«Как учет возрастных особенностей способствует повышению познавательной активности учащихся 9-х классов при изучении темы «Основы кинематики»
«Как учет возрастных особенностей способствует повышению познавательной активности учащихся 9-х классов при изучении темы «Основы кинематики»
В период серьёзных изменений в социальной сфере, произошли и изменения содержания образования, а также переход от сложившейся образовательной системы к вариативности образования, Тем не менее, перед школой любого типа стоит задача подготовки выпускников к практической деятельности и их адаптация в социальной сфере. Школе необходимо вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.. В практике работы нашей школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся. Но нередко случается так, что описанный метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во- вторых, меняются внешние условия, учитываются особенности учебного заведения, нравственные, возрастные основы личности ребёнка и его интересы. Поэтому, я считаю, что проблема развития познавательной деятельности учащегося будет существовать во все времена. Изучение семи модулей Программы курсов второго уровня дало возможность мне пересмотреть эту проблему, т.к. я получила теоретические и практические знания по внедрению новых подходов обучения в школе.
В большой степени, учителя нуждаются в обучении и углублении понимания вопросов планирования учебных занятий, которые взаимосвязаны с высокой познавательной потребностью при использовании методов, ориентированных на учеников. (Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье, 2014г. стр.156). Учебная программа физики для 9-го класса очень перегружена, ее объем содержит огромное количество информации, сухое и научное изложение материала в учебниках, нехватка времени на повторение и решение наиболее трудных задач – все это отталкивает учащихся от предмета. По традиционной технологии преподавания уроки становятся скучными и трудными. Почему именно 9 класс? Потому что, именно в 9-х классах с самого начала идут такие темы, изучение которых требуют сосредоточенности и внимания. А сосредоточенность и внимание можно достичь, если есть интерес и активное участие учащихся. Вот в этом и состоит моя проблема, отсутствие познавательной активности в 9-х классах по теме «Основы кинематики». Почему именно эта тема? Потому что, именно кинематика самая трудная, тяжелая в смысле усвоения и требующая знания многих математических знании и понятий, анализа и сопоставления многих параметров. Поэтому дети сразу отшатываются от материала и не хотят вникать глубь. И как результат я не вижу на своих уроках, как бы я не старалась интереса и активности при изучении этих тем. Тем более, ученики 9-х классов это подростки 15-16 лет у которых происходят физиологические изменения в психологии, в поведении и в мировоззрении, которых необходимо учитывать при обучении. Учитывая все вышесказанное, я выбрала тему для исследования:
«Как учет возрастных особенностей способствует повышению познавательной активности учащихся 9-х классов при изучении темы «Основы кинематики».
Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Исходя из этого, я задалась целью проследить, влияет ли учет возрастных особенностей учащихся на повышение активности на уроке и эффективности всего урока. Теоретические основы исследования я нашла в Руководстве для учителя курсов второго уровня, в когнитивной теории обучения, исследованной Ж.Пиаже, К.Хоу и Н.Мерсером.
Для того чтобы содействовать обучению каждого ученика, учителя должны знать их индивидуальные потребности, особенности развития и интересы. Принципиальной особенностью исследований, посвященных преподаванию в соответствии с возрастными особенностями учеников, является их направленность на придание учебным занятиям интереса, увлекательности и значимости для детей. (Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье, 2014г. стр.213).
Свое исследование я начала с согласования с администрацией школы плана проведения занятий и подписания необходимой документации. Провела собеседование с классными руководителями 9 «А» и 9 «Б» классов.
В начале я хотела выбрать для исследования 9 «Б» класс, он более слабый в плане успеваемости и там много учеников которые были бы интереснее для исследования, но после наблюдений на уроках, я убедилась в том, что наоборот, именно в 9 «А» классе, где много детей с повышенной мотивацией я должна найти таких детей, ( а такие есть) которые остались в тени лидеров, и помочь им выразить себя. Это и будет самым большим изменением в их обучении.
Начиная исследование, я поставила перед собой следующую цель: рассмотреть влияние учета возрастных способностей на развитие познавательной активности учащихся на уроках физики в 9 «А» классе.
Ожидаемый результат данного исследования:
показать влияние учета возрастных особенностей на развитие активности учеников
Задачи : 1.Выяснить, применение, каких инструментариев способствует повышению познавательной активности учащихся, с учетом их возрастных особенностей.
2. Пронаблюдать динамику активности класса и учащихся А, В, С.
