ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Учебная деятельность в основном сосредотачивается на уроке, поэтому урок- главная составная часть, образовательного процесса. В арсенале современного преподавателя существует много разнообразных методов и форм обучения, способных поддерживать высокий уровень преподавания. На сегодняшней день наиболее востребованным является метод проекта.
Метод проекта предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Основная цель метода проектов: предоставление учащимся возможности самостоятельного приобщения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей
“Применение метода проекта на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний”. На уроках русского языка и литературы мы учим самостоятельно, мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивая умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усваивать необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
Учебный проект для преподавателя – дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектированию, а именно - учит проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукции проектирования, презентации хода своей деятельности.
Возьмем, к примеру, фрагмент подготовки проекта по литературе.
Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
Рассмотренный проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры.
Цель учебного проекта:
·Развитие творческих коммуникативных способностей студентов;
·Формирование компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности.
·Формирование навыков анализа художественных произведений и работы с различными источниками информации.
Задачи:
· Активизация познавательного интереса учащихся;
· Формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
· Основополагающий вопрос: Живая у Чичикова душа или мертвая.
Группа, работающая над образом Чичикова должна работать по плану;
· Портрет
· Художественные детали
· Одежда
· Манера, речь· Биография Чичикова· Характеристика другими персонажами и авторская характеристика
· Сравнение образа Чичикова с другими персонажами и губернскими
· чиновниками.
Затем студенты должны ответить на вопросы:
1. Живая у Чичикова душа или мертвая;
2. Какими грехами отягчена душа героя?
Студенты должны оформить результаты своего исследования в виде презентации (Образ Чичикова в поэме «Мертвые души» Гоголя.).
Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы, в первую очередь имеет следующую цель: повышение практической навык образующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным игровым, исследовательским, творческим методам самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, ролевыми играми, творческими заданиями. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Преподаватель часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Метод проекта помогает активизировать студентов, у большинства появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить их тут же для решения поставленных в проекте задач. Самым же главным результатом является формирование у студентов умения вести себя в условиях когда требуется в короткое, ограниченное время делать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает решить, где, и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть – результаты действий .Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а преподавателю решать проблемы.
Таким образом, проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное - продумать способы введения метода проекта в структуру уроков русского языка и литературы
Метод проекта нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания проектной методике сводится к следующему: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу, эти знания применить» и в настоящее время привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениям