Статья на тему Профессиональная направленность в изучении английского языка в КАТ№9
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА №9»
(ГБПОУ КАТ № 9)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В КОЛЛЕДЖЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА №9
Автор: Вьюшкова Е.А.
преподаватель английского языка
Москва 2015
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В КОЛЛЕДЖЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА №9
Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования.
В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные техники преподавания, основанные не на строгой зубрежке, а на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении.
Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Пока студенты не осознают необходимости владения иностранным языком, их профессионализм не будет соответствовать современным требованиям. Реальная профессиональная направленность содержания курса иностранного языка, сотрудничество преподавателей иностранного языка, преподавателей специальных дисциплин и информатики, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, самосовершенствованию. Без знания иностранного языка в современном мире не обойтись ни одному человеку. Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.
Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта СПО необходим иной подход к изучению иностранного языка. Это объясняется некоторыми причинами, а именно: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина; недостаточное количество учебников и учебных пособий для ссузов, имеющих профессиональную направленность. Очень часто интерес к предмету у студентов падает, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, с которыми студент встречается при изучении предмета. Поэтому одна из главных задач преподавателя иностранного языка поддерживать интерес к предмету, желание работать изо дня в день. Чтобы этот интерес не пропал у студентов, преподаватель не только должен знать свой предмет, но и искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению.
В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и преподнести им его изучение как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами.
Обучение иностранному языку в нашем колледже направлено на то, чтобы поддержать именно профессиональную подготовку студентов, помочь им в осознании важности выбранной профессии, раскрыть новые возможности применения своих знаний по английскому языку в профессиональных целях. Эффективное изучение иностранного языка требует ориентации на важность изучаемого учебного материала, перспективу его использования на практике и в профессиональной деятельности. Студенты должны осознать, для чего им нужен иностранный язык. Я считаю, что дидактическая эффективность, наглядность, простота и профессиональная ориентированность материала – главное требование для студента технического специального учебного заведения.
Целью педагогической деятельности преподавателя английского языка, является обеспечение возможности эффективной коммуникации в сфере профессиональной деятельности.
Задачи, которые мы ставим перед собой, следующие:
повышение мотивации изучения английского языка;
формирование умений и культуры профессионального общения;
развитие умения ориентироваться в потоке иностранной периодики;
развитие умения извлекать нужную информацию;
создание лексикона специалиста в профессиональной области;
подготовка выпускников к будущей профессиональной деятельности;
формирование навыков устной речи;
формирование профессиональной компетентности;
внедрение информационных технологий в учебный процесс.
Наш техникум автомобильный. Одно из направлений работы – преподавание английского языка в группах по специальности “Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”. Студенты уже выбрали специальность и начинают свою учебную деятельность в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются обществом к специалистам выбранной ими специальности. Это профессионализм, культура, умение работать с людьми в команде, использование информационных технологий.
Место этого курса в системе профессионального образования определяет его назначение – завершить формирования основ владения иностранным языком, начатое в средней школе или на первом курсе и заложить основы практического владения иностранным языком в своей специальности. С этой целью изучение английского языка разделено на две части: первая - общеобразовательная, вторая - специальный курс технического английского. Такая организация материала дает возможность наиболее последовательно и логично раскрыть содержание курса. Каждая тема завершается контролем знаний, представленным следующими формами: контрольная работа, самостоятельная работа, аудирование,
монологические и диалогические высказывания. Такое обучение позволяет сначала выровнить базовые знания и плавно перейти к языку специализации. В целом мы используем элементы современных обучающих технологий: игровые, групповые способы обучения, личностно - ориентированные, компьютерные программы по английскому языку.
Использование ролевых игр в учебной деятельности также дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Создание ситуаций, максимально приближенных к естественным (реализация принципа аутентичности общения), - один из способов заинтересовать студентов, стимулировать изучение материала, активизировать знания типических особенностей диалогического общения, выработать адекватное поведение. Но необходимо помнить, что надо четко задавать условия ситуации, иначе студентам будет сложно составлять диалоги. Примером подобных ситуаций может быть получение водительских прав, неполадки автомобиля, его ремонт в автосервисе, автозаправка, ДТП на дороге, сервис на транспорте, знание дорожных знаков, превышение скорости, такая тема как – автомобиль друг или враг? и т.д.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. студенты оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Они наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Таким образом они понимают, что лексику просто необходимо знать, т.к сказать хочется многое, но как это сделать не зная слов?
Применение компьютера на занятиях иностранного языка позволяет использовать ресурсы глобальной сети Интернет, где можно найти много аутентичной информации на любую тему. В сети Интернет можно найти множество сайтов, которые предлагают как теоретические материалы, так и тесты, пройдя которые студенты могут определить свой уровень владения языком.
На своих занятиях мы используем различные компьютерные программы «Bridge to English I», «English Polyglossum», различные видеокурсы. Это позволяет привлечь студентов к изучению языка, обеспечить их активное участие во время занятия, закреплять лексический и грамматический материал более интересно и эффективно.