3. Провести анализ и мониторинг полученных результатов
Анализируя свой опыт, я пришла к выводу, что раньше категорически не воспринимала работу детей в группах. Считала это лишней тратой времени урока, тем самым, не давала детям возможности самовыражения в группе, анализировать ответы других, высказывать свою точку зрения. После изучения семи модулей Программы второго уровня, и первого этапа курсов, я решила внести изменения в свою практику преподавания: предоставить детям возможность отвечать за свое обучение, не бояться отстаивать свою точку зрения, умение оценивать себя и своих одноклассников. Для осуществления указанных изменений на практике, я выбрала такие стратегии как, групповая работа, метод беседы, критическое мышление и оценивание.
Первым шагом моей деятельности было посещение урока математики в 9 «А» классе, преподавателем которого является классный руководитель этого класса Е. И. Целью моего посещения было наблюдение за активностью учеников на уроке математики. Так же, как и на уроках физики, у отдельных учеников и на уроке математики наблюдается низкая активность. У большинства учащихся активность проявляется только при ответах на вопросы учителя или в кратких диалогах между отвечающими учениками. Беседуя с учителем, во время которой мы обсудили прошедший урок, мною было предложено ей тоже участвовать в исследовании, т.к. она тоже обеспокоена низкой активностью учеников. После совместного обсуждения были выбраны трое учащихся: с высокой, средней и низкой познавательной активностью на уроке.
22134-1270 Ученик А. – всесторонне развитый, способный, нестандартно мыслящий ученик, с хорошей успеваемостью по всем предметам, он отвечает с желанием, если ему вопрос интересен, если его не спрашивают, он не проявляет желания отвечать. Я бы хотела, чтобы после применения новых подходов на уроках, Илья стал отзывчивее, научился слушать мнения других, был активен всегда, а не только тогда, когда ему интересно.
22134-3538 Ученик В. – ученик с хорошей успеваемостью, имеет четверку по физике, но, неактивный абсолютно, всегда молчит, очень скромный, никогда не поднимает руку, проявляя желание ответить, если даже знает ответ. Я бы очень хотела «растормошить» его, чтобы он стал открытым, общительным. Больше проявил активности на всех этапах урока. Научился выступать пред классом, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
-1522095414655 Ученик С. – учиться посредственно, никогда не проявляет активности, в классе всегда сидит один, мало общается с одноклассниками, всегда отказывается выйти к доске, когда идет урок решение задач. Я уверена что, Дамир может проявить себя, показать свои способности, хотя бы в ответах на качественные вопросы, показать мышление не только на уровне знания и понимания, но и на уровне применения. И чтобы у него появился интерес к изучению физики.
По ходу исследования были запланированы и проведены четыре урока в данном классе. На первом уроке при выполнении группами задания составить постер по теме «Равноускоренное движение», ученик А., взял лидерство в группе в свои руки, правильно распределил задания. Его группа сразу быстро и слаженно начала работу. Обычно отвечающий только, когда ему интересно ученик А., проявлял большую активность, он не только сам старался ответить, но и всем членам своей группы объяснял и слушал их ответы. Он очень старался, чтобы работа его группы соответствовала всем критериям. Группа, где находился ученик С., так же с интересом взялись за выполнение задания. Но, я заметила что С., обычно необщительный, молчаливый, предложил нарисовать задание в очень интересном варианте, с виду простой рисунок очень точно передал смысл физического понятия, обычно передаваемого в учебниках сухими словами. Когда его группа выступала, свой рисунок объяснил он сам. Хотя говорил он не очень уверенно, но, это было для него успехом. Он впервые выступил и говорил свое мнение при всем классе, и говорил интересно. Но, больше всего, меня обрадовало то, что вся его группа хвалили и поддерживали его, я увидела, что работая в группе, они переживают и помогают друг другу.
Рис.1 работа ученика С в группе
Рис.2. Группа ученика В Наблюдая за учеником В. я удивилась тому, к он спорил со своей одноклассницей, по поводу определения физической величины. Обычно он сидит всегда на последней парте, и мало когда с кем-то спорит. Проявление такой активности со стороны исследуемых учеников я считаю, поспособствовала именно групповая работа и творческое задание – выразить новые физические понятия кинематики в рисунках, соответствующе их возрастным потребностям самовыражения. Во время традиционных уроков я просто объясняла материал и просила детей выучить новые понятия и формулы, а здесь они выражают в рисунке свое видение понятия или величины. Я как учитель открыла своих учеников с другой стороны, открыла их скрытые возможности и способности. Теория, пройденная мною на первом этапе курсов, давала практический результат. Совместные мероприятия повышают умственное развитие и обучение, а так же развитие навыков общения. (Хоу и Мерсер, 2010)
На втором уроке дети уже более организованно и обдуманно подошли к заданиям. Даже при делении на группы они предложили свой вариант, это мне очень понравилось, что они уже проявляют самостоятельность, показывая тем самым, чувство взаимопомощи, общения и умения работать|трудиться| в коллективе.|обучения,учения|общение. Этот урок, я составила в соответствии с заданием №1 школьной практики. Задания и вопросы на уроке были направлены на определение уровня критического мышления и на оценивание.
