше всего очков. А кому не хочется победить в соревновании!
Также можно провести игровое занятие, где дети приглашаются в магазин. Они должны собрать для себя корзину самых полезных продуктов. Для этого можно использовать рисунки и наклейки из тетради; муляжи продуктов.
Тема «Как правильно есть» направлена на формирование у школьников представления о гигиене и режиме питания. Здесь также можно использовать дневник. В ходе занятия учащиеся выделяют пять основных правил гигиены питания: «Мою руки перед едой с мылом», « Мою фрукты и овощи перед едой», «Ем небольшими кусочками, не тороплюсь», «Не разговариваю во время еды», «Ем в меру». Затем учащиеся фиксируют в дневнике выполнение этих правил: если правило соблюдается в течении всего дня – в специальной графе ребенок приклеивает большую наклейку – «улыбку», если ребенок в какой – то момент забыл выполнить правило – «улыбка» поменьше, ну а если правило выполнялось только один раз в течении дня – прикрепляется самая маленькая «улыбка». Таким образом, у школьников формируется система самоконтроля и самооценки.
Дело в том, что традиционно с самого раннего возраста ребенок привыкает к внешней оценки ( со стороны родителей, учителей). Между тем реализация установки на здоровый образ жизни невозможна, если ребенок не умеет прогнозировать и оценивать предполагаемые результаты собственного поведения. Это, в свою очередь, позволит ребенку избегать форм поведения, причиняющих вред здоровью, сознательно делая выбор в пользу сберегающего здоровья поведения.
Тема «Из чего варят каши» рассказывает детям о полезных свойствах этого блюда – прекрасного варианта завтрака (очень полезно, недорого и просто в приготовлении). Однако в большинстве семей каша не входит в ежедневный рацион питания, поскольку, как уверены мамы, их дети «не любят каши». Можно ли сделать так, чтобы каша понравилась детям? На уроках кулинарии дети узнают о том, как превратить привычную для них кашу в необычное, для них блюдо. На своих уроках, я вначале рассказываю детям о том, какие добавки используются для каш (изюм, орехи, чернослив и т.д.). Затем дети при помощи специальных рисунков в тетради «готовят» для себя каши (в нарисованные тарелки ученики приклеивают наклейки с изображением добавок или рисуют эти добавки) и придумывают им названия. Затем дети переносят свои теоретические знания в практические навыки. В классе дети организовывают конкурс «Самая вкусная каша».
При рассмотрении темы «Плох обед, если хлеба нет» рассказывает об основных блюдах ежедневного обеда, при этом предпочтение отдается полезным, но не дорогим, доступным для каждой семьи. Дети узнают о том, как самые привычные и не очень любимые продукты могут помочь им стать красивыми и здоровыми.
Темы «Где найти Витами весной», «Овощи, фрукты, ягоды – самые витаминные продукты», «Каждому овощу своё время» знакомят детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья. Дети получают представлении о наиболее распространенных продуктах- источниках витаминов, узнают о том, какие продукты могут использоваться в качестве кладовой витаминов зимой и осенью. Уроки можно строить и в виде игры – соревнования: дети отгадывают кроссворды, загадки и т.д.














































1.2.Описание ресурсной базы

Обучающиеся получают знания о правильном питании, и данная информация мотивирует школьников к формированию культуры здоровья.

1.3. При реализации проекта, ни каких, рисков не может быть.

1.4.Ожидаемый результат инновационного проекта

Количественные:
- планируется обучить обучающихся 5, 6, 7 классов на уроках технологии, используя различные методы (ведения дневника Приложение 1, урок – игра Приложение 2).

Качественные:
- повышается образовательный потенциал учебных заданий;
- углубленное изучение раздела «Кулинария»;
- улучшение рациона питания;
- формирования у обучающихся рационального отношения к собственному питанию, что дает им представления об основных принципах здорового образа жизни.



2. Описание промежуточного результата

В ходе реализации проекта имеются следующие результаты:
1. Большинство обучающиеся 5-7 классов исключили из рациона своего питания вредные продукты (чипсы, кириешки, газ. напитки, бутерброды, картофель «ФРИ» и многое другое).
2. Стали больше употреблять вкусной и полезной пищи.
3. Продолжают работать над формированием культуры здоровья.

3. Финансово экономическое обоснование

Многие считают, что для того, чтобы питаться правильно и вкусно, необходимо покупать дорогие продукты. Но не всегда цена говорит о его качестве. Поэтому вкусно и правильно питаться, можно используя в рационе питания недорогие и качественные продукты. Проект не предполагает каких-либо затрат, так как каждый ребенок питается в семье.


















