Мастер класс по теме: «Интерактивное обучение как средство самореализации и саморазвития личности педагога и ребёнка»
Выступление на районном семинаре
Мастер-класс
Тема: «Интерактивное обучение как средство самореализации и саморазвития личности педагога и ребёнка»
Интерактивный - означает «способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)». Следовательно, интерактивное совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивное обучение имеет конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько дидактических и педагогических задач: - развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; - решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; - развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач; - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В традиционном обучении ученик является объектом получения знаний, от них не требуется понимание и анализ получаемых знаний.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - "большой круг", "карусель", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты", «дискуссии», и т.д. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте.
РАБОТА В ГРУППАХ.
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:
Реализация принципа деятельности;
Формирование мотивации учения и обучения;
Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
Психологический комфорт в учебном коллективе;
Единство воспитания и обучения.
Смысл групповой работы заключается в том, что приобретаемый в специально созданной среде опыт человек смог перенести во внешний мир и использовать его.
Организация групп:
Учебная пара. Постоянного и сменного состава.
Групповая работа в тройках
Учебные четверки.
Групповая работа в пятерках, шестерках, семерках.
Как создать группы?
1. Группы создаются на основе уже существующего размещения учеников в классе. Например, группу образуют 4 ученика, сидящие за двумя соседними партами, либо ученики целого ряда. Данный способ имеет формальную основу, но требует меньше всего времени для осуществления.
2. Учитель в соответствии со своими критериями определяет состав ученических групп. Способ эффективен для решения внешних задач учителя при условии авторитета и доверия к нему учеников.
3. Ученики самостоятельно разбиваются на группы по 46 человек еще до семинара или в самом его начале. Наиболее естественный самоорганизующий способ, но требующий увеличенных затрат времени.
4. Класс (или учитель) вначале по определенным критериям выбирает лидеров будущих групп, которые набирают себе в группы остальных учеников. Лидеры по очереди обращаются к одному из свободных учеников с предложением войти в его группу. Группы заполняются постепенно и равномерно на основе взаимного самоопределения учеников.
5. Учитель определяет учеников, которые осуществляют набор остальных ребят в свои группы, затем в группах выбираются групповоды. Данный способ помогает развитию коммуникативных навыков выбранных учителем учеников, дает им шанс активного действования.
6. Учитель или ученики вначале определяют и записывают на доске перечень главных вопросов по изучаемой теме. Затем каждый учащийся выбирает наиболее приемлемый для него вопрос и входит в соответствующую группу. Если группы оказываются слишком большими, они разбиваются на подгруппы. В созданных группах выбираются лидеры.
7. Сначала выбираются лидеры групп, они выбирают проблему для занятия в группе, затем остальные ученики расходятся к лидерам по известным темам. Способ эффективен при наличии авторитетных учеников-специалистов.
8. По одной и той же теме. Ученикам предлагается выбрать группу с приоритетными для них видами деятельности. Одна и та же тема изучается с разных точек зрения. Учащиеся осуществляют выбор индивидуальной траектории изучения темы.
9. Ученики разбиваются по группам, участвуя в какой-либо игре (выбирая открытку по цвету, отвечая на вопросы, выбирая геометрическую фигуру и т.д
Групповая форма позволяет решать три задачи:
Конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
Коммуникативно-развивающую задачу, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
Социально-ориентационную задачу, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
Решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);
Оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Группы занимаются в основном самостоятельно, но этому их необходимо учить. Делать это можно путем общего инструктажа, специальных памяток, заранее подготовленных заданий, консультаций групповодов, непосредственного участия учителя в работе отдельных групп. Перечислим виды деятельности групп, которым обучаются ученики:
Подготовка выступления перед классом, демонстрация опыта, изучение и конспектирование литературы.
Коллективное обсуждение и решение поставленной проблемы методом «мозговой атаки».
Выступления учащихся внутри групп по заранее подготовленным ими вопросам, например, с демонстрацией проделанных опытов. Группа отбирает лучшие сообщения для выступления перед классом.
Подготовка учеников к взаимодействию с другими группами придумывание вопросов для них, подготовка конкурсов и соревнований, соучастие групп в решении общей для всего класса задачи.
В работе групп преобладают оргдеятельностные виды деятельности: учащиеся ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникающие проблемы, распределяют работу внутри группы, контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность, проводят рефлексию. Способы обсуждения в группе могут быть различны. Наиболее эффективно излагать свое мнение всем членам группы «по солнышку», то есть по часовой стрелке, не перебивая друг друга. Это дисциплинирует ребят, приучает следить за своей речью, дает возможность проявиться каждому. В группах, где работа «не идет», учитель применяет различные методы активизации, координирует работу сам. В конце каждого занятия в группах подводится итог: что сделано, как работали, каковы задачи на будущее. Следит за этапами работы внутри группы ее лидер.
Уровень овладения учениками оргдеятельностными формами работы обусловливает успех групп в других видах эвристической деятельности когнитивной и креативной. На первых этапах группового обучения в этих видах деятельности результаты обычно довольно скромные. По мере освоения оргдеятельностного компонента учащиеся создают все более качественную образовательную продукцию когнитивного и креативного уровня.