Проектная методика также нашла свое применение на наших занятиях английского языка. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, студенты учатся самостоятельно приобретать знания, искать необходимую информацию, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная методика предполагает выражение студентами своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Знание иностранного языка необходимо для специалистов в этой области,
т. к. почти каждый третий автомобиль, эксплуатируемый в России, изготовлен за рубежом или на совместном предприятии и большая часть нормативных документов по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации написана на иностранном языке. Поэтому одна из целей курса “Английский язык” - обучение деловому языку специальности для активного применения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
В ходе изучения курса студенты знакомятся:
с производством автомобилей (основные заводы-изготовители, выпускающие современные автомобили в России и за рубежом);
с основными техническими характеристиками автомобилей и факторами, влияющими на их изменения (скорость, объем двигателя, мощность, габаритные размеры, расход топлива);
с общим устройством автомобиля (основные части автомобиля, их функции, кузов и его виды, шасси, рама и ее структура, сцепление, коробка передач, виды коробок передач, тормоза - виды, функции, система рулевого управления, аксессуары). Данный материал студенты изучают на русском языке по дисциплинам “Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”,“Ремонт автомобилей”, “Автомобили”, «Устройство автомобилей зарубежного производства». Целью курса иностранного языка является использование имеющихся у студентов знаний на занятиях. Так как этот материал интересен студентам, он непосредственно связан с их будущей профессией, обучение проходит с большим желанием и энтузиазмом. Студенты овладевают технической терминологией на английском языке, читают и переводят тексты, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам, переводят найденный материал на английский язык.
Уже начиная со второго курса студенты начинают работать над презентациями по таким темам как «История наземного транспорта», «История автомобиля», «История светофора», «Правила дорожного движения», «Безопасность на дорогах» и т.д.
На третьем курсе студенты разрабатывают такие темы как : «Составные части автомобиля», «Внутреннее устройство автомобиля», «Внешнее устройство автомобиля»,«Типы кузовов»,«Работа двигателя»,«Новые марки автомобилей»и т.д..
Работая над презентациями студенты учат слова по теме, ищут информацию, оформляют презентации и словари, корректируют ошибки. Студенты используют в своих работах не только информацию из учебной литературы, но и из Интернета, что значительно повышает качество выполненных работ. На последних занятиях они защищают свои проекты. Необходимо отметить, что учебная деятельность в сочетании с новыми мультимедийными технологиями дает высокий эффект обучения иностранному языку. При подготовке различных презентаций студенты могут использовать анимацию, музыку, изменения и выделения наиболее значимой информации при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Кроме этого в презентацию можно добавить фотографии, схемы, таблицы. Это делает презентацию более привлекательной, яркой, запоминающейся. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.
Итак, можно сделать следующие выводы:
С внедрением профессионально ориентированного подхода в обучение английскому языку у студентов значительно повышается мотивация. Они стали лучше готовятся к занятиям, активнее работают на уроках, получают более высокие оценки.
У студентов третьих и четвертых курсов прочно сформировывается лексикон профессиональной лексики, они с удовольствием принимают участие в конкурсах, делают презентации, составляют словари в электронном варианте, ищут дополнительную информацию в Интернете.
Необходимо отметить, что у студентов улучшились навыки письменной и устной речи: они составляют монологические и диалогические высказывания, пишут сочинения, рефераты, сообщения.
В оценке презентации принимать участие могут не только преподаватели английского языка, которые оценивают произношение, грамотность, правильность построения фраз, соответствие лексической стороны теме выступления, но и преподаватели специальных дисциплин, которые оценивают фактический материал, соответствие фотографий и рисунков выбранной модели, а также преподаватели информатики, которые оценивают саму электронную презентацию. Таким образом, студенты, работая над презентациями, приобретают интеллектуальные, организационные, коммуникативные, конструкторско-технологические умения, воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляют изобретательность, развивают проектное мышление, становятся профессионально мобильными. Использование вышеперечисленных приемов работы совершенно оправдано при обучении студентов, поскольку позволяет интенсифицировать учебный процесс и, тем самым, обеспечить овладение студентами профессионально-коммуникативной компетенцией, а также способностями самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, активно и творчески участвовать в обсуждении и анализе изучаемого материала и активно применять полученные знания и умения на практике. Все это помогает им в дальнейшей учебе, повышает познавательный интерес и формирует устойчивую положительную мотивацию к предмету “Иностранный язык”.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт по СПО для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня по дисциплине иностранный язык (английский) одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2011.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»В.А. Шляхова. «Английский язык». Пособие для студентов автомобиле-строительных специальностей. Москва, Высшая школа,2012.
А.С.Герасимук. «Английский язык для специалистов автосервиса».Минск. Высшая школа.2011.
Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. // Интернет-журнал «Эйдос» /URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htmМолчанова И. Г. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования [Текст] / И. Г. Молчанова, М. Н. Фалькова // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 148-150.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2014
International Bureau of Education Competency-based approaches http://www.ibe.unesco.org/en/communities/community-of-practice-cop/competency-based-approaches.htmlGordon, G. Halasz, M. Krawczyk, T. Leney, A. Michel, D. Pepper, E. Putkiewicz, J. Wisniewski, Key Competences in Europe: Opening doors for lifelong learners across the school curriculum and teacher education, study undertaken for the Directorate General Education and Culture of the European Commission, URL:http://ec.europa.eu/education/more-information/moreinformation139_en.htmURL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Компетенцияwww macmillanenglish.com
www.britishcouncil.org/learning-elt-resources.htmwww.english-to-go com.
www.etprofessional.com