Библиографический список


Гриценко И. А. «Культура питания» - М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
Михайлова В. С. «Культура питания и здоровье семьи» - -М.: Изд-во Эксмо, 2003 – 452 с.
Малахов Г. П. «Целительные силы».
Михайлова В. С. , Могильный Н. П. Все о раздельном питании. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002 – 352 с.
Михайлова И.А. «Вкусный и полезный обед из пароварки». – М.: ЭКСМО, 2007. – 480 с.
Левашов Е. Н. « Вкусно и быстро». – М.: Изд-во Эксмо, 2007 – 258 с.
Научно – методический журнал «Школа и производство» №1 2003.
Научно – методический журнал «Школа и производство» №3 2008.
Научно – методический журнал «Школа и производство» №4 2008.







































ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Урок-игра
Тема: Блюдо для завтрака

Цели: объяснить учащимся значения завтрака для организма человека, что включает в себя завтрак, дать возможность самим выбрать блюдо для завтрака; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать исполнительские умения и творческие способности.

Тип урока: комбинированный

Методы: рассказ, беседа, демонстрация

Оборудование: рабочая тетрадь, журналы, раздаточный материал (заготовки различных блюд «макеты»),ватман, клей.

Ход урока


Организационный момент.
Приветствовать детей, проверить наличие спецодежды, необходимых продуктов.
Вступительная часть.
Сообщить тему и цели урока.
Ребята слушают, записывают.
Сообщение нового материала.
Завтрак утром после продолжительного перерыва в приеме пищи и перед началом трудового дня, должен хорошо насыщать. Здоровый человек завтракает с удовольствием и аппетитом.
В меню завтрака людей, занятых физическим трудом, рекомендуется вводить достаточно плотное и сытное горячее блюдо из мяса, рыбы или овощей. Полезны разнообразные каши, заправленные маслом или молоком.
Если горячее блюдо завтрака приготовлено из мясных или рыбных продуктов, то к чаю, кофе лучше всего подать бутерброды с маслом, повидлом, джемом, сырковой массой. Если на завтрак приготовлено блюдо из макарон, лапши вермишели, каши или овощное горячее блюдо, творог со сметаной или с молоком, то в этом случае можно подать бутерброды с колбасой, сыром, яичницей.
Для здоровых людей можно порекомендовать блюда из яиц, но не следует использовать их в слишком больших количествах и слишком часто.
Бесспорно полезны, вкусны и аппетитны для завтрака винегреты, салаты из вареных и сырых овощей. Заправлять их рекомендуется растительным маслом. А также хорошо на завтрак употреблять баклажаны, кабачки, помидоры.
Подходят на завтрак и блюда из кукурузы и бобовых. Они сытны и питательны.
Особое место в питании должны занимать молочные продукты. Творог, кефир, простокваша, сырковая масса, сырники, творожки, вареники, запеканки – все это отличные, легкоусвояемые кушанья для завтрака.
Полезно перед завтраком выпивать какой-нибудь фруктовый или овощной сок и непременно заканчивать прием пищи горячим напитком – чаем, кофе, какао, горячим молоком.
Сейчас Вам необходимо будет разбиться на группы по 3-4 человека.
Каждая группа получит конверт с заготовками различных блюд (макетами). Вам необходимо будет составить меню завтрака, наклеить макеты на ватман и обосновать, почему именно эти блюда Вы выбрали для завтрака.

Практическая работа.
Задание:
Используя заготовки различных блюд (макеты) составьте меню завтрака и обоснуйте свой выбор.
В процессе практической работы наблюдать за учащимися, помогать
Практическая работа завершается показом и обоснованием каждой группы своего меню для завтрака.

Итог урока.
Сделать замечания, если были допущены ошибки в ходе практической работы.
Выставление оценок и их аргументация
Сегодня на уроке, мы с Вами попробовали, составить меню завтрака и у вас это хорошо получилось. На последующих уроках, Мы попробуем составить меню обеда и ужина.









































Урок - игра

Тема: Роль овощей в питании. Выбор ингредиентов для приготовления салатов.

Цели: познакомить учащихся с ролью овощей в питании человека, с классификацией овощей; дать возможность самим выбрать ингредиенты для приготовления салатов; сформировать навыки по выбору овощей для приготовления салатов; воспитывать аккуратность и опрятность при работе.

Тип урока: комбинированный

Методы: рассказ, беседа, демонстрация

Оборудование: рабочая тетрадь, раздаточный материал (заготовки различных овощей «макеты»), ватман, клей.

Ход урока


Организационный момент.
Приветствовать детей, проверить наличие спецодежды.
Вступительная часть.
Сообщить тему и цели урока.
Ребята слушают, записывают.
Сообщение нового материала.
Рациональное питание человека невозможно без овощей и плодов. Люди научились ценить овощи и плоды в глубокой древности. С развитием научных основ кулинарии стало известно их огромное значение для организма человека, поскольку только они являются носителями большого количества витаминов, минеральных солей, фитонцидов, растительного белка клетчатки.
Овощи широко используются в кулинарии. Наиболее часто мы используем такие овощи как: картофель, лук, морковь, капуста, томат, свекла, зеленый горошек, укроп, салат, перец и т.д.
Группа овощей Таблица 1

Группа овощей
Название овощей, относящихся к данной группе

Корнеплоды
Брюква, свекла, морковь, репа, редис, редька, хрен, петрушка, пастернак, сельдерей корневой

Клубнеплоды
Картофель, батат, земляной миндаль

Капуста
Капуста бело – и краснокочанная, цветная, брюссельская, кольраби, савойская

Тыквенные
Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны

Бобовые
Горох, фасоль, бобы, соя, земляной орех

Пасленовые
Томаты, баклажаны, перец сладкий

Листовые
Салат, латук, кресс-салат

Луковичные
Лук репчатый, чеснок, лук-порей, лук-батун

Пряности
Анис, кориандр, тмин, мята перечная


При недостатке витаминов и минеральных веществ возникают болезни. Чтобы этого избежать, необходимо знать содержание в овощах питательных веществ и включать в питание как можно больше овощей.