Заметим, что групповая форма эвристического обучения обеспечивает достаточно высокие результаты продуктивной образовательной деятельности учащихся, начиная со среднего школьного звена. Однако небольшие включения групповой формы работы в учебный процесс целесообразны уже в начальной школе. Это способствует формированию у школьников оргдеятельностных личностных качеств и последовательному овладению соответствующими способами деятельности.
В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все - участники;
Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
Следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание»( например, «Правильно я понял?..»); только после этого делаются выводы;
Критикуются идеи, а не личности;
Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой –либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме, и т.д.
Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу.
Этап презентации групповых решений сменяется рефлексией.
Организация учебной деятельности учащихся в группе
Усвоение учебной задачи;
Процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;
Суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
Презентация группового решения.
В ходе группового обучения происходит взаимосвязь:
Преимущества группового обучения:
Приобщение к важным навыкам жизни (умение разрешать конфликты, умение слушать, действенное общение, умение выслушать точку зрения другого, умение работать сообща для достижения общей цели)
Улучшается академическая успеваемость.
. Укрепляетс дружба в классе, меняется отношение к школе.
Воспитывается самоуважение.
. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
. Учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
Познакомимся с некоторыми интерактивными технологиями и методами, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:
1 Дискуссия как одна из форм интерактивного обучения.
ролевая методика дискуссии (по Л. Д. Столяренко) построена на обсуждении вопроса в соответствии с определенной ролью, которая обозначена на карточке:
инициатор захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора;
спорщик встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения; словом, придерживается позиции Портоса: «Я дерусь, потому что дерусь!..»;
соглашатель выражает свое согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания говорящего;
оригинал, как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения;
организатор стремится к тому, чтобы высказались все участники, побуждает их высказываться, задает уточняющие вопросы;
молчун всячески избегает прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается;
деструктор все время нарушает плавное течение дискуссии (что-то роняет, не вовремя хихикает, громким шепотом просит соседа подвинуться...).
Основы организации дискуссии
Структура проведения
Содержание
Правила дискуссии
Подготовительный этап
Выбор темы; подбор литературы по проблеме, оформление информационного листа по дискуссии; подготовка ведущего
1. Тема должна быть значимой (актуальной) для обсуждения 2. Тема в определенной степени должна быть подготовлена заранее
Формирование мотивационной готовности
к диалогу
1. «Погружение»: каждый из участников соотносит свои ожидания с предложенной темой дискуссии 2. Выбор ведущего или установка на свободное обсуждение 3. Определение времени.
дискуссии
3. Установка на участие каждого в поиске решения проблемы 4. Роль ведущего дискуссии как сочетание выбора и ответственности.
Осмысление обсуждаемой проблемы
1. Обсуждение предмета дискуссии 2. Поиск общего терминологического поля 3. Подведение промежуточных итогов по сопоставлению мнений 4. Общее подведение итогов
5. Формирование традиций конструктивного общения: не перебивать, говорить по сути, не зависать на личных примерах, не навязывать своего мнения, а делиться размышлениями и т.п. 6. Максимальное вовлечение присутствующих в процесс обсуждения
Рефлексивный этап
По содержанию: осмысление вечных проблем школы оценка собственной деятельности. По форме: освоение методики проведения дискуссии для дальнейшего использования в обучении
7. Включенность каждого участника в процесс обсуждения 8. Эмоциональная и/ или рациональная оценка, взаимооценка, самооценка процесса и результат обсуждения
Обязательное условие успешной дискуссии: учащиеся не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.
Случайное распределение ролей часто приводит к тому, что ученику достается совсем нехарактерная для него роль: активист должен играть молчуна или, напротив, тихоня становится организатором. Такая смена ролей заставляет одного научиться слушать и видеть других, а другого раскрыться по-новому, вопреки своему привычному имиджу.
По отзывам учащихся, достаточно трудными оказываются роли деструктора и оригинала. Выясняется, что очень неловко привлекать к себе внимание: двигать стулом, вставать в самые неподходящие моменты, отбирать у сидящего рядом его вещи и пр. А оригинальные идеи и реплики требуют особого, нестандартного, творческого отношения к обсуждаемой проблеме, к чему оказывается готов далеко не каждый.
2 «Вертушка»
Вызывает интерес у учащихся организация работы методом "вертушки". Учащиеся готовятся к этому семинару по заранее предложенному плану, но на занятии преподаватель ставит перед каждой микрогруппой отдельную проблему по теме, микрогруппа дает письменный ответ. Затем передает этот материал следующей группе, получая от другой микрогруппы их работу. Теперь учащиеся должны составить рецензию, изложить свое видение проблемы, высказать замечания, дополнения, исправить ошибки. Это может сделать микрогруппа в целом, или отдельные участники группы, если они имеют свое, отличное от группы мнение. И так работы движутся по кругу – «вертятся», пока каждая микрогруппа не получит свои материалы, но уже с дополнениями, замечаниями, рецензиями.