При проверке дом задания мной были заданы ученикам 5 вопросов низкого порядка, на знание и понимание теоретического материала, в форме диктанта. После чего я предложила провести ученикам взаимооценивание, которое показало, что большинство учеников освоили домашнее задание. Перед объяснением новой темы ученикам я предложила заполнить таблицу «знаю, хочу узнать, узнал» из 5 вопросов, на которые на уроке они должны найти ответы. Этот вид стратегии я включила с целью развития у учащихся навыков самооценивания. Это тоже было новым видом работы для моих учеников, поэтому они с большим интересом читали каждый вопрос и заполняли таблицу.
8001075565
Рис.3.Ученик С решает задачу у доски
После объяснения новой темы по опорным конспектам, я организовала парную работу по решению задач, по готовым алгоритмам. В работу был вовлечен весь класс. Отличием от обычных заданий на решение задач было, то, что алгоритм не был заранее объяснен мной, ученики сами должны были разобрать алгоритм и решить новые задачи. Наблюдая за работой пар, я обратила внимание на ученика С., который одним из первых справился с заданием, дал правильное и точное решение задачи.
Когда он решал задачу у доски, я была очень рада, что благодаря поддержке одноклассников, С. стал увереннее, активнее, смелее, это было его главной победой.
Затем ученики были организованы в группы по 4 человека. Было дано задание на анализ графиков скорости движения, и ответить на 5 вопросов на понимание и анализ (из них 2 вопроса высокого порядка) после обсуждения группы выступили с ответами. Используя модуль «работа с одаренными и талантливыми детьми» на этом уроке, для повышения активности учащихся с высокой мотивацией к обучению, лидерам групп, (в том, числе и ученику А.) я предложила составить график перемещения по данному графику скорости. В этом задании ученик А. проявил активность при выполнении и объяснении задачи.
Анализируя мой второй урок, я сделала вывод, что из всех вопросов заданных мной за урок ученики в большинстве справились с вопросами на воспроизведение, запоминание и применение материала, а на анализ справились не все. Я это объясняю тем, что графические задачи в механике считаются самыми сложными задачами и без достаточной математической подготовки (графики функции проходят с 8 класса) на уроках физики невозможно их решать. Во вторых- 2 часа физики для изучения механики в 9 классе недостаточно, мы скачем по программе, и я как учитель ищу пути решения проблемы.
Заполнение таблицы ЗХУ я считаю, получилось хорошо, они научились определять уровень собственных знаний, уровень интереса к получению новой информации, соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями и самооцениванию.
Рис.4. Ученик В разбирают график скорости рис.5. УченикА, выступление при защите
На третьем уроке на тему «Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах», ребята показали себя более уверенно, ответы были четкими и лаконичными. На этом уроке я увидела что дети, не только распределили роли в группе, но, и уже следили за временем выполнения задания, оценивали свои ответы и ответы других групп по критериям. Применение критериального оценивания работы групп, повлияло на активность учеников, т.к. чтобы получить «5» нужно было проявить активность, на протяжении всего урока. Новым элементом на уроке было, то, что я не объясняла новую тему, в начале урока был поставлен опыт, при объяснении чего, новый материал полностью изучался и перерабатывался детьми самостоятельно. Меняя составы групп и роли каждого члена группы, на каждом уроке, я преследовала цель развитие скрытых качеств, развития творческого мышления и способности решения проблем, согласно положениям модуля «работа с одаренными и талантливыми детьми. При решении задач дифференцированного характера, ученик А., выполнил сложное задание правильно, с развернутым ответом. Ученик В выполнил задание достаточного уровня, с полным объяснением, раньше он очень неаккуратно относился к оформлению решения задач. Ученик С справился только с одним заданием из трех среднего уровня.
Проводя четвертый урок, лабораторную работу на тему «Определение ускорение тела при равноускоренном движении», я увидела, что мои ученики стали более организованными, сплоченными, серьезно относиться к заданиям групп. Цель урока состояла в экспериментальном определении ускорения шарика, скатывающегося с наклонной плоскости, при изменении длины пути, расчет величины ускорения. Сложность любой лабораторной работы по физике, это вычисление погрешностей и анализ полученных результатов с позиции цели работы. Это задание соответствует уровню мышления анализ. Выполняя экспериментальное задание в парах, они анализировали полученные результаты и сделали вывод к выполненной работе. В основном, работа у всех выполнена правильно.