Сейчас Вам необходимо будет разбиться на группы по 3-4 человека.
Каждая группа получит конверт с различными овощами (макетами). Вам необходимо будет из предложенного выбрать овощи для салата и обосновать, почему именно эти овощи Вы выбрали для данного салата.

Практическая работа.
Задание:
Из предложенных макетов, Вам необходимо произвести подбор овощей для приготовления салатов и обосновать свой выбор.
В процессе практической работы наблюдать за учащимися, помогать.
Практическая работа завершается показом и обоснованием каждой группы подбором овощей для салата.

Итог урока.
Сделать замечания, если были допущены ошибки в ходе практической работы.
Выставление оценок и их аргументация
Сегодня на уроке, мы с Вами попробовали, произвести подбор овощей и у вас это хорошо получилось.

Домашнее задание: параграф 40 читать, приготовить продукты для приготовления салатов.



































ПРИЛОЖЕНИЕ 2












ДНЕВНИК


ПО ТЕХНОЛОГИИ
«САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ Я СЪЕЛА»
УЧЕНИЦЫ 7 «А» класса

ИВАНОВОЙ НАСТИ










ПОНЕДЕЛЬНИК

Завтрак: Каша манная, хлеб, чай.

Обед: Борщ, картофельное пюре с мясной котлетой, салат из помидоров с растительным масло, хлеб, чай..

Полдник: Стакан яблочного сока


Ужин: вареники с картошкой, чай.



ВТОРНИК


Завтрак: Чай с лимоном и сахаром, бутерброд с маслом и колбасой.



Обед: Жареная рыба с вермишелью, хлеб, какао.



Полдник: Булочка с молоком



Ужин: Жареный картофель, салат из свежей капусты, хлеб, чай.

__________________________________________________________________

СРЕДА


Завтрак: Гренки с молоком



Обед: Гороховых суп, рис с котлетой, какао, хлеб


Полдник: Чай с вафлями.



Ужин: Окрошка мясная.


__________________________________________________________________

ЧЕТВЕРГ


Завтрак: Суп молочный вермишелевый, хлеб.



Обед: Плов, хлеб, компот.



Полдник: 2 сырника со сметаной, чай



Ужин: Пельмени мясные, чай


__________________________________________________________________

ПЯТНИЦА


Завтрак: Бутерброд с сыром, колбасой, чай.



Обед: суп картофельный с вермишелью, гречка с мясными тефтелями, салат из свеклы с майонезом, хлеб, какао.



Полдник: Печенье с томатным соком



Ужин: Яичница, чай, хлеб.




СУББОТА


Завтрак: Стакан апельсинового сока.



Обед: Овощное рагу, рассольник, Салат «ХЕ», хлеб, чай.



Полдник: Кабачки, жаренные с чесноком и с сыром, чай, батон
Ужин: Вареники с капустой, чай, хлеб


__________________________________________________________________

ВОСКРЕСЕНЬЕ


Завтрак: Творог со сметаной, чай



Обед: Суп гречневый, макароны с мясом, салат из свежих огурцов, хлеб, чай.



Полдник:



Ужин: Сардельки с хлебом и чаем












































ДНЕВНИК


ПО ТЕХНОЛОГИИ
«ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ»
УЧЕНИЦЫ 7 «А» класса

ИВАНОВОЙ НАСТИ










ПОНЕДЕЛЬНИК

Завтрак: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.

Обед: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.


Полдник: : Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.



Ужин: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.





ВТОРНИК


Завтрак: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.

Обед: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.


Полдник: : Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.



Ужин: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.
.

__________________________________________________________________



СРЕДА

Завтрак: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.

Обед: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.


Полдник: : Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.



Ужин: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.




__________________________________________________________________

ЧЕТВЕРГ
Завтрак: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.

Обед: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.


Полдник: : Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.



Ужин: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.



__________________________________________________________________

ПЯТНИЦА
Завтрак: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.

Обед: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.


Полдник: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.



Ужин: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.




__________________________________________________________________


СУББОТА

Завтрак: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.

Обед: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.


Полдник: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.



Ужин: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.



__________________________________________________________________

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Завтрак: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.

Обед: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.


Полдник: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.



Ужин: Мою руки перед едой. Мою фрукты и овощи перед едой. Ем небольшими кусочками. Не разговариваю во время еды. Ем в меру.

























13PAGE 15