Следующий этап - защита своей проблемы, то есть каждая микрогруппа коротко сообщает свой ответ, и выражает согласие или несогласие с изложенными другими группами рецензиями. Учащиеся отстаивают свою точку зрения, доказывая ее на основе фактов, аргументов. Выступления индивидуальны. Оцениваются все, исходя из общего количества набранных балов.
3 Большой круг
Работа проходит в три этапа.
Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием «большого круга» оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать памятку анализа ответов учащихся, инструкцию написания письма по памяти.
5 Ручеёк- работа в движении.
6 Критическое мышление-
это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.Критическое мышление- это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ:обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Критическое мышление:
Способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Имитационная игра
Мастер-класс
Моя цель – показать, как помочь ученику получить удовольствие от урока, снять психологический стресс, создать ситуацию успеха. М.Жванецкий подметил: «Люди, у которых жизнь не получается, требуют отобрать, запретить, поделить», а писатель Ю.Нагибин, что привычка к неудачам убивает волю, желание, стремление к чему-либо. Интерактивные формы помогают воспитать ПОБЕДИТЕЛЯ, а не неудачника.
1 Формирование участников заседания по группам.
1 способ: - Кто сегодня встал с хорошим настроением? Поздоровайтесь друг с другом. Вы одна группа.
- Кто любит собирать грибы? Встаньте, поздоровайтесь друг с другом. Вы вторая группа.
-Кто пришел сюда сегодня, чтобы хорошо поработать? Встаньте, поздоровайтесь друг с другом. Вы третья группа.
2 способ: Раздать названия животных по количеству участников группы, завязать всем глазам и попросить произнести звук того животного, который написан. По звукам участники находят друг друга.
3 способ: В коробке лежат разноцветные кусочки бумаги. Участники берут из коробки кусочек и ищут того, у кого остальные кусочки. Подсказка – цвет: желтый, розовый, зелёный. Участники находят стол по цвету и собирают открытку. На ней написано задание для каждой группы. (1 и 2 группа использует метод «Большой круг»)
1 группа – составьте алгоритм определения склонения.
2 группа – придумайте критерии ответа товарищей.
3 группа – определите склонение существительных. (существительные даны в конверте)
После указанного учителем времени состав групп меняется (по типу ручейка). Получается, что один из участников первой группы уходит во вторую группу, участник второй группы в третью, участник третьей группы в первую. Происходит общение ребят в группе нового состава. Оценка ставится одна на всех, т.к каждый участвовал в выполнении задания.
2 Работа в парах
Мы сегодня с вами проведём интегрированный урок информатика – русский язык. Тема: «Склонение существительных»
Работать вы будете в парах, помогая друг другу и помня о правилах работы в группе, паре.
Скажите, где найти любой материал? В Интернете! В нём всё можно найти!
(ставлю «компьютеры» на столы)
Только весь Интернет заключён в .. конверте.
Открываем Интернет. Смотрим первый сайт. На нем -простенькая на «3».
Кто уверен в своих силах и может выполнить работу посложнее, еще пороемся в Интернете. Эта работа посложнее, на «4».
Кого не устраивает, ещё пороемся в Интернете. Эта работа на «5».
Работаем
Приём "Цветные поля".
Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
Пример. Применим на уроках русского языка таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками.
Выполнили здесь, переходим на следующую парту. Так, пока не вернётесь на свою парту.
Спасибо!
Рефлексия.
Приём «З-Х-У»
Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует:
умение определять уровень собственных знаний;
умение анализировать информацию;
умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
(Прием из технологии критического мышления ) Напишите синквейн на наш урок.
1 сущ.
2 прил.
3 глагола.
1 емкая фраза.
1 ключевое слово.
Анализ написанных синквейнов помогает увидеть пробелы, + и - стороны урока.
Рефлексия “Острова”
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске и каждому участнику методической студии предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после участия в мастер- классе
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми участниками. С помощью подобной рефлексии возможно определить изменения в эмоциональном состоянии участников урока
Подводя итог своего мастер- класса, хочется сказать следующее: я считаю, что применяемые мной технологии, формы, методы способствуют формированию устойчивого познавательного интереса у детей к изучению предмета, что дает свои результаты. Ежегодно часть выпускников поступают в вузы, мои воспитанники занимают призовые места в различных мероприятиях, с удовольствием принимают участие во внеклассной работе.
Трудности заключаются в том, что подготовка занимает много времени, порой трудно налаживать взаимоотношения в группе, не всегда учитель может проследить, насколько продуктивно работают все учащиеся, бывает, что дети говорят не по существу.
Зато каждый ученик включён в решение педагогических задач; происходит оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к «становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося».
Организовать дискуссию по методу Л.Д. Столяренко. Раздать роли.
Дискуссия на тему: «Удалось ли мне вас чему-нибудь научить?»
Проблемное обучение–будущее нашего образования!
Таким образом, деятельность учителя с внедрением ФГОС, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно–воспитательного процесса в школе не могут существовать.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] | [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]| [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]| [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ученик
Ученик
Учитель
Нормы поведения в процессе
интерактивного обучения:Arial BlackРисунок 8LђЗаголовок 1№ђЗаголовок 215