Статья по теме самообразования Использование метода проектов при обучении иностранному языку.
Использование метода проектов при обучении иностранному языку.
Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи- так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Е. С. ПолатВ настоящее время каждый учитель, желающий дать качественные знания, сталкивается с проблемой, как правильно организовать работу на уроке, чтобы достичь лучшего результата. В преподавании иностранного языка происходит переориентация системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая подразумевает в системе наличие определённых знаний и умение ими пользоваться по назначению. Важнейшими задачами для учителя являются : формирование у школьников умений ориентироваться в современном информационном пространстве; способность добывать и применять знания; использовать добытые знания для решения познавательных и практических задач. Приобретение опыта проектной деятельности способствует достижению этих целей обучения.
Проектная методика является одним из методов интерактивного и коммуникативного обучения. Цель данного обучения имеет четыре функции: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, этикетную. Другими словами, проектная методика - это практические творческие задания, требующие применения иностранного языка в реальных условиях. Они предполагают индивидуальную, групповую и коллективную деятельность с обязательным представлением проекта. Проектная методика является также и исследовательским методом (исследуется реальное положение дел в какой-либо сфере жизни людей). В большей степени этот метод актуален при подготовке проектов по страноведению.
Подготовка и реализация проекта имеют определенные этапы:
Подготовительный (создание рабочих групп, обсуждение темы, планирование проекта)
Организация работы (постановка индивидуальных задач, определение целей, определение источников информации)
Этап реализации проекта (обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации, самостоятельная работа учащихся над задачами проекта)
Завершающий этап (оформление проекта, защита проекта)
Этап оценивания проекта (актуальность выдвинутых проблем, активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными особенностями, межпредметные связи, эстетика оформления, креативность, умение отвечать на вопросы)
Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках).
Проекты могут быть:
По характеру конечного продукта проектной деятельности при изучении
иностранного языка (Коряковцева, 2002):
1. Конструктивно-практические проекты.
2. Игровые / ролевые проекты.
3. Информационные и исследовательские проекты. 4. Проекты конкретного социологического обследования.
5. Издательские проекты.
6. Сценарные проекты.
7. Творческие проекты .
По содержанию:
Монопроект (в рамках одной области знаний, например, только по предмету «английский язык»)
Межпредметный проект (иностранный язык, история, страноведение, география, технология, информатика и ИКТ)
По количеству участников:
Индивидуальный
Парный
Групповой
Массовый
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения учитель имеет возможность оценить овладение учащимися определённым учебным материалом. На уроках английского языка учителя чаще всего используют информационные и поисковые проекты. Проектом может стать подготовка доклада на страноведческую тему или коллективная подготовка различных мероприятий. Общей характеристикой для любого вида проекта является вовлечение ученика в активную работу, сотрудничество и ответственность.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, выражением учащимися своих собственных мнений, чувств, активным включением в реальную деятельность. В данном процессе улучшается иноязычная речевая подготовка учащихся, активизируется их познавательная деятельность. Метод проекта также позволяет решать некоторые практические задачи, как, например, развитие навыков работы с книгой, аудио-, видеоматериалами и материалами из сети Интернет, навыков обобщения и схематизации коммуникативно-познавательной информации.
Роль учителя при использовании метода проектов.
При использовании метода проектов меняется роль учителя. Она разная на различных этапах работы над проектом. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении формам работы для получения знаний.
Учитель должен уметь спрогнозировать все проблемы и неудачи, которые могут возникнуть при работе над проектом.
Из опыта работы над проектом.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой.
Всегда стараюсь использовать данный метод в своей работе для обобщения и систематизации знаний и умений по изученной теме, но и при такой форме работы наряду с её достоинствами имеются определенные трудности. Они зависят от следующих факторов:
недостаточным уровнем языковой подготовки отдельных учащихся;
недостатком времени;
непривычностью этой формы работы;
трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию.
У меня небольшой опыт работы в этой области, но я хочу предложить лучшую проектную работу моих учащихся. Тема проекта выбрана учащимися : “London's Places of Interest” (7 класс )
Цели:
социокультурный аспект- изучение основных достопримечательностей Лондона, их культурная значимость;
развивающий аспект- развитие воображения, внимания;
воспитательный аспект- воспитание уважительного отношения к стране изучаемого языка;
учебный аспект-развитие речевого умения;
Речевой материал: материал цикла.
Подготовка проекта. Подготовка проекта ведется с самого первого урока. Учащимся представлены названия проектов на первом уроке, чтобы они могли постепенно накапливать материал для своего проекта.
Защита проекта. Проект был представлен на последнем уроке по теме "Великобритания". Ученики сами выбирали форму проекта.
Оценка проекта. Проект был оценен на "отлично". Моя роль заключалась в организации обсуждения содержания и формы представленной работы, обсуждении промежуточных результатов, корректировке ошибок.
. Контроль. После защиты проекта был проведен анализ выполненной работы.
Роль учителя: проанализировать ответы учащихся, проследить за тем как усвоена ими лексика.
Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на реалии, историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствуют развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, общества и жизни, способствуют более глубокому пониманию роли России в нашем изменяющемся мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.
Список литературы.
Душеина Т. В. «Проектная методика на уроках иностранного языка» ИЯШ. 2003 № 5.
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. – 1991. - №3
Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. - М., 2003.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык.- М.: АРКТИ, 2002.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка . ИЯШ 2000. №2, 3.