В конце урока несколько ребят, предложили подготовить презентацию к следующему уроку на тему «Ускорение свободного падения на Земле и на других планетах». Для меня этот факт послужил доказательством того, что в них произошли изменения, они стали активнее, у них появился интерес к изучению механики. Это показывает, что проведенные уроки по исследованию изменили их мотивацию к процессу обучения, научились работать в группе, выступать и высказывать свою точку видения проблемы.
Для демонстрации обучения детей мною были собраны следующие виды доказательств:
1. Анкетирование учащихся
2. Фотосъемка деятельности учащихся на уроке
3. Интервьюирование учащихся (записи ответов учащихся)
4.Наблюдение за профессиональной деятельностью педагога и деятельностью учащихся на уроке (анализ моего урока, сделанный коллегой Е. И.А.)
5.Работы детей (постеры выполненные группами, ответы на тесты, рабочие тетради с выполненными заданиями)
Раздел 3: Выводы и анализ
В начале исследования, для определения уровня познавательной активности учащихся и их отношения к традиционным урокам физики, я провела анкетирование в 9 «А» классе.
На пункты №1,2,3 ответы, на которых показывают проявление ситуативного интереса к предмету и на пункты № 4,5,6 –на уровень «учит по необходимости », ответили 12 (55%)учащихся из 22 присутствовавших.
6 (12%) учеников отметили пункты № 7,8,9, показывая интерес к предмету.
И только 4 (18%) ученика отметили пункты № 10,11,12, показывая повышенный познавательный интерес к предмету.
Как видно из диаграммы, большая часть учащихся проявляют, только ситуативный интерес во время урока, т.е. они изучают предмет только по необходимости.
Проводя эту же анкету после проведенных серии последовательных уроков, я убедилась в том, что примененные стратегии оказали положительное влияние на повышение активности учащихся. По результатам вторичного анкетирования первые четыре пункта не отметил никто, а пункты № 5,6-отметили 3 учеников. Пункты № 7,8,9, отметили 9 учеников и 10 учащихся отметили пункты № 10,11,12, показывающие повышенный познавательный интерес к предмету.
Мониторинг исследования познавательной активности
учащихся 9 «А» класса (%)
Мы видим что, уровень ситуативного интереса снизился на 41%, а уровень интереса к предмету повысился на 18% и уровень повышенной активности на 23%. Данные результаты показывают повышение активности учащихся после проведенных уроков.
Обработав анализ моих уроков, учителем математики сделанных Е.И., присутствовавшей на данных уроках, по наблюдению за учениками А, В.С.,
мы получили следующие результаты, в которых можно заметить повышение активности учащихся:
108585107950
Согласно цели моего исследования, мне необходимо было, учитывая их возрастные особенности, проявление их активности через самовыражение и самооценку самих ребят. Для данной возрастной группы характерна активизация мировоззренческих процессов, актуализация потребности в общении, более разнообразными становятся межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, расширяется сфера деятельности, начинает формироваться отношение к себе как к члену общества, возрастает склонность к самооценке, и на ее основе - к самопознанию себя как личности, стремление к самоутверждению, самовыражению (Бабанский Ю.К. 1987)
Вначале и в конце исследования мною было проведено интервьюирование исследуемых учеников А, В, С.
На вопросы:
Каково твое отношение к групповой работе на уроке?
Как бы оценил свою работу сегодня на уроке?
Ученик А: Мне понравилось работа в группе, это было интересно. Я считаю, что я работал на «отлично».
Ученик В: Урок мне понравился, работа в группе тоже, особенно выполнение постера понравилось больше всего. Я бы оценил свою работу на «отлично», я мог ответить на все вопосы один.
Ученик С: Сегодня на уроке было очень интересно. Мне понравилось работать вместе с ребятами нашей группы. Я рад, что мой рисунок все хвалили. Я себе поставил бы «отлично».
Данное интервью показывает, что ученики, несмотря на различные познавательные способности, оценивают свою активность в группе на отлично. Это доказывает, что задания проведенные с учетом возрастных особенностей подростков, влияет на их самовыражение. Хотя, ученик А, оценил групповую работу на «хорошо», в то время когда ученики В и С отлично отозвались на этот вопрос. Здесь мне кажется, видно, что ученик А, не очень доволен своим самоутверждением в данной группе, конечно, он хотел бы большего внимания к себе. Но, по диаграмме мониторинга сравнительных показателей познавательной активности учащихся показанной выше, мы видим, что активность у всех трех учеников к третьему урока возросла.
