Среда как средство самореализации личности (из опыта работы)
СРЕДА КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Зоммер Анна Анатольевна
МБОУ г.Кургана «СОШ №41»
учитель истории, обществознания и ОРКиСЭ Социальная самореализация – достижение успешности во взаимоотношениях в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят ощущение счастья человеку, а не ограничиваются мерками, устанавливаемыми социумом. Например, участие в благотворительной выставке-ярмарке «Дорогой добра», в помощь детям ГБУ «Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Но при этом, такая волонтерская деятельность для некоторых ребят моего класса может казаться бесполезной тратой времени и сил.
«Недостаточно знать себе цену — надо еще уметь себя реализовать»
(Евгений Сагаловский).
Самореализация личности в психологии означает два явления:
сам процесс реализации имеющихся природных способностей человека и потенциала, приобретенного в результате целенаправленной деятельности личности;
результат, достигнутый человеком при претворении в жизнь талантов, способностей, навыков, знаний, который воспринимается личностью как важное составляющее его существования.
Самореализация: процесс познания, развития, самосовершенствования
Очень хочется, чтобы моих учеников общество оценило как состоявшихся личностей. А для этого необходимо, чтобы ребенок смог:
интеллектуально познать себя,
принять свою индивидуальность,
осознать свою устойчивость и цельность во времени,
сформировать верную самооценку,
непрерывно развивать и расширять структуру таланта.
То есть процесс самореализации требует от человека, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.
Самореализация: составляющие успеха
Для достижения успеха необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства: целеустремленность, уверенность в себе, понимание цели, решительность, трудолюбие, жизненный азарт.
Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия.
Самореализация: движущие силы
Какие факторы мотивируют человека на длительный кропотливый труд для достижения самореализации? Как правило, человеком движут естественные потребности и общечеловеческие ценности, среди которых:
необходимость в признании как члена социума;
потребность в уважении;
жажда развить и продемонстрировать интеллект;
мечта установить спортивные рекорды;
необходимость избавиться от вредных привычек и стать физически здоровым человеком.
Движущие силы для самореализации – понятны и просты, идеалы человечества – незыблемы и многообразны, поэтому процесс воплощения в жизнь своих стремлений не имеет временных рамок.
В моей работе, как классного руководителя, имеется система совместной деятельности классного коллектива с родительской общественностью:
Образовательно-просветительская
Организация классного часа «Как я провел ЛЕТО», разработка сценария праздника «23+8». Разработка бесед, подготовленных классным руководителем с учетом пожеланий родителей и их непосредственное участие. Создание презентаций детьми, активные помощники при этом - родители.
Социально значимая деятельность
Встречи с интересными людьми в рамках работы клуба общения «STORY».
Школьные субботники: родители + учителя, родители + дети.Сбор макулатуры.
Участие в благотворительной выставке-ярмарке «Дорогой добра», в помощь детям ГБУ «Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
Участие в традиционной декаде инвалидов, которая проводится с целью социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, нужно больше знать об этих людях, не стесняться общения с ними.
Участие в мероприятиях благотворительного Фонда «Славик».
Участие во флешмобе «Уличная разминка»
Профориентационная деятельность
Выступление родителей на классных часах с рассказом о своей профессии.
Экскурсии на рабочее место родителей:
- экскурсия в рекламный комплекс «Принт Бюро» - к тете Головиной Марины;
- экскурсия в ТЦ РИО – к маме Пахомова Тимура.
Однодневная поездка-экскурсия в город Шадринск.
Экскурсия на ГТРК «Курган» (филиал Всероссийской ГТРК) – крупнейшее электронное средство массовой информации Зауральского региона.
Содержательная досуговая деятельность
Поход на Голубые озера: команды родителей и детей.
И многое, многое другое…
Итог нашей совместной деятельности, реализации личности ребят 6А класса – 1 место в V городском конкурсе «Социально активное учреждение муниципальной системы образования города Кургана» в номинации «Социально активный класс»