Наблюдая за ходом своих уроков, я убедилась в правильности форм и подходов, которые я выбрала. На уроке ученики учатся составлять вопросы, между ними всегда строится диалог. Применение открытых и закрытых вопросов и заданий по уровням таксономии Блума, показало, что в основном ученики хорошо выполняют задания на знание, понимание и применение. А на анализ и синтез выполняют еще не все ученики. Над этой проблемой еще предстоит работать планомерно и в течение всего учебного года.
На этапах рефлексии своих уроков, кроме анкет на самооценивание, я применила метод пожелании на стикерах. Свои успехи и маленькие победы во время уроков, дети выразили на пожеланиях «Спасибо за урок!», «Мне очень понравилось сегодня работа в группах», «Пусть все уроки будут так же интересны» и т.д.
Рис.6. Рефлексия – стикеры пожелания в конце урока
Раздел 4: Ограничения процесса исследования в действии и последствия для последующей практики
В ходе исследования и проведения серии последовательных уроков я выявила следующие проблемы:
1. Ограниченность во времени, уроки физики в неделю 2 раза, а проведение 4-х последовательных уроков затягивается на две недели- половина срока практики.
2. Не очень радушное и содействующее отношение со стороны коллектива и администрации школы.
3. Ограничение времени урока (45 мин). Для групповой работы по физике уроки должны быть (мое мнение) парными.
4. Дети не успели привыкнуть к формативному оцениванию, необходимо мне разработать определенные критерии, по которым оценка выставляется суммативно.
Подведение итогов своего исследования, и оценку активности исследуемых учеников, я попробовала выполнить через SWOT-анализ:
Сильные стороны Слабые стороны
Для ученика:
А: произошли изменения в мотивации к обучению, возросла активность, улучшились взаимоотношения с одноклассниками при работе в группе.
В: Наблюдается изменение его активности, ему понравилось работа в группе, его ответы стали развернутыми.
С: заметно повышение активности, мотивации к обучению, выходит к доске, поднимает руку, желая ответить на вопросы, улучшились взаимоотношения с одноклассниками, повысилась самооценка. И даже после этих четырех уроков он стал приносить тетрадь с выполненной работой в числе первых, всегда выполняет домашние задания, конечно, бывают и ошибки в решении, но, главное он изменился.
Для учителя:
Мои запланированные уроки достигли своих целей. Я убедилась в положительном влиянии на повышение познавательной активности учащихся, заданий с учетом возрастных особенностей, которые я проводила на своих уроках. Мои ученики хорошо восприняли те стратегии и задания, введенные в практику преподавания.
Ограниченность времени для полного раскрытия его потенциала
Не проявлял активности на всех уроках.
Не получилось желаемых изменений
Необходимы индивидуальные или дифференцированные задания, он не всегда успевает за темпом класса
Не получилась работа по модулю «критическое мышление»
Не удалось удачно провести разминки между заданиями и перед началом урока.
Возможности
Для учеников: способствовать|содействует| тому, что у учеников развивать желание помочь товарищу, умение общаться, знание предмета, честность, глубокая заинтересованность физикой, умение саморефлексии и повышенные требования к|до| себе.
Для учителя: продолжить применение на практике семи модулей Программы для углубления и расширения знаний, формированию навыков самостоятельного овладения учебным материалом и формированию коммуникативных умений ,|до| развитию критического мышления.(Обучение в соответствии с возрастными особенностями, модуль обучение КМ, обучение тому как учиться, оценивание, обучение одаренных и талантливых детей)
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель, внести изменения в мою практику, согласно идеям семи модулей Программы, изученных мною в процессе прохождения курсов второго уровня. Планирую продолжить исследование по той же теме, в 9 А и 9 Б классах, с Lesson группой, проведение совместного исследования по улучшению практики, с использованием стратегии направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей .
Выводы:
1) привлечение учащихся к оцениванию, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек;
2) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
3) практическая направленность заданий и задач, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
4) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель, внести изменения в мою практику, согласно идеям семи модулей Программы, изученных мною в процессе прохождения курсов второго уровня. Планирую продолжить исследование по той же теме, в 9 А и 9 Б классах, с Lesson группой, проведение совместного исследования по улучшению практики, с использованием стратегии направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей. Результаты исследования рассмотреть на коучинг занятии среди учителей МО естественно-научного цикла. А в дальнейшем, обобщить наш опыт в разрезе всей школы.
Использованная литература:
1.Руководство для учителя второго (основного) уровня, Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан,2014год.
2.Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье,2014год
3. www.cpm.kz4.Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М. : Знание, 1987.-78 С.: ИЛ